Просмотр содержимого документа
«Через творчество к профессии»
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО –ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Зиновьева Ф.М.
МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи имени И.Х. Садыкова», г. Нижнекамск, Россия
Вопросы подготовки детей к выбору профессии актуальны не только в общеобразовательной школе, но и в системе дополнительного образования.
Невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития. И так же трудно понять современного культурного человека без развитых эстетических взглядов, без полноценного эстетического отношения к миру.
Чувствовать и понимать красоту необходимо каждому человеку не только для духовного обогащения, но и для успешной работы, независимо от того, в какой области трудится человек, является ли он физиком или математиком .географом или химиком .он должен уметь видеть и понимать изящество и красоту.
Дополнительное образование, как и общеобразовательная школа различными формами и методами эстетического воспитания призвана воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждая в нем эстетические эмоции, приобщать к постижению гармонию и красоту во всех их проявлениях, а также развивать его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях будущей деятельности.
Сегодня дополнительное образование детей можно рассматривать как один из видов образования по выбору. Как эффективное средство социального, а в последующем. Возможно, и профессионального самоопределения обучающихся. Одно из наиболее раcпространенных определений дополнительного образования – совокупность познавательной ,исполнительной, творческой и коммуникативной деятельности, лежащей за пределами государственного образовательного cтандарта, где в основе деятельности обучающихся лежат любознательность, увлеченность свободным творчеством, стремление к мастерству и поиск ответов ,необходимых для достижения своих целей. В этом им помогают педагоги дополнительного образования. Именно педагоги призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному , нравственно-духовному развитию личности. Деятельность педагогов дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей. Что позволит в будущем прогнозировать возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования , в различных жизненных ситуациях. А профессиональные и человеческие качества педагога являются ориентиром для подрастающего поколения, тем магнитным полем, вокруг которого концентрируются и сохраняются многие годы детская любознательность ,интерес к науке , творчеству.
Педагоги художественно-эстетического отдела, руководствуясь поставленным задачам, добиваются хороших результатов, обеспечивая готовность школьников к социально - профессиональному самоопределению. Ведь в объединениях по интересам происходит не просто обучение, а общение педагога с ребенком, их сотворчество, основанное на интересе к избранному виду деятельности.
Я сама педагог дополнительного образования – знаю, что основной задачей cтруктурного подразделения является приобщение обучающихся к мировой и отечественной культуре и народному творчеству; создание условий для развития художественного творчества детей и молодёжи. Акцент в обучении делается не только на традиционные формы обучения, но и на новые образовательные технологии c использованием интернет ресурсов, мультимедийной и компьютерной техники. При этом образовательная деятельность осуществляется по следующим направлениям: воспитание любви к народному творчеству, уважения к национальным традициям, формирование у обучающихся чувства прекрасного, развитие творческих способностей обучающихся и формирование компетенций по различным видам творческой деятельности; формирование у обучающихся образовательной траектории художественно-эстетической направленности, помощь в выборе профессии. Основная цель «Литературно-драматического» объединения – это способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения. В объединениях дети более подробно знакомятся с устным народным творчеством. Многие бытовые сказки татарского народа формировались на основе различных поверий и обрядов. Дети читают, пересказывают, рисуют сказки и с удивлением узнают, что многие качества характера героев вполне отвечают современным требованиям жизни. Это и уважительное отношение к старшему поколению, и помощь младшим, и человечность, доброта, заботливое отношение к родителям.
В драматических объединениях, когда проходим этюды, начинаем ставить шутки – смешные, очень короткие сюжетные произведения особый интерес у детей вызывают переработанные в оригинальные народные легенды шутки Ходжи Насреддина. Многие из них отражают нравственные нормы и правила вежливости. И играя эти шутки, учащиеся сами хотят придумать из своей жизни подобные сюжеты. И в данной ситуации они проявляются в роли субъекта самовоспитания.
Дополнительное образование не ставит перед объединениями цель на профессиональное ориентирование всех воспитанников. Есть досуговые программы, где дети заняты интересным делом. Полученные знания они применяют в семье. На праздниках в школе становясь центром притяжения остальных детей, да и будут просто культурными людьми. И нужно заметить, что целевые установки, реализуемые в дополнительном образовании, в разной мере отражают содержание общечеловеческих и морально - нравственных ценностей, происходит развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающегося, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Список литературы
Панфилов А.Ю. , Букатов В.М. . «Программы. Театр 1-11 классы».
Министерство образования Российской Федерации, М.:»Просвещение»,1995г.
2. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии,Белгород,2003г.
3. Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» - С.-П., 2005.