Доклад «Патриотическое воспитание обучающихся 4 класса через внеклассную работу».
Доклад «Патриотическое воспитание обучающихся 4 класса через внеклассную работу».
При составлении программы воспитательной работы для учащихся 4 класса на 2014-2015 уч.год особое внимание я уделила патриотическому направлению. Это было связано, во-первых, с тем, что патриотическое воспитание – одно из ведущих направлений ФГОС, во-вторых, с тем, что нравственные качества человека закладываются в детском возрасте, а детский возраст – это период самоутверждения, активного развития жизненных идеалов, в-третьих, с 70-летием ВОВ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Патриотическое воспитание обучающихся 4 класса через внеклассную работу».»
Тема моего доклада «Патриотическое воспитание обучающихся 4 класса через внеклассную работу». (слайд 1)
При составлении программы воспитательной работы для учащихся 4 класса на 2014-2015 уч.год особое внимание я уделила патриотическому направлению. Это было связано, во-первых, с тем, что патриотическое воспитание – одно из ведущих направлений ФГОС (Слайд 2), во-вторых, с тем, что нравственные качества человека закладываются в детском возрасте, а детский возраст – это период самоутверждения, активного развития жизненных идеалов(Слайд 2), в-третьих, с 70-летием ВОВ(Слайд 2).
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Воспитание первых чувств патриотизма у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»). (СЛАЙД 3) Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств, служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Не правы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, которые могут вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. (СЛАЙД 4) …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной» Большое влияние на воспитание у детей патриотизма может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский. (СЛАЙД 5) Действительно, детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Цель патриотического направления
Воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны. (Слайд 6)
Задачи
Углубить знания о Родине, своем родном крае, месте рождения.
Углубить знания об истории, традициях, культуре, святынях России.
Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Воспитывать сознательное отношение к семейной жизни.
Воспитывать патриотов России, граждан нового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость. (Слайд )
Виды деятельности
Учебная деятельность по предметам.
Система классных часов, нетрадиционных мероприятий.
участие в спортивных конкурсах, соревнованиях, марафонах.
Подробнее остановлюсь на некоторых из них.
Классный час «Моя малая Родина».
Цель: формирование в сознании учащихся понятий: «родина», «гражданин», «патриот», «малая родина». Результат: плакат «Моя малая родина».
(Слайд )
Классный час «Беслан», форма проведения – видеолекция
Цель: воспитание патриотизма. Одной из задач являлась: демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм.
Классный час:
«Государственные символы России»
Форма проведения – беседа
Цель: воспитание патриотизма.
Классный час: С днём рождения, законодательное собрание Пермского края! Форма: творческая работа, предполагающая поиск информации (что такое законодательное собрание, символы Пермского края).
(слайд )
Заочная экскурсия «Памятные места Кишертского района».Примечание: показать несколько памятников. (слайд )
Классный час: Герои ВОВ
Учащимся было предложено найти информацию о героях ВОВ, например, кто-то нашёл информацию о Зое Космодемьянской, кто-то об Алексее Маресьеве. Результатом данной работы стал альбом «Герои ВОВ», в котором была представлена не только информация, полученная детьми, но и информация, представленная учителем.
День воинской славы «Блокада»
Форма проведения – видеолекция. Детям был предложен список произведений о блокаде для самостоятельного чтения. (Слайд )
Классный час: Награды и медали ВОВ
Форма проведения – МИНИ –ПРОЕКТ (СЛАЙД )
Классный час: Города-герои. Результат: оформление стенда в классе. (Слайд )
Классный час: Важные сражения ВОВ. Форма проведения: круглый стол. Результат: сбор материала для оформления стенда в начальной школе.
Классный час:
«День Победы»
Форма проведения –видеолекция
Я считаю, что истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.