На тему: «Использование нового оборудования (закупленного в рамках Плана институционального развития) на уроках производственного обучения специальности 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта»
Подготовил: мастер производственного обучения Сабдин Талгат Амантаевич
г. Кокшетау 2017г.
Доклад на тему:
Использование нового оборудования (закупленного в рамках Плана институционального развития) на уроках производственного обучения специальности 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта»
Сабдин Т.А – мастер п/о КГУ «Сервисно-технический колледж №1», г. Кокшетау.
Уважаемые коллеги!
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своем послании народу Казахстана сказал, что надо в первую очередь развивать технические специальности, в которых мы испытываем большой дефицит.
Одной из таких является специальность «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта».
Безопасный автомобиль - это исправный автомобиль. Тому как грамотно автомобиль обслужить и отремонтировать мы учим на своих уроках производственного обучения.
Теоретические предметы по специальности изучаемые на курсах это: устройство автомобиля, теория автомобилей и двигателей, автомобильные эксплуатационные материалы, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, правила и безопасность дорожного движения, охрана труда, экономика производства.
Общепрофессиональную подготовку обеспечивают такие предметы как: технология металлов, электротехника, черчение и многие другие.
С начала это аудиторно-теоретические лекции, а затем в мастерских по ремонту и обслуживанию автомобилей, по ремонту и обслуживанию электрооборудования автомобилей студенты знакомятся с устройством автомобиля и проходят учебную практику.
В 2013 году в рамках проекта «Модернизация технического и профессионального образования» наш колледж выиграл грант по плану институционального развития на специальность «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» на сумму 50,0 млн. тенге.
Одним из главных направлений Проекта «Модернизация технического и профессионального образования» является реализация Плана институционального развития за счет грантов Международного Банка Реконструкции и Развития. План институционального развития - это стратегические цели учебного заведения, ориентированные на модернизацию учебного процесса.
Педагогический коллектив нашего колледжа с 23 ноября 2012 года согласно Соглашению о под- гранте № 61 заключенного с МОН РК, приступил к реализации Плана институционального развития (ПИР) специальности «1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта».
Почему была выбрана именно специальность «1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта»? Мониторинг приема студентов на первый курс за последние годы показал ежегодное увеличение числа абитуриентов в сравнении с другими специальностями технического направления, по которым ведется обучение в колледже, хорошие показатели трудоустройства выпускников по данной профессии, восстребованность специалистов профиля на рынке труда. Проведя анализ сильных и слабых сторон учебно – методического, материально – технического, кадрового направлений, выработали Стратегическую цель и задачи развития специальности и мероприятия по их реализации.
Обязательное условие ПИР - сотрудничество с работодателями. Наш План развития - результат совместной работы с предприятиями - социальными партнерами – ТОО «Аргамак», ТОО «Кокшетауский автобусный парк», ТОО «Фирма Сейнур», ТОО «Камкор-Автосервис» и др.
Результаты реализации Плана институционального развития:
Часть средств гранта использована колледжем на обновление материально – технического оснащения учебных мастерских и кабинетов теоретического обучения специальности. Действующие макеты легковых и грузовых автомобилей в разрезе, действующие макеты двигателей, КПП различных марок, тренажеры «Электронная система управления двигателем», «Автодиагностика», автотренажер для обучения вождению, стенд для измерения геометрии колес, 2-х и 4-х стоечные автомобильные подъемники, установки для замены и слива масел в КПП и двигателях, установка для диагностики и промывки топливных систем, мультимедийные подиумы, информационные киоски, компьютеры новых моделей и другое закупленное оборудование, несомненно, улучшили практическую направленность уроков, способствовали повышению качества предоставления образовательных услуг. По мнению работодателей оснащение мастерских теперь максимально приближено к производственным (слайды).
Представителем Международного Банка Развития, господином Динг Йонг Ху, посетившим колледж, главная цель реализации ПИР – совершенствование учебно – методического сопровождения образовательного процесса, повышение квалификации ИПР, обмен опытом с коллегами, в т.ч. и с зарубежными.
В этом направлении колледжем проведена работа по разработке и внедрению системы менеджмента качества. Успешно пройден сертификационный аудит, получен Сертификат Соответствия системе менеджмента качества ИСО-9001.
Проводится работа по совершенствованию проведения уроков производственного обучения на базе предприятий – социальных партнеров, расширено взаимодействие с производственниками. Педагогами и социальными партнерами разработаны Положение и Концепция дуального обучения, интегрированная рабочая программа дуального обучения. Так, например, в текущем ученом году из 61 студентов выпускного курса обучающихся по данной специальности все охвачены дуальным обучением, заключены 11 трехсторонних договоров с предприятиями, которые зарегистрированы в Палате предпринимателей области.
Нашими преподавателями и мастерами п/о разработаны и защищены в Международной Профессиональной Академии «Туран -Профи» г. Астана 10 модульных программ, основанных на компетенциях по данной квалификации. Стажировка педагогов на предприятиях, мастер –классы стали еще одной из ступеней к укреплению связей с производственниками.
Четыре педагога прошли повышение квалификации по разработке модульных программ в Республиканском институте повышения квалификации Республики Беларусь и на базе МПА «Туран – Профи», 25 мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин повысили профессиональные компетенции по разработке программ за счет собственных средств колледжа. Преподавателями специальных дисциплин разработаны дидактические материалы, электронные учебно- методические комплексы по спецдисциплинам "Устройство автомобиля", "Правила дорожного движения" и производственному обучению. Проект способствовал обновлению и пополнению фонда учебной литературы библиотеки колледжа по специальности.
Благодаря реализации ПИР с 2012 по 2016 годы улучшены качественные показатели прохождения процедуры оценки уровня профессиональной подготовленности студентов специальности - от 98 до 100% с первого раза, трудоустройства – до 90%. Отмечается ежегодный конкурсный отбор абитуриентов на данную специальность (1.5-2 человека на одно место).
С учетом положительных изменений в материально - техническом оснащении, учебно - методическом сопровождении образовательного процесса в колледже, управлением образования Акмолинской области дополнительно было выделено на дооснащение мастерских 25,0 млн. тенге из республиканского бюджета на которые закуплены различные сварочные аппараты, в том числе для сварки пластмасс и инверторный аппарат для аргонодуговой сварки, сверлильный. кузнечный, листогибочные станки, комбинированные пресс-ножницы, гидравлический пресс, ветрогенератор, система энергоснабжения на солнечных батареях, водонагреватель на солнечных батареях, моющие аппараты для помывки автомобилей, специальный пылесос в мастерскую технического обслуживания автомобилей, новейшая компьютерная техника и т.д.
Необходимо отметить и помощь акимата Акмолинской области, выделившем сумму софинансирования в размере более 15 млн. тенге, на которые был проведен капитальный ремонт учебно – производственных мастерских и кабинетов теоретического обучения данной специальности.
Результаты реализации ПИР по данной специальности нами успешно продемонстрированы родительской общественности и СМИ региона, директорскому корпусу ТиПО Акмолинской области, руководству областного управления образования, областному комитету профсоюзов по г.Астане и Акмолинской области, руководству Национальной Палаты Предпринимателей, руководству акимата Акмолинской области. Не случайно, именно на базе нашего колледжа в апреле 2014 года был проведен конкурс профессионального мастерства среди студентов учебных заведений ТиПО Акмолинской области «Лучший по профессии «Автомеханик», где наш студент занял Гран – при.
В целом, работа в рамках Проекта модернизации ТиПО – прекрасная возможность для профессионального роста педагогов, внедрения новых технологий в процесс обучения, модернизации материально – технической базы, что в конечном итоге позволяет выполнить главную цель: улучшение качества подготовки кадров.