Представленные дидактические игры могут повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на занятии и вне их. »
Дидактические игры на занятии и вне их.
Игра «Тепло или холодно!»
Понимать значение слов; усвоит пары антонимов.
Объясните ребенку, что антонимы - это слова с противоположным смысловым значением, например: много - мало, белый - черный, лежать - бежать, весело - грустно.
Лексический материал
Предложите ребенку подобрать антонимы.
Осенью теплее - зимой ... (холоднее).
В шапке тепло - в панамке ... (холодно).
Ворона большая - воробей ... (маленький).
Сосна справа - береза ... (слева).
На деревьях ветки длинные - на кустах ... (короткие).
Лисичка идет - зайчик ... (прыгает).
Игра « Опиши предмет»
Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.
Содержание: Воспитатель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.
Игра «Кто с кем!»
Цель: Употреблять слова в творительном падеже; правильно называть детенышей животных.
Расскажите ребенку, что животные пошли на прогулку со своими детенышами. Предложите ему ответить, кто с кем пошел гулять.
Затем предложите ребенку составить с этими словосочетаниями предложения или, по желанию, составить небольшой рассказ.
Лексический материал
Заяц с ... (зайчонком). Лиса с ... (лисенком). Медведь с ... (медвежонком). Белка с ... (бельчонком). Волк с ... (волчонком). Еж с ... (ежонком
Игра «Догадайся, что показал» (пантомима)
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.
Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.
Игра «Подбери слова»
Пополняет словарный запас, уточняет значение слов; игра способствует развитию мышления
Предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете называть действие или определение. А его попросите подобрать предмет.
Лексический материал
Зимой ветки засыпаны ... (снегом). Расстелила зима по земле белый пушистый ... (ковер). Медведь устраивает в чаще леса ... (берлогу). Берлога — это глубокая ... (яма в земле). В феврале у медведиц появляются ... (медвежата).
Игра «Расшифруй письмо»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.
Содержание: Воспитатель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и. используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.
Игра «Кто лучше»
Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные воспитателем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.
Игра «Назови ласково»
Образовывать слова при помощи суффиксов. Оснащение: мяч.
Произнесите фразу и бросьте мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.
Содержание: воспитатель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.
Игра «Сочини сказку о предмете».
Цель: Развитие речи, пополнение словарного запаса.
Содержание: воспитатель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.
Игра «День - ночь»
Цель: Развитие речи, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия. Содержание: воспитатель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.
Игра «Подумай и измени»
Употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах. Предложите ребенку закончить фразу, изменив единственное число имени существительного на множественное.
Лексический материал
Я купил елку - я купил ... (елки).
Я кормлю белочку - я кормлю ... (белочек).
Я повесил на елку фонарик - я повесил на елку ... (фонарики).
Я иду за клюшкой - я иду за ... (клюшками).
Я чищу шапку - я чищу ... (шапки).
Я вижу зайца - я вижу ... (зайцев).
Я сыплю синичке крошки - я сыплю синичкам ... (крошки)
Игра «Составь слово»
Дети составляют слова из предложенных воспитателем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.
Игра «Разложи по порядку»
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по порядку.
Игра «Лишнее слово»
Игра способствует развитию слухового внимания, обогащению словаря и уточнению значения слов.
Объясните ребенку, что сейчас вы будете произносить слова, а его попросите называть лишнее слово и объяснить свой выбор.
Шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка. (Панаму носят летом.)
Игра «Сказочные владения Радуги. Опиши»
Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.
Игра «Молоточки»
Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.
Игра « Буква заблудилась»
Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.
Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.
Игра «Слова»
Согласовывать имена существительные с прилагательными.
Предложите ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово «белый».
Куртка какая? (Белая.)
Сапоги какие? (Белые.)
Поле какое? (Белое.)
Снеговик какой? (Белый.)
Затем аналогично обыграйте прилагательное «серебристый».
Снег какой? (Серебристый.)
Дорога какая? (Серебристая.)
Ветки какие? (Серебристые.)
Озеро какое? (Серебристое.)
Игра «Время рассердилось и ушло. Догони»
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил воспитатель.
Игра «Когда это бывает»
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным воспитателем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.
Игра «Колокольчики»
Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых воспитателем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.
Игра «Исправь ошибки»
Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.
Игра «Покажи картинку»
Правильно употреблять глаголы с разными приставками, сюжетные картинки
Мальчик подходит к горке - мальчик отходит от горки.
Девочка подъезжает к дому - девочка отъезжает от дома.
Тетя входит в дом - тетя выходит из дома.
Заяц залезает под куст - заяц вылезает из-под куста.
Игра «Подбор прилагательных»
Ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
Игра «Что бывает?»
К исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, "зеленый" - помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
Игра «Узнавание»
Узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе с лов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" - береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" - солнце.
Игра «Цепочка слов»
Проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных , характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный - ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый - одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать - кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово - "кошка". Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная...
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор...
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым...
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд... и т. д.
Игра «Кто что делает»
Игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.
а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина , молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: "Что с этим можно делать? Для чего это нужно?" Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: "Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?"
б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: "Машина". Ребенок отвечает: "Едет. Художник". Следующий игрок: "Рисует. Рука" и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например , "ветер" - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.
Игра «Подбор объектов к действию»
Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, "кто и что плавает?" - человек, доска, собака, корабль; "греет?" - солнце, печь, грелка; "летает?" - самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.
Игра «Добавь слово»
Игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.
Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: "В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин" и т. д. Во втором так: "На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша ..."
Игра «Дополни предложение»
Игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным
правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного
ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово "солнце":
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...
Игра «Красный – белый»
Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.
Игра «Кто больше слов придумает?»
Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: Мяч, фанты.
Описание игры: Педагог называет какой-нибудь звук
и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.
Игра «Телеграф»
Цель: Обучение слоговому анализу слов.
Описание игры: Педагог говорит: «Дети, сейчас мы 1 нами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.
Игра «Слова-перевертыши»
Цель. Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.
Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.
Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
Ответить с цитированием
Игра «Потерялись»
Цель: соотносить название животного с названием детеныша.
Материал: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.
Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.
Давайте посмотрим. Кря-кря-кря - кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка - его мама. Помогите
Игра «Дружные ребята»
Цель: соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных.
Материал: белка и лиса.
Объясним детям содержание игры:
Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна- бельчата, вторая - лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите - резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим мамам. Выигрывает тот, кто скорее соберется.
Игра повторяется 3-4 раза.
Игра «Кто, что умеет делать»
Цель: подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка - мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака - лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик - прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.
Игра «Что умеют делать звери?»
Цель: составлять разнообразные словосочетания.
Дети превращаются в зверей. Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно, получает картинку с изображением данного зверя.
Примерные варианты рассказов.
«Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю запасы: орехи собираю, грибы сушу».
«Я медведь. Вперевалочку хожу, мед ищу, ульи ворошу».
«Я рыба. Плаваю».
«Я кошка, бегаю и прыгаю. Люблю молоко и рыбу».
«Я заяц. Быстро скачу, люблю грызть морковку».
«Я собака. Дом сторожу, на охоту хожу, на коврике сплю».
Игра «Кто больше действий назовет»
Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия.
Детям задают вопросы, требующие использования при ответе глаголов. Например: что можно делать с цветами ? - рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать; что делает дворник ? - подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком; что можно делать с мячом? - играть, бросать, ловить. За каждый правильный ответ выдается цветная ленточка. В конце игры подводят итог: побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.
Игра «Закончи предложение»
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончания действий.
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и ... (стала умываться). Коля оделся и ... (побежал гулять). Он замерз и ... (пошел домой). Зайчик испугался и ... (убежал, спрятался). Ира обиделась и ... (заплакала).
Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения.
Игра «Профессии»
Цель: соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.).
Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие». Обращается к детям:
- Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать... А как вы думаете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар?
-Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
-А что делает врач?
-Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.
Взрослый называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия, характерные для этих профессий.
(Игра проводится в конце года при соответствующей готовности детей.)
Игра «Где мы были, мы наскажем»
Цель: активизировать глагольную лексику, соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего «Где вы были? Что вы делали?» дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и показывают различные движения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по движениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дрова». При правильном ответе дети убегают, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.
Игра «Закончи предложение»
Цель: дополнять предложение словом с противоположным значением.
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает, например: сахар сладкий, а перец ... (горький); летом листья зеленые, а осенью ... (желтые); дорога широкая , а тропинка ... (узкая); ручей мелкий, а река ... (глубокая); пластилин мягкий, а камень ... (твердый); девочка говорит громко, а мальчик ... (тихо); мама несет тяжелую сумку, а сын ... (легкую).
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает, например:
деревья в лесу высокие и ... (низкие);
кашу варят густую и ... (жидкую);
звери бывают смелые и ... (трусливые);
лекарства делают горькие и ... (сладкие);
морковь можно есть сырой и ... (вареной);
яблоки бывают мелкие и ... (крупные).
Игра «Кто внимательный»
Цель: выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы). Взрослый спрашивает, какие пословицы знают дети.
Предлагает послушать пословицы, которые он знает, и найти в них слова с противоположным значением («Сейчас мы посмотрим, кто из вас внимательный и быстро найдет противоположные по смыслу слова»).
Примерный набор пословиц:
Готовь сани летом, а телегу зимой. Труд кормит, а лень портит. Глазами плачет, а сердцем смеется. Слушай больше, говори меньше. Умел начать, умей окончить. Родная сторона - мать, а чужая - мачеха. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. Хлеб - батюшка, вода - матушка.
Игра «Найди слово»
Цель: подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.
Детям говорят:
Вы знаете много слов, описывающих какой предмет, и знаете слова, которые обозначают, что можно делать с предметом. Предметы отличаются друг от друга по величине, форме, цвету. И еще предметы имеют название, имя. Каждое слово что-то обозначает, имеет смысл.
А знаете ли вы, что обозначают все-все слова на свете?
Что означает слово кукла? слово свежий?
А знаете ли вы, что обозначает слово бризантный? слово витийствовать?
Да, есть слова, которые вы узнаете и поймете позже, когда станете старше.
Есть слова, похожие по смыслу, слова-друзья.
Как вы думаете, похожи по смыслу слова большой - огромный - громадный? Придумайте предложения с этими словами.
Еще есть слова, противоположные по смыслу. Например, большой - маленький, идти - стоять.
Игра «Противоположности»
Цель: подбирать противоположные по смыслу слова.
Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый. Например: говорить, смешить, разрешить, падать, смеяться, зажечь, помогать.
Игра «Найди ручку»
Цель: составлять предложения со словом ручка, употребляя его в разных значениях.
Дети отвечают на вопросы, которые им задает взрослый, заканчивают начатые им предложения.
Таня здоровается с детьми и начинает гладить утюгом. Чем берет Таня утюг? (Рукой, ручкой). А за что она держит утюг? (За ручку.)
У меня рука большая, а у Тани? (Маленькая.) Как мы называем ласково руку ребенка? (Ручка.) Какие еще предметы называются, словом ручка? (Которыми пишут.)
А теперь говорите, что я буду делать (кладет ручку на стол, берет чашку, держит ее за ручку). (Дети называют: «Кладете, берете, держите».)
Какие ручки вы видите в комнате? Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? (Ручка у двери, у сумки, у сковородки, у холодильника, у шкафа, у вилки и т. п.)
Заканчивайте предложения, которые я начну.
Ручкой можно ... (писать). Ручку можно на стол ... (положить). За ручку можно чашку ... (держать, брать, взять). У кастрюли две ... (ручки).
Для чего нужна ручка?
Вспомните, что сказала Таня, когда пришла к вам (сказала «здравствуйте», поздоровалась). А теперь что она делает? (Прощается, машет ручкой, говорит «до свидания!».)
Игра «Исправь ошибку Незнайки»
Цель: упражняться в подборе слов по смыслу, исправлении речевых ошибок, умении контролировать чужую речь.
Незнайка произносит высказывания, в которых содержатся лексические или грамматические ошибки. Ребенок должен заметить и исправить ошибку. Например:
-Я весь босой.
-Я укладил (уложил) мишку спать.
-Я заключаю (закрываю) дверь.
-Это я проснул (разбудил) Буратино.
-Ребята, идите шепотом (медленно).
Игра «Красный – белый»
Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.
Игра «Придумай слово»
Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Мяч, фанты.
Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.
Игра «Слова перевертыши»
Цель. Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.
Описание игры. Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.
Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
Ответить с цитированием
Игра «Что ты видишь?»
Цель: дать названия разным предметам.
Зададим детям вопрос: «Как мы отличаем один предмет от другого?» (В ответ дети наверняка назовут различные признаки предметов.)
Сформулируем вывод: «Каждый предмет имеет свое название, каждое слово что- то обозначает. А что обозначает слово мяч? Что обозначает слово ручка? А бывают ли такие слова, которые ничего не обозначают, не имеют смысла?» Приводим в пример звукосочетания рум, ыл, ра.
Читаем стихотворение И. Токмаковой «Плим».
Ложка - это ложка, Ложкой суп едят.
Кошка - это кошка, У кошки семь котят.
Тряпка - это тряпка. Тряпкой вытру стол.
Шапка - это шапка. Оделся и пошел.
А я придумал слово, Смешное слово - плим.
Я повторяя снова - Плим, плим, плим.
И ничего не значит Плим, плим, плим.
Спросим:
Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете? (Какой мяч? Какая погода? Какое небо?)
Еще есть слова, которые называют, что можно делать с предметом. Что, например, можно делать с мячом? Что можно делать в детском саду?