Эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от того, насколько вы родители, ответственно и грамотно выполняете рекомендации логопеда. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно играть с ребёнком дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Исправляем речь вместе" »
Исправляем речь вместе
Эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от того, насколько вы родители, ответственно и грамотно выполняете рекомендации логопеда. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно играть с ребёнком дома.
В норме формирование правильного звукопроизношения у ребёнка заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, многие недостаточно отчетливо и правильно произносят слова, их речь не всегда понятна окружающий. Происходит это потому, что подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти) недостаточна. Ребенок заменяет трудные для произнесения звуки более «лёгкими»: [р] на [л] (рыба - лыба), шипящие и твердые свистящие - мягкими свистящими (шуба - сюба, жук - зюк, санки - сянки). Родители не всегда определяют эти ошибки на слух или не придают им особого значения, полагая, что с возрастом такие недостатки исправятся сами собой.
Что делать, если вы заметили неправильное произношение звуков у своего ребёнка? В первую очередь обратитесь к логопеду. И если ваш ребёнок начнёт заниматься со специалистом - выполняйте все задания. Наша консультация поможет вам понять, правильно ли вы это делаете.
Цель речевой гимнастики - формирование определённого положения и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Работа над каждым упражнением идёт в определённой последовательности:
- рассказ об упражнении;
- показ упражнения;
- выполнение упражнения ребёнком перед зеркалом;
- проверка правильности выполнения;
- выполнение упражнения ребёнком без зеркала.
Чтобы понять, правильно ли выполняет упражнения ваш ребёнок, попробуем выполнить некоторые из них.
(Возьмите зеркало, посмотритесь в него и познакомьтесь с нашим помощником - веселым Язычком. (Раздаёт зеркала.)Далее родители, глядя в зеркала, выполняют упражнения по показу логопеда.)
Учитель-логопед. Жил был весёлый Язычок в своём уютном домике.
В домике этом красные двери.
Рядом с дверями - белые звери.
Домик Язычка - рот. Двери его то открываются, то закрываются. Вот так.
Проводится упражнение «Окошко».
Приоткрыл Язык окно:
Как на улице тепло!
(Широко открывают рот.)
Язычок потянулся.
(Высовывают язык.)
Широко всем улыбнулся.
(Улыбаются.)
Непоседливый Язычок не сидит на месте и часто выбегает из домика. Вот он решил погреться на солнышке, полежать на крылечке.
Проводится комплекс упражнений: «Лопатка», «Качели», «Часики», «Змейка», «Маляр», «Горка», «Вкусное варенье». «Лошадка».
Скрылось солнце за горой.
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок,
Лёг в кроватку и замолк.
Упражнения артикуляционной гимнастики следует выполнять ежедневно я течение 5-7 минут.
Для формирования звукопроизношения у ребенка должно быть выработано правильное речевое дыхание, ведь некоторые звуки невозможно произнести без достаточно сильной воздушной струи. Этому способствуют разнообразные задания («Загони мяч в ворота», «Кто дальше прокатит мячик») и игры («Бабочка, лети!», пускание корабликов, «Чья пушинка выше подлетит?» и др.), которые вы можете проводить с детьми дома. (Родителям показывают две-три игры.)
О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Дома вы может? поиграть с ребенком в «Золушку». Смешайте в миске горох с фасолью и попросите разложить их в разные чашки. Задание можно усложнить: брать семема (горошины) всеми пальцами или двумя (большим, и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем).
Мальчикам можно предложить разложить болты и гайки, девочкам - бусины.
Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Давайте немного потренируемся.
Проводится пальчиковая гимнастика «Две сороконожки». Родители выполняют движения по показу логопеда.
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Бежали, бежали.
Друг друга повстречали.
Друг друга повстречали.
Крепко обнимали.
Так обнищали, так обнимали.
Что их с трудом разняли.
При проведении некоторых упражнений можно использовать различные предметы. Давайте поиграем с платочками.
Проводится упражнение «Проглот». Каждый участник берёт носовой протон за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.
У меня живёт проглот.
Всё подряд проглот жуёт.
Вот и стало у прогпота
Брюшко как у бегемота.
Упражнение выполняется другой рукой, затем двумя руками одновременно.
Полезно знать элементарные приемы самомассажа. Поглаживания и прикосновения к своим рукам и лицу тонизирует мышцы, которые участвуют в артикуляции и мимике.
Родители выполняет (по показу) самомассаж "Времена года» ладонями или пальцами обеих рук.
Если солнце пригревает,
В небе ласточка летает,
(Поглаживает лоб от середины к верхней части ушей.)
Стаю сухо и тепло.
Значит, лето я нам пришло.
(Поглаживает щёки от середины подбородка к мочкам ушей.)
Если дождь стучит по крыше
То сильней, то тише, тише,
(Постукивает кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей.)
Землю всю листва укрыла.
Значит, осень наступила.
(Постукивает кончиками пальцев от середины подбородка к мочкам ушей.)
Если вьюга и пурга
Намели вокруг снега
И укутали дома.
Значит, к нам пришла зима,
(Выполняет спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей.)
Если тает снег и лед,
Ручек журчит, поёт.
(Поглаживают лоб от середины к верхней части ушей.)
Мишке стало не до сна.
Значит, к нам пришла весна.
(Поглаживают щёки от подбородка к мочкам ушей.)
Обследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них нарушений двигательной сферы. Это могут быть плохая координация и замедление темпа выполнения движений. Преодолению моторной неловкости, развитию координации движений, тренировке вестибулярного аппарата способствуют специальные упражнения. Физкультминутки помогают решать различные задачи:
- снять напряжение после занятия, на котором требовалась максимальная концентрация внимания и памяти;
- ранить правильное физиологическое и речевое дыхание;
- закрепить речевые навыки.
На каждом занятии логопеда проводятся физкультминутки.
(Родители встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворении и по показу логпеда.)
Зайка шёл, шёл, шёл
(Идут по кругу.)
И морковку (капусту, редиску) нашёл.
(Хлопают в ладоши.)
Сел, поел и дальше пошёл.
(Приседают, встают и вновь идут по кругу.)
Как вы думаете, при изучении какой лексической темы может использоваться эта физкультминутка? («Овоща».)
Для формирования зрительно-моторной ориентации, координации движений в пространстве проводятся следующие разминки.
«Цапля».Каждый участки встаёт на правую (левую) ногу, принимая к боковой поверхности колено левую (правую) стопу. Ставит руки на пояс.
Очень трудно мне стоять.
Ногу вниз не опускать.
Не падать, не качаться.
За соседа не держаться.
Тексты некоторых разминок вызывают положительные эмоции, что способствует запоминание движений, усвоению новых слов.
«Три медведя».
Три медведя шли домой.
(Маршируют на месте.)
Папа был большой-большой,
(Подминают руки вверх).
Мама чуть поменьше ростом.
(Вытягивают руки вперёд на уровне груди.)
А сынок - малютка просто.
(Ставят руки на пояс.)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
(Имитируют игру с погремушкой.)
Некоторые физкультминутки («Осенние листья», «Снежок», «Веснянка» и др.) используются при прохождении лексических тем «Осень». «Зина», «Весна» для усвоения временных категорий.
(Проводится разминка «Снежок».)
Раз, два, три, четыре.
Мы с тобой снежок лепили.
(Имитируют движения.)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(Рисуют в воздухе круг.)
Но совсем-совсем не сладкий.
(Грозят указательным пальцем.)
Раз - подбросим.
(Поднимают руки.)
Два - поймаем,
(Опускают рут.)
Три - уроним
(Наклоняются, дотрагиваются до попа.)
И сломаем.
(Подпрыгивают.)
Игра развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность. Что касается детей с ОНР, то наряду с общим влиянием игры на психическое развитие она оказывает специфическое воздействие на формирование речевых навыков. Ребёнка надо постоянно побуждать комментировать свои действия. Это закрепляет навыки инициативной речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь, формирует грамматический строй языка.
Давайте разучим некоторые словесные игры.
«Объясни слово». На столе лежат карточки с изображением различных предметов (часы, петух, кот, дом и т.д.). Участник берёт карточку, составляет описательный рассказ о предмете, не называя его. Остальные игроки должны догадаться, о чем или о ком идет речь.
Затем родители придумывают загадки об этих предметах.
«Скажи наоборот». Ведущий поочерёдно бросает каждому участнику мяч и произносит слово (страшный, сильный, светлый и т.п.). Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению.
«Подбери пару». На доске вывешены картинки. Необходимо сгруппировать их и составить предложение. Например, игрок кладет рядом картинки с изображение гриба и дерева и говорит: «Я нашел под деревом гриб».
По окончании мероприятия участники получают памятки «Поиграй со мной по дороге домой!», «Занимаемся с ребенком дома», «Артикуляционная гимнастика».
Учитель – логопед Тарасова Н.Н.
Поиграй со мной по дороге домой!
В эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приёма у врача и пр.
«Первый звук».
Нужно выделить голосом первый гласный звук в словах
(а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).
«Цепочка слов».
Взрослый и ребенок поочередно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан – нос - санки – игла - абрикос. И т.д.)
«Назови одним словом»,
Взрослый называет несколько слов (дуб, липа, ель, осина). Ребенок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья).
«Придумай рифму».
Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму.
«Скажи наоборот».
Взрослый называет слова (горячо, солёный, старый, ночь, друг, горько, смеяться и т.п.), а ребёнок подбирает к ним слова с противоположным значением (антонимы).
«Отгадай».
Взрослый описывает предмет, а ребёнок отгадывает, что он загадал. Затем игроки меняются ролями.
«Подбери как можно больше слов».
Взрослый называет глагол, а ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу. (Летит - воробей, комар, самолёт; плывёт - рыба, лодка, мальчик. И т.п.)
«Делим слова на части».
Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затеи говорит, сколько в слове частей. (Например: ма-га-зин. В слове три части.)
«Что из чего?».
Взрослый составляет словосочетания (существительное + существительное), ребёнок заменяет одно существительное соответствующий прилагательным. (Мяч из резины - резиновый меч, стакан из стекла - стеклянный стакан, сумка из кожи - кожаная сумка, шляпка из солоны - соломенная шляпка, поделка из картона - картонная поделка.)
Учитель – логопед Тарасова Н.Н.
Занимаемся с ребенком дома
Для того чтобы Ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребёнка, следует придерживаться определенных правил:
• Все занятия должны строиться в виде игры, в противном случае Вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.
• Длительность занятия не должна превышать 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
• Занятия желательно проводить два-три раза в день (лучшее время - после завтрака и после дневного сна).
• Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
• Отведите специальное место для проведения занятий, где ребёнку ничего не будет мешать.
• Поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи. Не употребляйте слово «неправильно».
• Разговаривая с ребёнком, повернитесь к нему лицом и чётко произносите слова. Он должен видеть и запоминать движения Ваших губ.
• Не бойтесь экспериментировать. Используя рекомендации логопеда. Вы можете сами придумывать игры и упражнения.
• Как можно больше читайте своему ребёнку!
• Не забывайте о том, что для ребёнка очень важно общение с Вами. И не только во время занятий.
• Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет заметен сразу. Вы обязательно добьетесь успехов.