kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа "Керамика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана педагогом дополрнительного образования со стажем работы свыше 30 лет. В программе приведены примеры работы с глинами Владимирской области.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Керамика"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Собинского района

Детский (подростковый) центр г. Лакинска


Принята на заседании

педагогического совета

31 августа 2017 г

протокол №1

Утверждаю

Директор МБУ ДО ДПЦ г. Лакинска __________ Н.В. Букина

приказ № 63 от 01.09.2017 г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КЕРАМИКА»

(авторская)



Возраст обучающихся 5 – 15 лет

Срок реализации 3 года






Автор-составитель

педагог дополнительного образования

1 квалификационной категории

Страздинь Александра Емельяновна







г. Лакинск

2017 год



ВВЕДЕНИЕ

Керамика - самый древний свидетель мировых цивилизаций. В исследовании истории развития материальной культуры именно керамике принадлежит одна из ведущих ролей в определении основных этнографических признаков связей времен и народов. Научные обобщения и систематизация, обзор керамических форм, декора, функций позволяют проследить этапы, время, уровни развития быта народов в результате активного взаимодействия племен и этнографических общностей. Ещё неолитические стоянки древних людей оставили толстостенные глиняные черепки со следами декорирования. В нашем районе одна из неолитических стоянок, посещённых нами, находится у деревни Петрушино.

Глина настолько прочно вошла в нашу жизнь, как замечательный строительный и декоративный материал, что ей нет конкурентов.

Пять тысяч лет тому назад в Месопотамии была изобретена письменность, а первой бумагой служили глиняные таблички. Они стали страницами самых первых книг. Одни таблички после выполнения записей лишь хорошо просушивались на солнце, а наиболее ценные обжигались.

Люди с незапамятных времён лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду и культовую скульптуру. Обожжённая в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который получил впоследствии название керамика. С развитием техники, отформованные и высушенные глиняные изделия, стали обжигаться не в кострах, а в специальных печках-горнах. На Руси само слово «гончар» произошло от названия обжиговых печей. В старину мастеров, работающих с глиной, называли «горнчарами», но со временем буква «р», затруднявшая произношение, была утрачена.

Керамические изделия - самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниёт и не горит, не окисляется подобно металлу. Многие глиняные изделия дошли до нас в первозданном виде. В Собинском районе гончарным делом занимались с древних времён, так как запасы глины очень значительные.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Керамика» переработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта начального общего и основного общего образования и включает в себя:

• Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;

• Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

• Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Программа «Керамика» посвящена сохранению и развитию этого вида народного творчества.


Направленность программы – художественная.

Срок реализации – 3 года.

Новизна программы состоит в том, что при разработке программы широко использован местный материал.

Программа дополняет и расширяет знания и умения обучающихся, полученные ими на уроках технологии.

В процессе реализации программы осуществляется системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса.

Актуальность программы определена развитием мотивации обучающихся к изготовлению глиняных изделий, эстетическим воспитанием детей, пониманием красоты и изящества.

Изготовление изделий из глины развивает мелкую моторику детей, закрепляет познавательный интерес, способствует развитию творческого мышления и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, выбирать, анализировать.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям детей и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность детей основаны на их природной любознательности, которую и следует поддерживать, развивать и направлять.


Программа для детей старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста рассчитана на 3 года с количеством занятий 2 часа в неделю на первом году обучения, 4 часа в неделю – на втором году, 6 часов в неделю – на третьем году обучения. Всего 432 часа. Продолжительность каждого занятия 40 минут. Основной единицей учебного процесса является учебное занятие, которое может быть проведено в форме игры, путешествия, беседы и др.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

• Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к изготовлению изделий из глины, стремление развивать творческие возможности учащихся.

• Системность. Курс строится в соответствии с принципом от частного (особенности изготовления отдельных изделий) к общему (способы изготовления глиняных изделий в целом).

• Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение специальной терминологии, на изготовление изделий из глины, которые могут использоваться в быту.

• Реалистичность. Усвоение основного содержания программы возможно за количество занятий, заявленных в программе.

Планируемые результаты

1. У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:

- ответственное отношение к учению, способность к самообразованию;

- способность к эмоциональному восприятию изготавливаемых изделий;

- умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

- первоначальные представления о гончарном деле как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для человека;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой и других видах деятельности;

- творческий подход при работе над изделием;

- усидчивость, терпеливость;

- мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включая социальные и познавательные мотивы;

- устойчивый интерес к новым, нетрадиционным видам прикладного творчества в работе с глиной, новым способам и неожиданным решениям в технологии и материаловедении, новым способам самовыражения.

2. Метапредметные результаты:

- Регулятивные. Учащиеся получат возможность научиться составлять план и последовательность действий, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата, осуществлять контроль по результату и способу действия, адекватно оценивать результат выполнения задания;

- Познавательные. Учащиеся получат возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки рассуждений, планировать деятельность исследовательского характера, выбирать эффективные способы изготовления изделий; анализировать объекты;

- проводить сравнение, классификацию, синтез по разным критериям;

- проводить наблюдения и эксперименты;

- делать выводы.

- Коммуникативные. Учащиеся получат возможность научиться организовать совместную деятельность и учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать в группе, распределять функции и роли, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, аргументировать свою позицию.

3. Предметные результаты. Учащиеся получат возможность научиться:

- подготавливать глиняную массу для работы

- самостоятельно изготавливать изделия из глины при помощи технологических карт различными способами;

- использовать справочные материалы;

- уметь осуществлять отбор необходимого материала при работе над изделием;

- понимать рисунки, эскизы, определять размеры;

- знать названия, правила пользования инструментами и приспособлениями для обработки глины;

- самостоятельно выполнять изделия по образцу, рисунку, эскизу.

Основные виды деятельности учащихся:

• проектная деятельность;

• самостоятельная работа;

• работа в парах, в группах, индивидуально;

• творческие работы;

• экскурсия.

Виды контроля знаний и способы подведения итогов реализации программы.

Для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы следующие виды контроля:

- Работа по образцу (сравнение с образцом);

- Участие в творческих конкурсах различного уровня;

- Работа над проектом и защита;

- Сообщения и мини-доклады;

- Диагностика умений и навыков в начале, середине, конце учебного года;

- Мини-выставки по пройденным темам.

- Итоговая выставка ОУ;

- Тестирование;

- Практикум;

- Защита конкурсной работы.


Цель программы - воспитать интерес к народному творчеству, вовлечь учащихся в творческую деятельность, привить первоначальные навыки в освоении гончарного ремесла.

Задачи:

- учить обучающихся понимать и любить искусство керамики;

- познакомить с основными свойствами и особенностями природной глины, добываемой в Собинском районе;

- учить различать жирные и тощие глины из различных местностей района;

- дать общие понятия основ технологии керамического производства;

- познакомить обучающихся с изготовлением глиняной игрушки и посуды;

- дать первоначальные сведения о русской народной игрушке и помочь усвоить понятия «декоративность» и «народность».

В ходе занятий учащиеся познакомятся с некоторыми технологическими операциями производства керамических изделий несложных форм и игрушки: приготовлением глиняной массы традиционными и современными способами, ручной лепкой посуды с учётом традиционных технологий, употреблявших в нашем районе в конце XIX века и найденных во время этнографических экспедиций нашего творческого объединения «Глиняная игрушка» и «Этнографическое краеведение» по Собинскому району.

Кроме того, даются краткие сведения по работе с гончарным (ножным) кругом, а также о механическом способе (отливке и вдавливании в формы), оправке, сушке изделий; обжиге, как в муфельной печи, так и в костре, в печке-«буржуйке». При этом главное внимание уделяется ручным способам изготовления и декорирования изделий, отмеченным в Собинском районе во время бесед со старожилами в бывших керамических центрах района: лепке сосудов ленточным способом, дымлению, лощению полному и частичному, тиснению и ангобированию. Детям даются сведения по кистевой росписи, работе с пипеткой.

Программа ориентирована на приобщение детей к творчеству и носит образовательный характер. Она дополняет и углубляет школьные программы «ИЗО и художественный труд», «Технология».

Программа рассчитана на обучающихся 5 – 15 лет.

В процессе обучения предусматривается не только передача учащимся определённых знаний и практических умений, но и развитие их творческих способностей, поощрение стремления к самостоятельному творческому труду.

Учебный процесс основан на обучении основным приёмам и технологии изготовления игрушки и прочих декоративных изделий из природного материала, сочетающих в себе эстетические и практически-полезные качества. Дети приобретают теоретические и практические знания и умения в работе с глиной. В процессе работы у детей развивается чувство ритма, цвета, глазомер, тренируются пальцы рук, воспитывается наблюдательность, усидчивость, эстетическое восприятие мира, формируются понятия о красоте изделий, созданных своими руками.

Творческий подход к работе дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

При реализации программы применяются методы:

- словесные: лекции, рассказы, беседы;

- наглядные: репродукции, слайды, фото и видеосюжеты, образцы изделий;

-практические: изготовление наглядных пособий, инструментов, приспособлений, изделий, самостоятельная подготовка глиняной основы необходимой консистенции.















































УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(72 часа, 2 часа в неделю)

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля

1. Вводное занятие. Цели и задачи обучения

2

2

-

-

2. Особенности народного искусства и художественных промыслов России. Копирование

4

2

2

Тесты на сравнение образцов

3. Посещение краеведческого музея. Народные ремёсла Собинского района. Копирование изделий

6

3

3

Устный опрос

4. Гончарный промысел в уезде. Основные центры. Копирование изделий в глине и эскизах

7

2

5

Практическая работа

5. Основы материаловедения по керамике. Основные свойства глины

10

3

7

Практическая работа

6. Технология керамического производства. Приготовление массы, процесс изготовления

6

2

4

Практическая работа

Тест

7. Лепка изделий вручную ленточной техникой

8

2

6

Выставка

8. Керамическая игрушка: классические центры, изготовление игрушки

12

2

10

Устный опрос

9. Обучение навыкам работы с кистью

7

1

6

Практическая работа

10.Процесс создания сюжетной терракотовой игрушки

5

1

4

Практическая работа

11. Подготовка к итоговой выставке

5

-

5

Выставка

ИТОГО

72

20

52



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Вводное занятие

Цели и задачи обучения. Правила внутреннего распорядка в мастерской. Инструменты и приспособления. Основное оборудование. Правила безопасности труда и личная гигиена. Организация рабочего места.

Тема 2.Особенности народного искусства и художественные промыслы России

Беседа о народном искусстве, его основных видах (художественная керамика, резьба и роспись по дереву, металлу, резьба по кости, вышивание, узорное ткачество, лакированная миниатюра, обработка кожи, рога, камня и т.д.). Специфические особенности произведений народных мастеров.

Тема 3. Посещение краеведческого музея Свято-Казанского храма

г. Лакинска. Народные ремёсла Собинского района

Знакомство с местным краеведческим музеем. Ознакомление с историко-этнографическими особенностями родного края. Местный гончарный промысел, его истоки, этапы развития, закономерность его существования и сохранения в стороне от Владимирского тракта. Археологические находки по керамике, возрождение керамики в уезде в XVII-ХIX веках. Практические занятия. Изготовление простейших пластин и посуды с летним орнаментом.

Тема 4. Гончарный промысел в уезде

Основные центры. Повсеместное развитие гончарного промысла в уезде, причины его подъёма и падения. Основные центры. Гончары деревень Юрово и Вежболово. Село Черкутино - сборный пункт глиняной посуды и игрушки перед отправкой на губернские ярмарки. Артели и мастера-одиночки. Современное состояние гончарного промысла. Практические занятия. Работа по изготовлению традиционной игрушки.

Тема 5. Основы материаловедения по керамике. Основные свойства глины

Глина - основной природный материал для изготовления керамических изделий. Основные свойства глины. Понятие о прочих сырьевых материалах, входящих в состав керамической массы. Практические занятия. Подготовка глиняной массы до готовности.

Тема 6. Технология керамического производства

Ознакомление с технологией керамического производства. Приготовление массы. Показ способов изготовления изделий: ручная и механическая (литьё). Практическое изготовление массы, оправка, сушка, декорирование, обжиг.

Тема 7. Объёмная ручная лепка

Освоение приёмов лепки руками изделий простых форм. Подготовка теста к формированию. Объёмная лепка вручную и лепка ленточной техникой

Практическая работа. Лепка глиняных бус различной формы. Лепка вручную полых форм: горшок, кружка, ваза. Освоение спирального метода изготовления полых изделий. Игрушка-миниатюра. Творческая работа.

Тема 8. Керамическая игрушка. Её классические центры. Изготовление игрушки

Знакомство с керамической игрушкой, её лучшие традиционные центры /Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево и др./. Демонстрация образцов игрушек, иллюстрации, подготовка игрушек.

Практическая работа.

Лепка простых игрушек - птичка, рыбка, лошадка, олень, фигура человека. Создание самостоятельных игрушек. Декорирование по сырому фону.

Тема 9. Обучение навыкам работы с кистью

Теоретическое знакомство с элементами росписи. Кисти: круглые, плоские. Способы держания кисти.

Практическая работа. Выполнение мазков. Виды мазков. Растительные и геометрические мотивы в росписи по глине.

Тема 10. Процесс создания сюжетной терракотовой игрушки

Создание сюжетной терракотовой игрушки. Обдумывание сюжета, эскиз. Практическая работа. Обучение и отработка навыков лепки, оправки, декорирования, сушки и обжига. Обжиг в муфельной печи и на открытом воздухе: костёр и буржуйка.

Тема 11 .Подготовка к итоговой выставке

Трудовая практика: закрепление знаний, умений и навыков декорирования художественных керамических изделий. Приёмы лепки, роспись керамических изделий. Поездки в старые гончарные центры: деревни Юрово, Вежболово.


К концу года дети должны знать:

- месторождения глины в природе;

- технику безопасности в работе с глиной;

- разновидности глины по жирности;

- некоторые центры гончарства и мастеров-гончаров; основные центры российской классической игрушки.


К концу года дети должны уметь:

- приготовить глиняное тесто и опробовать его на готовность;

- слепить простые формы и подобрать подходящий декор;

- усвоить технологию изготовления круглых, полых изделий и игрушки-миниатюры.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(144 часа, 4 часа в неделю)

Тема

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Формы аттестации/

контроля

1.Вводное занятие. Т/б. Повторение пройденного материала. Способы изготовления, декорирования, сушки и обжига изделий

8

2

6

Тест

3. Подготовка глиняной массы.

Глины д. Пестерюкино и д. Степаньково. Сравнение опытным путём

6

2

4

Сравнение (таблица)

4. Классификация художественной керамики

4

2

2

Опрос

Тест

5. Декорирование керамики. Особенности местного промысла

20

4

16

Опрос

6. Особенности росписи по грубой и тонкой керамике. Кистевая роспись заготовок. /Грубая керамика/

24

4

20

Выставка

8. Разработка композиций в круге, квадрате. Изразцы

24

4

20

Выставка

9. Изготовление авторской игрушки на различные сюжеты. Тематика игрушки.

20

4

16

Индивидуальная практическая работа. Выставка

10. Изготовление свистульки в форме птицы. Обучение озвучиванию

8

2

6


11 .Растительные и геометрические орнаменты в керамике

16

4

12

Выставка

13.Самостоятельное создание игрушек

10

2

8


Итоговая выставка

4

1

3

Выставка


ИТОГО:


144


31


113



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Повторение пройденного материала

Способы изготовления, декорирования, сушки и обжига изделия на воздухе.

Ручные и механические способы изготовления изделий.

Практическая работа. Приёмы лепки и известные способы декорирования, оправка и сушка изделий перед обжигом. Особенности обжига в муфельной печи и на открытом воздухе.

Тема 2. Знакомство с местным керамическим промыслом. Творчество старых мастеров

Знакомство с историей гончарного промысла Собинского района. Творчество старых мастеров: Шестакова Григория, Дятлова Александра, Малышева Ивана. Поездка в село Черкутино к старому гончару Кузнецову Дмитрию Дмитриевичу. Знакомство с коллекцией работ вежболовских гончаров начала XX века, периода коллективизации. Вытеснение гончарной посуды штампованной фабричной.

Практическая работа. Копирование в глине работ мастеров.

Тема 3. Подготовка глиняной массы. Глины д .Пестерюкино и д. Степаньково

Сравнение опытным путём.

Знакомство с отмучиванием. Куриловские глины как самые удобные для заготовки и доставки. Глины деревень Степаньково и Пестерюкино.

Практическая работа. Поход в Карачарово с целью взятия проб глины.

Подготовка глиняной массы традиционным /перемин/ и усовершенствованным способом /отмучивание/.

Тема 4. Классификация художественной керамики

Основные понятия классификации художественной керамики: гончарные изделия, майолика, фаянс, фарфор. Демонстрация Художественной керамики, иллюстраций, слайдов, диапозитивов.

Практическая работа. Копирование по желанию, стремясь отметить типичные черты.

Тема 5. Декорирование керамики. Особенности местного промысла

Основные виды декорирования художественных керамических изделий: ангобирование/грушей, оплеском, сплошным покрытием/ и глазурное покрытие. Особенности местного промысла: лощение, томление, свинцовая глазурь.

Практическая работа. Обучение ангобированию и лощению по сырому фону.

Тема 6. Особенности росписи по грубой и тонкой керамике

Декоративная роспись - один из распространенных способов украшения художественной керамики. Значение декоративной росписи в декорировании изделий на предприятиях народных промыслов по художественной керамике.

Основные виды росписи: роспись кистью, пипеткой. Различные виды декоративной росписи. Особенности росписи в зависимости от материала /роспись на грубой керамике, фаянсе, фарфоре/.

Практическая работа. Роспись кистью по заранее заготовленному черепку

Тема 7. Кистевая роспись заготовок /грубая керамика/

Обучение навыкам владения кистью и отработка основных элементов росписи на бумаге. Мазок как основной элемент кистевой росписи. Практическая работа. Последовательность нанесения мазков, моделирование форм цветка. Растительные мотивы росписи и их разнообразие. Владимирская роспись. Копирование изделий и составление композиций.

Тема 8. Разработка композиций в круге, квадрате. Изразцы

Знакомство с изразцами. Разработка вариантов заданной композиции. Практическая работа. Выполнение самостоятельных несложных композиций, соблюдение масштаба, распределение элементов композиций. Разработка композиций на бумаге в круге, прямоугольнике, квадрате. Выполнение изразцов и пластин на региональную тему.

Тема 9. Изготовление авторской игрушки на различные сюжеты. Тематика игрушки

Особенности местных свистулек в сравнении с известными промыслами игрушек.

Практическая работа. Лепка игрушки на различные сюжеты. Фигура человека. Изготовление многофигурных композиций. Проявление индивидуальности в разработке игрушек. Зависимость форм изделия /посуды, игрушки/ от пластичности глины. Тиснение как один из древнейших способов декорирования глиняных изделий.

Тема 10. Литьё в гипсовой форме. Формы и отливка

Теоретическое знакомство с литьём в гипсовых формах. Положительное и отрицательное в механическом изготовлении керамики. Свойство гипса. Практическая работа. Изготовление простейших форм /солонка, блюдца/ и отливка изделий. Оправка, сушка, декорирование.

Тема 11. Растительные и геометрические элементы в керамике

Основные понятия об орнаменте. Его особенности в керамике. Орнаментальный строй. Растительный и геометрический орнаменты. Демонстрация различных орнаментов на образцах изделий художественных промыслов /вышивка, дерево, керамика/. Символика в орнаментах. Отражение языческих верований в простейших символах на примере росписи каргопольской игрушки.

Практическая работа. Составление тисненых орнаментов на заготовках по сырому фону.

Тема 12. Особенности орнаментов местных мастеров. Эскизы

Изучение вариантов орнаментов по образцу /работы мастера Коваленко Д.А./ Особенности орнаментального строя в декорировании изделий местных мастеров. Отсутствие росписи в Собинском районе /на гончарных изделиях/. Практическая работа. Работа на сырых заготовках по образцу.

Тема 13. Самостоятельное создание игрушки. Итоговая выставка

Подготовка к итоговой выставке. Самостоятельное создание эскиза игрушки по выбранному сюжету.

Практическая работа. Выполнение игрушки, сушка, обжиг. Итоговая выставка. Трудовая практика. Изготовление игрушки, оправка, декорирование, сушка и обжиг на воздухе /костровая яма, костер, буржуйка/.


К концу года дети должны знать:

- основные технологии изготовления и декорирования местных умельцев;

- разнообразные технологические способы изготовления глиняных изделий;

- правила безопасности в работе с глиной при обжиге в буржуйке и костровой яме;

- местных умельцев и способы декорирования их работ.


К концу года дети должны уметь:

- различать изделия по специфике изготовления и декорирования старых мастеров;

- приготовить глину способом «отмучивания» и «перемин»;

- украшать изделия ангобом при помощи кисти и груши по сырому фону;

- отлить в гипсовую форму простейшие изделия: стакан, солонку, блюдце;

- понимать орнаментальный строй и выполнять тисненый и ангобный орнамент.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(216 часов, 6 часов в неделю)

Тема

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Формы аттестации/

контроля

1. Творчество Коваленко Д.А. Заключительный этап гончарного промысла Собинского района.

3

3

-

Тест

2. Керамика в области на современном этапе. Ведущие мастера.

18

3

15

Опрос

3. Особенности красных и светлых глин с. Ратмирово. Вырождение промысла исследования глин.

18

3

15


4. Виды мелкой пластики, керамическая игрушка, фарфоровая и фаянсовая скульптура. Фигурная керамика Скопина.

30

3

27

Тест

5. Текстурное и фактурное декорирование изделий в сыром виде.

36

3

33

Выставка

6. Ангобы. Глазурное покрытие в местном промысле.

15

3

12


7. Роль геометрического тиснения в сюжетной игрушке.

27

3

24


8. Тема творческой и трудовой деятельности в игрушке. Составление эскизов и выполнение.

27

3

24

Выставка

9. Закрепление процессов керамического производства. Литьё и гончарный круг.

18

3

15


10.Самостоятельное изготовление игрушки. Эскизы. Оценка творческой деятельности.

18

3

15

Выставка

11. Итоговая выставка.

6

2

4

Защита работ

ИТОГО:

216

32

184


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Вводное занятие

Экскурсия в местный этнографо-краеведческий музей. Творчество Коваленко Д.А. - заключительный этап в гончарном промысле Собинского района. Рязанская керамика в районе, игрушка. Древнейшие связи Рязанцев с местными промыслами. Практическая работа. Копирование местной и рязанской керамики в глине.

Тема 2. Возрождение керамики в области на современном этапе. Ведущие мастера

Возрождение гончарного промысла и художественной керамики в области на современном этапе. Традиции и новаторство. Ведущие мастера Владимирской керамики Варцава Р.М., Слинькова Т.И.. Практическая работа. Творческая работа по копированию изделий владимирских мастеров.

Тема 3. Особенности красных и светлых глин. Исследование глин

Посещение мест с исторически сложившимися традициями гончарного промысла с. Ратмирово Собинского района. Особенности ратмировской красножгущейся и беложгущейся глины. Тесная связь вежболовских и ратмировских гончаров. Годы коллективизации. Вырождение промысла. Практическая работа. Подготовка глиняной массы с. Ратмирово.

Тема 4. Виды мелкой пластики, керамическая игрушка, фарфоровая и фаянсовая скульптура

Мелкая пластика в керамике. Виды мелкой пластики. Материалы, применяемые в керамике для изготовления скульптуры. Керамическая игрушка, фарфоровая и фаянсовая скульптура. Значение мелкой пластики и её роль в сочетании с посудными формами. Фигурная керамика Скопина. Практическая работа. Выполнение эскизов. Роспись мелкой пластики по мотивам Скопинской керамики.

Тема 5. Текстурное и фактурное декорирование изделий в сыром виде

Ознакомление с механизированными способами декорирования. Текстурное декорирование: украшение поверхности рельефа и приставных деталей /налепы/; фактурное декорирование: лощение, дымление, пастилаж; механизированные способы декорирования; аэрографное покрытие /напыление/, штамп, гравировка.

Практическая работа. Декорирование на заготовках по выбору учащихся. Тема 6. Ангобы. Глазурное покрытие в местном промысле. Материалы для декорирования изделий художественной керамики. Ангобы. Теоретические сведения о глазурных покрытиях, легких свинцовых глазурях. Трудоемкость глазурования в костре и в костровой яме легкими глазурями. Имитация глазури. Лакирование по сырому черепку.

Практическая работа. Копирование изделий. Ангобирование по сырому черепку и лакирование по обожженному.

Тема 7. Роль геометрического тиснения в сюжетной игрушке

Геометрический орнамент, выполненный тиснением, как наиболее ярко выраженный материал. Роль его в современной мелкой пластике , как деталь, придающая колорит русской сюжетной игрушке на современном этапе. Обращение к традиционным декоративным решениям. Практическая работа. Выполнение игрушки с тисненным орнаментом.

Тема 8. Творческой и трудовой деятельности в игрушке

Тема творческой и трудовой деятельности в работах учащихся объединения «Лепная игрушка» центра. Региональные мотивы в моделировании игрушки. Практическая работа. Составление эскизов. Выполнение самостоятельных композиций и декорирование их по замыслу учащихся.

Тема 9. Закрепление процессов керамического производства. Литьё и гончарный круг

Закрепление умений и навыков в керамическом производстве. Последовательность процесса керамического производства. Практическая работа. Изготовление гипсовых форм и литьё в гипсовые формы. Формирование изделий на гончарном круге. Зачистка и сушка изделий. Текстурное и фактурное декорирование.

Тема 10. Самостоятельное изготовление игрушки

Практическая работа. Выполнение самостоятельной композиции в традициях местного промысла с проработкой форм и декора игрушки. Самостоятельная оправка, декорирование и обжиг изделий.

Тема 11. Итоговая выставка

Подготовка к итоговой выставке. Отбор экспонатов.

Общественно-полезный производительный труд. Заготовка глиняной массы на следующий год. Этнографическая экспедиция. Обжиг в костре и в костровой яме.


К концу года дети должны знать:

- работы и технику исполнения известных гончаров нашего региона, уметь отличать их работы;

- теорию декорирования по сырому фону, как наиболее свойственному нашему региону;

- технику безопасности при обжиге в костре и буржуйке.



К концу года дети должны уметь:

- различать жирные, тощие и средние глины разных мест;

- самостоятельно подготавливать глиняное тесто для работы;

- изготавливать различные приспособления из подручного материала;

- самостоятельно лепить и озвучивать фигурки человека, животных, птиц;

- внедрять новые способы лепки и декорирования в своих работах;

- выполнять работы в связи с изменяющейся действительностью, полностью раскрывая творческий замысел и сочетая его с традиционными решениями.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Младшая группа


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля




Беседа

2

Вводное занятие

Учебный кабинет

Тест




Беседа, показ

4

Народные искусства. Художественные промыслы России.

Учебный кабинет

Тесты




Беседа

Показ

Посещение музея

6

Традиционные ремёсла Собинского района (текстиль, солома, дерево, кузнечное ремесло)

Учебный кабинет





Беседа. Показ. Практическая работа

6

Местные гончарные промыслы: д.Вежболово, Ратмирово, Юрово. Трафареты. Творческая работа с глиной

Учебный кабинет

Работа по образцу





10

Материаловедение:







Показ


2

Особенности глин

Учебный кабинет

Практикум





Практическая работа

2

Жирные и тощие глины района

Учебный кабинет






Показ, беседа

2

Этапы подготовки глиняного теста: перемин и отмучивание.

Учебный кабинет

Практикум





Практическая работа

2

Заготовка и оправка изделия

Учебный кабинет

Практикум





Беседа

Показ

2

Сушка и обжиг изделий

Учебный кабинет






6

Технология керамического производства:







Показ

Практическая работа

2

Отмучивание, перемин, выполнение заготовок. Оправка и декорирование по сырому фону

Учебный кабинет

Практикум





Беседа

Показ

2

Правила сушки

Учебный кабинет

Тест





Беседа

Показ

2

Обжиг различными способами

Учебный кабинет

Практикум





8

Ручная лепка:







Беседа

Показ

Практическая работа

2

Простейшая лепка (глиняные бусы различной формы)

Учебный кабинет

Практикум





Показ

Беседа

2

Спиральный (ленточный) метод лепки

Учебный кабинет






Практическая работа

2

Отработка навыков лепки

Учебный кабинет

Практикум





Творческая работа

2

Закрепление навыков лепки

Учебный кабинет

Мини-выставка





12

Классические центры керамической игрушки:







Наблюдение

Работа по образцу

Беседа

Практическая работа

2

Дымково

Учебный кабинет


Работа по шаблонам





Наблюдение

Работа по образцу

Беседа

Практическая работа

2

Филимоново, Каргополь

Учебный кабинет

Работа по шаблонам





Наблюдение

Работа по образцу

Беседа

Практическая работа

2

Абашево

Учебный кабинет

Работа по шаблонам





Наблюдение

Работа по образцу

Беседа

Практическая работа

2

Ковровская игрушка

Учебный кабинет

Работа по шаблонам





Творческая работа

2

Сделаем чудо

Учебный кабинет

Лепка по образцу





Творческая работа

2

Лепка по мотивам

Учебный кабинет

Зачётная работа





8

Навыки работы с кистью:







Беседа

Показ

2

Теоретическое знакомство с элементами росписи

Учебный кабинет

Работа по трафаретам, лекалам





Беседа

Показ

Практическая работа

2

Кисти круглые, плоские. Способы держания кисти

Учебный кабинет






Практическая работа

Показ

Беседа

4

Выполнение мазков. Виды мазков. Растительные и геометрические мотивы в росписи глины.

Простейшая роспись

Учебный кабинет

Практикум





6

Создание сюжетной игрушки:







Практическая работа

2

Обдумывание сюжета. Эскиз.

Учебный кабинет

Работа над проектом





Практическая работа

4

Обучение и отработка навыков лепки, оправки, декорирования, сушки глиняной игрушки

Учебный кабинет

Работа над проектом.

Защита проекта. Выставка














4

Подготовка и проведение итоговой выставки. Анализ результатов

Учебный кабинет

Итоговая выставка



Материально-техническое обеспечение программы

1. Стеки деревянные, различной формы.

2. Пластиковые доски и куски ткани произвольного размера, но не менее 30х30 см.

3. Штампы самодельные и из подручного материала, фактурные детали детских игрушек.

4. Глина и ёмкость для выстаивания глины.

5. Наглядный материал: иллюстрации, образцы, рисунки, эскизы.

6. Муфельная печь для обжига.


Методическое обеспечение программы

1. Наглядные пособия: образцы изделий, иллюстрации, рисунки;

2. Дидактический и информационный материал по всем учебным темам.

3. Игры, конкурсы, сценарии для проведения викторин и игр.

4. Новые педагогические технологии в творческой работе с глиной.

5. Литература по разделу «Народное творчество».

6. Пособия и репродукции по темам «Сокровища народного творчества», «Народные промыслы Владимирщины».























Список литературы

Для педагога:

  1. Федотов, Г.Я. Послушная глина / Г.Я. Федотов. – М.: Аст-пресс, 1997. – 144 с.

  2. Чаварра, Х. Ручная лепка / Х. Чаварра. – М.: Аст. Астрель, 2006. – 63с.

  3. Изотова, М.А. Гончарная работа для дома и заработка / М.А. Изотова. – Р. н/Д.: Феникс, 2008. – 252 с.

  4. Кузьмин, Л.И. Чудесное яблоко / Л.И. Кузьмин. – М.: Детская литература, 1999. – 95 с.

  5. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы России / П.И. Уткин. – М.: Советская Россия, 1984. – 229 с.

  6. Буббико, Д. Керамика: техники, материалы, изделия / Д. Буббико, Х. Крусс. – М.: Никола-Пресс, 2006. – 128 с.

  7. Бурдейный, М.А. Искусство керамики / М.А. Бурдейный. – М.: Профиздат, 2005. – 102 с.

  8. Лельчук, А.М. Глина с характером / А.М. Лельчук. – СПб.: Речь, 2010. – 153 с.

  9. Воробьёва, О.Я. Керамика как вид художественного творчества / О.Я. Воробьёва // Дополнительное образование. Декоративно-прикладное творчество. – Волгоград: Учитель, 2009. – 140 с.

  10. Варцава, А.М. Художественная керамика. Программа дополнительного образования / А.М. Варцава. – Владимир: ВГПУ, 1993. – 35 с.

  11. Ерлыкин, Л.А. Поделки своими руками / Л.А. Ерлыкин. – М.: ТРИЭН, 1997. – 192 с.

  12. Интернет-ресурсы


Для детей:

  1. Перова, О. Наша Родина Россия / О. Перова. – М.: Эксмо, 2013 – 96 с.

  2. Кузьмин, Л.И. Чудесное яблоко / Л.И. Кузьмин. – М.: Детская литература, 1999. – 95 с.

  3. Красичкова, А.Г. Мои первые поделки / А.Г. Красичкова. – М.: Астрель. Полиграфиздат, 2011. – 160 с.

  4. Бажов, П.П. Уральские сказы / П.П. Бажов. – М.: Ангстрем, 1992 – 127 с.

  5. Афанасьев, А.Н. Русские народные сказки. Сборник / А.Н. Афанасьев. – М.: Лабиринт, 2010. – 328 с.

Для родителей:

  1. Купцов, И.И. Родина жар-птицы / И.И. Купцов. – М.: советская Россия, 1983. – 174 с.

  2. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы России / П.И. Уткин. – М.: Советская Россия, 1984. – 229 с.

  3. Бугамбаев, М. Гончарное ремесло. Керамика / М. Бугамбаев. – Р.-н/Д.: Феникс, 2000. – 320 с.

  4. Изотова, М.А. Гончарная работа для дома и заработка / М.А. Изотова. – Р. н/Д.: Феникс, 2008. – 252 с.

  5. Дайн, Г.Л. Русская игрушка / Г.Л. Дайн. – М.: Советская Россия, 1987. – 195 с.

Оглавление


  1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

  2. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  3. Учебно-тематический план 1-го года обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

  4. Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения. . . . . . . . . . . . . . 9

  5. Учебно-тематический план 2-го года обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

  6. Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения. . . . . . . . . . . . . .12

  7. Учебно-тематический план 3-го год обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

  8. Содержание изучаемого курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

  9. Материально-техническое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

  10. Методическое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

  11. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

  12. Приложения (рецензии) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23


Рецензия

на программу «Художественная керамика».

Автор: Страздинь А.Е., педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДПЦ г. Лакинска.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, на 3 года обучения.

Программа составлена методически грамотно, изложена доступным языком.

Автор продумал не только техническую часть (работу с глиной, ее сбор, подготовку, хранение), но и ознакомление детей с историческим прошлым родного края, с художественными промыслами Собинского района, что позволяет воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости за свой край, за людей труда.

Особенно ценно, что педагог планирует экскурсии непосредственно к местам залежей глины, в гости к народным умельцам, т.е. большое внимание уделено подготовительной работе с глиной. Сделан акцент на развитие творческих способностей воспитанников.

Программа актуальна, востребована, доступна, не требует слишком больших затрат, помогает заинтересовать детей, увлечь их творчеством. Программа рекомендована к использованию.



Член экспертного совета Ивахненко Е.А

Управления образования Собинского района






Рецензия на программу

"Художественная керамика"

(3 года обучения)

Программа характеризует автора как специалиста воспитания и обучения детей средствами керамического искус­ства, обладающего высоким уровнем освоения методики преподавания, владеющего методикой управления и прогнозирования педагогического процесса.

Программа представлена в развернутой форме и наполнения глубоким смыслом и содержанием.

Тот огромный объём деятельности в районе, интегрирующей этнографический, техноло­гический и психолого-педагогический опыт, позволяет дать вы­сокую оценку, поощрять и всячески помогать дальнейшему развитию это­го направления.

- Программа позволяет творчески решать практические задачи.

- В программе отмечены технологии, которые могут быть рекомендованы к обмену опытом.

- Этнографические поиски и выводы.

- Технологии обжигов в печи-буржуйке, в костре.

- Технологии видов задымления.

Особенно следует отметить силу патриотического воспитания мето­дами деятельности педагога.

- Поиск, изучение и освоение местных глин.

- Самостоятельная подготовка их к работе.

- Восхищение красотой родного края, мастерами-умельцами и результатами их труда.

- Использования этнографического материала на занятиях керамикой.

Работа по этой программе создает дидактические условия для разви­тия творческих способностей детей.

Рекомендую программу к работе, более того рекомендую материал с соответствующей доработкой к публикации (для педагогов дополнительного и начального образования).

В работах учащихся видна цельность образов, лаконичность декора, красота форм и декори­рования, а главное – доступность материала.


Кандидат педагогических наук,

член Союза Художников Варцава Р.М.

17


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Авторская программа "Керамика"

Автор: Страздинь Александра Емельяновна

Дата: 19.11.2017

Номер свидетельства: 439512

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Календарно-тематическое планирование  . ИЗО.ФГОСС "
    ["seo_title"] => string(52) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-izo-fgoss"
    ["file_id"] => string(6) "164524"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422642666"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка внеклассного мероприятия в начальной школе "Алматы - 1000 лет!""
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotkavnieklassnoghomieropriiatiiavnachalnoishkoliealmaty1000liet"
    ["file_id"] => string(6) "319257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460788203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства