Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Создание образовательного пространства, обеспечивающего развитие личности школьника на самоподготовке"»
КГОБУ Гражданская КШИ
Доклад на тему:
«Создание образовательного пространства, обеспечивающего развитие личности школьника на самоподготовке»
Выполнила: Бабакова И.В.
Слайд: Цели и ценности школы состоят в создании наиболее благоприятных условий для развития личности ученика. А это развитие должно обеспечиваться образовательным процессом, основной функцией которого является организация единого пространства познания и индивидуального развития.
В настоящее время в системе образования складывается достаточно тревожная ситуация, когда растет неудовлетворительный уровень здоровья, эмоционального благополучия, когда присущее школьникам доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение не всегда получают дальнейшего развития, когда снижается здоровое детское любопытство, творческий потенциал и т.д.
Подобная ситуация нуждается в выработке особенного образовательного пространства для школьника, чтобы ему легче было адаптироваться к школе, чтобы он дальше развивал свои творческие способности, сохранил свое здоровье, чтобы родители и учителя нашли общие параметры взаимодействия для благополучного развития личности школьника.
Слайд: Основной целью в школе является развитие общеучебных навыков и общих способностей, а также создание условий для проявления, раскрытия интересов, склонностей, природных задатков ребенка. Это тем более важно на данном этапе, поскольку в дальнейшем «страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого доведено до совершенства и даже будет утеряно» (Ш. Амонашвили. «Школа жизни»).
Специфика контингента детей, обучающихся в нашей школе, состоит в том, что среди них много детей с пониженной учебной мотивацией. Соответственно, одной из важных наших задач является повышение и развитие высокого творческого потенциала таких детей и их адаптация в коллективе сверстников. И здесь важную роль играет создание образовательного пространства, обеспечивающего развитие личности.
Основным видом деятельности ребенка в школе является учение, а у нас в воспитательном процессе образовательное пространство – это самоподготовка, она должно быть организовано не с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а на их основе.
Слайд: Поэтому образовательное пространство на самоподготовке отвечает следующим требованиям:
Предоставление обучающимся многообразия знаний и видов деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
Предоставление возможности овладения основами наук на уровне и в темпе, соответствующем его индивидуальным особенностям обучающегося.
Переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.
Учет физиологических и психических особенностей обучающихся с целью сохранения их здоровья.
Слайд: Знание личностных особенностей каждого ребенка помогает более рационально и эффективно спланировать образовательное пространство.
Слайд: Выполняя совместно с детьми самоподготовку мы видим, каков уровень образного мышления, логического мышления, памяти, внимания, моторики руки, насколько сформирован внутренний план действий, оптимальную работоспособность и настроение (эмоционально-волевая сфера) ребенка. Все это позволяет строить правильный образовательный процесс.
Сайд: Наиболее значимые черты воспитательной системы школы в создании образовательного пространства это:
Деятельностный подход в обучении и воспитании. Дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, но ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни наполнены делами и событиями, связанными с учебой, творчеством, трудом, укреплением здоровья, досугом. В каждом из этих направлений ребенок пробует свои силы и в каком-то из них обязательно добьется успеха;
Реализация принципа воспитывающего обучения, предполагающего, что обучение и воспитания - единый процесс. Важнейшие задачи воспитания решаются именно на уроке, в процессе обучения. Внеурочная воспитательная работа дополняет этот процесс своими специфическими способами, обеспечивая гармоничное развитие ребенка;
В основе образовательного пространства лежат многовариативные модели развивающего обучения. Результатом образования и мерилом успешности учащихся становится не только то, что они узнали по отдельным предметом или в чем напрактиковались, а еще и то, как именно изменились их личностные качества, техника мышления, способы осмысления себя и мира, насколько полифонично их восприятия культуры, каковы проявления в коммуникативной и творческих сферах;
Гуманизация отношений внутри коллектива школы, отказ от авторитарности, назидательности по отношению к ребенку. Ведущая технология обучения – педагогика сотрудничества. Качества воспитания оценивается не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству отношений между детьми и взрослыми. Стиль педагогического воздействия можно кратко обозначить так: -оказывать доверие; -проявлять уважение; -обеспечивать успех;
Созданная в школе предметно - пространственная развивающая среда, включающая пространства, постоянно доступные детям и различающиеся по своей функции и атмосфере.
Творческий коллектив педагогов своими поисками стремится заглянуть в завтрашний день современной школы. Опорная точка деятельности - индивидуальные особенности ребенка.
Слайд: Нет неспособных детей. С этой позиции отбираются образовательные технологии, формы внеурочной деятельности. Развивая ученика, опираясь на сильные стороны его личности, педагоги помогают ребенку идти вперед.