kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Создание условий для развития личности обучающихся с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад предназначен для воспитателей-дефектологов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Создание условий для развития личности обучающихся с ОВЗ"»

Создание условий для развития личности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
                       в образовательном учреждении.

          Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно сложен и многообразен. И задача учителя - подготовить учащихся к целостному восприятию окружающего пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса.


Цель педагогической работы направлена на формирование личности, овладевшей основами наук, включая знания и умения, которые дают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в новых ситуациях. 
         Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся, совершенствование процесса обучения в целом.



Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений «особого» ребёнка с другими детьми, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей.

Фаза адаптации во многом зависит от своевременной и конструктивной помощи специалистов.

Педагогическая система, создаваемая для детей с интеллектуальной недостаточностью, должна решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки, так и вопросы его социализации.

Детей с интеллектуальной недостаточностью характеризует задержка сроков возникновения и незавершенность возрастных психологических новообразований и неравномерность, нарушение целостности психофизического развития.

Всё это затрудняет включение ребёнка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путём.

Система индивидуальных коррекционных занятий, составляемая с целью обеспечить каждому ребёнку адекватные для него темпы и способы усвоения навыков, решает такие задачи, как:

- развитие слуховых ориентировочных реакций;

- развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым;

- развитие речевой активности;

- развитие зрительных ориентировочных реакций, реакции подражания.

Основная особенность детей, с которыми начинают обучение – это полная невозможность включения в какую-либо целенаправленную деятельность, интерес нестоек, сконцентрировать внимание удаётся лишь на очень непродолжительное время. Одни дети расторможены, бегают по комнате, живо реагируют на новые предметы и игрушки, хватают их, тянут в рот, трясут, но очень быстро бросают. У других же, напротив, уровень психической активности достаточно низок: они заторможены, интерес к окружению почти полностью отсутствует. Бедность мимики, невозможность делать понятные жесты, отклонения сенсомоторной сферы, кинестетического восприятия препятствуют развитию и невербальных средств общения (экспрессивно-мимических и предметно-действенных).

Исходя из особенностей детей, работа с ними начинается с формирования эмоциональных отношений к окружающему, взрослым, сверстникам, интереса к происходящему вокруг.

Так блок игр и игровых упражнений, нацеленный на формирование положительного эмоционального настроя на совместную со взрослым деятельность, развитие ощущений собственных движений, где сенсорные игры «Посыплем на ручки»«Спрячем ручки» и т. д. с крупой и сыпучим материалом имеют и терапевтический эффект.

В простейших игровых моментах сенсорной стимуляцией поддерживаются собственные кинестетические ощущения ребёнка, подхватываются и разделяются его реакции. Такая взаимотерапия радостна и целебна одновременно, так как специально организованная подобная ситуация общения несёт ребёнку приятные впечатления, не требует недоступных для него форм взаимодействия.

Постепенно в игру включаются небольшие сложности, также подкреплённые сенсорными эффектами, расширяются взаимодействия взрослого и ребёнка, сенсорная стимуляция становится более разнообразной.

Стимулирование детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на эхолалии, когда обыгрываются их звуковые реакции с помощью эмоционально-смыслового комментария игр и занятий.

Педагог и воспитатели приобретают качественно иной стиль общения с ребёнком: идёт постоянный интуитивный поиск средств общения – мимики, движения глаз, интонации. Взрослый в процессе игрового общения импровизирует, устанавливает визуальный контакт с неговорящим ребенком, и это уже есть первые коммуникативные продвижения ребёнка.

Так игровая импровизация, театрализованная игра становятся активными средствами коррекционной педагогики.

Импровизированное игровое взаимодействие, живое реагирование в ответ реакциям ребёнка совершенствуют характер, форму его чувств и мышления.

Педагог вместе с психологом определяет необходимость и продолжительность индивидуальной работы с каждым ребёнком. В соответствии со степенью и темпом усвоения программного материала можно варьировать содержание занятий. На усвоение одних тем потребуется больше времени, другие же темы, хорошо усвоенные детьми, и могут быть опущены.

Индивидуальные занятия с детьми организовывать в форме игры. Партнёром по игре может быть взрослый или другой ребёнок. В дидактической игре происходит закрепление, углубление знаний, умений. Ребёнку подробно объясняют правила игры, проводится пробная игра, с тем, чтобы определить, понятны ли ему её условия и правила. Если одна и та же игра используется на нескольких занятиях, то необходимо менять наглядный материал.

Познавательный материал располагается по принципу - от просто к сложному. Таким образом, индивидуальная работа с детьми разбивается на несколько этапов. Каждый этап обеспечивает повторение и усложнение математических представлений. Временные и пространственные представления рекомендуется закреплять в повседневной жизни.

Главный принцип в воспитании этих детей - формирование у них привычек.

Также педагоги должны заботиться о развитии у детей представлений об окружающем. Взрослые должны вносить в жизнь ребенка побольше положительных эмоций, чаще фиксировать его внимание на добрых делах, на занятиях, приносящих радость.

Воспитание ребенка с проблемами развития требует много терпения, настойчивости, понимания и, несомненно, педагогической изобретательности.

Чрезвычайно важна способность к волевым усилиям. Ребенок, вместо «хочу это», должен заставить себя делать то, что «надо». В играх, при выполнении хозяйственных поручений в отряде, на специально организованных занятиях необходимо ставить перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не следует допускать, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Умственная готовность.

Еще одним необходимым условием обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Умственная готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире, о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях и систематизированностью этих представлений. Ребенок должен уметь делать простые обобщения, т. е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях. Чтобы помочь в этом ребенку с нарушением интеллектанеобходимо обращать его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учить сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объяснять причину и результат явлений, происходящих вокруг. Дети с интеллектуальной недостаточностью сами не проявляют умственной активности, не задают вопрос «Почему?». К этому их надо побуждать, создавая такие ситуации, в которых ребенку придется решать несложные задачи, находить выход. Детям с нарушением интеллекта свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания. В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Взрослые не должны давать им готовые ответы, а обязаны помогать в поисках способов действия, учить их планировать свою работу, обдумывать решение, осуществлять самоконтроль. Активизации мыслительной деятельности, развитию способности анализировать, сравнивать, обобщать способствуют следующие упражнения: «Возьми, что подходит»«Что к чему подходит», «Назови одним словом»«Четвертый лишний».

Речевое развитие.

Чем бы не занимались взрослые с ребенком, они непременно должны обращать внимание на его речь. Речевая готовность подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Очень важно, чтобы ребенок с особенностями в развитии понимал разговорную речь и сам владел ею. Нужно постоянно следить за тем, как он произносит слова, правильно ли строит фразы, использует ли слова по назначению. Необходимо вводить в речь ребенка новые слова, разъясняя их смысл. У ребенка с особенностями в развитии снижена способность воспринимать и различать звуки в словах, т. е. не развит фонематический слух. С этой целью можно предложить ребенку следующие задания«Подбери слова, чтоб звук М стоял в начале слова?»«Определи какой звук в конце?»«Выбери только те картинки, в названии которых есть звук К?» и др. Не менее важна смысловая сторона слов. Полезно вместе с ребенком подбирать разные слова со сходным значением, а также с противоположным смыслом. Ребенок с удовольствием поиграет в игры«Скажи наоборот»«Вставь подходящее слово» и т. д. В случаях грубых нарушений или недоразвития речи важно вовремя обратиться за помощью к логопеду.

Память.

Для успешного обучения большое значение имеет определенный уровень развития осмысленной памяти. У детей с интеллектуальной недостаточностью память снижена. Они с большим трудом запоминают новый материал. Наибольшие возможности для обучения приемам осмысленного запоминания представляет классификация. Ребенок в процессе классификации создает группу. Он называет каждую картинку, а затем дает им общее название. Через некоторое время нужно спросить у ребенка, какие предметы были изображены на картинках. Можно поиграть с ребенком в следующие игры: «Назови, что запомнил»«Слушай и повторяй»«Запомни слова».

Моторика.

Не следует забывать и о том, что для формирования навыка письма необходима ручная ловкость, координированность движений, развитие моторики мелких мышц кисти. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. У детей с интеллектуальной недостаточностью общая моторика слабо развита. Они неловки, неуклюжи. Движения мелких мышц руки отличаются некоординированностью, напряженностью (например: Толмачев , Матвеев)

Дети с нарушением интеллекта по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими нормально развивающимися сверстниками. Трудности усвоения программного материала осложняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования личности.

Трудовая деятельность.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Труд способствует как физическому, так и психическому развитию ребёнка. В процессе труда ребёнок обогащается различными понятиями, учится понимать свойства предметов, производить анализ, выделять отдельные признаки из целого комплекса и овладевает умением их использовать.

В процессе овладения трудовыми навыками происходит укрепление памяти, внимания.

Труд повышает общий тонус, воспитывает точность движений, которые становятся более целенаправленными и упорядоченными.

Труд должен быть посилен и правильно организован. Надо также воспитывать у детей умение одеваться и раздеваться, класть вещи на место в определённом порядке; надо прививать им умение сидеть, вставать при разговоре со старшими, развивать ловкость повседневных движений. Эти нормы поведения важны для всей жизни ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.

При выработке у «особых» детей навыков необходим наглядный показ и многократные повторения. При этом следует подчеркнуть, что любовь и жалость к больным детям должны служить источником большой терпеливости и настойчивости. Раздражительность и применение физического воздействия ещё больше обостряют болезненные особенности умственно отсталых детей.

Игровая деятельность.

Активное включение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в игровую деятельность способствует формированию у них личностных свойств и коррекции познавательной деятельности.

Для более эффективного воздействия игры на развитие таких детей, следует начинать игровой процесс с подготовительной работы к игре. Использование наглядности, предметов, проведения экскурсий, позволит заинтересовать детей игрой.

Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.

В игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся недостатков. У ребенка воспитываются активность, самостоятельность, инициативность.

Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.

Социальная игра является сильнейшим средством социализации ребенка, включающим в себя социальные процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, и конкретной социальной общности, или группе сверстников.

Природа игровой деятельности позволяет включаться в педагогический процесс с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Элементы театрализованных игр используются на уроках математики, чтения, устной речи, рисования, ручного труда, ритмики, музыки, в режимных моментах.

Развивающий потенциал игры дает возможность стимулировать двигательную активность детей, совершенствовать мелкую моторику, координацию движений, активизировать сенсорно-моторное развитие, развивать основные познавательные процессы, эмоционально - волевую сферу, навыки общенияформировать качества личности.

Таким образом, организованная игровая деятельность обладает возможностями не только развития и коррекции детей с умеренной умственной отсталостью, но становления личности каждого ребенка.


Одним из средств нравственного воспи­тания является собственный пример взрослых, их отношение друг к другу, к родным, близким. Умственно отсталые дети хорошо подражают взрослым в манере поведения, копируя их мимику и жесты. На конкретных делах детям нужно показывать примеры взаим­ной выручки, дружбы, проявления заботы. Показательной и убедительной формой нравственного воспитания является также проведение праздников, подготовка к ним, проявление заботы и внимания к близким. Посильное участие в этих меро­приятиях должен принимать и ребенок.

По мере взросления ребенка большое место в вос­питательной работе должно занимать формирование социального опыта. В зависимости от интеллектуаль­ных возможностей детей он будет неодинаков. Прежде всего необходимо научить детей правилам поведе­ния в общественных местах: в транспорте, в магазине, на улице и т.д. Дети должны знать правила уличного движения, правила проезда на городском транспорте, выполнять соответствующие требования, т.к. умение самостоятельно ездить на городском транспорте является одной из предпосылок более успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Детей следует знакомить с учреждениями социально-бытового назначения, прежде всего с различными магазинами - продовольственными и промтоварными, их отделами. Следует объяснить им назначение этих магазинов, учить совершать покупки. Многие из детей с интеллектуальной недостаточностью способны совершать покупки самостоятельно. Сначала ребенок совершает покупки вместе со взрослым. Приучать его к этому нужно по­степенно, многократно повторяя одни и те же действия. Сначала ребенок может лишь подавать деньги продавцу и просить подать ему покупку. Затем он учится совершать покупки самостоятельно. Следует помнить, что начинать надо с одной вещи, стоимость которой доступна пониманию ребенка. Постепенно ребенок при­учается осуществлять покупку вместе со взрослым, с помощью взрослого и, наконец, самостоятельно.

Опыт показывает, что, став взрослыми, некоторые молодые люди с умеренной умственной отсталостью на заработанные деньги покупают одежду, украшения, пластинки и т.д. Те, кто не обучен этому, вынуждены прибегать к помощи товарищей. Много внимания требует обучение детей знанию достоинства денег. Обучать этому следует как можно раньше. Подростки уже должны знать достоинство денежных купюр. Детей надо обучать знанию стоимости самых простых предметов быта и первой необходимости. Они должна знать, что деньги можно разменять, а при покупке следует получить сдачу.

Подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости необходимо по возможности учить планировать семейный бюджет, совершать покупки разнообразных предметов бытового назначения. Не следует забывать и о дальнейшем формировании навыков самообслуживания. Подростки должны уметь не только правильно, но и красиво одеваться. Их нужно учить пользоваться каждым видом одежды в зависимости от времени года, погоды. Подростки должны тщательно следить за своей одеждой, правильно хранить ее, стирать, гладить. Им сле­дует прививать умение нарядно одеться, соблюдать простейшие сочетания цветов в одежде. Подростки должны следить за чистотой тела, вовремя стричься. Особое место должны занимать обстоятельные беседы с девушками-подростками о личной гигиене с показом соответствующих процедур.

Таким образом, взрослые, обладая определенными знаниями, могут очень многое сделать для ре­бенка, помочь ему адаптироваться в жизни.

  Отношения с учащимися должны строится на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. На уроках необходимо создавать благожелательную творческую атмосферу, воспитывая в детях любовь к Родине, доброе и бережное отношение к окружающему миру, интеллигентность и порядочность в общении между людьми, постоянно обращаясь к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признавая самобытность и уникальность каждого ученика. Морально-психологический климат на уроке – основа основ взаимопонимания, поэтому нужно стремиться к тому, чтобы и оформление кабинетов вызывало положительные эмоции, деловой настрой.
Поэтому, чем больше усилий приложено педагогами к воспитанию и обучению умственно отсталого ребенка, тем более благоприятной будет его судьба.

Ведь на каждом уроке, на внеклассных мероприятиях последовательно создаются условия, чтобы каждый ученик почувствовал себя винтиком единого школьного механизма, а впоследствии - гражданином единого российского общества. Данный подход позволяет поддерживать и развивать мотивацию учебной деятельности.



Пожелания:

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание.

3. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

4. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

5. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

6. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

7. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

8. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад "Создание условий для развития личности обучающихся с ОВЗ"

Автор: Ульченко Наталья Васильевна

Дата: 06.09.2017

Номер свидетельства: 427470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Анализ работы МО учителей начальных классов за 2015/2016 учебный год."
    ["seo_title"] => string(76) "analiz_raboty_mo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_za_2015_2016_uchiebnyi_ghod"
    ["file_id"] => string(6) "350367"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476817720"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Доклад на РМО "Использование инновационных технологий  в воспитательном процессе при работе   с детьми с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(116) "doklad-na-rmo-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-v-vospitatiel-nom-protsiessie-pri-rabotie-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "107225"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403186886"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Доклад на тему: «Воспитательная работа в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_vospitatelnaia_rabota_v_usloviiakh_shkoly_internata_dlia_detei_s_"
    ["file_id"] => string(6) "654721"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1723027672"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства