Практикум по теме «Толерантность учителя»
1.Упражнение «Племя бумба-юмба».
Цель: снятие эмоциональных барьеров
Психолог. Мы с вами попали в племя бумба-юмба. Поприветствуем жителей так, как принято в их племени. По сигналу — один хлопок в ладоши — мы должны дотронуться локтями, по сигналу — два хлопка в ладоши — потереться спинками, по сигналу — три хлопка в ладоши- потереться плечами.
Рефлексия: какие чувства вы испытывали?
2. Упражнение «Два портрета».
Цель: осознать роль установки в аспекте проявления толерантности.
Двум группам даются конверты с совершенно одинаковыми фотографиями и задания. В конверте команды №1 фото мальчика 10 лет и примечание : «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него есть одна двойка, остальные оценки- тройки. Глядя на фото , опишите этого мальчика.» В конверте команды №2 фото того же мальчика и примечание: «На фотографии Иванов Петя . По итогам четверти у него одни пятерки, поведение примерное. Глядя на фото , опишите этого мальчика.»
Рефлексия. Вывод о влиянии установок на проявление толерантности.
Педагог-психолог : Это упражнение учит нас составлять собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженнные установки, мнения.
3. Упражнение «Язык телодвижений»
Цель: научиться правильно интерпретировать жесты, позу и мимику ученика на уроке.
А. Пиз американский психолог в книге «Язык телодвижений» утверждал, что телефон создан для лжецов, т.к. мы не видим выражения лица и позы собеседника и нам тяжело оценить, говорит ли он нам правду.
Интересно, насколько хорошо вы ориентируетесь в языке телодвижений, я предлагаю вам прокомментировать следующие изображения. Предлагаются изображения людей .
На рисунке №1 изображен человек негативно настроенный против собеседника его руки и ноги образуют так называемый «замок», человек склонен инстинктивно защищать жизненно важные органы, а на рисунке №2 человек, который просто замерз. Это учит нас, что при интерпретации позы мы должны учитывать и ситуацию, в которой ученик находится.
Далее к доске прикрепляется рисунок №3.
Педагог-психолог: Сравните рисунки №1 и №3. Что вы можете сказать о рисунке №3?
После того, как желающие выскажутся, психолог сообщает, что эта поза говорит о желании человека быть откровенным. Следует также обратить внимание, что расстёгнутые пуговицы пиджака неосознанно воспринимаются собеседником как желание быть более открытым, а вот застёгнутый на все пуговицы пиджак играет роль «замка».
Следующими на доску помещаются рисунки № 4, 5.
Педагог-психолог: вы видите ребенка (рис. №4) и подростка (рис. №5), которые говорят неправду. У каждого человека в подсознании заложено, что обманывать нехорошо поэтому руки ребенка тянуться ко рту чтобы прикрыть его одно или двумя руками, с возрастом этот жест не исчезает, но видоизменяется – подросток будет слегка потирать губы пальцами, а взрослый скорее всего коснётся кончика носа.
Демонстрируются рисунки № 6, 7.
Педагог-психолог :палец во рту свидетельствует о том, что ученику необходима поддержка. Следует ободрить такого ребенка. Маленькие дети сосут палец, так как он напоминает ему грудь, этот жест помогает успокоиться. С возрастом он видоизменяется – тревожные ученики нередко грызут карандаши, ручки, взрослые курят. Если же вы не раз замечали следующий жест на рисунке №7, то это сигнал о том, что детям скучно на ваших уроках. Это типичный жест скучающего человека. Степень скуки можно определить по степени давления головы на руку, если голова полностью легла на ладонь – скука достигла своего апогея.
Последними к доске крепятся рисунки № 8, 9.
Педагог-психолог: Обратите внимание люди на рисунках № 8, 9 тоже подпирают ладонью щеку, однако ладонь закрыта, в отличии от ладони девушки на рисунке №7. Эти говорит о том, что персонажи восьмого и девятого рисунков оценивают говорящего, ладонь закрыта, а указательный палец направлен вверх. Если же слушатель настроен критично по отношению к выступающему, то он поддерживает подбородок, как на рисунке №9. Знание этих поз позволит вам получить обратную связь от учеников, вам даже не придётся их спрашивать, было ли им интересно на уроке.
4. Упражнение «Позитивный взгляд».
Цель: развитие умения позитивно воспринимать окружающий мир и конкретную ситуацию. «Мы очень часто расстраиваемся и теряем уверенность в себе под влиянием оценок других людей, и даже безобидный вопрос, заданный либо не в очень корректной форме, либо не вовремя, может вывести нас из себя. Предлагаю такую игру: на листе бумаги один под другим записаны вопросы, которые могут быть заданы вам лично. Справа вы видите две колонки. В первой - запишите, пожалуйста, позитивный смысл вопроса, а во второй – негативный. Ведь в каждом вопросе есть и тот, и другой смысл в зависимости от ситуации и отношений с человеком, который задает вопрос. Пофантазируйте и постарайтесь найти и тот, и другой смысл в каждом вопросе».
Например, ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?
+ совместная перспектива
- назойливость, любопытство
ВОПРОСЫ:
1. «Как дела?»
2. «У тебя такая красивая блузка. Сколько стоит?»
3. «Ты села на диету?»
4. Завуч спрашивает: «Нет проблем в вашем классе?»
5. На родительском собрании родители учащихся: «А каков Ваш педагогический стаж и опыт работы?»
Обсуждение. Теперь у вас есть возможность убедиться, что практически любой вопрос, обращенный к вам, можно интерпретировать по - разному. А дальше уже вам решать, есть ли смысл принимать все близко к сердцу и расстраиваться в тех случаях, когда можно просто изменить акцент с минуса на плюс. В результате – вы поможете человеку, может быть, и ничего не имеющему против вас, выйти достойно из неловкой ситуации и сохраните свое достоинство и уверенность в себе.
5. Упражнение «Звуковая гимнастика»
Цель: углубление знаний о способах и приемах саморегуляции через дыхание; обучение снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.
Сейчас мы выполним дыхательную гимнастику, которая эффективно влияет на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Каждый из вас выбрал букву, которую вам надо будет пропеть. В результате этого мы воздействуем на работу всего организма и параллельно снимаем мышечные зажимы. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, расскажу о правилах: выполняется она в спокойном, расслабленном состоянии, стоя с выпрямленной спиной; сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. (Потренируемся?)
А теперь попробуем спеть все вместе.... Отлично, мышечные зажимы мы сняли, подняли настроение. Время формировать «мышечный корсет»; расправляем спину, расправляем плечи и растягиваем рот до ушей, создаем осанку и мимику победителя.
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение
6. Упражнение «Профессиональное будущее»
Цель: формирование профессиональной мотивации.
Педагог-психолог: Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось каждому из вас подарить презент на память.
Каждый из вас выберет из всех предметов на картине тот, который понравился больше всего, после чего я дам интерпретацию каждого выбора.
Монета — повышение зарплаты;
Ключик — без труда найдете подход к родителям и детям;
Перо — обобщение опыта;
Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств;
Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности;
Конфета — установка на профессиональные перспективы;
Краски — активная профессиональная позиция;
Кристальный цветок — стойкое психологическое здоровье.