доклад на тему "Формирование гуманности у подростков"
Доклад на тему "Формирование гуманности у подростков"
В докладе будут рассмотрены следующие вопросы:
основные задачи формирования гуманистической культуры личности подростка в семье. Формирование гуманистических представлений и понятий у детей. Роль книги в формировании гуманистических понятий и чувств детей. Семейные праздники как средство воспитания гуманности у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«доклад на тему "Формирование гуманности у подростков" »
Доклад
на родительском собрании
Тема: Формирование гуманности у подростков.
Докладчик:
учитель начальных классов
Шкиркова Л.А.
Формирование гуманности у подростков
Основные задачи формирования гуманистической культуры личности подростка в семье. Формирование гуманистических представлений и понятий у детей. Понимание детьми универсальных общечеловеческих ценностей.
Развитие гуманных чувств и гуманной воли в воспитании личности ребенка. Выработка и закрепление практических навыков гуманного поведения у детей. Система нравственных упражнений, предусмотренных родителями с целью утверждения в детях уважения, чуткости, активной непримиримости ко всякого рода злу.
Место дружбы в жизни ваших детей. Гуманный стиль во взаимоотношениях между членами семьи. Воспитание в детях чувства сопереживания с окружающими людьми. Внимательное, уважительное отношение к «третьему поколению»: к бабушке, дедушке. Положительное, мажорное восприятие окружающей жизни как фактор развития у ребенка гуманистических качеств личности.
Роль книги в формировании гуманных понятий и чувству детей. Музыка как тонкое средство привлечения к добру, человечности. Семейные праздники как средство воспитания гуманности у детей.
Одной из функций воспитания в условиях гуманизации общества является функция приобщения подростков к ценностям гуманистической культуры. Задачу гуманизации личности необходимо решать путем формирования гуманистической культуры личности. Формирование гуманистической культуры личности рассматривается нами в структуре нравственного воспитания. Можно выделить три основных направления в деле реализации этой задачи со стороны учителей и родителей:
1. Формирование гуманистических представлений и понятий у детей.
2. Развитие гуманных чувств и гуманной воли в воспитании личности ребенка.
3. Выработка и закрепление практических навыков гуманистического поведения у детей. В подростковом возрасте перестраивается внутренний мир ребенка, мир его взаимоотношений с окружающими, перед ним встает целый ряд вопросов нравственного характера. В этих условиях подросток принимает решение, руководствуясь своей совестью, убеждениями, представлениями о добре, зле, о нравственном и безнравственном, гуманном и антигуманном. И перед педагогами, перед родителями стоит задача привести знания школьников в целесообразный порядок, способствовать правильному принятию решения, разрешению проблемы, сознательному выбору поведения и деятельности на основе собственных гуманистических убеждений. Родители могут сыграть большую роль в принятии детьми универсальных ценностей, в уважении их к человеческой жизни. Среди представлений, которые формируются в процессе семейного воспитания, должны быть следующие:
1. О гуманном отношении к людям как средстве удовлетворения потребности в дружбе, товариществе, в самоутверждении в коллективе.
2. О значимости гуманного отношения окружающих для другого.
3. О значении гуманного отношения каждого к каждому на благо личности и общества. Очень важно научить подростка видеть окружающий мир, людей, их отношения; научить сравнивать, анализировать, делать выводы. Беседы о прочитанной книге, о статье в свежем номере газеты могут принести огромную пользу в формировании гуманистических убеждений. Прочитав статью или очерк, попробуйте задать вопросы подростку: «Как ты думаешь, почему человек так поступил?», «А как бы ты повел себя в таком случае?» и др., сравните разные поступки, формы поведения, помогите ребенку понять их причину, подведите его к самостоятельному ответу на вопрос «Почему?». Иногда нужно обратить внимание на тот или иной отрицательный факт, описанный в статье или очерке, чтобы пробудить у детей чувство негодования, презрения, возмущения. И еще более важно постараться выяснить их отношение к прочитанному: как это могло случиться? Кто виноват? Где были товарищи? По каждому такому поводу с подростками должен состояться серьезный разговор об огромной ответственности за себя, за товарища, за рядом живущего человека. Опрос родителей одной из новгородских школ показал, что только 1/3 родителей обсуждает с детьми книги и просмотренные фильмы. Неназойливое предложение взрослых рассказать о тех впечатлениях, которые получил ребенок от книги, от общения с искусством, приучает детей осмысливать увиденное, вырабатывает собственную позицию в оценке человечного и античеловечного, прекрасного и безобразного. Таким образом, формирование представлений и понятий гуманности начинается у детей в раннем возрасте и складывается из наблюдений подростка за окружающими людьми, из рассказов и бесед о людях труда, их добрых поступках и делах. Но, прежде всего из наблюдения за отношениями в семье, между родителями, между родственниками. Главное - это установить в семье гуманный стиль во взаимоотношениях между старшими членами семьи и младшими, между взрослыми и между самими детьми. Гуманный стиль отношений предполагает уважение и доверие друг к другу, умение уступить в пользу других, сочувствие, справедливость, глубокую заинтересованность и готовность помочь друг другу. Формирование гуманистической культуры личности невозможно без воспитания в детях чувства сопереживания с окружающими людьми, умение поставить себя на место другого человека, помочь и поддержать его в трудную минуту. Чувствуя искреннюю любовь, видя, что их интересы на первом плане у родителей, дети и сами приучаются отвечать тем же. В своих действиях родители должны проявлять уважение к ребенку, видеть в нем человека, личность. И тогда у него появится ответный эмоциональный импульс к добру, нежности, сочувствию. Своим поведением родители должны преподавать детям нравственные уроки гуманного отношения к людям. Небезразлично для воспитания гуманной личности ребенка эмоциональное отношение близких для него людей к событиям, которые происходят в стране, на заводе, в учреждении. Поэтому родителям следует очень ответственно относиться к гуманистическим оценкам происходящего, которые они дают в присутствии детей. Сегодня мы наблюдаем, что ребенку может недоставать эмоционального контакта с близкими. Дети вместе с родителями порой оказываются в психологической зависимости от телевизора. Живая индивидуальная беседа, предполагающая активное, заинтересованное участие в ней собеседников, по степени своей психологической значимости отодвигается на второй план перед пассивным слушанием сочиненных диалогов героев телесериала. Существует ошибочное родительское мнение, что, воспитывая ребенка, необходимо оберегать его от всякого рода отрицательных переживаний. Однако считать эмоции положительными или отрицательными без анализа их содержания нельзя, так как взрослые должны четко осознавать причину проявления эмоций. Если дети переживают по поводу несчастья, случившегося в семье, то такого рода переживания имеют положительное значение. Для личности. В плане приобретения ребенком нравственного опыта. В подростковом возрасте потребность в общении со сверстниками, в доверительных отношениях с ними достигает большой силы. Поэтому качества, способствующие общению (доброжелательность, уважение интересов товарища, готовность к взаимовыручке, искренность, обязательность), ценятся в подростковой среде очень высоко. Порой требования к другу, к однокласснику бывают гораздо выше, чем к самому себе. В этой системе отношений дружбы и товарищества формируются и зарождаются нравственные качества личности, оценка других и самого себя. Определяются идеалы. Для подражания. Родители в процессе семейного воспитания могут расширять представления о способах заботы о человеческом достоинстве товарища, формировать психологическую готовность к его защите. Но подросток тогда охотно будет прислушиваться к мнению старших относительно поступков, поведения как окружающих людей, так и своих собственных, когда со стороны родителей будет присутствовать уважительное отношение к его интересам, внимание к его просьбам.
Важно также культивировать в детях внимательное, уважительное отношение к «третьему поколению»: к бабушке, дедушке. Нередко случается, что дети слышат, как их родители говорят друг другу: «Твой отец очень скупой». Или: «Твой отец просто тряпка. Он делает все, что требует от него мать». Или: «Твоя мать никогда не посидит с нашими детьми». Иногда родители дают детям прямые указания, как вести себя с тем или иным членом семьи: «Держи язык за зубами, когда бабушка рядом». Легко понять, что таким образом они приобретают одностороннее представление о своих родственниках. Ребенок видит бабушек и дедушек глазами родителей, и это мешает самому выработать личное отношение к ним.
Гуманные представления, гуманные чувства у детей воспитывает хорошая музыка. Музыка вводит ребенка в мир добра, на ее фоне возникает. духовная общность воспитателя и детей, они становятся роднее, ближе. К сожалению, такое могучее воспитательное средство используется в семьях недостаточно.
Богатые возможности эмоционального и нравственного воздействия на подростка содержат праздники, традиции, связанные с радостными событиями в жизни семьи: дни рождения, начало учебного года, совершеннолетие. Эти даты можно использовать для того, чтобы подвести итоги года, определенного отрезка жизни взрослых и ребенка, помечтать о будущем, привить сыну или дочери чуткое отношение, внимание к домашним. Совместная радость вносит в повседневную жизнь мажорный тон, задавая заряд бодрости и доброго настроения. Важно, чтобы дети помнили о днях рождения отца и матери, брата и сестры, своих товарищей, не забывали о подарках для них. Хорошо, когда дети дарят то, что сделано своими руками, и понимают, что такой подарок ценится дороже, свидетельствует о внимании к человеку. Ведь счастье семьи заключается в том, что ее члены отдают друг другу теплоту своих сердец.
Важно, чтобы в процессе формирования гуманистической культуры личности ребенка родители уяснили, что недостаточно развивать и воспитывать только гуманные представления, понятия, чувства детей. Необходима организация гуманного поведения ребенка, включение его в опыт социального общения людей, нужен «труд души» самих детей. Очень важно в подходе к подростку учесть его характерные возрастные особенности опереться на них при формировании гуманных черт личности: подчеркивание взрослости, самостоятельности подростка в разговоре с ним, включение его в решение различных вопросов. Все это создает основу для самовоспитания, стремления сформировать у себя гуманные черты характера.