Просмотр содержимого документа
«Беседа на тему : «Личностный рост и саморазвитие» Упражнения для повышения самооценки»
Беседа на тему : «Личностный рост и саморазвитие»
Упражнения для повышения самооценки
Во многих из нас воспитали убеждение в том, что хвалить себя мысленно или вслух«нескромно». Иногда нам намного проще находить у себя недостатки, чем достоинства. Собственно говоря, самокритичность полезна, но она рискует превратиться в привычку, а такая привычка крайне вредна. Если человек постоянно себя принижает, сможет ли он чувствовать себя уверенно в общении с людьми?
Предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
Возьмите листок бумаги и напишите на нем:
1.Два качества вашей внешности, которые вы цените в себе.
2.Две наиболее замечательные черты вашего характера.
3. Одну выдающуюся способность или какое-либо ценное умение.
Легко ли вы справились с этим заданием? Если оно вызвало у вас затруднения (а такое случается довольно часто), обратитесь к человеку, мнению которого вы доверяете, и попросите его выполнить это упражнение за вас (вы же, в свою очередь, можете сделать то же самое для него); затем обменяйтесь своими результатами. Это отличное упражнение для повышения самооценки.
Сохраните этот листок бумаги и держите его при себе, чтобы он напоминал вам о ваших сильных сторонах - в особенности когда вы чем-то подавлены или удручены.
Если вы будете постоянно концентрироваться на отрицательных сторонах, негативный настрой будет окрашивать ваши мысли и язык тела. В результате вы не только сами увязнете в своих проблемах, но и другие люди станут относиться к вам отрицательно или враждебно, а то и вовсе игнорировать вас и ваше мнение. Вам следует постоянно напоминать себе о своих достоинствах и преимуществах. Изберите для себя положительный настрой и откажитесь от мыслей о плохом. Благодаря этому ваш язык тела изменится, и вы будете выглядеть успешным человеком, а не неудачником. Научившись хорошо относиться к себе, вы начнете хорошо относиться и к окружающим вас людям. Иногда мы бываем так поглощены собой, что не считаемся ни с кем вокруг и ведем себя слишком эгоистично, руководствуясь только своими интересами. Нам кажется, что страдаем только мы, что только наши интересы должны учитываться, что проблемы могут быть только у нас одних. Мы становимся помешанными на своем «я». Некоторые из таких людей, привлекая к себе всеобщее внимание, лишь тешат свое тщеславие и в результате делаются еще более эгоцентричными. Умение положительно воспринимать себя и других - первый шаг к внутренней уверенности. Помогая другим, можно получить немалое удовлетворение и обрести новые силы. Определите главные приоритеты в жизни и не отвлекайтесь на все остальное: ведь нельзя же объять необъятное. Задумайтесь, какую память о себе вы хотели бы оставить в этом мире. Так ли вы живете? Если нет, то почему? Что вы можете сделать, чтобы это изменить? В вашей власти ставить себе большие цели и лучше помогать людям. Взаимодействуя с внешним миром, вы сможете избавиться от эгоцентризма, обрести большую уверенность в себе и так повысить свою самооценку.
Упражнения для тренингов на самооценку и уверенность в себе
Упражнения для тренингов на самооценку и уверенность в себе
Упражнение «Ода о себе»
Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.
Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.
Упражнение «Формула любви к себе»
Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом. Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».
Упражнение «Стань уверенным»
Переход из одного состояния в другое сопровождается соответствующей перегруппировкой лицевых мышц. Например, улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержите улыбку 10-15 секунд. Измените улыбку на ухмылку – почувствуйте недовольство. Примите гневный вид – почувствуйте гнев. Ваше лицо, голос, жесты, осанка могут вызвать любое чувство.
А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос – чтобы он не дрожал, не теребите ничего в руках, не рисуйте – это тоже признак тревожности, неуверенности. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я не могу в действительности стать таковым, но я могу контролировать свою осанку, следить за своим голосом, за своим лицом. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». И вы станете уверенным в себе человеком.
Упражнение «Уверен на все 100»
Цель: научиться раскрепощаться и полюбить себя.
Это упражнение хорошо проводить на тренинге для девушек.
Материал: небольшие зеркала. Если нет, то участницы приносят с собой пудру с зеркальцем.
Каждая девушка хоть раз в жизни была (или есть) недовольна внешним видом (фигура, лицо, волосы...)
Во время тренинга участники становятся в круг. Далее
Друг другу говорим комплименты (по 3 комплимента)
Каждая участница говорит о себе присутствующим 3 качества, за которые ее надо любить. Последнее качество (обязательно затронуть внешность) нужно сказать перед зеркалом.
Итог: в результате этого упражнения девушки начинают любить и ценить себя. Если регулярно дома перед зеркалом проделывать это упражнения-результаты за короткий срок очень хорошие. Налаживание отношений с мужчиной, для тех, кто свободен – находит вторую половинку. На девушку начинают обращать внимание и тем самым ее самооценка растет.
Техника «Ощущения уверенности»
Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепно и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт.
Упражнение на повышение уверенности в себе
Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе.
Необходимое время: 30 минут.
Процедура: Вызывается желающий участник, он садится на стул напротив остальных игроков. Суть игры в следующем: основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным.
Основной участник может рассказывать о своих приобретениях в ходе тренинга, о собственных переживаниях, впечатлениях, о том как он себя чувствовал в данной группе, на занятиях, что неприятно задевало его «Я», а что вдохновляло, и т.п. О своих способностях; планах на будущее.
По окончанию рассказа основного участника остальные задают ему волнующие, интересующие их вопросы, относящиеся к участнику. После выступления всех участников общее обсуждение игры.
Упражнение «Король и королева»
Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.
Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.
Тренировка уверенности в себе: как постоять за свои права
Приходилось ли вам когда-нибудь:
•сомневаться, стоит ли указывать официанту на ошибку в поданном счете, не желая «устраивать скандал»?
•отступать в разговоре о повышении заработной платы или изменении условий работы?
•говорить «да», когда вам хочется сказать «нет»?
•бояться вступить в спор по поводу оценки, которая кажется вам несправедливой?
Если подобные трудности, связанные с отстаиванием своих прав, вам знакомы, то Джозеф Волн может предложить вам хорошее решение: технику под названием тренировка уверенности в себе. Тренировка уверенности в себе — это очень явная и незамаскированная процедура. Используя упражнения в группе, видеозаписи, упражнения перед зеркалом и инсценированные конфликтные ситуации, инструктор обучает людей вести себя уверенно и с достоинством. Люди учатся быть честными, не соглашаться, спорить с властями, практикуются в позах и жестах, ассоциирующихся с уверенностью в себе. Когда пугливые клиенты становятся немного более уверенными, их вывозят на «полевые тренировки» в магазины и рестораны, где они могут на практике применить то, чему научились.
Первый шаг при тренировке уверенности в себе — это убедить себя в том, что вы обладаете тремя основными правами: вы имеете право отказаться, попросить и поправить неправого. Отстаивание своих прав включает и утверждение этих трех основных прав, когда вы громко выражаете свое собственное мнение. Отстаивать свои права — значит делать все так, как хочется?
Не совсем. Между отстаиванием своих прав и агрессивным поведениемсуществует одно основополагающее различие. Отстаивание своих прав — это прямое и честное выражение своих чувств и желаний. Оно служит не только исключительно собственным интересам. Люди, не умеющие отстаивать свои права, обычно страдают от чужих ошибок. Иногда их подавленный гнев выплескивается в неожиданных вспышках бешенства, которые могут оказывать очень деструктивное воздействие на их отношения с другими людьми. В отличие от уверенности в себе, агрессия подразумевает нанесение вреда другому человеку или достижение своих целей за счет других. Агрессия не считается с чувствами или правами остальных. Это попытка делать по-своему, несмотря ни на что. Техники воспитания уверенности в себе подчеркивают твердость, но не нападение.
Основная идея таких тренировок состоит в том, что каждое действие повторяется до тех пор, пока человек не будет способен делать то же самое даже в условиях стресса. Пусть, например, вам очень не нравится, когда продавец в магазине обслуживает подряд нескольких человек, которые подошли позже вас. Чтобы приобрести большую уверенность в себе в таких ситуациях, для начала вам следует прорепетировать реплики, позы и жесты, которыми вы можете воспользоваться в споре с продавцом и другими покупателями. Полезно бывает потренироваться перед зеркалом. Если это возможно, порепитируйте сцену с кем-нибудь из друзей. Объясните другу, что он должен как можно более правдоподобно сыграть роль агрессивного или безответственного продавца, так же как и продавца, готового к сотрудничеству. Репетиции и ролевое проигрывание также могут помочь вам в ситуациях, когда вам предстоит конфронтация с кем-либо, — например, если вы собираетесь просить о повышении зарплаты, поспорить с преподавателем об оценке или вести неприятный разговор с хозяином, у которого вы снимаете квартиру
Другой важный принцип — это избыточное обучение (продолжение упражнений после того, как начальные навыки уже приобретены). Когда вы несколько раз прорепетируете или проиграете уверенное повеление, вам нужно продолжать упражняться до тех нор, пока такая ваша реакция не станет почти автоматической. Это поможет вам не растеряться я не отступить в реальной жизненной ситуации.
Еще одна техника, которая может оказаться вам полезной, — это техника разорванной записи. Этот метод отстаивания своих прав заключается в том, что просьба повторяется до тех пор, пока не будет удовлетворена. Хороший способ предотвратить вырождение отстаивания своих прав в агрессию — это просто повторять свою просьбу столько раз и столькими способами, чтобы вас наконец услышали. В качестве иллюстрации представим, что вы хотите вернуть в магазин пару туфель. Вы надели туфли всего два раза, и они развалились, но вы купили их два месяца назад и сейчас у вас уже нет чека. Разорванная запись в этом случае может выглядеть следующим образом.
Покупатель. Я хочу обменять эти туфли на другие.
Продавец. У вас есть чек?
Покупатель. Нет, ни эти туфли были куплены здесь.и поскольку они окаэатнсь бракованными, я хочу, чтобы вы их заменили.
Продавец. Я не могу этого сделать, если у вас нет чека. Покупатель. Я понимаю, но мне бы хотелось, чтобы вы их заменили.
Продавец. Хорошо, не могли бы вы прийти после обеда и поговорить с менеджером?
Покупатель. Я принес (принесла) эти туфли сюда, потому что они бракованные.
Продавец. Хорошо, но я не уполномочен заменить их. Покупатель. Да, конечно, но если вы их замените, я уйду.
Заметьте, что покупатель не набрасывался на продавца с ругательствами и не стремился вступить с ним в конфликт. Простое повторение, с достаточной настойчивостью, своих требований — это часто все, что нужно для успешного отстаивания своих прав.
Отстаивание своих прав не обеспечивает немедленное установление душевного равновесия, рост самоуважения и уверенности в себе.
Упражнение «Шаг навстречу»
Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.
Количество участников: до 15-20 человек.
Время проведения: 30-40 минут.
Ход занятия:
Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.
Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.
Примечание:
Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.
Иногда кто-нибудь из студентов предлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.