Доклад на тему: "Работа школьной библиотеки по развитию у учащихся читательской компетенции"
Доклад на тему: "Работа школьной библиотеки по развитию у учащихся читательской компетенции"
Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Её необходимо развивать с раннего детства.Книга - это один из источников, развивающий творческий потенциал ребенка, поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую компетентность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Работа школьной библиотеки по развитию у учащихся читательской компетенции"»
Работа школьной библиотеки по развитию
у учащихся читательской компетенции
Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.
Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области человек.
С появлением компьютера в мире отношение к книге сильно изменилось. Сейчас можно получить любую информацию с экрана телевизора или компьютера. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению.
По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время уменьшилось. Виной этому - интернет. В чтении книг подрастающее поколение перестало видеть смысл.
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер. (американский философ)
Целью образования в современной школе как раз и является развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Ключевыми являются те компетенции, которые обеспечивают развивающее обучение ребёнка. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.
Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому, очень важно вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к чтению, и не только в стенах школы, но и дома. Вести совместную работу с родителями по домашнему чтению со своими детьми.
Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.
Читательскую компетенцию необходимо развивать с раннего детства. Цель учителя и библиотекаря - не только приобщить ученика к чтению, но и выработать совокупность понятий, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе.
Книга - это один из источников, развивающий творческий потенциал ребенка, поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую компетентность. Важно, чтобы на мероприятии, особенно у младших подростков, присутствовал элемент игры. При таком подходе школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность, активизирует воображение, учится формировать читательские качества.
Школьная библиотека – первый опыт социальной коммуникации ребенка. Приобщение его к книге. Экскурсия в библиотеку. Здесь они знакомятся с книжными выставками, правилами для читателей. Заповедями читателей. Когда 1-классники заканчивают азбуку. Мы совместно с сельской библиотекой проводим праздник «Посвящение в читатели»
Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются распространенные формы и методы организации библиотечных занятий: Я на своем примере расскажу, какие формы и методы использую я в своей работе.
Например - метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение, прочтение текста по ролям). Этот метод можно применять и при индивидуальном общении и с классом. Также это громкое чтение и обсуждение прочитанных книг, совместное чтение стихов и т.д.
Библиотечно-библиографические уроки. Они учат детей самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, тем самым развивают читательскую компетенцию.
«Из чего состоит книга» (знакомство со структурой книги) – 2кл.
«Разноцветные страницы»2/3кл
«О чем расскажут книжные страницы» (об истории создания книги, с использованием мультимедиа ) – 3кл.
«Книга не просто какая-то небыль, это мир настоящий с землёю и небом»-4кл.
«Мы путешествуем друзья по словарям от А до Я» (знакомство со справочной литер. ) – 4/5кл.
«Восьмое чудо света» (интеллектуальная игра по истории создания книги) – 6/7кл.
«Презентация книг Марии Артемьевой»
Библиотечные тематические уроки предполагают такие формы и методы как:
Урок - путешествие. Основная задача этого занятия – дать максимальную информацию о том писателе, произведении, историческом периоде, географическом месте в которое отправляемся в путешествие. Вовлекая при этом учащихся, давая им возможность проявить свои читательские способности.
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» (литературная игра) - 4кл.
«Путешествие в страну знаний» (литературная игра) – 3/5кл.
«Путешествие по берегам Байкала» (экологический час, с обзором литературы) -5/6кл.
«Библиопутешествие в мир профессий» ( знакомство с профессиями в игровой форме) – 5/6кл
Заочная экскурсия проводится с использованием медиа-ресурсов. Заочная экскурсия возможна в музей того или иного писателя, по историческим местам, достопримечательностям и т.д. Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждениях этой экскурсии, опираясь на свой читательский опыт.
Информационный час: «Подростки и курение» (к международному Дню борьбы с курением)
Литературная гостиная. Может быть приурочена к разным событиям литературного характера в течение года. На такие мероприятия, как правило, приглашаются учителя, родители и ученики других классов.
« И в сердце светит Русь…» (литературный час к юбилею С. Есенина с презентацией) – 6кл.
« Любимые женщины С. Есенина» (лит-ый час к юбилею С. Есенина с презентацией) – 9/11кл.
« Жди меня и я вернусь» (лит-но – муз. час с презентацией к юбилею К. Симонова) – 10/11кл.
Лите-ые гостиные проходили к юбилею М.Ю. Лермонтова, Ф.Тютчева, М. Цветаевой, В.Высоцкого
Мероприятия с использованием ролевых игр. Инсценирование отрывков из произведений.
Такие мероприятия способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Праздник для уч-ся 1-4кл. и детей детского сада к юбилею Х.К. Андерсена: «Волшебник детства моего». (Театрализованное представление с музыкальным сопровождением, презентацией).
Подобные праздники проходят ежегодно. С. Маршак, С.Михалков, Н.Носов и В.Драгунский,
А. Барто, К.Чуковский. Юбилеи этих писателей мы отмечали .
«Великий рассказчик» (лит-й праздник к юбилею М. Твена) – 5/7кл.
«Чехов – писатель на все времена» -5/7кл.
«Великий баснописец» (И. Крылов) -5/7кл.
Литературные и интелектуальные игры
«Мир сказок нам всегда открыт» (литературная игра по сказкам с рекомендацией книг) -2/3кл.
«В лес по загадки» (экологическая игра) -2/4кл.
«Мой вопрос – ваш ответ» (интеллектуальная игра) - 6/7кл.
«Необычный урок» (литературная игра) - 5кл.
«Волшебный круг» (интеллектуальная игра) – 5/6кл.
«Мой вопрос – ваш ответ» (интеллектуальная игра) - 6/7кл.
«Отвечаем без ошибок» (интеллектуальная игра) - 9/10кл.
«Литературный турнир» (по страницам произведений классиков) - для 10/11кл.
«Ума палата» (интеллектуальная игра) - 11кл.
Уроки мужества обязательные. Они формируют у ребят чувство патриотизма, уважение к старшему поколению. Книги с военной тематикой помогают школьникам быть более компетентными в вопросах истории нашей страны.
«Письмо неизвестному солдату» (с презентацией и музыкальным оформлением) -3/6кл.
«Дети войны» (урок памяти о детях войны, с презентацией) -3/7кл.
«Что мы знаем о войне» (викторина) - 7-11кл.
«Военное детство» (устный журнал о детях-героях Великой Отечественной войны с использованием мультимедиа) -5/6кл.
«Великий земляк» (урок памяти, посвященный А.П. Белобородову, с презентацией)-7/8кл.
«А память сердце бережет» (музыкально-поэтическая композиция об Афганистане с использованием мультимедиа)–9/11кл.
Участие в конкурсах (конкурс чтецов, конкурс сочинений, иллюстраций). К каждому мероприятию проводятся конкурсы рисунков. Наши дети принимают участие в районных конкурсах, проводимых детской районной библиотекой.
Для развития читательской компетенции у школьника можно использовать следующие приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей прочитанного изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек – малышек. Можно предложить детям придумать и написать и оформить свою книгу. Можно использовать разноцветные закладки для прочитанных книг.
Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской компетенции нужно объединять усилия учителя и библиотекаря. Использовать педагогический потенциал литературы как предмета в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работа с учреждениями культуры, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.
Книга-это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась… А.И. Герцен