Дололнительная общеразвивающая программа "Мастерская "Аппликация из бересты" для учащихся 10-17 лет срок реализации 2 года
Дололнительная общеразвивающая программа "Мастерская "Аппликация из бересты" для учащихся 10-17 лет срок реализации 2 года
Данная программа способствует восстановлению утерянных связей с природой, традициями родного края. Позволяет обеспечить более активную позицию обучающихся не только в расширении и обогащении знаний о художественной обработке бересты и флористике, но и в практическом применении знаний в своей жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дололнительная общеразвивающая программа "Мастерская "Аппликация из бересты" для учащихся 10-17 лет срок реализации 2 года»
Пояснительная записка
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей несомненно будет возрастать по мере совершенствования социально – экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа.
Данная программа предполагает изучение разделов по декоративно-прикладному искусству, таких как работа с природным материалом: флористика, аппликация из бересты и плетение из бересты.
Актуальность программы состоит в том, что ее основу составляют этические, экологические занятия, формирующие духовность обучающихся. Предлагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биологией, ИЗО, информатикой.
Общение обучающихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для их общего художественного развития, воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду, природе.
Художественная деятельность – наиболее эмоциональная сфера деятельности детей. Работа с природными материалами, изучение разных технологических приемов их обработки расширяет круг возможностей воспитанников, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с природными материалами, дети не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно – полезной деятельности.
Цель программы:
Создать условия для разностороннего комплексного развития обучающихся, активизации познавательной и творческой деятельности и формирования у них специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно – прикладной деятельностью.
Реализация целей осуществляется через постановку и решение следующих задач:
Обучающие:
- углублять и расширять знания об истории и развитии народных художественных промыслов;
- освоить основные технологические приемы обработки природных материалов;
- познакомить с техникой безопасности на занятиях;
-ориентировать воспитанников на практическое применение полученных знаний и умений в дальнейшей жизни.
- воспитывать уважительные отношения, между членами коллектива в процессе, совместной творческой деятельности.
Данная программа – модифицированная, разработана на основе авторской программы Новикова С. Н. «Работа с берестой» – кандидата педагогических наук Орловского педагогического института. Внесены изменения в режим занятий по годам обучения, в содержание программы.
Программа состоит из разделов, темы которых изучаются в определенной последовательности и спланированы с учетом творческого роста обучающихся, поэтапного освоения все более сложных технологий.
Разделы программы:
1. Флористика.
2. Плетение из бересты.
3. Аппликация из бересты.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, рекомендуется для занятий с 10 – 17 лет, хотя некоторые работы вполне доступны с начальной школы. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени, но и они связаны с практической работой.
Большое внимание на занятиях следует уделять здоровье сберегающим технологиям, правилам и приемам безопасной работы с инструментами и приспособлениями.
Ознакомление с художественной обработкой бересты и флористикой, практическое обучение техническим приемам этого ремесла вполне доступны обучающимся не только в центрах народных художественных промыслов, но и в удаленных от них городских и, особенно, сельских школах, детских объединениях прикладного искусства внешкольных детских учреждениях.
Для проведения учебных занятий используются различные группы методов, приемов, дидактических принципов.
Принципы: доступность и наглядность, систематичность и последовательность, учет возрастных особенностей обучающихся.
Методы: объяснительно – иллюстративный, практический, проблемно – поисковый, методы стимулирования учебно – познавательной деятельности.
3
Программа рассчитана на 2 года обучения, но обучающиеся могут и далее
посещать объединение, так как принцип построения данной программы – углубление и усложнение учебного материала с каждым годом. В связи со спецификой кружка в группах не более 8 человек.
Реализация программы предусматривает следующий режим занятий:
- первый год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов).
- второй год обучения -3 раза в неделю по 2 часа (216 часов).
Результаты работы объединения представляются на выставках, конкурсах, используются в оформлении интерьера кабинета.
Итоговым результатом является формирование эстетического вкуса у обучающихся и участие в выставках декоративно – прикладного творчества. Результаты выставок – дипломы, грамоты. Обучающиеся принимают участие в выставках разных уровней. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и ее оценка. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки организованный просмотр выполненных изделий. При оценке результатов принимаются во внимание: способность понимания задания педагога (художественно – технологическая часть), владение инструментами. Умение выполнить задание с использованием приобретенных навыков, знание необходимой терминологии в прикладном творчестве. Контроль проводится посредством организации выставок внутри объединения. На них экспонируются преимущественно этапные творческие работы воспитанников. По материалам выставки, обучающиеся с помощью руководителя, делают выводы о личном росте, намечают пути устранения недостатков. На такой выставке каждый воспитанник должен быть представлен хотя бы одной работой, лучшие работы отбираются на внешние выставки. При анализе творческих работ обучающихся особо обращается внимание на мотивацию к творческой деятельности, а также широту выбора сюжетов и передачи замысла. При оценке усвоения программы предусмотрены следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, выполнение отдельных заданий, показ изделий, участие в конкурсах, выставках.
4
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Iраздел
1.1.
Введение в программу
2
2
1.2.
Правила заготовки, обработки и хранения природного материала
Экскурсия в лес по сбору растительного материала, сортировка и укладка на хранение
4
1
3
1.3.
Понятие о флористике. История возникновения этого творчества. Основы флористики .
2
1
1
1.4.
Работа с природным и искусственным материалом.
Изготовление объемных флористических композиций
10
2
10
II раздел
2.1.
История берестяного промысла в России. Основные сведения о бересте. Инструменты и приспособления.
2
2
2.2
Работа с берестой (прямое плетение,
косое плетение, работа с пластовой берестой)
Изготовление изделий в технике плетения, изготовление декоративных панно и картин в технике аппликации
70
14
56
III раздел
3.1.
Рождественские композиции и сувениры. Традиции и современность в составлении новогодних и рождественских композиций
12
2
10
IV раздел
4.1.
Работа с берестой (сюжетные панно)
Изготовление декоративных тематических панно и картин в технике аппликации
36
6
30
V раздел
5.1.
Основы аранжировки цветов
Изготовление декоративных композиций
6
2
4
5.2.
Пасхальные композиции и сувениры.
Изготовление пасхальных
композиций
8
2
6
VI раздел
6.1.
Работа с берестой (сюжетные панно)
Изготовление декоративных тематических панно и картин в технике аппликации
62
10
52
VII раздел
7.1.
Итоговое занятие
2
2
Всего
216
42
174
5
Содержание программы 1 - го года обучения
I раздел
Тема 1.1.Введение в программу
Краткое содержание программы. Организация рабочего места. Правила поведения в мастерской, требования к обучающимся. Инструктаж по ТБ.
Начальная диагностика знаний, умений и навыков (тестирование).
Тема 1.2. Правила заготовки, обработки и хранения природного материала
Теория. Правила заготовки, обработки и хранения природного материала. Правила поведения в природе.
Практика. Сбор природного материала (экскурсия по сбору растительного материала).
Тема 1. 3.Понятие о флористике
Теория. История возникновения этого творчества. Основы флористики. Материалы, инструменты и приспособления для работы с растительным и искусственным материалом.
Практика. Изготовление бутоньерки из искусственного материала. Мини-выставка.
Тема 1. 4.Работа с природным и искусственным материалом.
Теория. Основы общей композиции. Варианты создания объемных флористических композиций. Технология исполнения. Инструменты и приспособления. Правила ТБ.
Практика. Композиции с использованием консервной банки оригинальной формы. Настенный букет для украшения интерьера. Мини-выставка, анализ работ.
II раздел
Тема 2.1.История берестяного промысла в России.
Теория. Основные сведения о бересте. Инструменты и приспособления.
Тема 2.2.Работа с берестой (прямое плетение, косое плетение; работа с пластовой берестой)
Технологические разновидности работы с берестой: прорезная береста, плетение из бересты (прямое, косое, комбинированное), работа с пластовой берестой, роспись по бересте, аппликация из бересты. Основы плетения. Косое (диагональное плетение). Технология изготовления и сборки. Технология изготовления. Правила ТБ.
Практика. Изготовление изделий в технике плетения. Бусинки из бересты (треугольная, ромбовидная, плоская). Закладка.
6
Теория. Аппликация из бересты. Основы техники аппликации. Технологическая последовательность выполнения сюжетной композиции в технике аппликации. Подбор рисунка по выбранной теме. Эскиз, прорисовка деталей, перенос рисунка на кальку. Технология выполнения аппликации. Материалы, инструменты и приспособления для работы в данной технике. Правила ТБ.
Практика:
Наработка навыков работы с калькой при переносе рисунка на бересту. Подбор и подготовка бересты к работе. Изготовление декоративных тематических панно в технике аппликации (луговые травы). Анализ работ в процессе изготовления. Мини-выставка.
III раздел
Тема 3.1. Рождественские композиции и сувениры.
Теория. Традиции и современность в составлении новогодних и рождественских композиций. Праздничная атрибутика. Технологические приемы создания композиций.
Аксессуары и крепления. Технология их изготовления. Материалы, инструменты и приспособления. Правила ТБ.
Практика. Окраска и обработка растительного материала для создания праздничных композиций. Изготовление праздничных композиций. Мини-выставка, анализ работ.
IV раздел
Тема 4.1. Работа с берестой (сюжетные панно)
Теория. Техника исполнения (тиснение, тонирование, протирание). Правила ТБ с инструментами.
Практика. Изготовление тематических панно по выбранному сюжету.
Мини-выставка. Анализ работ в процессе изготовления.
V раздел
Тема5.1. Основы аранжировки цветов
Теория. Краткая история аранжировки. Сочетание цвета в композиции. Основные и дополнительные цвета. Выбор цветовой гаммы для аранжировки. Композиции и интерьер. Материалы, инструменты и приспособления. Технические приемы. Правила ТБ.
Практика. Изготовление декоративной композиции с применением искусственных цветов. Мини-выставка. Анализ работ.
Тема 5.2. Пасхальные композиции и сувениры
Теория. Праздник Светлого Воскресения. История празднования Пасхи на
7
Руси. История и атрибутика пасхального дизайна, его особенности, виды и место в интерьере. Значение основных символов и понятий. Материалы, инструменты, технология изготовления. Правила ТБ.
Практика. Изготовление подставки под пасхальное яйцо, пасхальной
композиции. Мини-выставка. Анализ работ.
VI раздел
Тема 6.1. Работа с берестой (сюжетные панно)
Теория. Техника изготовленияния (тиснение, тонирование, протирание). Правила ТБ.
Практика. Изготовление настенных тематических панно с усложнением.
Мини-выставка. Анализ работ.
VII раздел
Тема 7.1. Итоговое занятие
Подведение итогов и анализ творческих работ обучающихся, выполненных за год.
Сравнительный анализ (тестирование, анкетирование) уровня развития эстетического вкуса обучающихся. Поощрение лучших.
8
Требования к уровню подготовки
В конце первого года обучения обучающиеся будут:
знать:
-основные способы заготовки и обработки природного материала;
- основные технологические приемы и последовательность работы с природным и искусственным флористическим материалом;
- законы цветовых сочетаний в аранжировке и традиционного дизайна (рождественский, новогодний, пасхальный);
- виды и свойства природных и искусственных материалов;
- основные технологические приемы и последовательность обработки бересты;
- основные законы композиции;
- о общей последовательности выполнения декоративных панно из бересты в технике аппликация;
- основные термины;
- инструменты и приспособления для работы с природными и искусственными материалами;
- правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами и клеевым пистолетом
уметь:
- выполнять технологические операции при работе с природными и искусственными материалами;
Пасхальный дизайн. Традиции и современность. Изготовление пасхальных композиций
8
2
6
VI раздел
6.1.
Работа с берестой (сюжетные панно).
Изготовление декоративных тематических панно и картин в технике аппликации
60
10
50
VII раздел
7.1.
Итоговое занятие
2
2
Всего
216
42
174
10
Содержание программы 2 –го года обучения
I раздел
Тема 11.Вводное занятие.Содержание программы, правила работы в кабинете. Обсуждение самостоятельных работ обучающихся, выполненных летом. Повторение правил ТБ.
Тема 1. 2. Сбор и обработка природного материала
Теория. Повторение правил поведения в природе, обработки и хранения природного материала.
Практика. Экскурсия с целью сбора природного материала.
Тема 1.3. Работа с природным и искусственным материалом. Коллаж.
Теория. Углубление и расширение знаний о работе с природнымматериалом. Плоскостная аранжировка из природного материала. Материалы и инструменты. Технические приемы. Правила ТБ.
Практика. Изготовление коллажа . Мини-выставка, анализ работ.
II раздел
Тема 2. 1. Работа с берестой (прямое плетение, работа с пластовой берестой).
Теория. Углубление и расширение знаний воспитанников по плетению и работе с пластовой берестой. Технологические приемы плетения, изготовления туеса. Инструменты и приспособления. Правила ТБ.
Практика.Изготовление изделий в технике плетения (очелье, туес).
Теория. Аппликация из бересты (особенности выполнения более сложных сюжетных композиций ).
Практика. Изготовление настенных панно (пейзаж, натюрморт, животные в пейзаже). Мини-выставка, анализ работ в процессе изготовления.
III раздел
Тема 3.1. Новогодний дизайн.
Теория.Традиционные элементы новогоднего и рождественского дизайна
Технологические приемы. Материалы, инструменты и приспособления. Аксессуары и способы крепления. Правила ТБ.
Практика.Окраска и подготовка растительного материала. Изготовление новогодних и рождественских композиций. Мини-выставка, анализ работ.
IV раздел
Тема 4.1. Работа с берестой (аппликация из бересты: сюжетные панно)
Теория. Техника исполнения. Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.
11
Практика. Продолжение работы по изготовлению настенных панно (пейзаж, натюрморт, животные в пейзаже). Мини-выставка, анализ работ.
- Природный материал (береста, сухоцветы, листья, мох, ветки, шишки и т.д),
- Пенопласт;
-ДВП.
-Проволока медная, стальная.
- Бумага упаковочная, гофрированная;
- Калька;
- Стержни для клеевого пистолета.
- Морилка (водная, спиртовая, порошком);
- Спецклей 88 НТ;
- Клей ПВА;
- Карандаши простые;
- Ручки шариковые разного цвета;
- Кисти белка №2,№3, №5.
-Ластик.
-Линейка-50 см.
- Клеевой пистолет;
- Шило;
- Давилка;
- Ножницы маникюрные (прямые, с закруглением, фигурные разных видов).
- Пробойники;
- Дыроколы фигурные;
- Резец.
- Стамеска.
- Молоток.
- Кусачки;
- Гвозди мелкие, саморезы;
Материально-техническое обеспечение для обучающегося:
- Природный материал (береста, сухоцветы, листья, мох, ветки, шишки и т. д)
- Пенопласт;
-ДВП;
-Проволока медная, стальная;
- Бумага упаковочная, гофрированная, калька;
- Стержни для клеевого пистолета.
- Морилка (водная, спиртовая, порошком);
- Спецклей 88 НТ;
- Клей ПВА;
- Карандаши простые;
- Ручки шариковые разного цвета;
- Кисти белка №2,№3, №5.
-Ластик;
-Линейка-50 см;
15
- Клеевой пистолет;
- Шило;
- Давилка;
- Ножницы маникюрные (прямые, с закруглением);
- Клеенка.
16
Список литературы
для педагога:
1. Каллио. К. Работы из бересты. М.: «Просвящение», 1998, 30 с.
2. Ж/л Школа и производство, №9; Программа кружка Работа с берестой С.Н. Новиков.; № 1, 1996г. Прорезная береста; Берестяные плетеницы; Берестяной туес; Самодельные игрушки из бересты; Сувениры из бересты .
3. НовиковА. С., Хворостов С. Н. Мастерим вместе с папой .- М.: «Просвящение», 1991г. 128с.
4. Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. - М.: «Просвящение», 1992г., 192 с.: ил.
5. Фомина Юлия. Составляем букет из сухих и искусственных цветов. - М.: Изд. «Ниола 21 век», 2005.-96с.: цв. ил.
6. Наумова Н, Осипова Н. Цветов таинственная сила: Фотоальбом.-М.: Изд. «Панорама», 1993г., 136с.: ил.
7. Энн Баллард Композиции из сухоцветов. - М.: Изд. «Кладезь-Букс», 2007г. ,128 с.: цв. ил.
8. Бегония Р. Школа флористики.- М : Изд. «Эксмо», 2006г.,112. с.: цв. ил.
9. Ускова Ф. Береста. Руссское золото. - М.: «Профиздат», 2007г.,88 с.: ил.
10. Махнюк В.М. Береста. - М.: АСТ-ПРЕСС.- 2008г.,168 с.: ил.
11. Робел Дж. Флористика Основы мастерства. - М.: «МАРТИН», 2011г.,256 с.: ил.
12. Мур,Теренс Композиции из цветов и листьев. – М.: ЗАО «БММ», 2011г., 176 с. ил.
13. Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов .- М.: ООО ТД « Изд. Мир книги», 2011г., 112 с.: цв. ил.
14. Дедерер Анна. Чудо – флористика.- М.: Изд. АРТ – РОДНИК, 2008г., 31 с.: ил.
15. Интернет-источник: Сайт о народных промыслах. 2013г.
16. Интернет-источник: floristika.info.
Перечень нормативных документов
- Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Устав МКОУ ДОД АГО «Ачитский центр дополнительного образования детей».
- Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия.
- Методические рекомендации по анализу занятия учебной группы.
- Требования к рабочей программе.
- СанПиН 2.4.4. 3172 – 14.
17
для обучающихся:
1. Голубева Н. Н. Аппликация из природных материалов. - М.: ООО ТД «Изд. Мир книги», 2011г., 112 с.: цв. ил.
2. Дедерер Анна «Чудо-флористика». Изд. АРТ-РОДНИК, 2008г., 31 с.: ил.
3. Новиков А. С., Хворостов А. С. «Мастерим вместе с папой» Изд. «Москва», 1991г., 128 с.
4. Ускова Ф. «Береста. Русское золото». 2007г.
18
Сведения о разработчике
Фамилия, имя, отчество
Степанова Татьяна Васильевна
Место работы
МКОУ ДОД АГО
«Ачитский центр дополнительного
образования детей»
р.п. Ачит, ул. Кривозубова 6,
Должность
Педагог
дополнительного образования
Образование
Средне - специальное,
художественно-графическое отделение
Красноуфимское педагогическое училище
Педагогический стаж
23 год
Квалификационная категория
Первая квалификационная категория
Телефон
8.953.609.36.89
Домашний адрес
623300 г. Красноуфимск,
ул. Черемуховая
д.7 кв.2
19
Аннотация
Программа Мастерская «Аппликация из бересты» рассчитана на 2 года обучения для детей 10-17 лет с целью: подведения обучающихся к пониманию связей в системе: человек-природа-общество.
Начало занятий по данной программе возможно с любого года обучения, в зависимости от возраста и развития ребенка.
Данная программа:
- способствует восстановлению утерянных связей с природой, традициями родного края;
- позволяет обеспечить более активную позицию обучающихся не только в расширении и обогащении знаний о художественной обработке бересты и флористике, но и в практическом применении знаний в своей жизни;
- способствует социализации творческих способностей обучающихся, готовит их к самостоятельности в современном мире и дальнейшему самоопределению.
20
Рецензия
21
Приложение №1.
Упражнения для снятия усталости глаз
Комплекс № 1
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5–6 раз с интервалом 30 секунд.
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Можно делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять сидя, с интервалом 1–2 минуты.
3. Медленно вращать глазами: вверх, вниз, вправо, влево и в обратную сторону. Можно делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять сидя, с интервалом 1–2 минуты.
Комплекс № 2
1. Стоя смотреть прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставить палец руки на расстояние 25–30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3–5 секунд. Опустить руку. Повторить 10–15 раз. Тем, кто пользуется очками надо делать упражнение, не снимая их. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
2. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1–2 секунды убрать пальцы. Повторить 3–4 раза. Очень полезно затем на несколько секунд окинуть взглядом горизонт, посмотреть вдаль.
Приложение № 2.
Техника безопасности
при работе термоклеящим пистолетом
При включении термоклеящего пистолета в электрическую сеть:
а) обратите внимание на исправность корпуса пистолета, цельность шнура
б) включать и выключать пистолет сухими руками; берясь за корпус вилки, а не за шнур;
в) по окончании работы отключить термоклеящий пистолет от сети.
г) никогда не пытайтесь вытянуть тубу из пистолета обратно через отверстие.
Техника безопасности при работе с ножницами
Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты, кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.
следить, чтобы ножницы не падали на пол. При падении они могут поранить тебя или твоего товарища. Кроме того, при падении у ножниц портятся лезвия.
передавать ножницы кольцами вперед и, сомкнув их лезвиями.
Техника безопасности при работе с шилом
1. Передавать шило ручкой вперед.
2. При работе с шилом следи, чтобы не поранить руку при проколе.
3. Шило направлять острием от себя.
Техника безопасности при работе с клеем
1. Избегать попадания клея в глаза, в рот.
2. Аккуратно пользоваться клеем, не пачкать руки, одежду и изделия.
3. По окончании работы тюбик клея закрыть.
Приложение №3
Тест «Эстетический вкус»
Цель тестирования – определение способности разбираться в искусстве, другими словами, выявление эстетического вкуса.
Используется классический подход – необходимо найти соответствие.
Задание 1.
Правила выполнения теста: отметьте в каждом ряду рисунок, который наилучшим образом иллюстрирует слово, данное слева.
а.
б.
в.
1. Единство
2. Красота
3. Движение
4. Гармония
5. Ритм
6. Соразмерность
7. Направление
8. Красота
9. Изящество
10. Равновесие
Ключ к тесту
Необходимо подчитать количество баллов, соответствующих каждому ответу.
Номер
вопроса
а
б
в
1
0
1
2
2
2
1
1
3
0
1
2
4
2
0
1
5
2
0
1
6
1
2
0
7
0
2
1
8
1
2
0
9
2
0
0
10
1
2
0
Для сравнительного анализа уровня развития эстетического вкуса тестирование проводится в начале и конец курса занятий.
Приложение № 4
Мотивация обучения и адаптации ребенка в группе.
Вопросы анкеты.
1. Тебе нравится в детском объединении или не очень?
2. Когда заканчиваются уроки ты всегда с радостью идешь на занятие в детское объединение или тебе хочется пойти домой ?
3. Если бы педагог в группе сказал, что завтра необязательно приходить всем обучающимся, ты бы пошел на занятие или остался бы в дома )?
4. Тебе нравится, когда у вас в группе отменяются занятия?
5. Ты хотел бы , чтобы в группе были…
7. Ты часто рассказываешь о детском объединении родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий педагог в группе?
9. У тебя в группе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одногрупники?
КЛЮЧ
1. Да-3 б.
6. Нет-3 б.
2. Да-3 б.
7. Да-3 б.
3. Да-3 б.
8. Нет-3 б.
4. Нет-3 б.
9. Да-3 б.
5. Нет-3 б.
10. Да-3 б.
25-30 баллов – высокий уровень адаптации;
20-24 балла – средняя норма;
15-19 – указывают на внешнюю мотивацию;
10-14 – низкая мотивация;
Ниже 10 баллов – негативное отношение к группе и дезадаптация.
Первичная диагностика одаренности детей педагогом
Инструкция. Ниже приведены шкалы, которые предназначены для того, чтобы педагог мог изучить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление какой-либо из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам НЕ суммируются.
Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1- если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики;
2 - если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 - если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 - Если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.
Шкала 1. Познавательные характеристики обучающегося
1. Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью.
1 2 3 4
2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы интересов детей этого возраста).
1 2 3 4
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
1 2 3 4
4. Легко “схватывает” причинно – следственные связи; пытается понять “как” и “почему”; задает много вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать что лежит в основе явлений и действий людей.
1 2 3 4
5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно “видит больше” или “извлекает больше”, чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.