Доклад на тему:"Методологические и методические вопросы преподавания истории на современном этапе"
Доклад на тему:"Методологические и методические вопросы преподавания истории на современном этапе"
Преподавание истории – это сложное и многогранное педагогическое явление. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием обучающихся. Методика изучает учебную деятельность обучающихся, в связи с целями и содержанием обучения истории, приемы руководства усвоением учебного материала. Методика преподавания истории имеет свой предмет. Это научная дисциплина, которая исследует процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для повышения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Методика разрабатывает содержание, организацию и методы обучения истории в соответствии с возрастными особенностями обучающихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:"Методологические и методические вопросы преподавания истории на современном этапе"»
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГАПОУ «Аграрно промышленный колледж»
Доклад на тему:
«Методологические и методические вопросы преподавания
истории на современном этапе»
Подготовил: преподаватель Гончарова Л.Ю.
Кирсанов 2016
Преподавание истории – это сложное и многогранное педагогическое явление. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием обучающихся. Методика изучает учебную деятельность обучающихся, в связи с целями и содержанием обучения истории, приемы руководства усвоением учебного материала. Методика преподавания истории имеет свой предмет. Это научная дисциплина, которая исследует процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для повышения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Методика разрабатывает содержание, организацию и методы обучения истории в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.1
Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования настоятельно требуют от нас, преподавателей, применения инновационных методов работы: активных, нестандартных, развивающих вовлеченность обучающихся в процесс обучения и увлеченность им.
Актуальность темы, на мой взгляд, заключается в том, что в условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приемы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут выпускнику войти в новое пространство. Время движется вперёд, и преподаватель тоже должен идти вперед вместе со временем. Использование интерактивных форм обучения и различных педагогических технологий –
вот перечень нетрадиционных возможных методов и средств обучения истории в настоящее время. Считаю, что одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, является использование современных образовательных технологий.
Технология проблемного обучения не нова. Под проблемным образованием понимаю такую организацию занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности.
Например, на уроке истории дается проблемное задание: «Зачем резать курицу, несущую золотые яйца». Что имели в виду помещики екатерининской эпохи, употребляя старую русскую поговорку? Выполняя задание, обучающиеся должны:
-раскрыть смысл поговорки, употребляя социально - экономические термины: капиталистические крестьяне, мануфактура, денежный оброк, отходники и другие, кратко охарактеризовав явление и вскрыв его механизм;
-определить историческую значимость, последствия, противоречивый характер развития явления в условиях XXI века.
2.Личностно-ориентированноеобучение. Применяя личностно-ориентированное обучение в истории, нужно стараться добиваться максимальных результатов развития познавательных процессов у обучающихся, формирование устойчивого интереса к урокам. 2 Благоприятный эмоциональный климат на уроках дает положительный устойчивый результат.
Достичь этого возможно с помощью использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть опыт обучающихся:
-создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы;
-использования в ходе урока дидактического материала, позволяющего
студенту выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
-оценки деятельности студента не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
-создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
-создание обстановки для естественного самовыражения студента.
По моему мнению, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении истории и обществознания способствует раскрытию потенциальных возможностей личности обучающихся.
3. Развивающее обучение. Развивающего обучение – это постановка учебных задач. Здесь очень подходит приём «кластера». С помощью кластеров можно представить большой объем информации, проследить причинно-следственные связи. Как составляется кластер? Посредине листа или доски пишется ключевое слово или фраза. Вокруг накидываются слова или предложения по данной теме, затем эти слова соединяются с главным словом или фразой. У этих второстепенных слов тоже могут быть ответвления.
4. Проблемное обучение. Студенты должны научиться обозначать проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы. Преподаватель или студенты формулируют учебную проблему. Примерные проблемы для мозгового штурма: было ли монголо-татарское иго на Руси; альтернативы развития России после февраля 1917 года; 1941 год – пути решения проблемы надвигающейся войны и т.д. Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как ребята добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.
5.Дифференцированное обучение. Целевая ориентация данной технологии - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности обучающегося, его потенциальных возможностей, содействие различными способами выполнению учебных программ каждым обучающимся, предупреждение неуспеваемости в группе, развитие познавательных интересов и личных качеств. На уроках закрепления и обобщения изученного материала работу на уроках организую в уровневых группах. Обучающиеся первой группы получают творческие задания и выполняют их самостоятельно. Обучающиеся второй группы также самостоятельно выполняют задания по карточкам, по вопросам учебника. Обучающиеся третьей группы работают под руководством преподавателя. При такой организации работы «сильные» студенты получают возможность в полную силу проявить свои способности и получить заслуженную оценку. А «слабые» студенты чувствуют себя уверенней, работая с руководителем, и тоже получают положительную оценку. В итоге ликвидируется неуспеваемость в группе, появляется заинтересованность в изучении предмета.
6.ИКТ технологии.
ИКТ можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, так как позволяет с интересом учиться, находить нужную информацию, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает аналитические способности. Студенты с удовольствием создают презентации к урокам на различные темы, причем я предоставляю им возможность самим определиться с выбором темы. Студенты охотно участвуют в учебных проектах. Также при использования интернет – ресурсов студенты готовятся к конференциям, докладам, пишут рефераты. ИКТ, позволяющие, визуализацию на уроке, незаменимы для меня на уроках по темам, связанных с культурой и искусством различных эпох. Сейчас вопрос дачи материала на таких уроках решается проще. Можно продемонстрировать всё, что нужно для раскрытия конкретной темы. Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду практических положительных результатов:
Повышение уровня использования наглядности на уроке.
Повышение производительности труда.
Установление межпредметных связей с информатикой.
Позволяет существенно углубить содержание материала.
Оказывает заметное влияние на формирование практических умений и навыков обучающихся в освоении исторического материала.
Думаю, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование.
7.Технология метода проекта. Преподаватель управляет проектной деятельностью студентов, в которую входят составными элементами проблемно-исследовательская, рефлексивная, и коммуникативная и другие виды деятельности. Примерные темы проектов: «История моей семьи в истории моей страны», «Великая Отечественная война в истории моей страны», «История России в портретах», «Женщины на русском престоле», «Кремлевские жены», «Моя родословная» и т.д. Цель работы: вызвать интерес к изучению предмета, выяснить связи между историей семьи и историей страны; повысить интерес к изучению истории; вызвать чувство гордости за своих предков формировать навыки проведения исследований, работы с документами, развивать творческие способности и самостоятельности для лучшего усвоения учебного материала, оформления и представления результатов своей деятельности. Конечным продуктом проекта стали доклады, презентации, выпуск газет об истории своих семей и, конечно, учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.
В современном обществе, преподаватель должен уметь не только давать крепкие и прочные знания, воспитывать личность, но и задавать вектор её развития, приоткрыв дверь в огромный мир, где можно увидеть звёзды. Путеводной звездой, является метод проектов, который позволяет обучающимся развить навыки критического мышления и сотрудничества, овладеть информационной грамотностью, учиться адекватно оценивать свою работу, т.е. получить навыки, необходимые, чтобы стать успешными в XXI веке.3 В заключении мне хотелось бы сказать, что сегодня в образовании современные методы и технологии ведут, прежде всего, к повышению активности обучающихся в процессе получения знаний. Успех обучения определяется отношением обучающихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.
__________
3. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.- М.: Сентябрь, 1998. – С. 83-128