Письменная речь – одна из форм существования языка. Это вторичное, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «Письменная речь» в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Письмо – есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«доклад "Письменная речь." »
- 1 -
Письменная речь – одна из форм существования языка. Это вторичное, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «Письменная речь» в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Письмо – есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Письмо включает ряд специальных операций:
Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
Первое условие письма – определение последовательности звуков в слове.
Второе – уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие речевые звуки – фонемы.
Перевод фонемы в графемы.
«Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи букв.
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.
По данным М.Е. Хватцева, Д.И.Орловой, В.В.Воронковой нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Письменная речь умственно отсталых школьников характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов.
Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм (дисграфия на почве языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия, акустическая и артикуляторно – акустическая дисграфия, аграмматическая и оптическая и т.д.) Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.
Нарушение аналитико – синтетической деятельности проявляется у этих детей и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры предложения, звуковой структуры слова. Нечеткость представлений о звуковой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Неотчетливые представления о морфологической структуре слова на письме обусловливают большое количество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний.
- 2 -
Нарушение анализа структуры предложения проявляется в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова. Большое количество ошибок у детей связано с дефектами произношения звуков речи.
Основные задачи устранения нарушений письменной речи у умственно отсталых школьников:
Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.
Активизация и обогащение словарного запаса.
Развитие психических функций (зрительное и слуховое внимание, память, мышление).
Формирование связной речи путем составления рассказа по одной сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, по предварительному плану, по заданному началу или концу.
Совершенствование пространственно – временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений.
Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки.
Развитие тактильных ощущений (узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь).
Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв.
Знакомство с основными понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение, составление схем.
Решение этих задач помогает сформировать базу для овладения письменной речью.
- 3 -
Виды работ по исправлению ошибок на уровне буквы.
В русском языке 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднение
из – за свойств зеркальности.
Подготовительный этап – ориентировка в пространстве, на себе, на листе бумаги. Усвоение понятий «верх», «низ», «вправо», «влево».
1. Игра «Электронная муха»
У каждого ребенка лист с квадратной сеткой. В центре сетки «Электронная муха» - точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх – низ, право – лево.
2.Выкладывание букв из палочек, с фиксацией внимания на том, где расположены ее элементы и в каком количестве.
3. Определение букв, написанных на карточках (правильные и зеркальные буквы.
- 4 -
4. Определить на ощупь с закрытыми глазами, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, в которых есть эта буква, положить букву на стол так, чтобы она отражала правильное написание.
5. Найти недостающие элементы букв (игра «Буква сломалась»).
6. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание букв ниточками
9. Определение буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе
(с открытыми и закрытыми глазами).
10. Придумывание слов на данную букву. Связь звука и буквы, а также их различие уточняется на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.
11. Поиск букв, наложенных друг на друга.
12. Реконструирование букв.
Например, из буквы П можно выложить букву Н, передвинув одну палочку.
13. Определение букв, которые можно выложить из трех палочек ( И, А, П), из двух палочек (Т, Г, Х)
14. Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
15. Придумывание слов на данную букву в определенной позиции.
- 5 -
Виды работ на уровне слога
Придумывание слова на заданный слог в определенной позиции
САни
поСАдка
лиСА
САхар
уСАдьба
коСА
Салют
расСАда
полоСА
Составление схем слогов с использованием цветных фишек и обратное задание: по данной схеме назвать слог.
Чтение слогов по слоговым таблицам.
Работа с таблицами типа:
– А С –
– У М –
- Какой слог можно составить? В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука.
Игра «Живые буквы»
Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так, чтобы получился слог.
- 6 -
Виды работ на уровне слова
Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога.
Подбор слов к слоговым схемам.
а – ист пи – ла ра – ду – га а – пель – син
лу – на ве – ник бе – рез – ка ка – ран – даш
Придумывание слов по ритмическому рисунку.
Х – Х Х – Х – Х
Составление схем слов.
Отгадывание ребусов.
Подбор к данному слову родственных слов.
Зима – зимушка, зимний, зимовать…
Исключение лишних слов.
Гусь, гусыня, гусак, гусеница.
Составление слова из данных слогов.
Разделение слова на слоги, а затем их перестановка.
НА – ВЕС (ВЕС – НА) СОС – НА (НА – СОС)
Из первых букв слов (см. картинки) составить новое слово, прочитать его.
Бабочка, Ель, Лук, Кастрюля, Арфа (БЕЛКА)
Замена в слове одной буквы для получения нового слова.
ЗАЙКА – МАЙКА – ЧАЙКА – САЙКА
- 7 -
Чтение слов в обратном порядке.
ШАЛАШ, СОН, НАГАН
Игра «Слово рассыпалось»
М, Т, С, О (МОСТ) Составление из данных букв слова.
Игра «Буква потерялась»
ДУ – , СУ – , Д – М, Б – К
Придумать предложение с каждым словом, чтобы понять его смысл.
Из букв данного слова составить новые слова.
МОРОЖЕНОЕ (море, морж, нож)
Игра «Кто быстрее, кто больше»
Из каждой буквы данного слова придумать другие слова.
Составление из двух слов одного.
Голубые глаза – голубоглазый и т.д.
Работа со сложными словами
Какие слова спрятались в одном?
(ПЫЛЕСОС, САМОКАТ, ПАРОХОД, САМОЛЕТ)
Чтение слов по полубукве.
Работа с изографами.
- 8 -
Виды работ на уровне словосочетания.
Система формирования
фонетико-фонематического
восприятия у детей с отклонениями
в умственном развитии
Доклад прочитан на методическом объединении
учителей начальных классов специальной
(коррекционной) школы–интерната № 1
учителем – логопедом Тарасовой Н.Н.
(март 2010 \ 2011 уч.г.
- 1 -
Фонематический слух, речевой слух, фонематическое восприятие – разные термины, используемые в современной педагогической, психологической и методической литературе для обозначения фонематического слуха.
Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха общение не возможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, т.к. формируется умение звуко-буквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорение, фонематический анализ и синтез. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом. В норме у детей уже к 4 годам должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Формирование правильного звукопроизношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности,
благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличие первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического
- 2 –
слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис отводят большую роль формированию фонематического восприятия, которое положительно влияет на формирование фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставок в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.
У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие уровни недоразвития фонематического восприятия:
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное воздействие – важнейший механизм развития произношения.
Характер нарушения произношения у детей указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе предметных картинок на заданный звук. Несформированность фонематического восприятия выражается:
- в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- в затруднениях при анализе звукового состава речи.
Наблюдается общая смазанность речи, нечеткая дикция, задержка в формировании словаря и грамматического строя речи.
- 3 -
Этапы формирования фонематического восприятия: узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов; различение слов, близких по своему звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков звукового анализа.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном и ответить на вопросы: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Какие звуки доносятся из коридора, из соседнего класса?
На втором этапе занятий учу детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.
Например, показываю изображенных на картинке трех медведей (большого, среднего и маленького), рассказываю сокращенный вариант сказки про трех медведей и по ходу рассказа произношу реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети отгадывают и показывают, какой из медведей мог так сказать. Или показываю учащимся картинки с изображением домашних животных и их детенышей и произношу звукоподражание то низким, то высоким голосом, а дети, ориентируясь на звукоподражание и высоту голоса, должны показать соответствующую картинку.
На занятиях третьего этапа учащиеся учатся различать слова близкие по звуковому составу.
Провожу такую игру. На наборном полотне размещаю картинки, названия которых очень близки по звучанию. Например, лак, рак, бак, мак, сок, дом, лом, коза, коса, лужи, лыжи, лук, сук, жук и т.д. Затем в определенной последовательности произношу 3 – 4 слова, а ребенок, отобрав соответствующие картинки, должен расставить их в заданной последовательности.
На четвертом этапе учу различать слоги.
Произношу слоговой ряд: на – на – на – Па, дети должны определить, какой слог лишний. Затем усложняю слоговые ряды: на – Но – на; ка – ка – Го – ка; па – Ба – па – па; и т.д.
На пятом этапе даю задания с использованием буквы.
- Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.
- Повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.
- Выделить из предложения слово, включающее данный звук и показать соответствующую букву.
-4 -
Задачей шестого этапа занятий является выработка у детей навыков звукового анализа. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова.
Логопедическая работа проводится в следующей последовательности:
определение наличия звука в слове.
Вычленение звука в начале, в конце слова. Определить первый и последний звук в слове.
Определение последовательности, количества и место звуков по отношению к другим звукам.
Вычленение первого ударного гласного звука из слова
Определить первый звук в словах: Аня, ослик, утка, азбука, улитка, астра, окна.
Найти букву, соответствующую первому звуку в слове.
Подобрать слова, которые начинаются на гласный звук: «А», «У», «О», «И».
Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные.
К картинкам подобрать букву, соответствующую первому звуку слова.
Вычленение первого согласного из слова
Подобрать названия овощей, фруктов, животных, птиц и т.д., которые начинаются с заданного звука.
Выбрать только те картинки, которые начинаются с заданного звука.
По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.
Лото «Необычные цветы»
Отгадать загадку, назвать первый звук в слове.
Игра «Найди картинку». Ребенку предлагается две карточки: на одной нарисован предмет, другая пустая. Предлагаю определить первый звук в названии предмета, найти соответствующую букву и положить ее между карточками. Затем выбрать среди других карточек ту, которая начинается с этого же звука, и положить на пустую карточку.
Примерные задания по выделению звука «Р» на фоне слова
Поднять руку или карточку с буквой Р, если в слове есть звук «Р»
Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук «Р».
По сюжетной картинке назвать слова со звуком «Р».
Придумать слова со звуком «Р».
Назвать игрушки, в названии которых есть звук «Р».
Добавить слог со звуком «Р», чтобы получилось слово.
Дополнить предложение словами, в которых есть звук «Р», с опорой на картинки.
Игра «Собери цветок».
Экологическое воспитание как часть нравственного воспитания.
Экологическое воспитание дает экологические знания и формирует экологическую культуру. Экологическая культура – это компонент внутренней (личностной) культуры. Мы не можем представить себе нравственного человека, который ломает деревья, обижает людей, животных, оставляет после себя мусор. Основы экологической культуры закладываются у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. Поэтому на логопедических занятиях я тоже уделяю особое внимание воспитанию внутренней (личностной) культуры у учащихся.
Хочу поделиться опытом работы в данном направлении. Например, поработав над сказкой «Дружная семья» акцентирую внимание ребенка на то, что если он научится не обижать своих родных, друзей, то обязательно, когда это потребуется, придет на помощь каждому дереву, цветку, птичке, любой зверушке. А она им нужна постоянно т.к. люди очень часто разрушают их дружные семьи. А живут они дружно, помогая и заботясь друг о друге, как две руки – две семьи (показываю обе кисти). Представьте себе, что нет одного, двух пальцев или одной руки, очень трудно было бы человеку. То же самое испытывают и животные, и растения.
Во время игры «Кто как говорит», подводя итог, уточняю, что человек может разговаривать тихо, громко, петь песни и все благодаря тому, что у него есть язык. И если бы мы с вами могли спросить свой язык, какие ему больше нравится говорить слова, то он бы ответил: «Добрые, ласковые, правдивые, вежливые, спокойные, вот такие:
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица - с небом, как поле с – лугом,
Как ветер - с морем, трава - с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте будем к тому стремиться, чтоб нас любили и зверь, и птица
И доверяли повсюду нам, как самым верным своим друзьям!»
Перед заучиванием стихотворения А.Прокофьева «Березка», рассказываю, как однажды, бродя по парку, увидела красивую березку. Подойдя к дереву, я увидела глубокую зарубку от топора. Оттуда струился березовый сок. Долго плакала береза, и ее слезы – сок медленно стекали по стволу на землю. После этого много листочков не распустилось на ней, и медленно стала чахнуть и погибать березка. Объясняю, что можно помочь такой березке, замазав отверстие пластилином или просто землей. Предлагаю во время прогулки во дворе, в роще или в лесу внимательно смотреть на каждое растение, не обижать их, т.к. от этого они очень страдают. Говорю, что они должны навсегда запомнить: если оборвать почки с дерева, то не будет зеленых листочков, не будет листочков, не расцветут цветочки. Без цветочков погибнет пчела, и не вырастут ягоды и фрукты. А без растений не будет животных и людей. Призываю беречь наших зеленых друзей и бережно относиться к насекомым.
Во время игры «Кто как видит» знакомлю учащихся с удивительными свойствами глаз. Подводя итог занятия, смотрю на глаза детей и утверждаю, что глаза у них добрые, ласковые и говорят:
«Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!»
В каждом классе есть цветы – живут они и в логопедическом кабинете. Мне пришла в голову мысль оформить наше восприятие растений в изображении эмоций. Для развития у детей эмоциональной восприимчивости я наклеила на каждый цветочный горшочек пиктограммамы, на них один цветок как бы грустил, другой выражал печаль, третий улыбался. Побуждаю детей к размышлению: почему один цветок радуется, и почему другой грустит. С помощью наводящих вопросов ребенок сам делал вывод о важности своей роли в ухаживании за живым существом – цветком.
Таким образом, любые объекты природы дают нам огромные возможности для нравственного воспитания.
Художественно – речевое развитие детей
(формирование словаря и связного высказывания детей
на материале сказок)
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с речевыми нарушениями обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой стороны речи. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, сказок. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею дети впитывают укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. На примере только одной русской народной сказки можно проследить:
- как активизируется словарь детей по лексическим темам «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;
- отрабатываются грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных);
- как можно подобрать синонимические и антонимические ряды, однокоренные слова;
- обучить использованию предлогов на, над, в, от;
- обучить использованию в речи описательных рассказов.
Предварительная работа:
- чтение русской народной сказки «Три медведя»;
- разучивание детьми загадок;
- подготовка рассказов – описаний.
Детям можно предложить побывать в сказочном лесу, изобразить движения и повадки животных, которых можно там встретить (волка, лису, зайца, медведя), найти короб с письмом, в котором написано, что злой волшебник проник в лес и перепутал все сказки и всех сказочных героев. Чтобы помочь сказочным героям, необходимо справиться с заданиями.
Задание 8. Игра – «Подбери слова-родственники» к словам «лес» и «медведь».
Медведь, медведица, медвежонок, медвежий.
Лес, лесок, лесочек, лесной, лесник.
Задание 9. Составление рассказов – описаний.
Медведь
Медведь – дикое животное. Он обитает в лесу, спит зимой в берлоге. У него есть голова, туловище, 4 лапы, хвост, на лапах когти. На голове есть уши, глаза, нос, пасть. Медведь любит малину, мед. Детеныша зовут медвежонок. Медведь рычит.
Кровать
Кровать – это мебель. У кровати есть место для лежания, спинки, ножки. Кровати делают из дерева. Кровать нужна, чтобы спать.
Ложка
Ложка – это посуда. С ее помощью едят первые блюда. Ложки делают из металла. Они бывают столовые, десертные, чайные и кофейные.
Задание 10. Отгадывание загадок.
- Какие загадки вы знаете о тех предметах, которые встречаются в сказке «Три медведя»?
Если я пустой бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
М в нее щи и бульон наливаем,
Моем ее и вновь наполняем.
Если бы ей улететь довелось,
Трудно бы нам без нее бы пришлось. (Тарелка)
Это комната для сна,
В ней обычно тишина.
В уголке кровать стоит,
Рядом с ней ночник висит. (Спальня)
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя …..(кровать).
Бабушка пирог печет,
Запах в комнату идет,
От игрушек отвлекает
И работать мне мешает. (Кухня)
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на……(стуле)
Кто в берлогу спать ложится,
Волк, медведь или лисица? (Медведь)
С пирогами чай попьем
За обеденным …..(столом).
Мена узнайте, кто же я?
И создана я для питья,
За ручку все меня берут
Из меня чай, кофе пьют. (Чашка)
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешками,
Петю – сыроежками,
Катеньку – малинкой,
Петю – хворостинкой. (Лес)
Задание 11. Игра «У медведей в горнице» (по сюжетной картинке)
Какие герои изображены на картинке? Что стоит на столе? Что лежит на кровати? Что висит над кроватью? Что нарисовано справа на картинке? Что нарисовано слева на картинке? Что висит на гвозде? Кто сидит в середине? Кто сидит слева от Настасьи Петровны?
Задание 12. Игра «Помоги Маше починить стул»
- Возьмите то, что поможет Маше починить стул. (Молоток, зубная щетка, гвозди, нож, вилка, карандаш, ручка).
Задание 13. Ответить на вопросы по сказке.
- Куда пошла девочка? Зачем?
- Была ли она трудолюбива?
- Куда попала девочка?
- Как она себя там вела?
- Как отнеслись к ее поведению медведи?
- Испугалась ли девочка медведей?
- Правильно ли девочка себя вела?
Задание 14. Знакомство с пословицей.
Доброму гостю и хозяин рад.
Итог.
- Где побывали, о какой сказке беседовали? Как нужно вести себя в незнакомом доме или в гостях?
Список народных и авторских сказок при прохождении лексических тем
Лексическая тема
Русские народные и авторские сказки
Осень. Овощи
«Репка», «Вершки и корешки»
Фрукты
«Крошечка – Хаврошечка»
Грибы. Ягоды
В Сутеев «Под грибом», русская народная сказка «Война грибов»
Сложное (многоуровневое) строение речи и речевой деятельности обусловливает разнообразие их нарушений. А они, являясь нарушением, прежде всего социальной функции, ограничивают возможности адаптации ребенка, отражаются на его общем развитии, на формировании психической деятельности, ухудшают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения и т.д.
Проявления речевых нарушений
Нарушение звукопроизношения (неправильное артикулирование звуков, их пропуски, перестановки).
Нарушение слоговой структуры слов.
Бедный словарный запас, непонимание значений слов и т.д.
Нарушение связного высказывания (развертывание высказывания, планирование, прогнозирования и т.д.)
Мелодико-интонационные недостатки (отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, выразительных средств устной речи).
Темпо-ритмическая недостаточность (ускоренный или наоборот, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки речи, скандирование звуков, слогов, слов и т.д.)
Бедность выразительных средств устной речи.
Сложности в межличностном общении.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении как способности говорить, так и понимать изолированно и в различных комбинациях.
Причины речевых нарушений
Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу. Они воздействуют на ребенка – непосредственно или опосредованно – на всем протяжении его развития: в период беременности матери, в младенчестве, раннем, младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Являясь следствием самых разных причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.
Органические нарушения связаны с поражением центральной или периферической частей речевого аппарата:
Недостаточной степенью зрелостью коры головного мозга;
Отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
Причины этих нарушений (генетика, травмы, интоксикации, сосудистые заболевания и т.д.) воздействуют, изменяют сам ход речевого развития.
Как правило, органические нарушения закладываются в период внутриутробного развития, младенческом возрасте, раннем детстве. Возможно их проявление и в более поздние сроки. В зависимости от того, на что воздействует поврежденный фактор, выделяют речевые нарушения центрального характера и периферического.
Функциональные нарушения возникают в результате разных социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, воздействия стрессов и психических заболеваний, социальной и эмоциональной депривации (как следствие недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов с взрослыми, особенно с близкими людьми и, прежде всего с матерью).