В статье изложен опыт работы учителя по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество - это один из факторов успешной социализации воспитанников. Развивая творческие способности данной категории обучающихся мы решаем много других педагогических задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Чудеса можно делать своими руками»
Чудеса можно делать своими руками
Богданович Надежда Эдуардовна, учитель социально-бытовой ориентировки
ГБОУ РХ «Боградская санаторная школа-интернат»
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества.
Б.Н. Никитин
Однажды мне довелось услышать такую фразу: «Зачем только государство тратит на них деньги. Они (дети) все равно никому не нужны. Выйдут из школы и все, чему вы их тут учите, забудут». И мне стало обидно за своих учеников, которых я обучаю уже более 20 лет. Да, они отличаются от детей с нормой интеллекта. Но ведь доброту сердца, отзывчивость, привязанность не оценишь Q. А наши воспитанники именно такие.
Моя многолетняя практика обучения детей с ОВЗ показывает - неспособных детей нет. Есть те, кто не смог пока проявить свои способности. А поскольку такие задачи решаются в детстве, то вина в этом, прежде всего, нас, взрослых.
Проблема формирования и развития творчества всегда являлась актуальной в теории и практике воспитания и обучения детей. В целях развития творческого потенциала учащихся с ОВЗ создается система работы, основанная на учете:
структуры дефекта;
взаимосвязи разных видов деятельности;
создания ситуаций, способствующих формированию социальных навыков и умений, развитию способностей;
доступности материала и пр.
Говоря о способностях, необходимо вспомнить, что различают способности учебные и творческие. Если про учебные способности (способы выполнения деятельности, приобретение и усвоение знаний, умений и навыков) детей с особыми нуждами можно говорить условно, то творческие способности (способности к различным видам художественной деятельности, умение красиво рисовать, лепить, сочинять стихи и т.п.) присущи данной категории обучающихся.
Необходимо также уточнить, что понимается под творческими способностями. Три признака заключаются в понятии «способность» [4].
1. Под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности.
3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Вопросами развития творческих способностей детей с интеллектуальными нарушениями занимаюсь давно. Основная цель - помочь ребенку адаптироваться к школьному социуму (в школу ежегодно поступают до 35-50% новых учеников – такова специфика нашего учреждения). А ничто так не объединяет детское сообщество как совместная деятельность.
Система моей работы по развитию речи, в частности обучение моделированию сказок по учебным картам В.Я. Проппа, уже была освещена в журнале «Поиск» («Сказка-колыбель мысли» №2 (5) 2002 г.). Это был мой первый опыт. До сих пор у меня хранится сборник загадок, придуманных моими учениками в 5 классе, и ими же иллюстрированный. Год издания - 2000 г.
Чем дольше я работаю учителем, тем сильнее мое убеждение в том, что наделены наши дети творческими способностями. Просто эти способности не сразу дают о себе знать, ведь творческая деятельность индивидуальна. В процессе таковой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной значимости. А это для них очень важно. Кроме того, творчество оказывает положительное влияние и на эмоциональное состояние ребенка: нивелирует негативные переживания, неуверенность в своих возможностях, помогает справиться с внутренними трудностями и т.д. Занятия творчеством помогают решать и другие задачи: создание комфортной среды для общения, развития способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация. Эти занятия способствуют развитию у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, творческой индивидуальности, а также мелкой моторики, глазомера, навыков контроля и самоконтроля.
По данным психолого-педагогического мониторинга развития детей, проводимого в нашей школе традиционно дважды в год, у учащихся, занимающихся творчеством, увеличивается объем внимания, повышается его произвольность, реже стали случаи аффективного состояния, выше уровень социализации.
Известно, что наши дети не всегда могут наладить взаимоотношения со сверстниками, сформулировать свою мысль, проявить себя в чем-то. В процессе же игры, решении создаваемых педагогом жизненных ситуаций и творческой деятельности это происходит значительно легче.
Последние два года с детьми увлеклись аппликацией крупой, пластилином, поделками из папье-маше, скульптурой малых форм. Перечисленные техники привлекательны художественной выразительностью, элементами новизны. Они активизируют потенциальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно расширять и усложнять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, а также способностей к тому или иному виду творчества.
Сначала мы знакомились со всеми этими техниками. Рассматривали работы, размещенные на различных сайтах, в частности «Страна мастеров». Затем наступает этап более глубокого знакомства с техниками, материалами.
Перед воспитанниками встает вопрос: чему отдать предпочтение, ведь все нравится и все хочется попробовать. Пробуем. Только после этого они сами выбирают вид деятельности: у кого-то лучше получается кропотливая работа с крупой, кому-то по душе создание «шедевра» из папье-маше, соленого теста. Наблюдаю, что у них получается лучше, и ненавязчиво советую заниматься именно этим. Так, например, Вадим Х. создает очень красивые картины, работая с крупой. Всех очаровали его «Мадонна с младенцем», «Зимний вечер». А Влад К. больше тяготеет к каркасным объектам. Интересно наблюдать за учениками 5 класса. Создав поделки из пластилина, они тут же придумывают игру с ними. К сожалению, влияние компьютерных игр на сюжет пока большое. Замечательно работает с пластилином Максим А. Ребенок – инвалид, испытывает большие трудности в освоении учебных программ. Но умело работает руками. Работы у него всегда выполнены аккуратно. Интересный подбор цветов, полутонов. Его «Осенний натюрморт» не оставил равнодушным никого.
Старшие ребята больше стремятся к объемным поделкам: они сложны в исполнении, тем и интересны им. С ними мы создали «Птицу счастья», за которую получили 1 место на муниципальном конкурсе в номинации «Нетрадиционные техники». Попробовали свои силы в создании скульптур малых форм. Техника сложнее, предусматривается работа с проволокой. Наш «Кот Матвей» вместе с другим котом, любителем чтения газет, отмечены грамотами муниципального конкурса (1, 2места). Работы детей выставляются на школьных, муниципальных выставках. Панно Вадима Х. были отмечены на республиканском уровне.
Перед созданием очередного «шедевра» вместе с учащимися обговариваем план работы: выбор сюжета, техника исполнения, материалы и пр. Если это коллективная работа, то распределяем задания.
Сейчас все вместе (с 5 по 9 классы) создаем коллективную работу по сказкам А.С. Пушкина, где используются все отработанные техники: рисование, лепка, аппликация, работа с пряжей, лентами, папье-маше и пр. Планируем принять участие в муниципальной выставке к Новому году. Уже определились с темой. Есть желание поучаствовать в школьном конкурсе творческих проектов «Есть идея!». Тем более опыт участие в подобном конкурсе в номинации «Школьная территория» у нас есть. Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Люблю наблюдать, как работают дети. Наблюдения дают возможность учителю по-другому взглянуть на ученика. Все фиксирую, т.к. в дальнейшем делюсь ими с другими педагогами на педконсилиумах. Иногда наши характеристики детей очень разнятся.
Например, Леша Л. делает поделку «Собачка» (смешанные техники). Сердится, что нитки плохо держатся на боках поделки. Спрашиваю, как он думает, почему? Выясняется, что он просто неправильно выбрал клей. Кирилл Л. - «торопыга», поэтому поделка у него получается небрежной. Предлагаю самому оценить свою работу. Корректно (очень самолюбивый, вспыльчивый мальчик) указываю и на ошибки при выполнении, иначе они будут повторяться.
Конечно, утверждать, что дети с проблемами в развитии самостоятельны в выполнении работ, выборе сюжета, техники, будет неверным. Нужна постоянная организующая помощь учителя. Часто слышу от них: «Я не смогу сделать. У меня не получится». Приходится убеждать, что если ты не попробуешь, то не узнаешь - получиться или нет.
Считаю, что деятельность, выполняемая с охотой, увлечением, радует детей. Тогда им удаётся получить хороший результат. Радость успеха окрыляет ребёнка. Особенно, если твой труд получил признание окружающих. Посмотрите в глаза ребенку, переживающему свой первый триумф! Только ради этого стоит учить детей создавать чудеса своими руками. И еще меня радует то, что они, создавая свое чудо, уже заранее говорят, что подарят его любимому воспитателю учителю или своим близким.
Детей всегда необходимо мотивировать на успех. Хвалить, но только если ребенок заслужил похвалу. Не принуждать. Вселять надежду, что у них все получится. Тогда их успех будет и нашим тоже.
Литература
Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М.,1981.
Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» М.: Школа-Пресс, 1994.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – С.-Петербург: Речь, 2000.
Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Просвещение, 1961, с.9-12.
Ресурсы сети Интернет (сайты «Страна мастеров», «Продленка» и др.)