Что и как учитывать в дистанционном обучении низкомотивированных обучающихся
Что и как учитывать в дистанционном обучении низкомотивированных обучающихся
В работе с низкомотивированными учениками учитывайте их особенности, чтобы дистанционное обучение было эффективным. Посмотрите ниже рекомендации по учету особенностей низкомотивированных учеников в дистанционном обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что и как учитывать в дистанционном обучении низкомотивированных обучающихся»
Что и как учитывать в дистанционном обучении низкомотивированных обучающихся
Низкая мотивация появляется из-за деформированной познавательной потребности, стойкого переживания неуспеха, стрессовых педагогических тактик, часто – из-за недостаточного уровня познавательных способностей. Пик низкой мотивации встречается у подростков. Частично он обусловлен нормативным возрастным кризисом. Причинами могут быть:
смена интересов;
отказ следовать нормам взрослых;
приоритет общения над другими видами деятельности и др.
В работе с низкомотивированными учениками учитывайте их особенности, чтобы дистанционное обучение было эффективным. Посмотрите ниже рекомендации по учету особенностей низкомотивированных учеников в дистанционном обучении.
Рекомендации
«Как учитывать особенности личности и учебной деятельностинизкомотивированныхучениковвдистанционномобучении»
Особенность
Что делать
Негативное или безразличное отношение к содержанию учебной деятельности
использовать более простые, доходчивые и наглядные формы подачи материала;
повысить интерактивность урока;
использовать обучающие краткие видео;
уменьшить количество работы с текстовым материалом
Низкий уровень учебной активности
использовать опрос, который начинается с простейших заданий и вопросов;
давать персональные выполнимые задания низкой сложности;
оценивать даже небольшие продвижения положительно;
использовать викторины и тесты с краткими вопросами;
использовать наглядные и практические задания, задания на соотнесение изученного с собственным опытом ученика
Невысокий уровень предметных образовательных результатов
отдавать предпочтение заданиям на отработку базовых знаний и умений;
подбирать материал невысокого уровня сложности, то есть ниже среднего уровня материала в очном обучении;
давать образец выполнения задания и простые задачи на его отработку
Особенность
Что делать
Невысокий уровень метапредметных образовательных результатов
минимизировать лекционные формы подачи материала;
говорить просто и ясно;
давать материал с опорой на наглядность;
давать алгоритм рассуждения в 3–5 шагов для учебной темы;
задавать простые вопросы на понимание;
предлагать разные источники информации на тему занятия;
давать схему самопроверки по выполнению задания
Невысокий уровень личностных образовательных результатов
исключить из взаимодействия с воспитанниками любые формы устрашающего поведения – угрозы, негативные прогнозы и т. п.;
давать опыт успеха в обучении: оценивать положительно, устно называть верно выполненные этапы работы и т. п.;
подбирать вызывающие любопытство факты по теме занятия: факты, открытия, познавательные видео и пр.;
использовать задания вариативного уровня, начиная с самых простых;
иметь запас заданий творческого типа, заданий на сообразительность для способных, но низкомотивированных учеников
Пассивное или активное протестное поведение на занятиях
разнообразить формы предъявления материала и заданий;
широко использовать интерактивные методы;
не использовать наказания, потому что они демотивируют и усиливают протестное поведение;
не вступать в пререкания, вместо этого давать задания, повторять правило работы;
задавать содержательный вопрос
Нарушенные отношения обучающегося с педагогом (часто)
никак не демонстрировать, не озвучивать негативное отношение к ученику;
обращаться только по имени;
вовлекать в опрос, не давать отсиживаться;
давать ясные критерии оценивания и оценивать ученика по ним. Разово – на балл выше в случае, если ученик проявил больше усердия или вдумчивости, чем обычно;
на неверный ответ реагировать не оценкой, а вопросом: «Почему так? Объясни свой ответ»
Из-за недостаточно сформированной учебной мотивации стоит применять специальные методы работы с низкомотивированными учениками в дистанционном формате. Можно использовать любые другие методы работы с условием, что они обеспечивают достаточную наглядность, динамичность и возможность достижения успеха в отработке конкретного задания или фрагмента материала даже для учеников с низким уровнем знаний по предмету.
Повышение результатов низкомотивированных учеников в дистанционном обучении рассматривают с двух сторон:
как повышение вовлеченности, учебной активности, приобретение положительных эмоций в результате учебного успеха;
как повышение академической успеваемости.
В дистанционной работе с учениками высокий уровень сложности заданий нежелателен. Осваивать материал без непосредственного взаимодействия с педагогом, несмотря на все технические возможности, сложнее. Вариативность заданий можно увеличить.
Педагогам необходимо ставить реальные цели во время дистанционного обучения. Текущие обстоятельства по отношению к слабоуспевающим ученикам можно использовать, чтобы отработать базовые знания по программе. Для этого нужно использовать доступные по уровню и/или практические и нестандартные задания. Предостерегайте педагогов от повышения требований к ученикам, в частности низкомотивированным.
Порекомендуйте определиться, готов ли педагог для повышения результатов низкомотивированных учеников:
давать задания невысокого уровня сложности;
использовать разнотипные интерактивные задания;
замечать достижения и положительно оценивать результаты, которые у успевающих и мотивированных учеников он считает само собой разумеющимися.
В случае отрицательного ответа возможностей для повышения результатов у немотивированных учеников в дистанционном обучении не будет. Следует понимать, что, если педагог ожидает качественных изменений учебной деятельности ученика, это требует качественных изменений деятельности и самого педагога.
Как взаимодействовать с родителями низкомотивированного ученика в дистанционном формате.
Общение в дистанционном формате можно организовать через мессенджеры, электронную почту, телефонную и видеосвязь. В условиях дистанционного обучения обратите внимание педагогов на необходимость:
своевременно и регулярно информировать родителей об успеваемости и посещаемости детей;
иметь канал связи, по которому родители могут оперативно связаться с педагогом;
иметь средства конструктивного преподнесения негативной информации до семьи.
Проанализируйте, имеется ли возможность для связи родителей и педагогов в дистанционном формате.
Педагогам необходимо объяснить родителям, каким образом оцениваются работы, которые ученики выполняют во время дистанционного обучения. Например: