Алгоритм технологии индивидуального педагогического сопровождения воспитанника детского дома.
Алгоритм технологии индивидуального педагогического сопровождения воспитанника детского дома.
Воспитатель – самый необходимый человек для ребенка в детском доме, его опора и надежда. Его главная Миссия – дарить свою Любовь, Надежду детям, одновременно обучая их этому чувству. Доброта и любовь – главный мотив педагогической деятельности.
Сегодня большое многообразие программ, но мы искали цельную, охватывающую все сферы углубленного развития личности и нашли, это программа, разработанная коллективом Железноводского детского дома, «Формирование ценностных ориентаций у воспитанников в условиях детского дома».
Она рассчитана на воспитанников в возрасте от 5-6 до 12-17 лет. В нашем учреждении есть одна особенность, которой нет, не в одном учреждении Ставропольского края – это интеграция детей, имеющих ограниченные возможности здоровья в здоровое детское общество, а поэтому задача педагога, работающего в коррекционной группе была адаптировать программу путем системного подхода к решению оздоровительных, общеразвивающих и коррекционных задач. Таким образом, выстроив технологичную систему работы и получив определенные результаты я возвращаюсь к миссии воспитателя – все ли что я перечислила работает на эту миссию?
Воспитатель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее, а ребенок обретает веру, надежду и любовь!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритм технологии индивидуального педагогического сопровождения воспитанника детского дома. »
«Наше будущее – дети»
Алгоритм технологии индивидуального педагогического сопровождения воспитанника детского дома.
Панина Наталья Викторовна
Государственное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (смешанный) № 24 Ставропольский край Новоалександровский район cт.Григорополисская
Воспитатель – самый необходимый человек для ребенка в детском доме, его опора и надежда. Его главная Миссия – дарить свою Любовь, Надежду детям, одновременно обучая их этому чувству. Доброта и любовь – главный мотив педагогической деятельности.
Сегодня большое многообразие программ, но мы искали цельную, охватывающую все сферы углубленного развития личности и нашли, это программа, разработанная коллективом Железноводского детского дома, «Формирование ценностных ориентаций у воспитанников в условиях детского дома».
Она рассчитана на воспитанников в возрасте от5-6 до 12-17 лет. В нашем учреждении есть одна особенность, которой нет, не в одном учреждении Ставропольского края – это интеграция детей, имеющих ограниченные возможности здоровья в здоровое детское общество, а поэтому задача педагога, работающего в коррекционной группе была адаптировать программу путем системного подхода к решению оздоровительных, общеразвивающих и коррекционных задач. Например, дети с эмоциональными расстройствами нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию их деятельностной сферы, на обучение их навыкам взаимодействия со взрослым, а в дальнейшем и со сверстниками. Особую значимость приобретает соответствие содержания и методов коррекционной работы ввиду, степени выраженности и структуре отклоняющегося развития, а также возрасту ребенка. При этом предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. Т.е данная программа адаптирована на разный уровень развития ребенка.
Основным методом обучения является организация постоянной активной предметно – практической деятельности умственно отсталых детей на всех видах деятельности. Само содержание программы остается прежним, только подбор тем направлен на исправление (доразвитие), а также компенсацию тех психических и физических процессов, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
I. Для реализации управленческого координационного направления приняты решения:
- Цель и задачи учебно-воспитательного процесса, особенности перспективного планирования должны определяться анализом воспитательной работы за год, результатами промежуточного и итогового мониторинга, ставшего традицией и проводятся по двум направлениям:
1. мониторинг (в том числе и промежуточный) для детей, которые живут в детском доме более 1 года.
Изучение индивидуальных особенностей характера.
Изучение состояния здоровья.
Изучение склонностей, творческих способностей каждого воспитанника.
Изучение коммуникативных способностей.
Изучение проблем в обучении.
Изучение проблем взаимодействия: воспитанник - воспитанник; воспитатель-воспитанник.
2. мониторинг для вновь прибывших детей (стартовые знания о развитии ребенка) эти данные берем из личного дела, с которым к нам поступает ребенок, и первоначальные срезы его состояния здоровья (психического, (уровень тревожности, агрессивности и т.д), физического (показатели осанки, бега, походки), педагогического (способности, склонности ребенка)
II. Проанализировав и составив общую характеристику группы и на каждого ребенка в отдельности, мы начинаем планирование педагогической деятельности:
- Обращаем внимание на режим дня (их у нас 4 (осень, зима, весна и лето)
- определяется тематика дней
- закрепляется педагогический персонал за определенной группой
- формируется состав педагогов дополнительного образования (которые продолжают деятельность педагогов)
- формируется расписание системы реализации дополнительного образования с пофамильным указанием времени и детей, занимавшихся в это время.
Исходя их выше сказанного, педагогические сотрудники, работая в группах и в дополнительном образовании делают акцент на целях и задачах воспитания в конкретной группе с конкретным ребенком. Мы ушли от записи режимных моментов, делаем акцент на содержание педагогической работы в конкретный день, в том числе приучение детей к выполнению правил внутреннего распорядка.
В 2010-2011 учебном году инициативной группой педагогов под руководством заместителя директора по МР разработан и утвержден на методическом совете алгоритм ежедневного планирования деятельности воспитателя с группой (существует приказ по учреждению, в котором определена тематика дней)
Воскресенье - проведение экскурсий, подвижные игры.
Так как в программе невозможно охватить все аспекты самостоятельной жизни в современном обществе, возможно выделение занятий на дополнительные темы, особенно важные для конкретной группы, отдельного воспитанника.
Важным приложением к программе «Формирование ценностных ориентаций у воспитанников в условиях детского дома» является план индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома.
По индивидуальному сопровождению ребенка подготовлены документы, для ориентировочной диагностики наличного уровня его развития.
- паспорт физического развития;
- социальный паспорт;
- психологический паспорт;
- карта индивидуального развития;
- карта педагогического сопровождения.
- портфолио ребенка.
В целях удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка в учреждении организовано дополнительное образование. Педагоги дополнительного образования продолжают работу воспитателя, помогая ребенку развивать творческие способности, прививать навыки трудового воспитания, этому способствует и детское самоуправление, коллективно-творческие дела детского дома (дни рождения, различные конкурсы: «Дом в котором уютно всем» «Лучшая группа», «Лучший воспитанник», конкурс рисунков, Мастерская Деда Мороза, выставка поделок из природного материала, лучшие работы выставляются на Доску Славы.
В детском доме функционируют кружки: «Пользователь ЭВМ», «Рукодельница», «Оч. умелые ручки» работает тренажёрный зал, игровая комната (для малышей), библиотека, зал для культурно-массовых мероприятий.
Все материалы, результаты общего сотрудничества всех сотрудников детского дома отражены в личном деле воспитанника, которое состоит:
- официальные документы (восстановление документов самого ребенка, работа по закреплению жилья или постановке на очередь, восстановление связи с кровными родственниками, оформление пенсии и т.д.)
- Результаты индивидуального психолого-педагогического сопровождения.
Деятельность сотрудников учреждения направлена на создание оптимальных социально–психолого-педагогических условий, способствующих успешному воспитанию, обучению и развитию ребенка (об этом свидетельствуют позитивные результаты деятельности каждой группы, отмеченные в отчетах).
Успешная организация учебно-воспитательной работы учреждения невозможна без содействия повышению профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала педагогов. Традиционными стали в учреждении конкурсы профессионального мастерства «Воспитать человека», «Ступени роста».
Такое же сопровождение ведется и для каждого педагога. Результаты нашей совместной деятельности таковы:
- снижение самовольных уходов
- снижение преступности
- снижение уровня заболеваемости
- повышение уровня воспитанности
Таким образом, выстроив технологичную систему работы и получив определенные результаты я возвращаюсь к миссии воспитателя – все ли что я перечислила работает на эту миссию?
Воспитатель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее, а ребенок обретает веру, надежду и любовь!