kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад « Современные образовательные технологии для развития познавательного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад « Современные образовательные технологии для развития познавательного процесса»

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Приемы обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения.

Классификация методов обучения.

  • По уровню активности учащихся (Голант Е.Я.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад « Современные образовательные технологии для развития познавательного процесса»»

Доклад « Современные образовательные технологии для развития познавательного процесса»

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Приемы обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения.

Классификация методов обучения.

  • По уровню активности учащихся (Голант Е.Я.)

Пассивные (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение)

Активные (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой)

  • По источнику получения знаний (Верзилин Н.М.,ПеровскийЕ.И.,Лордкипанидзе Д.О.)

Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой)

Наглядные (применения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств)

Наглядные методы подразделяются условно на 2 группы: метод демонстраций и метод иллюстраций.

Практические (упражнения, практические, лабораторные работы)

  • По дидактической цели (Данилов М.А., Есипов Б.П.)

Методы приобретения новых знаний;

Методы формирования умений и навыков;

Методы применения знаний;

Методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков.

  • По характеру познавательной деятельности (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.)

Объяснительно- иллюстративные (информационно- рецептивные)

Репродуктивные

Проблемного изложения

Частично – поисковые (эвристические)

Исследовательские

  • На основе целостного подхода к процессу  обучения (Бабанский Ю.К.)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств)

- словесные (лекция, рассказ, беседа, и др.)

- наглядные (демонстрация, иллюстрация)

- практические (опыты, упражнения, выполнения заданий)

- логические (индуктивные, дедуктивные, аналогии, др.)

- гностические (исследовательские, проблемно – поисковые, репродуктивные)

- самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.)

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.)

- методы формирования долга  и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.)

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельностью

- методы устной, письменной и машинной проверки знаний и умений, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно – познавательной деятельностью

  • На сочетании способов деятельности преподавателя и учащихся (Махмутов М.И.)

Методы преподавания (информационно – сообщающие, объяснительные, инструктивно – практические, объяснительно-побуждающие, побуждающие)

Методы учения (исполнительные, репродуктивные, продуктивно-практические, частично-поисковые, поисковые)

Средства обучения

Средства обучения (дидактические средства) – это источники получения знаний, формирования умений.

Классификация средств обучения

  • По чувственной модальности

- визуальные (зрительные): таблицы, карты, натуральные объекты и пр.

- аудиальные (слуховые): радио, магнитофоны, музыкальные инструменты т.п.

- аудивизуальные (зрительно-слуховые): звуковой фильм, телевидение и т.п.

  •  По нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика

Простые средства:

- словесные (учебники и другие тексты)

- визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.)

Сложные средства:

  • Механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.)

  • Аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио)

  • Аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видио)

  • Средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети)

Формы обучения и формы организации обучения

Форма обучения –внешняя сторона организации учебного процесса

  • По количеству обучающихся

Индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные, внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные

Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена, процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.)

  • По доминирующей цели обучения (Андреев В.И.): вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое  занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий

  • По дидактическим целям (Онищук В.А.): теоретические, практические, трудовые, комбинированные

  • Индивидуальные занятия (репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение)

  • Коллективно-групповые занятия (уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры)

  • Индивидуально-коллективные занятия (погружения, творческие недели, научные недели, проекты)

Формы организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса: урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно- практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, курсовое проектирование, дипломное проектирование и др.

Структура урока

Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой

Классификация типов уроков

  • По содержанию и способу проведения учебных занятий (Казанцев И.Н.)

- по содержанию уроки математики, например, подразделяются на алгебру, геометрию и т.д.

- по способу проведения: уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.

  • По логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса (Иванов С.В.)

- вводный урок

- урок первичного ознакомления с материалом

- урок усвоения новых знаний

- урок применения полученных знаний на практике

- урок закрепления, повторения и обобщения

- контрольный урок

- смешанный, или комбинированный, урок

  • По цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся (Махмутов М.И.)

- уроки изучения нового учебного материала

- уроки совершенствования знаний, умений и навыков

- уроки обобщения и систематизации

- комбинированные уроки

- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

  • По преобладающему компоненту урока (Журавлев В.И.)

- урок усвоения нового материала

- урок закрепления

- урок повторения

Урок проверки, контроля знаний

  • По дидактической цели (Есипов Б.П., Огородников И.Т., Щукина Г.И. и др.)

- урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний

- урок закрепления знаний

- урок выработки и закрепления умений и навыков

- обобщающий урок, урок проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок)

Виды обучения.

Вид обучения -это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе.

Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догматическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностно ориентированное, компьютерное,  модульное, дистанционное, межпредметное и др.

Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) обучение- вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности, обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.

Догматическое обучение – вид обучения, построенный на принятии информации без доказательств, на веру.

Проблемное обучение – вид обучения, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Развивающее обучение – вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся. Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обучения достигается всеми обучающимися.

Эвристическое обучение – вид обучения, базирующийся на основных принципах проблемного и  развивающего обучения и предполагающий успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.

Личностно ориентированное обучение – вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.

Компьютерное обучение  - вид обучения, основывающийся  на программировании обучающей и учебой деятельности, воплощенной в обучающей  и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для ЭВМ, позволяющей обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса, обучения за счет оптимальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования.

Модульное обучение – вид обучения, придающий полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации- модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

Дистанционное обучение – вид обучения, позволяющий достигнуть целей обучения при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования

Методы воспитания.

Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Ю.К. Бабанский и ряд ученых рассматривают обучение и воспитание как единый процесс, справедливо считая, что нет обучения без воспитания. Поэтому предлагается  и единая система методов целостного педагогического процесса, куда входят методы обучения и методы воспитания, которые традиционно анализируются отдельно в дидактике и в теории обучения.

Прием воспитания – это составная часть метода, подчиненная ему, входящая в его структуру и употребляемая в конкретной ситуации.

Например, метод поощрения реализуется в приемах: похвала, благодарность перед классом, награждение на общем собрании.

Педагогическая технология (в воспитательной работе)- это система последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми.

Педагогическая техника – это комплекс умений педагога владеть собой своими эмоциями, поведением и воздействовать на учеников этими профессионально-личностными средствами.

Средства воспитания – это сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и  развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам также относятся конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники). Средствами воспитания являются различные виды деятельности, следовательно, вместе с ними и орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.

Формы воспитательной работы: праздник, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа, конференция учеников и т.д.

Классификация методов воспитания.

Большинством специалистов выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.

  • Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, объяснение, дискуссия, диспут, метод примера внушение. Основная функция данных методов состоит в формировании отношений установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников – всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях.

  • Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающей ситуации. Методы данной группы  реализуют принцип воспитания в деятельности.

  • Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание. С помощью этих методов педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых.

  • Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности. Эти методы направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно.

Виды внеурочной деятельности.

  • познавательная деятельность (развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей). Формы внеурочной работы: экскурсии, обзор литературы, олимпиады, конкурсы, лектории, научные конференции и т.д.

  • ценносно-ориентированная (формирование отношения к миру, убеждений, взглядов, усвоение нравственных норм).  Формы внеурочной работы: беседы, классные собрания, дискуссии

  • общественная (участие в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в трудовых, политических акциях). Формы внеурочной работы: работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы ученических органов управления, вечера, праздники.

  • эстетическая (развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности). Формы внеурочной работы: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии, посещение театра.

  •  досуговая(развивающий отдых, спортивно – оздоровительная деятельность). Формы внеурочной работы: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы.

Формы воспитания.

Форма воспитательной работы – это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону (кто, где, когда ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками).

Типы форм воспитательной работы.

  • По количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые,

  • По основному виду деятельности (Щуркова Н.Е.): познавательной деятельности, трудовой, общественно – полезной, эстетической, физкультурно – оздоровительной, ценностно - ориентированной

  • По методу воспитательного воздействия (Болдырев Н.И.): словесные (собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы), практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа), наглядные (музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты)

  • По воспитательной задаче

  1. Формы управления и самоуправления школьной жизнью: собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.

  2. Познавательные формы: экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.

  3. Развлекательные формы: утренники, вечера, капустники и др.

  • По преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога:

1. Словесно – логические: беседы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции

2. Образно-художественные: такие дела воспитанников (концерт, спектакль, праздник), где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально – нравственные, эстетические

3. Трудовые: ежедневные уборки, ремонт школы, разбивки и устройство сада, организация фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра

4. Игровые: игра, совместный отдых, содержательное развлечение

5. Психологические: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации

Обязательные элементы всех форм работы с воспитанниками: информация, переживания, действия.

Организация воспитательного мероприятия.

  • Определения темы, задач, формы мероприятия

  • Предварительный сбор материала, если того требует содержание дела

  • Планирование, т.е. определение содержания и последовательности дел

  • Подготовка участников, например объявление, стенд, предварительная беседа

  • Проведения дела – обратить внимание на композицию, оформление помещения, роль гостей, окончание

  • Анализ и самоанализ педагога

Технология воспитания, мастерство.

Технология воспитания – направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов. Технологией надо называть такой проект педагогического процесса, который описывает его от воспитательных задач до проверки результатов, и так, что им может воспользоваться любой специалист – педагог.

Технологичный подход к воспитанию характеризуется такими критериями: конкретность диагностичность целей, алгоритмичность, кооперационность воспитательных действий, направленных на достижение целей, наличие обратной связи, средств и методов измерения результатов воспитания

Мастерство педагога – сплав знаний, профессиональных умений, личностных качеств и опыта.

Группы педагогических умений:

 гностические (познавательные и диагностические),

конструктивные (умение проектировать, планировать, т.е. определять цели, содержание, средства, методы, и формы работы с учениками)

организаторские (руководить разными видами деятельности, инструктировать, распределять и т.д.)

коммуникативные

прикладные (рисовать, играть на сцене, фотографировать, петь, сочинять стихи)




















Доклад на заседании ШМО


учителей начальных классов

Методы обучения и воспитания.

Особенности их применения

в коррекционно-педагогическом процессе.

                                   

                                                    Учитель начальных классов: Беляева М.Г.

февраль 2011 г.

Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру. 
Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика.
Методика обучения представляет собой совокупность определенного содержания и методов (педагогическая технология).

I группа – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя:
словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации – источник знаний);
индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);
репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления);
самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
II группа – методы стимулирования и контроля.
III группа – методы контроля и самоконтроля.
Недостатки развития познавательной деятельности учащихся специальных образовательных учреждений (особенно мышления и речи, сенсорно-перцептивной деятельности, внимания) не позволяют использовать какую-то классификацию или подходы полностью.
В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Возможности их использования достаточно подробно с позиций коррекционной дидактики раскрыли А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев,  И.Г.Еременко и др..

Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми.

По способу передачи информации выделяют три группы методов:

1 Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.
Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия. 
Существуют наглядные средства для демонстрации такие, как: 
 - средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии); 
 - средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы); 
 - условно-символические средства (формулы, символы, схемы).

В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как: замедленный темп восприятия, сужен объем восприятия, страдает точность восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле. 
В коррекционной работе с проблемными детьми применяется принцип обеспечения поли сенсорной основы обучения, т.е. обучение строится с опорой на все органы чувств. 

 2 Словесные методы. 
 Рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию. 
 Беседа – это диалог учителя и ученика. 

Объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.

Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку. 

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
 
3 Практические методы. 
упражнения (устные и письменные); 
продуктивная деятельность; 
опытно-экспериментальная деятельность.
элементы программированного обучения. 

Наглядные и практические методы широко используются в практике специального образования.
Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор и сочетание методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно-педагогической работы с ним.

Отклонения в умственном развитии не дают возможность полноценного осмысления и усвоения  учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма. 

Как уже отмечалось, на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии  предпочтительнее практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем мире. Методы словесной передачи учебной информации выступают как дополнительные. На последующих этапах обучения словесные методы выдвигаются на первый план.
Одной их общих особенностей интеллектуального развития детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС является преобладание наглядных видов мышления. Формирование словесно-логического мышления затруднено, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу (от частного к общему), а также методам объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.

Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.

Характерными  для всех категорий проблемных детей являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру. Поэтому при реализации наглядных  методов  обучения,  педагог  не  только демонстрирует объект, о котором идет речь, но  должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам  обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический опыт в слове. 

Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизациипознавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают  необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования.

В специальной педагогике процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи,  но иобеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе.

Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклонениями в развитии имеют специфику в применении.
Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами. 

Адекватность восприятия воспитывающей информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможностей ребенка. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии действия, поступки, взгляды, суждения, привычки педагога, воспитателя являются долгое время образцом для подражания, а авторитет - непререкаемым и неоспоримым.

Побудительно-оценочные методы (поощрение, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка - их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) - абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка, знак «+» и пр.) -только словесное поощрение.
Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях. Более того, ребенок, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, воспитатель всегда проявляют необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражают неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен (а)». В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По мере развития ребенка становятся возможными и словесные формы наказания: словесное порицание, выговор. Применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему.

Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.

В подростковом и юношеском возрасте, с появлением реальных результатов, все большее место занимают информационные и стимулирующие методы воспитания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности воспитанников (беседы, встречи, консультирование, привлечение средств искусства и литературы, поощрение, доверие, порицание, осуждение и пр.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Аширбекова Асем Боранбаевна

Дата: 27.12.2016

Номер свидетельства: 373838

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Применение современных образовательных технологий на уроке английского языка"
    ["seo_title"] => string(79) "primenenie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "520431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569096780"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(83) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "162752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422385542"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства