Воспитание – сложный процесс становления человека, процесс формирования жизненных ценностей и определения приоритетов. Один из самых распространённых и авторитетных словарей, словарь Ожегова, даёт следующее определение данного понятия: «Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». Нас интересует патриотическое воспитание: «…воспитание осознанного восприятия исторических знаний о дружбе народов, их равенстве, солидарности в борьбе с античеловеческими проявлениями, привитие высоких нравственных идеалов».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Человеком мало родиться - Им надо стать. »
Левчук Лидия Николаевна,
учитель первого уровня
ГКУ «Средняя школа №2», г. Атбасар
Плохой ли хорошей рождается птица,
Ей всё равно суждено летать.
С человеком же так не случится:
Человеком мало родиться -
Им надо стать.
Воспитание – сложный процесс становления человека, процесс формирования жизненных ценностей и определения приоритетов. Один из самых распространённых и авторитетных словарей, словарь Ожегова, даёт следующее определение данного понятия: «Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». Нас интересует патриотическое воспитание: «…воспитание осознанного восприятия исторических знаний о дружбе народов, их равенстве, солидарности в борьбе с античеловеческими проявлениями, привитие высоких нравственных идеалов».
Глубоко убеждена, что воспитание в самом широком и прямом понимании этого слова – приоритет семьи. Но решает эти вопросы и школа, и, в частности, учителя – предметники. Много внимания уделяется вопросам патриотического воспитания на уроках литературы.
Основная функция художественной литературы – это функция эстетического воздействия на мысли и чувства читателя с помощью художественных образов. Основная, но не единственная. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, высокие помыслы только декларируются, а на самом деле стали дефицитом, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, как путь возрождения лучших человеческих качеств. Приобретает особое значение. И в свете этой проблемы на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия. Ведь мы, учителя-словесники, имеем в арсенале очень действенное оружие: СЛОВО! Помните. Как у классика:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
При этом надо помнить, что учит не всякая литература, учит и воспитывает классика. Приобщая детей к чтению, знакомя с классической литературой, мы имеем богатейший материал для патриотического и духовно-нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего истории своего народа, своей Родины, не умеющего рассказать о ней. На уроках литературы понятия «патриотизм» и «нравственность» не разделимы. На нескольких примерах я расскажу, как осуществляется процесс воспитания духовности на уроках литературы.
Урок литературы в 6 классе. Тема: «Песнь о Великом и Вечном – о Родине: по повести «Емшан» М. Симашко.
В повести казахстанского писателя рассказывается о судьбе Бейбарса, а в заглавие темы вынесены слова русского поэта Сергея Есенина. Сделано это неслучайно: Бейбарс – 13 век, Есенин – 19, Симашко – 20 век. На этом примере мне легко продемонстрировать, что у всех народов и во все времена чувство Родины, любовь к Отчизне, патриотизм были теми качествами, по которым определялась ценность человека, его истинная сущность. В качестве домашнего задания было предложено подобрать пословицы, которые бы наиболее точно передавали идею произведения. Наиболее удачными были признаны следующие: «Смерть в родном краю милей, чем слава на чужбине» (русская), «Чем быть султаном на чужбине, лучше быть подошвой в родном краю» (казахская). Такой выбор говорит о том, что ребята усвоили урок нравственности и патриотизма.
Урок литературы в 11 классе. Тема «Расстрелянное слово: по поэме «Реквием» А.Ахматовой».
Поэма «Реквием» или плач по невинно убиенным даётся непросто и мне, и тем ученикам, кто читает неформально, пропускает текст через душу. Именно такой ответ предлагаю вашему вниманию: «Я бралась за чтение поэмы несколько раз. Оставляла недочитанной, потому что не верилось, что всё это было в истории моей страны. Но не дочитать - не могла, чувствовала, что обязана это сделать в память о погибших. Язык поэмы настолько проникновенный, что я ощущаю холодок, когда читаю о страшных злодеяниях системы. Думаю, что «Реквием» останется в моей памяти той книгой, которая будет рядом всегда». При анализе поэмы ученице не хватило литературоведческого материала. Но для меня важнее было то, что поэма оставила в душе глубокий след, научила ценить мирное небо, свободу, независимость, то, чем мы гордимся в нашей стране.
Литературно-музыкальная гостиная «Слово, опалённое войной». Проводится учениками 8-11 классов для младшего и среднего звена. Поэзия периода ВОВ воспринимается ребятами по- особому. Ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубокими личными переживаниями лирического героя. Книги войне несут огромный воспитательный заряд. Они о беззаветной преданности Родине, о мужестве и стойкости простых людей. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, искать достойное применение своим возможностям. Обычно монтаж ученики готовят самостоятельно, я выступаю только в роли консультанта, потому что до этого уже были проведены гостиные «С природой чувствую родство», «Звонкое слово Серебряного века». Мне особенно важно, что далёкую ВОВ ребята восприняли как всеобщую беду. И если звучало «мы» - это значило все вместе: русские, казахи, украинцы… вместе со стихами К.Симонова звучало «Казахстанцы, дети мои» великого Абая. И приходило понимание того, что если была Победа, то потому, что встали всем миром, что был единый великий народ. В заключение с пониманием, проникновенно говорили о значении мира, согласия, толерантности и в наши дни, о том, что красной нитью проходит через все выступления нашего Президента. Излишне в конце таких уроков заниматься морализаторством. Всё, что делали ребята, говорит о том, что они правильно понимают и чувство долга, и имеют чувство ответственности, знают, что такое патриотизм и готовы его проявлять. Но это не те вещи, о которых надо кричать на каждом шагу. И если с урока ученики уходят с таким багажом, никто меркантильно не спрашивает «Что мне поставили?» считаю, что урок выполнил свою миссию по нравственно-патриотическому воспитанию.
Если говорить об отдельных фрагментах уроков, которые тоже направлены на воспитание патриотических и нравственных качеств, то могу выделить различные формы проведения поэтических пятиминуток. Небольшим стихотворением, а иногда четверостишьем. Сказать можно очень многое. Эту форму я разработала дано, и она переросла за рамки только накопляемости оценок и создания эмоционального настроя на урок. Пятиминутки могут быть тематическими перед различными знаменательными датами: Днём Независимости, Днём первого Президента. Причём, при выставлении отметки может учитываться авторство т.е. написано учеником. Иногда стихи читаю я сама. Они могут анализироваться, могут нет. Предлагаю вашему вниманию моё стихотворение.
Мой Президент.
Казахстан мой – степной бескрайний простор,
Красота и величие снежных гор.
Ты – страна, пережившая многих врагов,
Накопившая опыт и мудрость веков.
Распри землю терзали,
Вражьи кони топтали…
Все сумела ты выдержать, все пережить,
И теперь начинаешь ты заново жить!
Наступил исторически новый момент:
К процветанью страну повел Президент!
В трудный час для страны Президентом он стал,
И богатства крылатой степи мир узнал.
Как зоркий орел он смотрит вперед
И ведет за собой свой великий народ.
Для нас он двери в мир новый открыл,
А для мира – страну, где трудился и жил.
Он со всеми находит общий язык,
В гости едут француз, англичанин, таджик.
Есть чему поучиться, есть и что посмотреть,
Как жить в мире, согласье, как трудиться и петь.
Он за труд свой и мудрость уваженье снискал.
И по праву народ статус Лидера дал.
Как оплот мира, дружбы ценят наш Казахстан
Главы сотни правительств и тысячи стран.
Молодежь учит честно и праведно жить,
Дом любить, патриотами быть.
Я по праву горжусь Президентом таким
И хочу поделиться чувством своим:
Крикнуть громко, чтобы слышал весь континент:
Это мой Президент! Это наш Президент!
Радует то, что постепенно, готовя пятиминутки, ребята выбирают стихи не по объёму, а глубокие, поучительные, те, что и для души, и для ума. Такой выбор говорит о приоритете человеческих ценностей.
Сегодня именно школа способна предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм». И, несмотря на всю важность темы. Я придерживаюсь мнения русского писателя В. Набокова: «Излишнее морализаторство способно на корню загубить самое высокое и гуманное начинание». Поэтому стараюсь, чтобы элементы патриотического и нравственного воспитания на уроке были к месту, в меру. Тогда они действены.