kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Современный классный час"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа раскрывает теоретические аспекты классного часа, его возможностей в системе воспитательной работы образовательного учреждения. В докладе освещены также основные проблемы практической реализации воспитательных целей и задач посредством классного часа, перечислены основные темы и направления современного классного часа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Современный классный час" »

МКОУ СОШ № 8





Доклад

на тему:

«Классный час

в системе воспитания школьников»







Составил:

учитель нач. классов

Шумейко И.А.









2014-2015 уч. год

г.Острогожск

Замечательное изобретение классного часа как формы работы со школьниками в настоящее время сохранилось и продолжает существовать в школе как наиважнейший элемент воспитания школьников, несмотря на время идеологического развала в период «перестройки» и спекулятивного отрицания в течение двадцати лет управленческими структурами воспитания как наиважнейшего элемента культуры.

Однако практическое воплощение классного часа из года в год становится всё хуже: дети не любят классный час, считая его дополнительной тягчайшей нагрузкой, совершенно бессмысленной.

Классный час сегодня аналогичен телеэкрану и выстраивает работу с детьми на основании житейских фактов негативного плана. Создающаяся на классном часе иллюзия значимости разговора о социальных нарушениях и духовных падениях людей, увлекает ученика. Эта бурная реакция и обольщает учителя. Педагог считая, что он обнаружил секрет эффективности классного часа, продолжает разрабатывать групповые формы деятельности по решению вопросов жизни на уровне мещанско-обыденном. Избирается негативное явление социальной жизни в его угрожающем виде и возбуждается психологическое состояние школьника наглядной картинкой жесточайших фактов. Житейский взгляд неотвратимо определяет характер примитивного запретительного решения:

*не перебегай улицу на красный свет;

*не употребляй наркотики;

*не воруй;

*не переедай;

*не дерись и т.д.

Решение как таковое там не присутствует – вместо него даются советы, чаще всего устрашающие: «Так будешь делать – тебе будет плохо». Страх используется в качестве фактора воспитания на данный момент, без профессионального предвидения разрушающих личность ребёнка последствий. Сознание, направленное на отрицание, не продуктивно. Преобладание негативных фактов порождает соответствующий образ неприглядной и нечистоплотной жизни вокруг. И мысленно ребёнка размещают в это негативное пространство столь же регулярно, сколь регулярно проводится классный час. Активность детей во время обсуждения таких вопросов классным руководителем трактуется как «интерес», а страх перед картинками жизни интерпретируется как ценностное внимание к проблеме и поиск социального решения. Современный школьник легко острит и шутит при словах «наркотики», «криминал», «коррупция», «алкоголь», т.к. тематика страстных взрослых призывов не меняется и ничего не делается для строительства другой, высокой и красивой жизни. Вот как выглядит традиционная тематика классных часов в школе: «Как избежать наркотики», «Предотвращение суицидов», «Что значит для человека его имя», «Православные обряды», «Случай в жизни человека» и др.

Последние десятилетия усугубляется бездуховность молодого поколения. Каждый раз, когда проводится классный час, на уровне примитивной обыденности, мы вырываем из личностной структуры потенциальный элемент ценностного отношения. Поэтому, предлагая учащимся продолжить фразу «Счастье – это …», получаем в 100%-м количестве следующий ответ «Счастье – это когда всё есть, чего тебе хочется». Таким образом, сначала мы «развращаем» школьников поводя классные часы на такие темы как «Поговорим о войне?», «Между нами, девочками, говоря…» др., а потом, спустя годы, упрекаем выпускников в невоспитанности, равнодушии к стёртым понятиям, отражающим боль, беды, трагедию человечества.

Вероятно, объяснить трансформацию классного часа можно при учёте пафосной формализации вчерашнего классного часа - столь далёкого от собственной реальной жизни школьников, когда стихи и лозунги, мораль и проповеди составляли содержание классного часа. Теперь же маятник качнулся в другую сторону. Усиливает эту тенденцию и чиновничий аппарат, предписывающий жёсткий распорядок и тематику классных часов. А между тем классный час – серьёзное воспитательное мероприятие и для молодого поколения судьбоносное. Известный мыслитель Александр Герцен говорил, что несчастна та страна, где дети не знают юности, а проживают лишь молодость.

Планирование классных часов становится неизбежным, т.к. классный час – это деятельность школьника как личности, это осмысление школьником, причастным обществу и человечеству в целом, жизни как наивысшей ценности – осмысление на уровне философическом. В процессе такого осмысления школьник становится личностью и развивается в личность. Для этого и нужен педагог-профессионал, способный совершить с детьми духовное восхождение к основам современной культуры и её базовым ценностям. Классный час – важнейший элемент системы воспитания. Его предназначение – развитие у школьника и привычки осмысливать жизнь, умения размышлять о социальных событиях и, в итоге, обрести способность стать субъектом собственной жизни и жизни общественной. Исходя из данного назначения, вырисовываются отчётливо и функции классного часа:

*просветительская (это не «посиделки на завалинке», а осмысление философской, публицистической, психологической, эстетической литературы) – умение осмысливать жизнь – это первый результат классного часа, а быть классным руководителем это значит быть руководителем школьников по жизни;

*аксиологическая (классный час выводит школьников на уровень абстракций – ценностей, отражённых в абстрактных понятиях, не имеющих конкретной предметности; классный час учит школьника умению распредмечивать материальный предметный мир, вносить в него духовное содержание – второй результат классного часа);

*праксиологическая (направлена на формирование у детей практических умений; умение преобразовывать настоящую и проецировать будущую жизнь – третий результат классного часа).

В итоге, классный час способствует овладению школьниками тремя существенными социальными ролями:

*быть «человеком мыслящим»;

*быть «человеком моральным»;

*быть «человекам созидательным».

Чтобы реализовать данные функции и породить такие социально-психологические результаты, классный час требует от педагога, тонкого организационного и психологического искусства.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему "Современный классный час"

Автор: Шумейко Ирина Александровна

Дата: 03.05.2015

Номер свидетельства: 207809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(83) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "162752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422385542"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Протокол ШМО классных руководителей № 4 "
    ["seo_title"] => string(41) "protokol-shmo-klassnykh-rukovoditieliei-4"
    ["file_id"] => string(6) "186949"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426436984"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Протокол ШМО классных руководителей "
    ["seo_title"] => string(41) "protokol-shmo-klassnykh-rukovoditieliei-1"
    ["file_id"] => string(6) "186953"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426437369"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Протокол  ШМО классных  руководителей "
    ["seo_title"] => string(41) "protokol-shmo-klassnykh-rukovoditieliei-2"
    ["file_id"] => string(6) "186983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426439376"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства