Эта статья отправлена в журнал "Социальная работа". В ней освещена проблема жестокого обращения с несовершеннолетними в России в целом. В статье даны советы и рекомендации психологов. В статье освещены еще и факторы риска. Всем, кто работает непосредственно с семьей и ребенком, нужно знать, что факторами риска, характеризующими особенности детей – жертв насилия, являются нежелательные факторы. На примере все расписано.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Дети под зонтом добра"»
«Дети под зонтом добра»
За последние годы в России и в Башкортостане в целом произошли большие перемены во всех сферах. Воспитание подрастающего поколения, забота о здоровье и благополучии в семье и обществе – это трудоемкая работа всего общества, требующая от всех много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большая часть родителей понимают, что такая тактика воспитания нарушает права их детей, а также является явной причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии несовершеннолетних.
Все указанные способы воспитания несовершеннолетних, которые для первой группы семей являются исключением, вдруг становятся нормой. Ситуация начинает обостряться, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, и даже если семья испытывает постоянные финансовые трудности. И поэтому эта проблема в обществе сегодня становится глобальной, этот вопрос нужно не просто обсуждать, а экстренно принимать меры по его решению.
Актуальность профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Многие несовершеннолетние став жертвами насилия начинают уходить из дома или детских учреждений. В таких случаях несовершеннолетние втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. И наиболее эффективным средством являются меры ранней профилактики. Наша задача состоит в том, чтобы начать более раннее выявление неблагополучных семей и детей.
Необходимость защиты несовершеннолетних от всех форм жестокого обращения, становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.
СОВЕТЫ - КАК УЗНАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ПОДВЕРГАЕТСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ?
Прежде всего, необходимо понимать, что существуют факторы риска.
ФАКТОРЫ РИСКА:
Всем, кто работает непосредственно с семьей и ребенком, нужно знать, что факторами риска, характеризующими особенности детей – жертв насилия, являются следующие:
нежеланный ребенок;
наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
врожденные уродства;
нелюбимый ребенок в семье;
сходство с нелюбимым родственником;
нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
«трудный» ребенок;
низкая масса тела при рождении, недоношенность;
высокоодаренный или талантливый ребенок.
Один из факторов - социальное неблагополучие семьи:
неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;
семьи с приемными детьми;
наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
специфические культурные или религиозные факторы;
стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
использования физического и психического насилия в качестве наказания;
статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
Не менее значимым и важным фактором риска является состояние здоровья родителей, других членов семьи, наличие в ней эмоциональных сложностей, характерологических особенностей:
психические заболевания (психоз, депрессия);
умственная отсталость;
критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;
родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
При наличии данных факторов происходит нарушение жизненного пространства ребенка, ведущее за собой серьезные проблемы. Поэтому очень важно своевременно обратить внимание на семью, в которой наблюдаются факторы риска, где есть почва для жестокого обращения с ребенком.
Возраст от 3 до 6 лет:
отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;
заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
лживость, воровство;
копирование поведения взрослых;
агрессивность, жестокое отношение к животным;
болезненное отношение к замечаниям, критике.
Младший школьный возраст:
боязнь идти домой после школы;
одиночество, отсутствие друзей;
стремление скрыть причину повреждений и травм.
Подростковый возраст:
побеги из дома;
криминальное или анти общественное поведение;
употребление алкоголя, наркотиков;
суицидальные попытки.
Профилактическая работа в нашем социальном приюте для детей и подростков направленная на работу с несовершеннолетними, она разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Цель работы:
1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми, создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.
Профилактическая работа осуществляется по направлениям:
• организационная работа,
• диагностическая работа,
• профилактическая работа с несовершеннолетними,
• профилактическая работа с родителями и педагогами.
Жестокое обращение с несовершеннолетними как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, которые перенесли насилие, став взрослыми, часто жестоко обращаются с собственными детьми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитать достойного гражданина нашего общества.
Одним из методов работ воспитания по профилактике жестокого обращения с группой детей дошкольного возраста являются театрализованные представления по средствам художественных произведений.