Исследовательская работа на тему "Будущее Башкортостана в наших руках" для научно-практической конференции. Целью исследования является выявление занятости молодежи в свободное время. Эта тема очень актуальна на сегодняшний день, так как молодежь сегодня - это в определенной степени лидирующая группа общества. Задачи данной работы изучить занятость молодежи в свободное время; проследить взаимосвязь: молодежь-общество-будущее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Будущее Башкортостана в наших руках»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Мелеузовский индустриальный колледж
Исследовательская работа
Тема: Будущее Башкортостана в наших руках
Выполнил: обучающийся 1 курса
Рамеев Ринар
Руководитель: мастер п /о
Куприянова Юлия Анатольевна
Мелеуз 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………….3
Глава I. Обзор литературы ………………………..............................5
Легко ли быть молодым?.....................................................5
Проблемы современной молодёжи……………………….6
Глава II. Описания и результаты исследования…………………….9
2.1. «Береги платье снову, а честь смолоду»……………………9
2.2. Свободное время – как стиль жизни молодёжи……………12
Заключение …………………………………………………………...15
Литература…………………………………………………………….16
Приложения …………………………………………………………..17
Введение
Взаимосвязь и взаимозависимость таких понятий как «молодежь» и «будущее» общеизвестна. Молодежь- это не только будущее, но и «живое настоящее». Поэтому очень важно, чтобы сегодня, в период прогрессивных преобразований, молодежь занимала место не только сознательно сторонника этих преобразований, но и вносила свой вклад в будущее Башкортостана.
Свою исследовательскую работу я назвал «Будущее Башкортостана в наших руках». Эта тема очень актуальна на сегодняшний день, т.к. молодежь сегодня – это, в определенной степени лидирующая группа общества. Необходимо максимально эффективно использовать все положительные тенденции.
В данной работе я исследую занятость молодежи МИК (Мелеузовский индустриальный колледж) в свободное время.
Цель работы – выявить увлечение и взгляды молодежи на будущее.
Исходя из темы, я поставил задачи:
1. Изучить занятость молодежи в свободное время.
2. Проследить взаимосвязь: молодежь – общество – будущее.
Объектом исследования являются обучающиеся 1-2х курсов ГБПОУ МИК.
Предмет исследования – учебное заведение и молодежь в возрасте от 15 до 18 лет. В ходе исследования применялись следующие методы:
- анкетирование;
- наблюдение;
- сравнительно – сопоставительный анализ материала.
В своей работе я выдвинул гипотезу, что свободное время молодежи ухудшило свои качественные показатели. Причинами этого являются: научно-технический прогресс, снижение доступности социально-культурных услуг, пропаганда средствами массовой информации.
Я считаю, что мое утверждение имеет большую практическую значимость для интересующихся этой темой, для педагогов, родителей, психологов.
I.Обзор литературы.
Легко ли быть молодым?
«Легко ли быть молодым?» - этот вопрос актуален во все времена и столетия. Постоянное давление со стороны компании, СМИ, улицы,… и, как следствие этого, у молодежи складывается нездоровый стереотип «к легкой, красивой жизни».
Изучая литературу, я сравнил жизненные принципы современной молодежи и молодые годы наших родителей.
Молодым быть трудно. Ведь «Я» - самое нежное существо. «Я» - самый обаятельный и привлекательный. Я и мои желания – превыше всего.
Нам кажется, что добиться успеха в каком – либо благородном деле нелегко, а, как говорят, «дурное дело – нехитрое». Чтобы не свернуть с правильного пути, я думаю, нужно поставить перед собой цель, упорно трудиться, идя к ней. Занятие любимым делом, например рисованием, спортом, музыкой, отвлекут от дурных мыслей. Многие из нас мечтают окончит школу, поступить в университет, устроиться на работу .Но у нас нет уверенности в завтрашнем дне, потому что растут цены на образование, и не факт, что после учебы сможешь работать по специальности. А ведь было иное время, когда молодых специалистов ценили и брали на работу.
Вседозволенность царит в современном обществе. На правильный путь нас направляют родители, учителя, они помогают нам поставить цель и добиться успехов. Хотя молодые люди нередко жалуются на то, что родители постоянно «лезут» со своими советами, нравоучениями – это было, есть и будет всегда. Ведь у них есть неоспоримое преимущество – жизненный опыт.
Как – то мой дедушка посетовал, вспоминая стоки из песни:
«Если бы молодость знала, если бы старость могла». Его молодость пришлась на послевоенные годы, когда стране была разруха, голод, болезни, но дружный, сплоченный советский народ победил все. Пришло хорошее время. Молодые люди читали книги, ходили в кино, театры, собирались возле дома с гитарой, пели песни, посещали выставки, работали в стройотрядах. Совесть, честь, достоинство – вот те критерии, по которым ценили человека. Мой дед возмущается, что мы, нынешние молодые, - распущенные, избалованные дети. «Я, - говорит, - тогда старался жить по принципу «Сначала думай о Родине, а потом о себе!»
Примером мужества, отваги для моего деда служили, в частности, книги о разведчиках, которые он ценил на вес золота. «Честь, достоинство, порядочность, справедливость, по его словам, - это качества, которые украшает молодого человека».
Проблемы современной молодежи
Мы живем в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот, в тревогах и радостях. Мир повседневности описывается многими понятиями, важное место среди которых занимает стиль жизни. Стиль жизни – это особый, присущий только данной или группе способ восприятия условий жизни, это особая манера действий и поведения, которая отвечает индивидуально неповторимым чертам психики, характера, темперамента, интересам и потребностям.
Стиль жизни во многом определяет свободное время личности. Просматривая литературу по психологии и социологии, я выяснил, что свободное время – часть времени, свободная от труда в общественном хозяйстве. Оно характеризуется удовлетворением духовных и социальных (в широком смысле) потребностей (повышение квалификации, посещение учреждений культуры, пассивный отдых и ряд других занятий). К основным функциям свободного времени относят:
1) отдых и восстановление израсходованных умственных и физических сил;
2) развитие умственных и физических способностей;
3) развлечение и общение.
Проблемы молодежи волновали общество во все времена, и тогда, когда современные старики были молодыми и когда их родителям было по 18 лет, и они только выбирали по какой дороге им пойти. Проблема молодежи – одна из основных, потому что, как ни банально это звучит, за нею будущее.
Но «век нынешний» и «век минувший» всегда в противоречии. И так будет всегда. Но почему нам кажется, что старшее поколение всегда не право, что ищет истоки проблем, когда они на поверхности или ищет их не там? Наверное, потому, что в сегодняшний молодежи не так сильно развито чувство ответственности, или оно еще не сильно укоренилось в молодых душах. Когда тебе шестнадцать лет, то кажется, что вся жизнь впереди, и если и сделаешь какие либо ошибки, впереди есть столько времени, чтобы их исправить. Среди наиболее опасных привычек человека следует назвать алкоголь, курение, наркоманию. Даже один раз попробовав что – то, человек может попасть в зависимость, которая обернется для него большой бедой. Ни одна вредная привычка не вырабатывается так быстро, как дружба с дурманом.
Ученые подсчитали, что здоровье человека на 60 % зависит от его поведения, на 20% от здоровья родителей и еще на 20% от условий жизни. Поэтому необходимо с детства вырабатывать в себе «здоровые привычки», чтобы не стать рабом «вредных привычек». Говоря о молодости, подразумевается период жизни ребенка примерно с двенадцати до восемнадцати лет – переходной возраст. Отсюда вытекают новые проблемы: любовь, часто несчастная, осознанное желание владеть чем либо, компьютером или телефоном, не сознавая их стоимость и наносимый ими вред; друзья, «которым можно все, а мне ничего»; множество «опасных соблазнов». Это вообще отдельный разговор. Под соблазнами подразумевается сигареты, выпивка, наркотики, зависимость от интернета (аська, контакт, одноклассники), возможность получить все и сразу, желание иметь интимную жизнь и некоторые другие. Все это очень привлекательно для подростка, который хочет все попробовать, невзирая на наставление родителей, желающих своим детям только добра и стремящимся защитить их от этого. Главный герой «Идиот» Федора Михайловича Достоевского пытается изменить душу людей ради лучшего мира, тем самым создав катастрофу в их сознании: «Жить старыми принципами, забыть гордость или начать новую жизнь?». Многим не хватает элементарной силы воли и духа, ими движет боязнь потерять друзей, без поддержки которых им не прожить.
Описание и результаты исследования
В одном из своих интервью дзюдоист Дмитрий Носов сказал, что самый страшный враг молодёжи это свободное время. И привёл такой пример: будучи подростком, Дмитрий много проводил времени на тренировках и соревнованиях, а его одноклассник, для того чтобы казаться модным с гордостью пил пиво в свободное время. Прошло время, теперь Дмитрий Носов – заслуженный мастер спорта по дзюдо, мастер спорта по самбо; имеет хорошую квартиру в Москве, престижный автомобиль, семью; а одноклассник, как и несколько лет назад пьёт пиво, ничего не имея за душой.
Цель исследования – выявить, как молодёжь МИК проводит своё свободное время.
В период исследования – сентябрь, октябрь 2015.
Методика – анкетирование, интервьюирование.
Географическое положение - город Мелеуз, РБ.
Источник информации – литература, интернет.
2.1. «Береги платье снову, а честь с молоду»
Задавая многим людям разных поколений вопрос: «Легко ли быть молодым?», - я всегда получал один и тот же ответ: «Молодым всегда быть трудно. Человек сам кузнец своего счастья». Пора молодости проходит, но остаются определённые жизненные принципы. Есть люди, которые своим примером заставляют молодёжь сменить взгляды на жизнь. Поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» напоминает о том, что, сделав ошибку, будучи молодым, трудно её исправить в старости.
В данном случае к ошибкам я отношу – курение и употребление спиртных напитков.
В газетах я не раз видел рекламу, которая предлагает помощь в избавлении от табакокурения и алкоголя. «Неужели действительно все так серьезно?» - подумал я. Возникли вопросы: что будет с молодыми людьми которые курят и употребляют спиртные напитки? Как курение и алкоголь влияет на здоровье человека?
Для этого я составил бланки -анкеты с вопросами, чтобы узнать отношение обучающихся к проблеме табакокурения и употребления спиртных напитков.
Я провёл опрос среди обучающихся первого курса в возрасте 15-16 лет: В опросе принимало участие 22 человека. (приложение 1)
Таблица № 1
Распределение ответов на вопросы «Употребляете ли вы спиртые напитки?» и «Курите ли вы?
Курят
Принимают спиртные напитки
да
нет
да
нет
Кол-во человек
18
4
8
14
Из результатов таблицы №1 я сделал вывод, что курят 82% обучающихся, и не курят всего 18% обучающихся. В употреблении спиртных напитков прогноз более утешителен 64% обучающихся алкоголь не употребляют вообще.
Из следующей диаграммы мы видим, курят и принимают спиртные напитки обучающиеся для того, чтобы в основном просто так.
А как долго и много курят и принимают спиртные напитки анкетируемые? Познакомимся с результатами опроса: 14 % обучающихся начали употреблять спиртные напитки с 12 лет. Причем все они знают, что алкоголь вредит здоровью и не все могут отказаться от предложения выпить. Чаще всего подростки в возрасте 15-16 лет употребляют пиво около 1 раза в неделю. 46% курящих начали курить в 12 лет, 18% выкуривают 1 пачку в день.
Судя по результатам, курящий подросток и подросток с бутылкой пива не удивляет никого.
Помимо анкетирования, я разработал классный час на тему «Вредные привычки», провел его среди обучающихся первых курсов. Многие из опрошенных согласились с тем, что алкоголь и сигареты – это вредные привычки и сними надо бороться.
Хочу отметить, что некоторые обучающиеся предложили действенные (на мой взгляд), но в тоже время простые способы борьбы с курением и алкоголем среди молодёжи:
Не продавать подросткам сигареты и спиртные напитки;
Проводить с ними беседы;
Воспитывать детей примерами сильнейших личностей;
Привлекать молодёжь к спорту;
Сводить подростков на экскурсию, где находятся больные от курения и алкоголя;
Родители должны показывать личный пример.
Мне нравится все предложенные варианты, и я считаю, что если их применять в комплексе, то положительный результат обязательно будет, нужно только захотеть.
2.2. Свободное время – как стиль жизни молодёжи.
Свободное время выступает как индикатор уровня общественной и личной жизни. На содержание свободного времени человека влияет ряд факторов, в частности. Его возраст, интересы, наклонности, ценностные ориентации, место жительство (мегаполис, провинция или сельская местность).
В свое свободное время я читаю книги, общаюсь с друзьями, хожу в спортзал. А как проводят свой досуг мои сокурсники? Для этого я провел опрос
В исследование принимало участие 41 человек, 22 из них в возрасте 15-16 лет и 19 человек 17-18 лет. (приложение 2)
Первокурсники
Второкурсники
В ходе исследования было выявлено, что среди форм проведения свободного времени обучающихся первого курса преобладают – общение с друзьями (72%). А вот второкурсники предпочитают сидеть за компьютером (68%). И никто из опрошенных не посещают кинотеатры, концерты. Это в свою очередь снижает общий культурный уровень молодежи.
Сравнительное распределение занятости в свободное время Таблица №2
курс
Занимаются танцами, музыкой
Занимаются спортом
работают
Неопределенные занятия
первый
2 человека
9 человек
-
13 человек
второй
2 человека
10 человек
3 человека
7 человек
Среди увлечений и хобби преобладают: занятия спортом – первый курс -38% обучающихся; второй курс -52 %; занятия музыкой и танцами: первый курс – 1% обучающихся, второй курс -2%. И 11% в свое свободное время работают.
Досадно то, что больше половины опрошенных первокурсников, а это 59% - ничем не занимаются в свое свободное время.
Больше половины из опрошенных в свободное время предпочитают смотреть боевики, спортивные и музыкальные программы; из музыки предпочитают реп.
В тоже время наблюдается резкий спад интереса молодежи к чтению книг. На вопрос «Какие вы книги любите читать?» преобладающим оказался ответ – не читаю (39%). Читающая часть опрошенных предпочитает детективы – 15%; фантастику – 28%. Однако отвечая на вопрос о классической литературе не упомянул ни один человек. Социологи не случайно пришли к грустному заключению, что у толстой книги практически нет шансов быть прочитанной.
Настораживает то, что на вопрос: Хотели бы вы иметь холодное оружие, 85 опрошенных ответили положительно. А 11% обучающихся считают рэкет достойным настоящего мужчины. А это на мой взгляд придает свободному времени угрозу превращения его в крименногенное время.
Наличие библиотек, концертных залов, спортивных сооружений парков культуры и т.д. является важным показателем благоприятной жизненной среды. Это, на мой взгляд, определяет эффективность использования свободного времени, качество досуга. И если традиционные формы заполнения досуга (телевидение, компьютер, чтение, домашние хлопоты, возможности общения с друзьями, спортом,) доступны каждому современному подростку, то в внедомашний досуг – посещать театры, концерты, музеи, другие развлекательные и культурные мероприятия наблюдается явное отставание провинции (особенно малой).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот и подошла моя исследовательская работа к концу. Все необходимые задачи поставленные в начале работы были решены а цель достигнута.
Проведя все необходимые исследования и опросы, я пришел к выводу, что:
Влияние НТП на свободное время молодежи весьма неоднозначно. При возрастании технических возможностей, способных расширить культурные горизонты, происходит потребление низкосортной видеопродукции.
Судя по цифрам, основная часть молодежи проводит свободное время перед телевизором и компьютером, что сокращает время для самообразования, саморазвития и творчества.
Оставшаяся часть обучающихся проводят свободное время за занятием спортом, что делает подрастающее поколение физически и духовно здоровыми.
Неорганизованность досуга становится одной из причин раннего приобщения молодежи к курению и употреблению спиртных напитков.
На основание вышесказанного я могу утверждать, что необходимо повышать качество проведения свободного времени молодежи.
Однако моя работа требует дальнейшего исследования. В дальнейшем я собираюсь провести классный час для первого и второго курсов на тему: «Герои нашего времени», где расскажу о знаменитых молодых спортсменах, актерах, художниках и музыкантах.
Кроме того, я планирую проследить, как изменилось отношение к свободному времени у опрашиваемых первокурсников на втором и третьем курсах обучения.
ЛИТЕРАТУРА
Заусаев С.А., Пиханов С.А. Социалогические исследования при стратегическом планировании развития города // ЭКО. – 2006. - №6. – С. 47-54.
Мосалёв Б.Г. Досуг: методология и методика социалогических исследований. – М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1995.
Ядов В.А. Стратегия социалогического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 7-е издание – М.: «Добросвет», 2003.
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. Для учащихся. – 2-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.: ил.
Приложение 1
Причины употребления спиртных напитков?
Уважаемый студент!
Просим вас ответить на вопросы данной анкеты, анонимность и конфиденциальность гарантируется. Большинство вопросов может подразумевают выбор одного из предложенных вариантов, не относящиеся к вам вопросы можете пропускать.
курс
возраст
Ваш пол
а) мужской
б) женский
1. Употребляете ли вы алкоголь?
а) да
б) нет
2. С какой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны несколько вариантов)
а) чтобы снять напряжение (стресс)
б) чтобы повысить своё настроение
в) чтобы поддержать компанию
г) ваш вариант ответа _________________________________________________________
3. Всегда ли вы можете отказаться от предложения выпить?
а) да
б) нет
4. Как часто вы употребляете спиртные напитки?
а) ежедневно
б) не более трёх раз в неделю
в) не более двух раз в месяц
5. Какие спиртные напитки вы предпочитаете?
а) водка
б) пиво
в) вино
г) джины, коктейли
д) свой вариант _______________________________________________________________
6. Знаете ли вы о вреде, наносимым организму алкоголем?
а) да
б) нет
7. Считаете ли вы, что выпиваемые вами спиртные напитки вредят вашему здоровью?
а) да
б) нет
8.Нравится ли вам состояние алкогольного опьянения?
а) да
б) нет
9. Какие чувства вызывает у вас человек, отказывающийся от спиртного во время застолья?
а) удивление
б) недовольство
в) обиду, что отказывается выпить с вами
г) жалость
д) свой вариант ______________________________________________________
10. Во сколько лет вы впервые попробовали алкогольный напиток?
а) до 12 лет
б) 12-16 лет
в) 17-20 лет
Причины курения.
Уважаемый студент!
Просим вас ответить на вопросы данной анкеты, анонимность и конфиденциальность гарантируется. Большинство вопросов может подразумевают выбор одного из предложенных вариантов, не относящиеся к вам вопросы можете пропускать.
Ваш пол
а) мужской
б) женский
в) курс
г) возраст
1. Курите ли вы?
а) да
б) нет
2. Для чего вы курите? (возможны несколько вариантов)
а) чтобы снять напряжение (стресс)
б) чтобы поддержать компанию
в) ваш вариант ответа _________________________________________________________
3. Сколько сигарет вы выкуриваете в день?
а) 1 пачку
б) 2 пачки
в) свой ответ ________________________________________________________________
4. Знаете ли вы о вреде, наносимым организму курением?
а) да
б) нет
5. Во сколько лет вы впервые попробовали сигареты?
а) до 12 лет
б) 12-14 лет
в) 14-17 лет
6. Вы хотели бы, чтобы ваш ребёнок в будущем курил?
а) да
б) нет
Приложение 2
Ваше свободное время.
Пол:
Возраст:
Курс:
1.Что вам больше всего нравится делать в свободное время ?
а ) читать книги
б) смотреть телевизор
в) сидеть за компьютером
г) встречаться с друзьями , подругами
д) ходить в кино
е)слушать музыку
ж) ходить в театры, на выставки
з) другое……………………………………………………………………………………………….
2.Какие фильмы вы предпочитаете смотреть?
а ) боевики
б) триллеры
в) детективы
г) эротику
д) комедии
е) мюзиклы
ж) мелодрамы
з) «проблемные» фильмы
и) классику кинематографа
к) другое………………………………………………………………………………………………..
3. Какие телепередачи вас больше всего интересуют?
а ) политические обзоры
б) спортивные программы
в) музыкальные передачи
г) телесериалы
д) показы мод
е) эротические шоу
ж) кинофильмы
з) телеигры
и) другое……………………………………………………………………………………………….
4.Какая музыка вам больше всего нравится?
а) классический рок
б) тяжелый рок
в) поп – музыка
г) джаз
д) кантри
е) реп
ж) фольклор
з) отечественная эстрада
и) классическая музыка
к) бардовская песня
л) русские романсы
м) другое………………………………………………………………………………………………
5.Что вы обычно читаете в свободное время (помимо школьной программы)?
а) поэзию
б) научно – популярную литературу
в) детективы
г) фантастику
д)романы
е) эротическую литературу
ж)газеты (какие)……………………………………………………………………………………
з)другое ……………………………………………………………………………………………
6.Что такое, на ваш взгляд, «здоровый образ жизни»?
а) не пить
б) не курить
в) заниматься спортом
г) полноценно и правильно питаться
д) не употреблять наркотики
е) не вести беспорядочную половую жизнь
ж) вести осмысленную жизнь
з)другое…………………………………………………………………………………………….
7. Считаете ли вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни ?
а) да
б) нет
в) частично
г) эта проблема меня пока не волнует
д) другое…………………………………………………………………………………………………
8. Если бы вы узнали, что ваш друг (подруга) употребляет наркотики, вы бы:
а ) немедленно прекратили отношения с ним (ней) б) продолжали бы дружить; не обращая внимания
в) постарались бы помочь избавиться от этой привычки
г) попросили бы дать и вам попробовать
д) другое………………………………………………………………………………………………..
9.Как вы относитесь к рэкету?
а ) считаю его необходимым элементов рыночной экономики
б) считаю это явление неизбежным злом
в) считаю рэкет занятием, достойным настоящего мужчины
г) считаю, что с этим необходимо бороться
ж)другое……………………………………………………………………………………………….
10.Чего вы боитесь больше всего в этой жизни?
а) стать жертвой катастрофы (авиа-, авто-, железнодорожной)
б) стать наркоманом
в) заболеть СПИДом
г) потерять жильё м стать «БОМЖом»
д) стать инвалидом, прикованным к кровати
е) стать жертвой массовых беспорядков, уличной драки
ж) подвергнуться нападению уголовников
з) сойти с ума
и) стать жертвой экологической катастрофы
к) оказаться участником гражданской войны
л) другое ………………………………………………………………………………………………
11. Насколько безопасно вы себя чувствуете?
а) ничего и никого не боюсь
б) никогда не сталкивался с настоящей опасностью
в) опасные ситуации возникают, но я с ними справляюсь
г) довольно часто приходится сталкиваться с опасностью
д) в вечернее время предпочитаю сидеть дома
е) другое ………………………………………………………………………………………………
12. Хотели бы Вы иметь какое-нибудь оружие? Какое?
а) газовый баллончик
б) газовый пистолет
в) пистолет
г) холодное оружие (нож, пистолет)
д) кастет
е) другое ……………………………………………………………………………………………..
ж) не хотел бы иметь ничего
з) не задумывался об этом
13. Какая профессия (род занятий) представляется Вам наиболее престижной и достойной?
а) научный работник
б) преподаватель
в) военный
г) врач
д) работник сферы обслуживания
е) инженер
ж) рабочий
з) фермер
и) бизнесмен
к) юрист
л) экономист
м) другое ………………………………………………………………………………………………
14.Если бы у Вас была возможность выбора, в каком учебном заведении Вы бы предпочли бы учиться сейчас?
а) в том же училище, в котором учусь
б) в обычной средней школе, но не в той в которой учусь сейчас
в) в гимназии
г) в лицее
д) в спецшколе с углубленным изучением некоторых предметов (каких? .................................................................)
е) хотел бы учиться индивидуально
ж) на курсах с обучением только определенной профессии (какой? ………………………………………………..)
з) другое ………………………………………………………………………………………………
и) не учился бы вообще
15.Как Вы считаете, достаточно ли школа готовит Вас к будущей самостоятельной жизни?
а) да, достаточно
б) безусловно, недостаточно
в) кое-что из того, чему нас учат в школе, пригодится в дальнейшем
г) считаю, что наше образование существенно отстает от быстро меняющейся жизни
д) считаю, что школа в принципе не способна подготовить к жизни,- этому искусству каждый должен учиться сам
е) другое ………………………………………………………………………………………………
16. Что или кто является для Вас поддержкой и опорой в трудную минуту, помогает Вам «справляться с жизнью», с возникающими трудностями и проблемами?