kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Исправляем речь вместе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от того, насколько вы роди­тели, ответственно и грамотно выполняете рекомендации логопеда. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно играть с ребёнком дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Исправляем речь вместе" »

Исправляем речь вместе


Эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от того, насколько вы роди­тели, ответственно и грамотно выполняете рекомендации логопеда. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно играть с ребёнком дома.

В норме формирова­ние правильного звукопроизношения у ре­бёнка заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, многие недостаточно отчетливо и правильно произносят слова, их речь не всегда понятна окружающий. Происхо­дит это потому, что подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, ни­жней челюсти) недостаточна. Ребенок заме­няет трудные для произнесения звуки бо­лее «лёгкими»: [р] на [л] (рыба - лыба), ши­пящие и твердые свистящие - мягкими сви­стящими (шуба - сюба, жук - зюк, санки - сянки). Родители не всегда определяют эти ошибки на слух или не придают им особого значения, полагая, что с возрастом такие не­достатки исправятся сами собой.

Что делать, если вы заметили неправиль­ное произношение звуков у своего ребёнка? В первую очередь обратитесь к логопеду. И если ваш ребёнок начнёт заниматься со специалистом - выполняйте все задания. Наша консультация поможет вам понять, правиль­но ли вы это делаете.

Цель речевой гимнастики - формирова­ние определённого положения и подвижно­сти органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить гимнастику надо эмоциональ­но, в игровой форме. Работа над каждым уп­ражнением идёт в определённой последовательности:

- рассказ об упражнении;

- показ упражнения;

- выполнение упражнения ребёнком пе­ред зеркалом;

- проверка правильности выполнения;

- выполнение упражнения ребёнком без зеркала.

Чтобы понять, правильно ли выполняет упражнения ваш ребёнок, попробуем вы­полнить некоторые из них.

(Возьмите зеркало, посмотритесь в него и познакомьтесь с нашим помощником - весе­лым Язычком. (Раздаёт зеркала.)Далее родители, глядя в зеркала, выполняют упражнения по показу логопеда.)



Учитель-логопед. Жил был весёлый Язычок в своём уютном домике.

В домике этом красные двери.

Рядом с дверями - белые звери.

Домик Язычка - рот. Двери его то открываются, то закрываются. Вот так.

Проводится упражнение «Окошко».


Приоткрыл Язык окно:

Как на улице тепло!

(Широко открывают рот.)

Язычок потянулся.

(Высовывают язык.)

Широко всем улыбнулся.

(Улыбаются.)


Непоседливый Язычок не сидит на месте и часто выбегает из домика. Вот он решил погреться на солнышке, полежать на кры­лечке.

Проводится комплекс упражнений: «Лопатка», «Качели», «Часики», «Змей­ка», «Маляр», «Горка», «Вкусное варенье». «Лошадка».


Скрылось солнце за горой.

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок,

Лёг в кроватку и замолк.


Упражнения артикуляционной гимнасти­ки следует выполнять ежедневно я течение 5-7 минут.

Для формирования звукопроизношения у ребенка должно быть выработано пра­вильное речевое дыхание, ведь некоторые звуки невозможно произнести без доста­точно сильной воздушной струи. Этому спо­собствуют разнообразные задания («За­гони мяч в ворота», «Кто дальше прокатит мячик») и игры («Бабочка, лети!», пускание корабликов, «Чья пушинка выше подле­тит?» и др.), которые вы можете проводить с детьми дома. (Родителям показывают две-три игры.)

О значении паль­чиковой гимнастики написано немало книг. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует разви­тию речи детей. Обусловлено это тем, что ре­чевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично ком­пенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.


Дома вы может? поиграть с ребенком в «Зо­лушку». Смешайте в миске горох с фасолью и попросите разложить их в разные чашки. За­дание можно усложнить: брать семема (горо­шины) всеми пальцами или двумя (большим, и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем).

Мальчикам можно предложить разложить болты и гайки, девочкам - бусины.

Пальчиковые игры, сопровождаемые сти­хотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией де­тей. Давайте немного потренируемся.


Проводится пальчиковая гимнастика «Две сороконожки». Родители выполня­ют движения по показу логопеда.


Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Бежали, бежали.

Друг друга повстречали.

Друг друга повстречали.

Крепко обнимали.

Так обнищали, так обнимали.

Что их с трудом разняли.


При проведении некоторых упражнений можно использовать различные предметы. Давайте поиграем с платочками.


Проводится упражнение «Проглот». Каждый участник берёт носовой протон за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.


У меня живёт проглот.

Всё подряд проглот жуёт.

Вот и стало у прогпота

Брюшко как у бегемота.


Упражнение выполняется другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Полезно знать элементарные приемы самомассажа. Поглаживания и прикосновения к своим рукам и лицу тонизирует мышцы, ко­торые участвуют в артикуляции и мимике.


Родители выполняет (по показу) самомассаж "Времена года» ладонями или пальцами обеих рук.



Если солнце пригревает,

В небе ласточка летает,

(Поглаживает лоб от середины к верх­ней части ушей.)

Стаю сухо и тепло.

Значит, лето я нам пришло.

(Поглаживает щёки от середины подбо­родка к мочкам ушей.)

Если дождь стучит по крыше

То сильней, то тише, тише,

(Постукивает кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей.)

Землю всю листва укрыла.

Значит, осень наступила.

(Постукивает кончиками пальцев от се­редины подбородка к мочкам ушей.)

Если вьюга и пурга

Намели вокруг снега

И укутали дома.

Значит, к нам пришла зима,

(Выполняет спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей.)

Если тает снег и лед,

Ручек журчит, поёт.

(Поглаживают лоб от середины к верх­ней части ушей.)

Мишке стало не до сна.

Значит, к нам пришла весна.

(Поглаживают щёки от подбородка к мочкам ушей.)


Обследования детей, имею­щих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них нарушений двигательной сферы. Это могут быть плохая координация и замедление темпа выполнения движений. Преодолению моторной неловкости, разви­тию координации движений, тренировке ве­стибулярного аппарата способствуют специ­альные упражнения. Физкультминутки по­могают решать различные задачи:

- снять напряжение после занятия, на ко­тором требовалась максимальная концент­рация внимания и памяти;

- ранить правильное физиологическое и речевое дыхание;

- закрепить речевые навыки.

На каждом занятии логопеда проводятся физ­культминутки.


(Родители встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом сти­хотворении и по показу логпеда.)




Зайка шёл, шёл, шёл

(Идут по кругу.)

И морковку (капусту, редиску) нашёл.

(Хлопают в ладоши.)

Сел, поел и дальше пошёл.

(Приседают, встают и вновь идут по кругу.)



Как вы думаете, при изучении какой лек­сической темы может использоваться эта физкультминутка? («Овоща».)

Для формирования зрительно-моторной ориентации, координации движений в про­странстве проводятся следующие разминки.


«Цапля». Каждый участки встаёт на правую (левую) ногу, принимая к боковой поверхности колено левую (правую) стопу. Ставит руки на пояс.

Очень трудно мне стоять.

Ногу вниз не опускать.

Не падать, не качаться.

За соседа не держаться.

Тексты некоторых разминок вызывают по­ложительные эмоции, что способствует запо­минание движений, усвоению новых слов.


«Три медведя».

Три медведя шли домой.

(Маршируют на месте.)

Папа был большой-большой,

(Подминают руки вверх).

Мама чуть поменьше ростом.

(Вытягивают руки вперёд на уровне груди.)

А сынок - малютка просто.

(Ставят руки на пояс.)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

(Имитируют игру с погремушкой.)


Некоторые физкультминутки («Осенние листья», «Снежок», «Веснянка» и др.) ис­пользуются при прохождении лексических тем «Осень». «Зина», «Весна» для усвоения временных категорий.


(Проводится разминка «Снежок».)


Раз, два, три, четыре.

Мы с тобой снежок лепили.

(Имитируют движения.)

Круглый, крепкий, очень гладкий.

(Рисуют в воздухе круг.)

Но совсем-совсем не сладкий.

(Грозят указательным пальцем.)

Раз - подбросим.

(Поднимают руки.)

Два - поймаем,

(Опускают рут.)

Три - уроним

(Наклоняются, дотрагиваются до попа.)

И сломаем.

(Подпрыгивают.)


Игра развивает память, вни­мание, наблюдательность, сообразитель­ность. Что касается детей с ОНР, то наряду с общим влиянием игры на психическое развитие она оказывает специфическое воздей­ствие на формирование речевых навыков. Ребёнка надо постоянно побуждать коммен­тировать свои действия. Это закрепляет на­выки инициативной речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь, фор­мирует грамматический строй языка.


Давайте разучим некоторые словесные игры.


«Объясни слово». На столе лежат карточ­ки с изображением различных предметов (ча­сы, петух, кот, дом и т.д.). Участник берёт карточку, составляет описательный рассказ о предмете, не называя его. Остальные игроки должны догадаться, о чем или о ком идет речь.

Затем родители придумывают загадки об этих предметах.


«Скажи наоборот». Ведущий пооче­рёдно бросает каждому участнику мяч и про­износит слово (страшный, сильный, светлый и т.п.). Игрок, поймавший мяч, называет сло­во противоположное по значению.


«Подбери пару». На доске вывешены картинки. Необходимо сгруппировать их и соста­вить предложение. Например, игрок кладет рядом картинки с изображение гриба и де­рева и говорит: «Я нашел под деревом гриб».


По окончании мероприятия участники получают памятки «Поиграй со мной по дороге домой!», «Занимаемся с ребенком дома», «Артикуляционная гимнастика».


Учитель – логопед Тарасова Н.Н.


Поиграй со мной по дороге домой!

В эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и до­мой, ожидая приёма у врача и пр.


«Первый звук».

Нужно выделить голо­сом первый гласный звук в словах

(а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).


«Цепочка слов».

Взрослый и ребенок поочередно произносят слова: каждое по­следующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемоданнос - санкиигла - абрикос. И т.д.)


«Назови одним словом»,

Взрослый на­зывает несколько слов (дуб, липа, ель, оси­на). Ребенок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья).


«Придумай рифму».

Взрослый и ребё­нок поочерёдно называют слова и подбира­ют к ним рифму.


«Скажи наоборот».

Взрослый называет слова (горячо, солёный, старый, ночь, друг, горько, смеяться и т.п.), а ребёнок подби­рает к ним слова с противоположным значе­нием (антонимы).


«Отгадай».

Взрослый описывает пред­мет, а ребёнок отгадывает, что он загадал. Затем игроки меняются ролями.


«Подбери как можно больше слов».

Взрослый называет глагол, а ребёнок подби­рает к нему слово, подходящее по смыслу. (Летит - воробей, комар, самолёт; плывёт - рыба, лодка, мальчик. И т.п.)


«Делим слова на части».

Взрослый про­износит слово, ребёнок повторяет его, со­провождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затеи говорит, сколько в слове частей. (Например: ма-га-зин. В слове три части.)


«Что из чего?».

Взрослый составляет слово­сочетания (существительное + существительное), ребёнок заменяет одно существительное соответствующий прилагательным. (Мяч из ре­зины - резиновый меч, стакан из стекла - стеклянный стакан, сумка из кожи - кожаная сумка, шляпка из солоны - соломенная шляпка, поделка из картона - картонная поделка.)


Учитель – логопед Тарасова Н.Н.


Занимаемся с ребенком дома


Для того чтобы Ваши домашние логопеди­ческие занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребёнка, следует придерживаться опреде­ленных правил:

• Все занятия должны строиться в виде игры, в противном случае Вы можете на­толкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.

• Длительность занятия не должна пре­вышать 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).

• Занятия желательно проводить два-три раза в день (лучшее время - после завтрака и после дневного сна).

• Не заставляйте ребенка заниматься, ес­ли он плохо себя чувствует.

• Отведите специальное место для прове­дения занятий, где ребёнку ничего не будет мешать.

• Поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи. Не употребляйте слово «неправильно».

• Разговаривая с ребёнком, повернитесь к нему лицом и чётко произносите слова. Он должен видеть и запоминать движения Ва­ших губ.

• Не бойтесь экспериментировать. Ис­пользуя рекомендации логопеда. Вы можете сами придумывать игры и упражнения.

• Как можно больше читайте своему ре­бёнку!

• Не забывайте о том, что для ребёнка очень важно общение с Вами. И не только во время занятий.

• Наберитесь терпения и не бросайте на­чатое дело, даже если результат не будет за­метен сразу. Вы обязательно добьетесь ус­пехов.


Удачи Вам и терпения!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад "Исправляем речь вместе"

Автор: Кандакова Н.В, Ламова Р.Н.

Дата: 25.04.2015

Номер свидетельства: 205557

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Доклад на тему: «Воспитательная работа в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_vospitatelnaia_rabota_v_usloviiakh_shkoly_internata_dlia_detei_s_"
    ["file_id"] => string(6) "654721"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1723027672"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Доклад "Использование модуля критического мышления в обучении детей младшего школьного возраста" "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-ispol-zovaniie-modulia-kritichieskogho-myshlieniia-v-obuchienii-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "180256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425144560"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Жизнь и творчество Н.С. Лескова "
    ["seo_title"] => string(33) "zhizn-i-tvorchiestvo-n-s-lieskova"
    ["file_id"] => string(6) "230536"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442165970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства