kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему:"Методологические и методические вопросы преподавания истории на современном этапе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавание истории – это сложное и многогранное педагогическое явление. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием обучающихся. Методика изучает учебную деятельность обучающихся,   в связи с целями и содержанием обучения истории, приемы руководства усвоением учебного материала.  Методика преподавания истории имеет свой предмет. Это научная дисциплина, которая исследует процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для повышения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Методика разрабатывает содержание, организацию и методы обучения истории в соответствии с возрастными особенностями обучающихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:"Методологические и методические вопросы преподавания истории на современном этапе"»

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГАПОУ «Аграрно промышленный колледж»









Доклад на тему:



«Методологические и методические вопросы преподавания

истории на современном этапе»





Подготовил: преподаватель Гончарова Л.Ю.











Кирсанов 2016



Преподавание истории – это сложное и многогранное педагогическое явление. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием обучающихся. Методика изучает учебную деятельность обучающихся, в связи с целями и содержанием обучения истории, приемы руководства усвоением учебного материала. Методика преподавания истории имеет свой предмет. Это научная дисциплина, которая исследует процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для повышения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Методика разрабатывает содержание, организацию и методы обучения истории в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.1

Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования настоятельно требуют от нас, преподавателей, применения инновационных методов работы: активных, нестандартных, развивающих вовлеченность обучающихся в процесс обучения и увлеченность им.

Актуальность темы, на мой взгляд, заключается в том, что в условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приемы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут выпускнику войти в новое пространство. Время движется вперёд, и преподаватель тоже должен идти вперед вместе со временем. Использование интерактивных форм обучения и различных педагогических технологий –

вот перечень нетрадиционных возможных методов и средств обучения истории в настоящее время. Считаю, что одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, является использование современных образовательных технологий.

____________

1.http://bookbk.net/book/184-metodika-prepodavaniya-istorii-v-srednej-shkole-nikulina-nyu/4-glava-1-predmet-i-zadachi-kursa-metodiki-obucheniya-istorii.html


1.Проблемное обучение.

Технология проблемного обучения не нова. Под проблемным образованием понимаю такую организацию занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности.

Например, на уроке истории дается проблемное задание: «Зачем резать курицу, несущую золотые яйца». Что имели в виду помещики екатерининской эпохи, употребляя старую русскую поговорку? Выполняя задание, обучающиеся должны:

-раскрыть смысл поговорки, употребляя социально - экономические термины: капиталистические крестьяне, мануфактура, денежный оброк, отходники и другие, кратко охарактеризовав явление и вскрыв его механизм;

-определить историческую значимость, последствия, противоречивый характер развития явления в условиях XXI века.

2.Личностно-ориентированное обучение. Применяя личностно-ориентированное обучение в истории, нужно стараться добиваться максимальных результатов развития познавательных процессов у обучающихся, формирование устойчивого интереса к урокам. 2 Благоприятный эмоциональный климат на уроках дает положительный устойчивый результат.

Достичь этого возможно с помощью использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть опыт обучающихся:

-создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы;

-использования в ходе урока дидактического материала, позволяющего

______

2. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/lichnostno-orientirovannyi-podkhod-v-obuchenii-m-0


студенту выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

-оценки деятельности студента не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

-создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

-создание обстановки для естественного самовыражения студента.

По моему мнению, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении истории и обществознания способствует раскрытию потенциальных возможностей личности обучающихся.

3. Развивающее обучение. Развивающего обучение – это постановка учебных задач. Здесь очень подходит приём «кластера». С помощью кластеров можно представить большой объем информации, проследить причинно-следственные связи. Как составляется кластер? Посредине листа или доски пишется ключевое слово или фраза. Вокруг накидываются слова или предложения по данной теме, затем эти слова соединяются с главным словом или фразой. У этих второстепенных слов тоже могут быть ответвления.

4. Проблемное обучение. Студенты должны научиться обозначать проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы. Преподаватель или студенты формулируют учебную проблему. Примерные проблемы для мозгового штурма: было ли монголо-татарское иго на Руси; альтернативы развития России после февраля 1917 года; 1941 год – пути решения проблемы надвигающейся войны и т.д. Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как ребята добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.

5. Дифференцированное обучение. Целевая ориентация данной технологии - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности обучающегося, его потенциальных возможностей, содействие различными способами выполнению учебных программ каждым обучающимся, предупреждение неуспеваемости в группе, развитие познавательных интересов и личных качеств. На уроках закрепления и обобщения изученного материала работу на уроках организую в уровневых группах. Обучающиеся первой группы получают творческие задания и выполняют их самостоятельно. Обучающиеся второй группы также самостоятельно выполняют задания по карточкам, по вопросам учебника. Обучающиеся третьей группы работают под руководством преподавателя. При такой организации работы «сильные» студенты получают возможность в полную силу проявить свои способности и получить заслуженную оценку. А «слабые» студенты чувствуют себя уверенней, работая с руководителем, и тоже получают положительную оценку. В итоге ликвидируется неуспеваемость в группе, появляется заинтересованность в изучении предмета.

6.ИКТ технологии.

ИКТ можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, так как позволяет с интересом учиться, находить нужную информацию, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает аналитические способности. Студенты с удовольствием создают презентации к урокам на различные темы, причем я предоставляю им возможность самим определиться с выбором темы. Студенты охотно участвуют в учебных проектах. Также при использования интернет – ресурсов студенты готовятся к конференциям, докладам, пишут рефераты. ИКТ, позволяющие, визуализацию на уроке, незаменимы для меня на уроках по темам, связанных с культурой и искусством различных эпох. Сейчас вопрос дачи материала на таких уроках решается проще. Можно продемонстрировать всё, что нужно для раскрытия конкретной темы. Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду практических положительных результатов:

  • Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  • Повышение производительности труда.

  • Установление межпредметных связей с информатикой.

  • Позволяет существенно углубить содержание материала.

  • Оказывает заметное влияние на формирование практических умений и навыков обучающихся в освоении исторического материала.

Думаю, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование.

7.Технология метода проекта. Преподаватель управляет проектной деятельностью студентов, в которую входят составными элементами проблемно-исследовательская, рефлексивная, и коммуникативная и другие виды деятельности. Примерные темы проектов: «История моей семьи в истории моей страны», «Великая Отечественная война в истории моей страны», «История России в портретах», «Женщины на русском престоле», «Кремлевские жены», «Моя родословная» и т.д. Цель работы: вызвать интерес к изучению предмета, выяснить связи между историей семьи и историей страны; повысить интерес к изучению истории; вызвать чувство гордости за своих предков формировать навыки проведения исследований, работы с документами, развивать творческие способности и самостоятельности для лучшего усвоения учебного материала, оформления и представления результатов своей деятельности. Конечным продуктом проекта стали доклады, презентации, выпуск газет об истории своих семей и, конечно, учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.

В современном обществе, преподаватель должен уметь не только давать крепкие и прочные знания, воспитывать личность, но и задавать вектор её развития, приоткрыв дверь в огромный мир, где можно увидеть звёзды. Путеводной звездой, является метод проектов, который позволяет обучающимся развить навыки критического мышления и сотрудничества, овладеть информационной грамотностью, учиться адекватно оценивать свою работу, т.е. получить навыки, необходимые, чтобы стать успешными в XXI веке.3 В заключении мне хотелось бы сказать, что сегодня в образовании современные методы и технологии ведут, прежде всего, к повышению активности обучающихся в процессе получения знаний. Успех обучения определяется отношением обучающихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.




















__________

3. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.- М.: Сентябрь, 1998. – С. 83-128


Литература

1.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2010.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей, мыслить критически. – СПб., 2010

3.Методы педагогического исследования. (под ред. Журавлева В.И.) –М.,1999.

4.Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2012.






4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гончарова Лариса Юрьевна

Дата: 02.03.2016

Номер свидетельства: 301253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства