Конечно, процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен – действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции и прочее.
Другое дело – обучение детей-инвалидов. Здесь могут возникнуть осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида: стеснение сверстников, чувство психологического дискомфорта, трудности с физическим перемещением из кабинета в кабинет и т.п.
Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов должна выступить система дистанционного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение детей »
«Школа без границ»
или Дистанционное обучение детей-инвалидов
Юсупова Е.В.
Бывает, что дети, страдающие тяжелыми соматическими заболеваниями, не в состоянии посещать школу, но при этом их интеллектуальные способности сохранены. Проходить обучение такие дети могут на дому.
Список заболеваний, дающих право на надомное обучение, содержится в приказе Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186. В него входят соматические заболевания, заболевания с нарушением двигательной функции, в том числе состояния после травм и операций на период лечения, тяжелые кожные заболевания, психоневрологические заболевания.
Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения об определении формы обучения.
В каждой школе существует специфическая группа учащихся: - дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу; - дети, которые вынуждены пропускать уроки во время обострения хронических заболеваний; - дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения. Эти дети требуют индивидуального подхода к себе в процессе обучения.
Конечно, процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен – действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции и прочее.
Другое дело – обучение детей-инвалидов. Здесь могут возникнуть осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида: стеснение сверстников, чувство психологического дискомфорта, трудности с физическим перемещением из кабинета в кабинет и т.п.
Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов должна выступить система дистанционного обучения.
Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход. Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении и т.п. И это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Таким образом, дистанционное обучение этой категории учащихся необходимо в силу специфики психического развития ребенка и системы образования. И ориентация образования детей-инвалидов по дистанционной форме обучения – вполне логична и оправдана.
В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования Дистанционное образование призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации.
В Иркутской области с 2009 года программа реализации ПНП «Образование» получила новое направление - развитие дистанционного образования детей-инвалидов.
Федеральная программа была рассчитана до 2012 годы (в Иркутской области до 2015 года), она предусматривала поэтапное создание условий для дистанционного обучения детей-инвалидов в каждом субъекте РФ. Проект осуществляется на условиях софинансирования из федерального и регионального бюджетов. В первую очередь средства направлены на оснащение центров, установку программ методического обеспечения в домах детей-инвалидов, подготовку кадров, а также поставку и подключение необходимого оборудования.
Рабочие места учителей оснащаются комплектом оборудования и обеспечиваются доступом в Интернет как в Центре (образовательном учреждении), так и непосредственно по месту проживания учителя. Преимуществом последнего варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в образовательном учреждении, соответственно учитель получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс.
Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями)). При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования или по иным основаниям (органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать иные условия передачи комплекта оборудования).
Оператором проекта в Иркутской области является областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области».
Цель мероприятия: создание условий для получения качественного образования по полной общеобразовательной программе детьми-инвалидами, обучающимися на дому.
Модель дистанционного обучения детей-инвалидов в Иркутской области:
Центр дистанционного образования:
координирует ход реализации мероприятия
координирует деятельность по организации учебного процесса
обеспечивает методическое сопровождение проекта
обеспечивает повышение квалификации педагогических работников
ведет мониторинг и базу данных мероприятия
Общеобразовательные учреждения:
организация учебного процесса
реализация образовательных программ
контроль за качеством обучения
Дети занимаются по индивидуальным учебным планам:
сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем
количество часов в дистанционной форме:
1-4 класс — 3 часа в неделю
5-9 класс — 4 часа в неделю
10-11 класс — 5 часов в неделю
Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
С 2011 года в этом проекте нахожусь и я. Три года назад, как и многие заинтересованные педагоги, я прошла обучение на курсах повышения квалификации в ИРО у московских педагогов. Курсы практической направленности были очень плодотворными, интересными и для многих сложными: знакомились с новейшим оборудованием, программами, интернет-ресурсами, спецификой работы. В общем, 10 дней полного погружения в новый вид деятельности. Затем было еще несколько дистанционных домашних заданий. И, как итог, удостоверение на 142 часа и огромный багаж знаний и умений работы сетевого педагога.
В начале 2012 года мне поставили дорогостоящее оборудование (макбук, веб-камера, микрофон, наушники, акустические колонки, сканер, принтер, лицензионное программное обеспечение и методическое сопровождение к нему) и подключили по безлимитному тарифу к сети Интернет.
Затем осталось только узнать свою нагрузку, распределенных детей, их контактные данные и начинать обучение.
Детям также ставится подключенное к интернету оборудование, вне зависимости от тех курсов, которые ребенок выберет для изучения: моноблок «Apple», принтер, сканер, цифровой микроскоп, графический планшет, фотоаппарат, конструктор «Lego» и т.д.
Вид оборудования может зависеть только от физиологических отклонений ребенка (например, зрение, ДЦП …). Проводится очное (на дому) обучение родителей, чтобы они в начале обучения помогали своему ребенку при работе с оборудованием.
На выбор детям предлагается большой выбор курсов для изучения. Родители с ребенком определяются с курсами, затем ученику назначаются педагоги. Педагог при первом знакомстве выясняет пожелания родителей, уровень усвоения программы изучаемого предмета, автора программы, по которой ребенок учится в своей основной школе, может связаться с педагогом, который проводит обучение на дому. Все это нужно для того, чтобы дистанционное обучение не шло порознь с домашним.
Для проведения занятий хорошим подспорьем была московская «i-школа», на курсы которой были подписаны и педагоги и наши дети.
- Мои курсы…
- Курс разделен на темы и занятия
- каждое занятие:
имеет теоретический материал с иллюстрациями, интерактивной анимацией и т.д.;
задания, которые выполнив в тетради, ученик сканирует и прикрепляет файл для проверки;
тесты, время, результат выполнения и оценка за которые видны сразу после завершения работы над тестом;
ссылки на видеоуроки;
скрытые файла, которые видны только педагогу – методические рекомендации, ответы и решения и т. д.
Уроки проходят в реальном режиме времени с применением программы «Скайп». Сетевой педагог и ученик заранее договариваются о дне и времени проведения занятий, в назначенное время выходят в сеть Интернет и созваниваются. Скайп дает возможность не только видеть и слышать собеседника, но и отправлять необходимые файлы, включить демонстрацию своего экрана – это очень удобно контролировать работу ученика, видеть, какой фрагмент текста он читает, какое задание выполняет и т.д.
Каждый проведенный урок отмечается в специальном электронном журнале, куда вписывается тема урока, для ученика домашнее задание и оценка за урок. В свою очередь ученик в своем дневнике может видеть эти записи. К сожалению, журнал до начала учебного года закрыт.
С 2014 года начал работу сайт дистанционной школы "Школа без границ" http://school.iro38.ru/.
Это площадка для сетевых педагогов и детей из Иркутской области. Методисты центра дистанционного обучения ИРО провели обучение сетевых педагогов. Теперь каждый учитель разрабатывает свои курсы, с помощью которых будет проводить дистанционные уроки. Хотя для проведения уроков можно использовать любые ресурсы сети Интернет.
В данный момент я разрабатываю курс «Информатика, 5 класс», куда все необходимые ресурсы я собираю и разрабатываю сама в виде отдельных уроков.
Например, урок «Информация вокруг нас» уже содержит теоретический материал, ссылку на анимации, тест. Планирую добавить работу с виртуальной тетрадью, практическую работу и занимательный материал. Не обязательно, что все будет выполнено на уроке с учеником. Часть будет являться домашним заданием, часть заданий – по желанию ученика. Все это зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Работа сетевого педагога одновременно сложная и интересная.
Конечно, дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями).
Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).
При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.
В итоге хочу сказать, что развитие дистанционного образования детей-инвалидов обеспечит конституционное право детей на полноценное образование.