( Внедрение учителем новых методов и подходов в практику преподавания и обучения, в контексте тематики семи модулей Программы). Я построила свою работу, применяя новые методы обучения: диалогическое обучение, оценивание для обучения и оценивание обучения, самооценивание и взаимооценивание. Внесенные изменения показали, что большинство трудностей можно преодолеть, заменяя, традиционные методы обучения, на новые подходы в обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад « Как я готовлюсь к урокам» »
Тема: « Как я готовлюсь к урокам»
( Внедрение учителем новых методов и подходов в практику преподавания и обучения, в контексте тематики семи модулей Программы).
Мухаметдинова М.Д. учитель физики высшей категории,
Улькенская средняя школа с ДМЦ.
В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентостный подход, который предполагает развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, умения вести диалог.
Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов, и наша школа не исключение. Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед учителями ставится задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета.
В современных условиях возрастает объем информации и знаний, поэтому преподаватели средней школы просто обязаны кардинально поменять взаимоотношения ученика и учителя в учебном процессе.
Поэтому я поставила перед собой проблему усиления мотивации учащихся и повышения качества знаний. Чтобы повысить качество знаний, необходима учебная мотивация, которая направлена на:
формирование интереса к предмету;
обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений;
сознательное отношение к их усвоению.
Основными мотивами внедрения в учебный процесс новых подходов могут быть: гарантированность достижения результатов обучения; возможность работы учащихся в парах, в группах; возможность общения с товарищами; возможность выбора уровня обучения; возможность работы в индивидуальном темпе; «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.
Для повышения мотивации я стала применять новые подходы в обучении. В своем исследовании я опиралась на ключевые идеи диалогового обучения и оценивания для обучения.
Я стала строить уроки с использованием методов диалога и обратной связи, учитывая при этом, что при построении диалога должны присутствовать, на мой взгляд, такие факторы, как:
Терпимость к мнениям своих учеников и отсутствие категоричности с моей стороны;
Умение быть хорошим слушателем;
Задавать не только закрытые, но и открытые вопросы.
Я осознала, что на моих уроках чаще всего использовались вопросы низкого уровня, а такие вопросы ориентированы только на запоминание. Я поняла, что в своей практике мне нужно чаще использовать вопросы высокого уровня, так как они вырабатывают в ученике умение применять, анализировать, расширять и оценивать вновь полученную информацию. И формулировать свои вопросы так, чтобы они соответствовали потребностям обучения каждого ученика, так как они развивают критическое мышление, умение учиться друг у друга, уважение к идеям других учеников.
В общем, могу сказать, что «…для установления уровня знаний и «незнаний» учеников необходимы хорошо развитые коммуникативные навыки и чувство сопереживания учителя .
Знание предмета у учащихся, оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Работа по схеме учитель – ученик лишает учебный процесс межличностного общения и взаимодействия, которое важно на любом уроке.
После первого же урока, с использованием новых подходов в обучении, я увидела у многих заинтересованность. Чтобы поддерживать этот интерес, я сначала стала давать позитивную обратную связь (о том, что хорошо получилось), чтобы не спровоцировать защитных реакций обучающегося и повысить его самооценку, мотивацию и включенность в процесс обучения, и лишь затем – негативную (о том, что было сделано неправильно).
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Даже небольшие успехи должны быть замечены и одобрены со стороны преподавателя (своевременная обратная связь). Своевременная и качественная обратная связь повышает удовлетворенность процессом обучения и включенность обучающихся в учебный процесс, способствует повышению их интереса к учебе и усиливает желание освоить предлагаемую программу.
Современная система образования нацеливает педагогов на то, чтобы строить образовательный процесс, ориентированный на групповую форму работы, выполнение заданий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность обсудить свои предположения с другими, расширить знания в ходе беседы.
Групповая форма организации работы на уроках позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотрудничества, повышать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие урока физики. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказываться, т.к. в микроколлективе каждый ощущает свою значимость, веру в свои силы.
Именно работа в группах помогает становлению и социализации личности, вовлечению ребенка в активный процесс обучения. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать как одноклассники, так и учителя.
Из бесесды с учениками я поняла, что групповая форма работы им очень нравится, на уроке они чувствуют себя намного увереннее, ощущают свою значимость в группе.
Я могу сделать вывод о том, что потребность в обратной связи является одной из базовых потребностей ученика. Предоставление обучающимся обратной связи, то есть информации об успехах в учебе и о том, в какой степени эти достижения отвечают установленным требованиям, является одним из основных принципов, обеспечивающих эффективность обучения. Обратная связь необходима обучающимся для того, чтобы они имели представление о достигнутом прогрессе, а если возникают затруднения, они должны четко понимать их характер, источники и причины возникновения, а также что можно предпринять, чтобы избежать их в будущем.
Внося изменения в практику, я в первую очередь столкнулась с тем, что
учебно-познавательная деятельность учащихся носит преимущественно нецеленаправленный характер. Ученики, любой ценой, старались получить только отметку за выполненную работу.
Этот выводы был подтвержден наблюдениями за деятельностью учеников на первых уроках, анализом контрольных и самостоятельных работ.
В чем была причина низкой активности учащихся в процессе обучения в школе?
На мой взгляд, это следующие причины:
изучению в школе подлежит сложный учебный материал, трудный для усвоения учениками;
умения школьников самостоятельно работать, самостоятельно изучать учебный материал, сформированы на низком уровне.
Учителя, зачастую, не могут научить школьников эффективно организовать и управлять учебно-познавательной деятельностью.
Я построила свою работу, применяя новые методы обучения: диалогическое обучение, оценивание для обучения и оценивание обучения, самооценивание и взаимооценивание. Внесенные изменения показали, что большинство трудностей можно преодолеть, заменяя, традиционные методы обучения, на новые подходы в обучении. В дальнейшее, я планирую, привлечь коллег к сотрудничеству и создать в школе сообщество учителей, работающих по новым подходам в обучении.