Далеко не каждый, кто учился нашему ремеслу, получил диплом, работал в школе, проходил стажировку, был слушателем курсов усовершенствования, получал благодарности, награды и звания – профессионал. Более того, можно обладать педагогическим талантом и не быть при этом профи. Всё это нужно учитывать, планируя работу специальных кафедр педагогических высших учебных заведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что такое учитель - профессионал?»
Что такое – учитель профессионал?
Далеко не каждый, кто учился нашему ремеслу, получил диплом, работал в школе, проходил стажировку, был слушателем курсов усовершенствования, получал благодарности, награды и звания – профессионал. Более того, можно обладать педагогическим талантом и не быть при этом профи. Всё это нужно учитывать, планируя работу специальных кафедр педагогических высших учебных заведений. Ещё одна, к сожалению, очень распространённая и часто не зависящая от масштаба дарования черта явного непрофессионализма – способность «угробить» урок, то есть вальяжно в нём существовать, предлагаемых содержание урока, настроением учеников, спецификой местных условий, особенностями темы, спецификой целей. Вот эти обстоятельства следует доводить до чрезвычайной степени смысловой важности и остроты. Даже «своё» плохое самочувствие нужно «играть» как здоровье, а пресыщенность многолетним однообразием изучения определенного раздела программы изображать интересно, воодушевлённо и заинтересованно. Иначе ученики будут скучать, и посматривать на часы в ожидании конца урока как избавление от муки.
И когда такому учителю делаешь замечания, он сначала смотрит с недоумением, а потом раздражается, считая себя незаслуженно обиженным и ущемлённым в правах на собственное видение урока.
Мы убеждены, что такой учитель ни верно выбрал профессию, а свой талант мог бы значительно эффективнее применить в другой сфере человеческой деятельности. Умение облегчать себе жизнь на уроке – это отсутствие подлинного профессионализма учителя. Это свойство опасно ещё и потому, что такой учитель взваливает на учеников дополнительный груз, ибо они должны прилагать дополнительные усилия в процессе понимания и усвоения знаний.
Ещё один признак отсутствия педагогического профессионализма: учителю только кажется, что он общается с живыми учениками. На самом деле он и видит, и не видит их одновременно. Он ведет диалог как бы с учеником, он как бы слушает его, как бы воспринимает, как бы воздействует на него, как бы воспитывает его, но при этом всё это отдельно от живого ученика. Такой учитель не способен к живому процессу в классе. Он живет собой, а жить нужно учениками, воспринимать их сейчас, сию секунду.
Учитель может дать хороший урок только тогда, когда ощущает, что класс его любит. В эти моменты он становится очень темпераментным и азартным, а урок достигает своей цели.
Отсутствие такой одержимости у учителя – тоже признак отсутствия профессионализма. Беда в том, всему этому очень сложно научиться, если нет учителя-мастера, высокого профессионала, умеющего передать свой опыт будущим учителям с учётом личностных особенностей каждого из них.
Более того, в планы и программы подготовки учителей следует включать сценическое движение, риторику, постановку речи и жестов. Необходимо со школьной скамьи искать педагогические таланты, а затем, бережно относясь к ним, учить педагогическому мастерству и профессионализму, педагогическому творчеству.
Нам могут возразить, что всё это к большинству учителей приходит с опытом.
Уверены, что опыт и педагогический профессионализм - это разные понятия: с опытом учитель может выделить несколько взаимосвязанных компонентов в учебном процессе, моделировать его, но всё это превращается в требования к знаниям и умениям детей, но не возвышается до одухотворённости и взаимного творчества. Опытный учитель сможет создать модель учебного процесса и урока как его части, но из-за отсутствия профессионализма в учебном процессе не произойдёт воздействие на сознание ученика, то есть воздействие на потребность, нормы и способности. Результаты обучения субъекта проявляются в комплексе: управление потребностями – воспитание, присвоение норм – обучение, наращивание способностей, развитие. Отсутствие профессионализма опыт не компенсирует. Тогда и выявляется несоответствие элементов модели, что приводит к противоречиям, конфликтам, столкновениям учащихся и учителя в учебном процессе.
Любые педагогические модели вариативны, и выбор адекватной модели определяется не только педагогическими задачами, предметом и темой занятия, но и профессионализмом учителя.
Очень бы хотелось, чтобы все эти рассуждения не остались на бумаге, а были бы воплощены в систему подготовки и переподготовки учителей.