kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Декоративно-прикладное творчество и народные традиции в воспитании детей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа рассказывает о роли декоративно-прикладного творчества и народных традиций в воспитании детей. Описывается календарь праздников, который можно использовать при разработке мероприятий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Декоративно-прикладное творчество и народные традиции в воспитании детей".»

Муниципальное учреждение дополнительного образования-

Центр внешкольной работы

г. Маркс Саратовской области












«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ».

(методический материал).












Составитель:

Педагог дополнительного образования Гриценко Г.А.















«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ».


Широка страна моя родная! Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю, где традиции живут из века в век.

Где живут талантливые люди, создавая неземную красоту.

Где хранят традиции народы, воплощая в жизнь свою мечту.

Где свои таланты и уменье можно поколеньям передать.

Чтоб жила, росла и процветала дорогая всем Россия-мать!


Воспитанье поколенья – вот почетный труд земной!

Как же справиться Вам с ним? Тяжело если одним.

Не печальтесь, не грустите, мудрость предков призовите.

Сказки, басни и загадки, и пословицы, колядки,

Поговорки и фольклор – вот помощников набор!


Воспитание как формирование всесторонне развитой личности человека составляет одну из главных задач современного общества. Оно требует усилий, направленных на создание социальных условий и реализацию новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

Цель эстетического воспитания на основе народных традиций: духовно-творческое развитие юного поколения, освоение и понимание детьми истоков народной культуры, приобщение детей и подростков к национальной культуре, возрождение и пропаганда народных ремесел, воспитание любви к «малой Родине», развитие творческих способностей детей, выявление и поддержка одаренных детей.

Проблема формирования нравственной личности - одна из наиболее значительных проблем образования и воспитания. Радикальное изменение общественной, государственной и экономической ситуаций России последнего десятилетия XX века породило и обострило целый ряд проблем, в том числе и кризис образовательной системы. Деформация этнокультурного самосознания, переориентация россиян с национальных духовно-нравственных ценностей и норм на западные ценности материального благополучия, усиливают конфликтное противостояние в сфере отношений между поколениями, различными социальными группами и этническими общностями, ведут к нарастанию межэтнической напряженности в обществе.

Этнический «винегрет», который представляет собой контингент учащихся современных школ и учреждений дополнительного образования, заставляет педагога обращать особое внимание на так называемый «этнокультурный компонент» при отборе содержания образования и воспитания.

Основной целью этнопедагогики стал учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. В рамках этнокультурного компонента учащиеся получают возможность не только узнать об искусстве своего народа, но и познакомиться с искусством других народов

Традиционная система воспитания строилась на передаче накопленного прежними поколениями опыта и знаний тем, кто приходит на смену.

Однако в современном обществе нарушен привычный способ взаимодействия поколений. Дети вынуждены решать те проблемы, которые не стояли перед их родителями. Молодое поколение не может уже жить опытом своих отцов и дедов. Поэтому резко ослабевает эффективность семейного воспитания.

Народная педагогика, пройдя вековую проверку на действенность, дает возможность ребенку усваивать опыт предыдущих поколений без специальных научений, назиданий, соответствовать требованиям своего времени и передавать золотые крупинки мудрости следующему поколению.

На фоне снижения жизненного уровня большинства россиян, в условиях социального расслоения общества у определенной части подростков формируется двойственное сознание и мораль, распространяется потребительское отношение к жизни. Закономерным следствием этих явлений является упадок социальной активности детей, обеднение эмоциональной сферы.

Формирование духовности личности напрямую связано с состоянием культуры общества. Культура – это мир, созданный человеком: мир материальный и идеальный, т.е. духовный. Здесь происходит реализация физического и умственного труда в предметах, представлениях, социальных и производственных отношениях. Часть культуры – это традиционная народна культура. Начало XXI века. Русская культура переживает трансформацию, связанную с процессом ее самоопределения в глобальном пространстве постиндустриального мира.

В России именно традиционная культура, фольклор, декоративно-прикладное искусство всегда определяли развитие национальной духовности, литературы, искусства. Именно стабильные древние формы в эпоху цивилизационного упадка и хаоса могут сыграть исцеляющую роль, содействовать выживанию человечества.

Проблемы духовного возрождения России необходимо решать совместными усилиями всех заинтересованных сторон процесса нравственного воспитания детей.

Возрождение национального самосознания России средствами фольклора, реализация созданного многими поколениями духовно-нравственного и этнопедагогического потенциала нашего общества является доминирующей тенденцией ее современного развития и по всем параметрам тяготеет к возможно полному восстановлению исторической преемственности. Народное творчество и декоративно-прикладное искусство помогает восстановить эту связь.

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью нашей культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов. Человек по своей натуре – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Еще в древности народные умельцы делали своими руками нужные вещи: шили одежду, вышивали, вязали кружева, плели из лозы и бересты, выпиливали из дерева, лепили из глины. Ручное изготовление различных изделий с древних времен называется ремеслом. Ему учились с самого раннего детства. Старшее поколение передавало секреты мастерства своим детям и внукам. Задача любого мастера – бережно сохранять традиции, избранного им ремесла, одновременно развивая, внося новые элементы в дело своих предшественников. Сотворение прекрасного – удел не только профессионалов, каждый может испытать свои силы на этом поприще. И не так уж важно сколь безукоризненно, с точки зрения специалистов, будут выполнены те или иные работы – главное в другом. Приобщаясь к процессу творчества человек, обретает новое ощущение жизни: более полное, радостное, многогранное.

Изделия декоративно-прикладного искусства раскрывают перед нами богатство культуры народов, помогают нам узнать обычаи и традиции, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Многие растительные мотивы русских народных вышивок являются прекрасным наглядным художественным материалом для аппликаций, приемлемым, с религиозной точки зрения, для детей других культур, в которых запрещено изображать людей, а часто и животных в любых орнаментах. Аппликации по мотивам народного орнамента при их воспроизведении детьми положительно воздействуют на психоэмоциональную сферу, на развитие художественных способностей детей, воспитывают у них интерес к народному искусству, укрепляют связь поколений.

Народное декоративно-прикладное искусство обладает многовековыми традициями. Развиваясь одновременно с другими видами искусств, оно кроме чисто бытового назначения, обрело и вторую не менее важную функцию – способствовать формированию и развитию художественного вкуса людей, пробуждать их творческую активность и национальное самосознание, способствовать духовно-нравственному воспитанию. Раскрытие специфики декоративного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетических восприятий и чувств детей, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям искусства.

К.Д. Ушинский, не разделяя педагогику и методику, считал, что формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта. Ни в одной из форм языкового творчества народа, указывал К.Д. Ушинский, не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах, поговорках, загадках: «Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц, поговорок, загадок. Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять, представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам».

В народной пословице Л.Н. Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений».

В народных сказках заключена многовековая мудрость народа. Чему же учат они? Добру и трудолюбию, смекалке и уму, щедрости и правилу жить по совести. Но метафорический язык фольклора неисчерпаем, и вдумчивому читателю он откроет еще немало интересного. Наши далекие предки создавали сказки и былины в соответствии со своими представлениями о мире, который видели не так, как мы сегодня.

Человек может раскрываться в различных социальных масштабах своей жизнедеятельности, в разной степени сопряженности с обществом, его формами. Стереотипы поведения личности служили фундаментом этнических традиций, включающие в себя социально-экономические, мировоззренческие, нравственно-эстетические устои с их неповторимыми особенностями.

Народное искусство собирает в себе родовые связи. Под его знаком идет становление чувства родственных, семейных связей, связей даже тогда, когда ребенок оказывается вне семьи, в дефиците по «родне». Фольклор и декоративно-прикладное искусство моделируют фундаментальные понятия о родном доме в Родине. Народное искусство и национальные традиции – это неповторимо тесное сплетение духовного, социального, этического, экологического и этнического начал.

Тексты, мелодии, действия, сохранившиеся в виде фольклора, несут в себе глубокие инструкции, отшлифованные веками, а потому и значимые во всяком времени, хранят многое из того, что обречен человек, искать порой всю жизнь. Свет, исходящий от сокровищ русской песни, обрядов, танца, от театрального действия и декоративно-прикладного искусства, человек воспринимает с восторгом, с восхищением, с гордостью причастности своей к сокровенному. Поэтому педагогическая деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей, должна вложить ощутимый вклад в выполнение общегосударственной концепции развития России: основа государства – опора на национальную традиционную культуру.

Фольклор и декоративно-прикладное искусство имеют большое значение в живом художественном процессе. Именно фольклор и декоративно-прикладное искусство выступают как феномены, раскрывающие сущность, природу, жизнедеятельность человека.

Фольклор, народные традиции, обычаи, декоративно-прикладное искусство в наши дни является социальной ценностью в формировании нравственного сознания нового поколения. Сама потребность времени диктует нам необходимость формирования понимания народных традиций, как ценностной составляющей в жизни детей и молодежи.

Народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими воспитательными возможностями. Народные традиции имеют важное значение в духовной культуре подрастающего поколения, особенно сегодня. Поэтому, учитывая значимость народного творчества в воспитании детей, можно выделить несколько значимых потребностей, определяющих ведущие сторон личности:

- духовно-нравственную;

- гражданско-патриотическую;

- выражение национального самосознания;

- познавательную;

- художественно-эстетическую;

- отношение к религии;

- самовыражение.

Наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций являются праздники. Их цель не столько обучить, сколько познакомить с народным искусством. Праздники национальных традиций развивают у школьников эмоциональную восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа.

Народный календарь – это обращение к генетической памяти народа. Праздники народного календаря – это коллективная национальная форма осознания мира и своего места в нем. Стихия народной игры, народная музыка, различные формы организаций жизни детей в стиле народного календаря - все это обеспечивает эффективное приобщение подрастающего поколения к русским национальным традициям. Входя в мир народных традиций, в мир национальной культуры ребенок становится участником акта творчества, носителем народного сознания.

Народный календарь позволяет решать ряд задач:

- обеспечение этнографической информированности;

- формирование социальной активности;

- духовное обогащение личности ребенка.

Народные праздники вырабатывают новые фольклорные формы межличностного общения и приобщение современника к фольклорному творчеству, что придает процессу воспитания особый колорит и статус.

Если обратиться к народному календарю, то можно выделить ряд национальных праздников, опираясь на которые необходимо проводить различные мероприятия для детей разного школьного возраста:

- организация и участие в фольклорно-этнографических фестивалях;

- «От Рождества до Крещения» (святочные праздники):

- «Рождественские посиделки»;

- «Праздник святок в детском коллективе»;

- «Коляда приходит в дом»;

- «Русские народные забавы»;

- «Веселые гадания»;

- «Здравствуй, старый Новый год!»;

- «Широкая Масленица» - ярморочные гуляния;

- «Вербное воскресенье» (по народному календарю встреча птиц);

- «День птиц» или «Здравствуйте, пернатые друзья!»;

- «Пасха» (выставка декоративно-прикладного творчества, конкурс традиционной национальной кухни);

- «День Ивана Купалы»;

- Сбор лекарственных трав, гербариев;

- Познавательные программы: «Народная медицина», «Народная мудрость», «Путешествие в историю наших предков» и т.д.;

- «День Нептуна» - начало купального сезона;

- «Яблочный спас» - начало сбора урожая (19 августа);

- «Фруктовый праздник» (с участием детей в роли фруктов и овощей) и многие другие праздники и т.д.

Знание праздничных ритуалов, обычаев, владение каким-либо ремеслом, дает возможность действительного участия современников в народном празднике. Понимание сущности праздника, разнообразие выполняемых им функций необходимо для сохранения способности понимать прошлое. Не понимая сущности обрядов, ритуалов, обычаев, их символики мы утрачиваем ключ к пониманию предыдущих поколений, их жизни и культуры. А ведь именно проблема сохранения преемственности, связи с прошлым, проблема исторического сознания, особенно у молодежи, является одной из важных проблем современной культуры.

Поэтому проводя различные праздники-мероприятия, надо создавать такие методические разработки, которые будут помогать воспринимать народные праздники не как мероприятие, а как ценнейшее прикосновение к национальным корням, к истокам, к многовековой отечественной культуре, помогут пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызовут желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества.

Подготовка и проведение праздников национальных традиций позволяют использовать богатые возможности народной художественной культуры для духовного развития школьников, дают возможность каждому из участников приобщаться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры.

Культура русского народа формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурных традициях русского народа, нельзя упускать из виду и связи ее с культурами других народов, забывать о существовании в России других национальностей. Следует воспитывать интерес к культурам других народов с целью установления диалога культур на основе общих гуманистических, жизненных ценностей для обмена наивысшими достижениями. С этой целью можно и нужно проводить такие праздники как:

- Фестивали национальных культур;

- Классные часы по изучению культур других народов;

- Карнавал дружбы (день борьбы за ликвидацию дискриминации между национальностями);

- Неделя национальных культур (каждый класс готовит мероприятие, отражающее культуру какого-либо народа, и в течении недели классы ходят друг к другу в гости);

- «Славяне - дружная семья!» (славянская нация включает несколько национальностей. 24 мая – это «День славянской письменности и культуры»);

- Творческие концерты (номера художественной самодеятельности различных национальностей) и т.д.

Неотъемлемым компонентом декоративно-прикладного искусства того или иного народа является национальный традиционный костюм. Изучение истории костюма необходимо не только специалистам-дизайнерам, модельерам, театроведам, но и обычным людям для повышения общего культурного уровня, так как история костюма – это история культуры в самом широком смысле этого слова. Все, что смогло достичь человечество в различных сферах деятельности, нашло свое отражение в одежде.

Если в прошлом народное искусство было сосредоточено среди сельских жителей и средних сословий небольших провинциальных городов и их пригородов, то теперь оно претерпело существенное изменение и получило более широкое распространение. Это относится в равной мере ко всему народному декоративно-прикладному искусству и устному народному творчеству. Основные задачи воспитательного процесса на основе национальных традиций:

- растить достойное памяти предков поколение, умеющее осмыслить современное в сопоставлении с ценностями прошлого, определить основные жизненные приоритеты: Человек – традиции – ремесла:

- приостановить процесс духовных потерь, деформацию этноса, деградацию морали.

Без специально организованного процесса, направленного воздействием на систему ценностей и установок детей разного возраста, невозможно формирование подлинно культурной личности, способной активно приспосабливаться к требованиям постоянно ускоряющегося социального прогресса. Поэтому педагоги в процессе воспитания должны делать основной упор на формирование у ребенка способностей к самовоспитанию, самовыражению, умению общаться с окружающим миром. Поэтому эстетическое воспитание детей, основанное на народных традициях, должно идти по трем направлениям:

- духовно-нравственное воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- художественно-эстетическое воспитание.


Духовно-нравственное воспитание.

Цель: формирование у детей и подростков ценностей и научно-обоснованной картины мира, приобщение их к общечеловеческим ценностям, культурному наследию, воспитание потребности в духовном обогащении. Цель этого направления можно реализовать через следующие мероприятия:

1. Интеллектуально-творческие игры:

- «Знаем ли мы себя и свою историю»;

- «Учиться никогда не поздно»;

- «Наука и культура – это МЫ»;

- «Брей-ринг по сказкам» и т.д.

2. Развлекательно-познавательные программы:

- «Коляда, коляда»;

- «Народная мудрость» и т.д.

3. Викторины:

- «Азбука вежливости»;

- «Калейдоскоп знаний»;

- «Шагаем в мир знаний» и т.д.

4. Концертные программы:

- «День матери»;

- «Любимой мамочке посвящается» (праздник 8 Марта):

- Родительские собрания (концерты, выставки);

- « Нам года не беда» - День пожилого человека;

- «Сердце отдаю тебе» или «Согрей своим теплом» - День инвалида;

- Семейные праздники: «Здравствуй, мама!»;

«Этот старый Новый год!»;

«День именинника»;

«В гостях у сказочных героев»;

«15 Мая – Международный День семьи»;

«Мама, папа, я – спортивная семья».

5. Конкурсы:

- «Узнай свои корни»;

- «Семья 200….года» и т.д.


Гражданско-патриотическое воспитание.

Цель: воспитание гражданина и патриота России, своего края, малой Родины. Формирование у подрастающего поколения национального самосознания, чувства долга и ответственности. Цель этого направления можно реализовать через следующие мероприятия:

1. Литературно-музыкальные композиции:

- «День согласия и примирения»;

- «Святая Русь»;

- «Весна священная»;

- «Русский солдат и умом, и силой богат» и т.д.

2. Конкурсы.

- Песни Победы;

- «Пою мое Отечество»;

- Конкурс инсценированной песни и т.д.

5. Мероприятия, посвященные Дню Победы (поздравительные игры, концерты, благотворительные акции и т.д.).

6. Участие в фестивалях фольклорного мастерства.

7. Экскурсии в музеи, поисковая работа.

8. Викторины.

- «Мой город»;

- «Моя страна»;

- «Мой родной край» и т.д.

9. Фантаст - проекты.

- «Моя Родина»;

- «Моя страна» и т.д.

10. Выставки декоративно-прикладного творчества.

- «Быт русского народа и других народов»;

- «Ради жизни на Земле»;

- «Вся красота мира» и т.д.;

11. Выставки детского рисунка.

12. Встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных воин.


Художественно-эстетическое воспитание.

Цель: воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, взглядов развивающейся личности. Цель этого направления можно реализовать через следующие мероприятия:

1. Новогодние праздники.

- «Новогодняя карусель»;

- «Новогоднее приключение»;

- «Новогодний карнавал у Снежной королевы»;

- Рождественские святки и т.д.

2. Выставки.

- Чудесный мир игрушки»;

- «Мир детства» и т.д.

3. Конкурс национального костюма.

4. Развлекательно-игровые программы.

- «Широкая Масленица»;

- «День рождение – праздник детства»;

- «Весенние забавы»;

- «Татьянин день»; «Вечер у Татьяны»;

- «Театральные подмостки» - развлекательно-познавательная программа (27 Марта – Международный день театра).

Человек, смотрящий в третье тысячелетие, не может вернуть себе фольклорное мышление, даже на короткое время, уподобиться своим далеким предкам. Но он может и должен знать свою историю и культуру, бережно относиться к традициям и обычаям, и разумно пользоваться всем, что накоплено и сохранено веками.

Средства массовой информации недостаточно полно выполняют свой нравственно-эстетический долг, они защищают все западное, сокрушая традиционные русские ценности. Россия должна преодолеть кризис духовности, иначе она обречена на дальнейшую деградацию. Только тогда культурное достояние станет неиссякаемым источником, мудрым учителем и прочным фундаментом будущих успехов, открытий, залогом сохранения духовности и гуманного отношения.

Воспитание ребенка начинается с самого рождения до уже сформировавшейся духовно-нравственной личности. Поэтому, учитывая возраст детей, этот процесс можно условно разделить на четыре этапа.

Первый этап: дитятко, пострел – это дошкольный возраст. Для этого возраста используется устное народное творчество, доступное для маленьких детей: потешки, прибаутки, присказки, поговорки, сказки ну и, конечно же, игрушки – элемент декоративно-прикладного творчества.

Ребенок растет, развивается, его потребности становятся шире, растет его сознание, расширяются интересы. Второй этап: молодо-зелено – это младший и средний школьный возраст. Материал, используемый в процессе воспитания на основе национальных традиций, становится разнообразнее: это устное народное творчество детства к которому добавляются частушки, колядки, загадки, пословицы. Дети могут также заниматься изготовлением различных поделок, сувениров, игрушек – это начало освоения декоративно-прикладного искусства.

Игрушка – транслятор народных традиций для детей младшего и среднего школьного возраста. Едва ребёнок начинает узнавать и познавать окружающий мир, игрушка, кукла становятся его спутником, помощником и учителем. Куклы, игра и игрушки - не только забава и развлечение, это и способ творческого самовыражения ребёнка, приобретение реальных жизненных навыков. Они обучают и развивают детей, учат таким вечным понятиям, как красота и доброта.

Кукла-игрушка – это часть культуры народа. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. У каждого народа в различных областях сохранились свои традиции в изготовлении игрушек, свои образцы и художественные средства выразительности.

Искусство изготовления игрушек – одно из древнейших видов художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями используемым материалом.

Когда же появились самые первые на свете куклы? Случилось это данным давно, в первобытные времена. Наши праотцы думали, что если они смастерят символическое животное или человека и произведут над этими символами магическое действие, удачная охота или победа над врагом – человеком обеспечена. Во времена язычества ни один обряд или игра не обходились без кукол, которые представляли собой фигурки богов и таинственные силы природы, ведь они помогали древним людям жить и действовать в разных ситуациях.

А какими же были первые куклы для детей? Как ни странно, игрушки мальчиков и девочек первобытных народов очень часто похожи на игрушки современных детей. И первобытные дети, и дети более близких нам цивилизаций любили играть в игрушки, разыгрывали со своими игрушками-куколками домашние сценки, придумывали забавные спектакли. Так зарождались домашние кукольные театры.

Кукол любят все. В детстве без них просто невозможна нормальная человеческая жизнь. Мальчики и девочки с любимой куклой засыпают, встают утром, едят, гуляют, играют. Куклы становятся друзьями людей, часто на всю жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен (1805- 1875) обожал кукол. Дома у него был крошечный домашний кукольный театр. Андерсен шил костюмы и платья своим игрушечным питомцам, разучивал с ними пьески, верил в то, что у кукол идёт тайная жизнь, когда люди на них не сморят.

А кто из вас не знает нестареющую сказку про то, как однажды старик-столяр, которого звали Карло, взял полено и вырезал деревянную куклу Буратино? Деревянный мальчик стал для Карло сыном, а Карло забавной кукле – папой.

Куклы такие шалуны! Они не могли жить спокойно, они набирались у народа и своих друзей-актеров всяких «соленых» словечек, прислушивались к любой интересной истории и тут же выносили ее на суд зрителей. Театральных кукол на свете существовало и сейчас существует великое множество!

Чем хорош настоящий кукольный театр? Да тем, что в нем можно, прежде всего, посмеяться от души! Таким весельчаком кукольный театр стал уже в XVI-XVII в веках.

Но кукольный театр еще имеет большое значение в эстетическом воспитании детей. Занимаясь кукольным театром, дети сталкиваются с различными видами национальной культуры. Прежде всего это устное народное творчество, постановка спектаклей и небольших сценок основана на использовании устного народного творчества: это сказки, загадки, поговорки, пословицы, частушки и т.д. Дети не только знакомятся и изучают устное народное творчество, но и сами используют его богатство. Также дети осваивают различные ремесла декоративно-прикладного искусства при изготовлении кукол, декораций, аксессуаров.

Занимаясь кукольным театром, дети не просто играют в куклы, они не просто участники игры, они живут в образах своих героев, что способствует всестороннему развитию личности ребенка.

В каждой стране есть свои задорные, смелые, бесшабашные, неунывающие герои-куклы. В Италии – это Пульчинелла, во Франции – это Полишинель, в Англии – это Панч. В России, конечно же, Петрушка. Вся это проказливая компания и есть театральные родственники шалуна Буратино.

Чем сильнее человечество влюблялось в кукольный театр, тем больше изобретало для него новых кукол. Есть куклы объемные и плоские – ими управляют актеры-кукловоды, есть марионетки – куклы на нитках, есть куклы верховые (перчаточные), тростевые, механические и теневые.

В нашей стране тростевые куклы впервые появились в 1918 году. Нина Яковлевна Симонович-Ефимова и ее муж Иван Семенович Ефимов прославились тем, что они создали первый советский кукольный театр. Мальчишки и девчонки веселой стайкой неслись по улицам. Прохожие с удивлением смотрели на них: «Что случилось?» - «Петрушка приехал». – на ходу бросала детвора. Это обычная городская картинка конца XIX – начала XX века. Сейчас же Петрушку можно века. Сейчас же Петрушку можно увидеть только в стенах кукольного театра или тогда, когда артисты этого театра выезжают на гастроли.

Деятельность кукольного театра не ограничивается только спектаклями и театральными постановками, сказочные персонажи могут стать активными участниками творческих и развивающих занятий, мероприятий – это еще одна форма работы с детьми в процессе воспитания личности. Сказочные герои помогут детям развить желание вступать в более широкий контакт с окружающим миром.


Кукольная постановка (сочинитель: Гриценко Г.А.).

Действующие герои:

- Бабушка – рассказчица;

- Петрушка.




Бабушка:

Я в детстве, видно, не наигрался в куклы,

Так и во сне они меня зовут.

Беру их в руки, потом на руку – секунда…и они живут!

Мои ребята – кукловоды в них души научились вдохновлять.

Вполне артисты! И как они умеют заставить зрителей грустить и хохотать!

Ребячий смех и хлопанье в ладоши, когда на ширме мой появится герой!

Петрушка:

Тихо скрипит половица и детям опять не спится.

Присев на кровать и подушки, уже навострили ушки.

И сразу меняются лица, меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица, по комнате ходит сказка.

Сказка в гости к нам пришла, детям радость принесла.

Сказка учит волшебству, доброте и всех уму.

В гости Волк приходит к нам и Лисица по делам.

На ветвях сидит Русалка, на метле летит Яга.

Черномор несет Руслана, Гуси-лебеди Ивана.

Бабушка:

А вот послушайте, люди добрые, историю стародавнюю.

Как появились на свете земном куклы-актеры славные.

Еще с пещерных времен детки в куклы играли,

Душу куклам отдавали, куклы ночью оживали!

Петрушка:

Прародителям нашим поклон!

Бабушка:

А сказочник Ганс Христиан Андерсен

Этих кукол обожал, никогда не обижал.

Их на руку одевал. И спектакли создавал!

Петрушка:

А потом про этих кукол нам все в сказках рассказал.

Бабушка:

Ну, а сказ про Буратино! Где кукла деревянная достойным стала сыном!

Петрушка, а со своими родственниками ты знаком?

Петрушка:

Знаком! Коль всех собрать – так будет полон этот дом.

Из Италии примчится Пульчинелла, а из Англии веселый Панч.

Франция пришлет Полишинеля, чтоб, мне – Петрушке, веселить народ помочь!

Историй много есть про нас. Продолжи, Бабушка, ты свой рассказ.

Бабушка:

Скажу Вам правду, без прикрас, что кукольный театр – это класс,

Который собирает мастеров, где каждый жить для творчества готов.

Вот великих Российских кукольников имена:

Нина да Иван Симонович-Ефимовы – супружеская чета.

Блистали на афишах в начале века прошлого их имена,

И шумно по дворам бежала детвора, и радостно кричала: «Петрушка здесь! Ура!»

А гениальный Сережа Образцов, игрушку сделать был из прутиков готов.

И так он кукол-то любил, в Москве для них театр сотворил!

Петрушка:

Сказка всем она нужна, сказка в жизни так важна.

Будем сказку сочинять и игрушки создавать.

Принесем мы радость людям, доброте научимся.

Будем счастье всем дарить, детям радость приносить.

Бабушка:

Ну, а сейчас Петрушка – это раритет!

Чтобы его увидеть, нужно обойти чуть ли не весь свет!

Послушайте меня, вам дам совет: вы ноги даром не топчите,

Вы в ЦВР к нам приходите, да на Петрушку поглядите!


Третий этап: отрок – это старший школьный возраст. В этом возрасте, как показал опыт работы, дети уже с увлечением занимаются одним из видов народного ремесла (вяжут, шьют, вышивают, плетут, выпиливают из дерева, лепят из теста, глины и т.д.). С большим интересом занимаются фольклором (могут заниматься даже в профессиональных коллективах); изучают народные традиции, обряды, обычаи.

И как итог воспитательной работы – это четвертый этап: я духовно-нравственная личность. На этом этапе, мы видим сформировавшуюся личность. Ребенок прошел все этапы воспитания на основе национальных традиций: познакомился с устным народным творчеством, занимался фольклором, изучал национальные традиции, обряды, обычаи, выбрал для себя наиболее интересный вид ремесла. В данный период наблюдается преемственность поколений. Занимаясь ремеслом, изучая его, человек может вносить что-то новое, интересное в мастерство своих предков, т.е. занимаясь профессионально, и увлечение детства может стать профессией на всю жизнь. Человек сознательно занимается поиском и возрождением национальных традиций, обрядов, обычаев.



Список литературы.


  1. Аникин В.П. «Русское народное поэтическое творчество». - Ленинград: Изд. «Просвещение» 1983г.

  2. Аникин В.П. Садовников Д.Н. «Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач». - М: 1959г.

  3. Зуева Т. В. «Русский фольклор» Словарь – справочник. - М: Изд. «Просвещение» 2002г.

  4. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» Пособие для воспитателя детского сада. 2-ое издание. - М: Изд. «Просвещение» 1985г.

  5. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников». Учебное пособие к программе воспитания и обучения в детском саду - М: Изд. «Педагогическое общество России» 2005г.

  6. Круглов Ю.Г. «Русское устное народное творчество» Хрестоматия по фольклористике. – М: Изд. «Высшая школа» 2003г.

  7. Круглов Ю.Г. «Русские народные загадки». - М: Изд. «Просвещение» 1990г.

  8. Померанцева Э.В. Минц С.И. «Русское народное поэтическое творчество». Хрестоматия. - М: Изд. «Просвещение» 1969г.

  9. Использование ресурсов Интернет.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Декоративно-прикладное творчество и народные традиции в воспитании детей".

Автор: Гриценко Галина Анатольевна

Дата: 18.10.2017

Номер свидетельства: 433060


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства