Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Реализация личностных УУД через внеурочную деятельность"»
Реализация личностных УУД
через внеурочную деятельность
Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время.
УУД – это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности.
Внеурочная работа– составная часть учебно-воспитательного процесса школы. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Внеурочная деятелность учащихся объединяет все виды деятельности школьников.
Цель внеурочной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни, развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей
1.Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся.
2.Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
3.Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
4.Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.
5. Воспитать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное) в таких формах, как: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования
индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки
индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
художественное творчество;
социальное творчество;
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность;
естественно- научная;
духовно- нравственная.
Хочу представить свое видение реализации личностных УУД через внеурочную деятельностью.
1.Игровая деятельность реализуется через проектную работу «Экономика в играх и задачах», здесь формируется бережливость, аккуратность, ответственность за порученное дело, умение доводить начатое до конца, рационально использовать различные ресурсы, бережное отношение к личному, семейному школьному имуществу. Кружки «Белая ладья» и «Занимательные шахматы» формируют мотивацию к творческому труду, работе на результат, развивает навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение выходить из спорных ситуаций, развивает самостоятельность и личную ответственность за поступки.
2.Познавательная деятельность реализуется через кружок «Клуб юных экологов»,здесь формируются следующие личностные УУД- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде, ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе, принятие обучающимися правил здорового образа жизни, развитие морально-этического сознания. Проектная работа «Я исследователь» формирует такие личностные УУД как познавательный интерес к предмету информатика, развитие мышления, формируется информационная культура школьника, приобретаются социальные знания и понимания социальной реальности, осмысленно видеть мир и более успешно в нем ориентироваться. При реализации программы кружка «Занимательный русский» школьники учатся осознавать роль языка и речи в жизни людей, эмоционально «проживать» текст, выражать эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей, уметь чувствовать красоту и выразительность текста, стремится к совершенствованию собственной речи, любить и уважать родной язык и культуру, создавать тексты, осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово.
3. Художественное творчество здесь работают следующие кружки- «Мастера и мастерицы», «Проба пера», «Веселые нотки» реализуются таки личностные УУД как –коммуникативная компетентность, развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера, формируются эстетические потребности, ценности, развитие эстетически чувств и художественного вкуса, развиваются потребности опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства, заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности; формируется интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения, внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения. Кружки «Театральный» и «Школьный театр» формируют у учащихся потребность сотрудничества со сверстниками, бесконфликтное поведение, целостность взгляда на мир средствами литературных произведений, этические чувства и эстетические потребности.
4.По направлению Трудовая деятельность работает кружок «Домашний мастер» он развивает представление о проектной деятельности, умение воспроизводить приобретенные знания в конкретной деятельности, выстраивать алгоритм действий, осознавать самого себя как движущую силу.
5. По Социально- творческому направлению выполняется проектная работа Жбановой А.Н. «В мире профессий» здесь реализуются следующие личностные УУД – вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на понимание причин успеха в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, осмысление мотивов свои действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
6. Туристско-краеведческая деятельность реализуется через кружок «Школьный музей» личностные УУД – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое формируется высокий уровень патриотического сознания, чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу.
7.По духовно- нравственному направлению работает Андреева Т.А. с проектом «Моя малая родина», здесь у учащихся развиваются познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, происходит развитие критического и творческого мышления, формируется мотивация к обучению.
8. По естественно- научному направлению ведет работу Бахарев Ю.В. с внеурочной деятельностью «Юные друзья леса» при реализации этой программы у учащихся формируется гуманное, нравственное отношение к природе, забота о животных и растениях, изучение природы края и охрана окружающей среды.
9.Спортивно- оздоровительное направление реализуется через внеурочную деятельность «В спорт зал за здоровьем» и «Секреты здоровья» здесь реализуются следующие личностные УУД- дается установка на безопасный здоровый образ жизни, понимание социальной значимости здоровья, здоровьесберегающее поведение.
Систему занятий дополняет воспитательная работа по организации познавательного досуга, проведения внеклассных мероприятий, экскурсий, взаимодействие с библиотекой, участие в общешкольных мероприятиях.
Наиболее интересным для меня является показатель личностных УУД именно потому, что одной из основных задач образовательного процесса стало изменение ключевой парадигмы школы – ученик из объекта образовательного процесса становится его активным субъектом. Личностные УУД выражаются формулами “Я и природа”, “Я и общество”, “Я и познание”, “Я и Я”, что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли. В процессе учебных занятий формируются такие личностные результаты, как социальная ответственность, нравственность, экологическая культура, патриотизм, гражданская ответственность. Для формирования указанных выше УУД предлагается много вариантов образовательных технологий, таких как: участие в проектах, творческие задания, экскурсии, дневники достижений, портфолио, участие в конкурсах, олимпиадах.
При работе в кружках использовались такие формы работы, как парная, групповая, индивидуальная, при этом состав не был постоянным, он изменялся в зависимости от общих интересов детей, желаний. Работа в парах помогла формированию следующих умений: слышать друг друга, т.е. понимать услышанное; считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. Ребята учились договариваться, развивалась речь, обогащался словарный запас.
Итак, внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.
ВЫВОДЫ:
1. Необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал формирование универсальных учебных действий. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС НОО.
2. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся.
Ребенок- это музыкальный инструмент, а мы, взрослые, мастера по настройки этого инструмента. От того, как мы настроим этот инструмент, зависит чистота его звучания. Развитие личности в системе образования, в связи со стандартами второго поколения, обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведение и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности. Учитель должен нестидетям добрую энергию и всегда помнить, что «ученик это не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь, а зажечь его может тот, кто горит сам».