kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: "Работа школьной библиотеки по развитию у учащихся читательской компетенции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Её необходимо развивать с раннего детства.Книга - это один из источников, развивающий  творческий потенциал ребенка,  поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую  компетентность. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Работа школьной библиотеки по развитию у учащихся читательской компетенции"»



Работа школьной библиотеки по развитию

у учащихся читательской компетенции

Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области человек.

 С появлением компьютера в мире  отношение к книге сильно  изменилось. Сейчас можно получить любую  информацию с экрана телевизора или компьютера. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению.                                             

По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время   уменьшилось.  Виной этому - интернет. В чтении книг  подрастающее поколение перестало видеть смысл.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер. (американский философ)


Целью образования в современной школе как раз и является развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Ключевыми являются те компетенции, которые обеспечивают развивающее обучение ребёнка. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.

 Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому, очень важно   вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к чтению,  и не только в стенах школы, но и дома. Вести совместную работу с родителями по домашнему чтению со своими детьми.

Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.

Читательскую компетенцию необходимо развивать с раннего детства. Цель учителя и библиотекаря - не только приобщить ученика к чтению, но и выработать совокупность понятий, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе.

Книга - это один из источников, развивающий  творческий потенциал ребенка,  поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую компетентность. Важно, чтобы на мероприятии, особенно у младших подростков, присутствовал элемент игры. При таком подходе школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность,  активизирует воображение, учится формировать читательские качества.

Школьная библиотека – первый опыт социальной коммуникации ребенка. Приобщение его к книге. Экскурсия в библиотеку. Здесь они знакомятся с книжными выставками, правилами для читателей. Заповедями читателей. Когда 1-классники заканчивают азбуку. Мы совместно с сельской библиотекой проводим праздник «Посвящение в читатели»

Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются распространенные  формы и методы организации библиотечных  занятий: Я на своем примере расскажу, какие формы и методы использую я в своей работе.

Например - метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение, прочтение текста по ролям). Этот метод можно применять и при индивидуальном общении и с классом. Также это громкое чтение и обсуждение прочитанных книг, совместное чтение стихов и т.д.

Библиотечно-библиографические уроки. Они учат детей самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, тем самым развивают читательскую компетенцию.

«Из чего состоит книга» (знакомство со структурой книги) – 2кл.

«Разноцветные страницы»2/3кл

«О чем расскажут книжные страницы» (об истории создания книги, с использованием мультимедиа ) – 3кл.

«Книга не просто какая-то небыль, это мир настоящий с землёю и небом»-4кл.

«Мы путешествуем друзья по словарям от А до Я» (знакомство со справочной литер. ) – 4/5кл.

«Восьмое чудо света» (интеллектуальная игра по истории создания книги) – 6/7кл.

«Презентация книг Марии Артемьевой»


Библиотечные тематические уроки предполагают такие формы и методы как:

Урок - путешествие. Основная задача этого занятия – дать максимальную информацию о том писателе, произведении, историческом периоде, географическом месте в которое отправляемся в путешествие. Вовлекая при этом учащихся, давая им возможность проявить свои читательские способности.

«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» (литературная игра) - 4кл.

«Путешествие в страну знаний» (литературная игра) – 3/5кл.

«Путешествие по берегам Байкала» (экологический час, с обзором литературы) -5/6кл.

«Библиопутешествие в мир профессий» ( знакомство с профессиями в игровой форме) – 5/6кл


Заочная экскурсия проводится с использованием медиа-ресурсов. Заочная экскурсия возможна  в музей того или иного писателя, по историческим местам, достопримечательностям и т.д. Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждениях этой экскурсии, опираясь на свой читательский опыт.

«Памятники литературным героям» (заочная экскурсия)- 3/4кл.

«Царскосельский лицей» ( об истории создания лицея и его выпускниках) – 8/9кл.


«Праздничный календарь» -это мероприятия связанные с какими-нибудь календарными праздниками и датами.

«Мама и мы» (урок – беседа с презентацией) - 3кл.

«Мохнатые друзья» (к Всемирному Дню кошек) – 2/4кл.

Информационный час: «Подростки и курение» (к международному Дню борьбы с курением)

Литературная гостиная.  Может быть приурочена к разным событиям литературного характера в течение года. На такие мероприятия, как правило,  приглашаются учителя, родители и ученики других классов.

« И в сердце светит Русь…» (литературный час к юбилею С. Есенина с презентацией) – 6кл.

« Любимые женщины С. Есенина» (лит-ый час к юбилею С. Есенина с презентацией) – 9/11кл.

« Жди меня и я вернусь» (лит-но – муз. час с презентацией к юбилею К. Симонова) – 10/11кл.

Лите-ые гостиные проходили к юбилею М.Ю. Лермонтова, Ф.Тютчева, М. Цветаевой, В.Высоцкого

Мероприятия с использованием ролевых игр. Инсценирование отрывков из произведений. 

Такие мероприятия способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Праздник для уч-ся 1-4кл. и детей детского сада к юбилею Х.К. Андерсена: «Волшебник детства моего». (Театрализованное представление с музыкальным сопровождением, презентацией).

Подобные праздники проходят ежегодно. С. Маршак, С.Михалков, Н.Носов и В.Драгунский,

А. Барто, К.Чуковский. Юбилеи этих писателей мы отмечали .

«Великий рассказчик» (лит-й праздник к юбилею М. Твена) – 5/7кл.

«Чехов – писатель на все времена» -5/7кл.

«Великий баснописец» (И. Крылов) -5/7кл.



Литературные и интелектуальные игры

«Мир сказок нам всегда открыт» (литературная игра по сказкам с рекомендацией книг) -2/3кл.

«В лес по загадки» (экологическая игра) -2/4кл.

«Мой вопрос – ваш ответ» (интеллектуальная игра) - 6/7кл.

«Необычный урок» (литературная игра) - 5кл.

«Волшебный круг» (интеллектуальная игра) – 5/6кл.

«Мой вопрос – ваш ответ» (интеллектуальная игра) - 6/7кл.

«Для любознательных ребят» (интеллектуальная игра) - 8кл.

«Отвечаем без ошибок» (интеллектуальная игра) - 9/10кл.

«Литературный турнир» (по страницам произведений классиков) - для 10/11кл.

«Ума палата» (интеллектуальная игра) - 11кл.


Уроки мужества обязательные. Они формируют у ребят чувство патриотизма, уважение к старшему поколению. Книги с военной тематикой помогают школьникам быть более компетентными в вопросах истории нашей страны.

«Письмо неизвестному солдату» (с презентацией и музыкальным оформлением) -3/6кл.

«Дети войны» (урок памяти о детях войны, с презентацией) -3/7кл.

«Что мы знаем о войне» (викторина) - 7-11кл.

«Военное детство» (устный журнал о детях-героях Великой Отечественной войны с использованием мультимедиа) -5/6кл.

«Великий земляк» (урок памяти, посвященный А.П. Белобородову, с презентацией)-7/8кл.

«А память сердце бережет» (музыкально-поэтическая композиция об Афганистане с использованием мультимедиа)–9/11кл.


Участие в конкурсах (конкурс чтецов, конкурс сочинений, иллюстраций). К каждому мероприятию проводятся конкурсы рисунков. Наши дети принимают участие в районных конкурсах, проводимых детской районной библиотекой.

Для развития читательской компетенции у школьника можно использовать следующие приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей прочитанного изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек – малышек. Можно предложить детям придумать и написать и оформить свою книгу. Можно использовать разноцветные закладки для прочитанных книг.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской компетенции нужно объединять усилия учителя и библиотекаря. Использовать педагогический потенциал литературы как предмета в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работа с учреждениями культуры, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.

Книга-это духовное завещание одного   поколения другому. Вся жизнь   человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…   А.И. Герцен




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дубинец Светлана Николаевна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiiechitatielskoikompietientsiiuchashchikhsiavusloviiakhintieghratsiiurochnoiivnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "274356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452363483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства