Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Общаемся играя"»
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Центр творчества и досуга»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
учебно-методическим советом приказом директора МБОУ ДО
протокол от 26.08. 2019 №1 «Центр творчества и досуга»
от 02.09.2019 №125
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Общаемся играя»
Направленность: социально-педагогическая
Срок обучения: 2 года
Возрастная категория: 5-6 лет
Составитель:
Зубкова Л. В.,
педагог дополнительного образования
Черногорск, 2019
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Общаемся играя» (далее – программа) разработана в соответствии с локальными актами муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творчества и досуга». Программа направлена на развитие эмоциональной, коммуникативной, личностной, и познавательной сферы обучающихся 5-6 лет в рамках подготовки к школе.
Актуальность программы обусловлена тем, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является важным для развития многих психических процессов. Одним из которых является коммуникативный контакт. Коммуникативный контакт - одна из самых важных, по словам А. М. Щетининой, «человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития». Только в отношениях с окружающими люди могут понять самих себя, определить своё место в мире, социализироваться, стать социально значимыми личностями. Общение - важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения он испытывает потребность в общении: сначала это необходимо в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.
Педагогическая целесообразностьпрограммы заключается в том, что через реализацию содержания занятий обучающиеся приобретают умения и навыки, необходимые для формирования готовности к школе и успешной в ней адаптации.
Цель программы: развитие навыков общения и доверия к окружающему миру.
Задачи:
Формировать умения и навыки практического владения выразительными средствами человеческого общения (мимика, жесты).
Воспитывать культуру речевого поведения, через обучение речевым средствам общения.
Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях.
Возраст обучающихя – от 5 до 6 лет
Срок реализации программы - 2 года
Программа рассчитана на 32 учебных недели, по 3 часа в неделю.
Формы занятий:
1. Развивающие игры;
2. Импровизации; 3. Чтение художественных произведений; 4. Беседы; 5. Театрализованные игры.
Каждое занятие включает три части:
Вводная часть начинается с приветствия или хороводной игры. Приветствие объединяет обучающихся в единое целое, формирует чувство принадлежности групп.
В основной части используются различные виды игр (сюжетно-ролевые, инсценировки, подвижные), беседы, упражнения, чтение сказок, скороговорок.
В заключительной части проводятся рефлексия занятий.
Возрастные особенности обучающихся 5-6 лет не позволяют осуществить чёткого разделения содержания программы на теоретическую и практическую части. Это связано с тем, что у дошкольников этого возраста преобладают наглядно-образные формы мышления, и ведущим видом деятельности выступает игра. Поэтому освоение и закрепление изучаемого материала на занятиях возможно только в ходе практической деятельности через обучающие дидактические игры.
Формы текущего контроля:
Текущий контроль проводится на обобщающих занятиях 2 раза за учебный год и включает в себя задания на развитие: памяти, внимания, воображения, мышления.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме итогового занятия и теста.
Ожидаемые результаты:
По окончанию реализации программы у обучающихся должно быть сформировано: - владение диалогической речью, умениями общаться со взрослыми и сверстниками (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве) - способность изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками, в зависимости от ситуации; - способность управлять своим поведением, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения в коллективе;
-применять на практике культуру речевого поведения.
2. Учебно-тематический план 1 года обучения
№
Раздел/Тема
Количество
часов
Формы контроля
1
Учимся общаться
37
1.1
Вводное занятие. Знакомство с очень общительной феей.
3.Содержание программы: 1.Учимся общаться 1.1. Вводное занятие. Знакомство с очень общительной феей. Инструктаж поТБи ПБ. -Песенка-полезенка «Лучше всех!» -Игра «Как тебя зовут?» -Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся» -Пальчиковая гимнастика -Скороговорка «Гном» -Музыкальная гимнастика «Феи и гномы» -Словесная игра «Какой гном» -Рефлексия 1.2. Что такое настроение? -Игра «Кто идёт в хоровод?» -Игра «Комплименты по кругу» -Беседа «Что такое настроение?» -Подвижная игра под музыку «Настроение» -Слушание стихотворений Токмаковой Ирины -Скороговорка -Рефлексия
1.3.Ятебяпонимаю -Игра «Здравствуй, радость!» -Игра «Как ты себя чувствуешь?» -Игра «Пойми меня» -Пальчиковая гимнастика «Ещё веселее» -Рисование «Я выбираю весёлый, грустный, задумчивый город» -Рефлексия
1.5. Мы придём на помощь в трудную минуту -Песенка-полезенка «Помощники» -Игра «Связующая нить» -Игра «Как развеселить маму?» -Скороговорка -Игра «Один-много» -Рефлексия
1.6. Стань добрее! -Игра-хоровод «Добрые друзья» -Игра «Снежный ком» -Игра с мячом «Цепочка слов» -Скороговорка -Беседа по иллюстрациям к русской народной сказке «Гуси-лебеди» -Подвижная игра «Гуси, где летали?» -Рефлексия 1.7. Я тебя уважаю -Игра «Перекличка» -Игра «Комплимент» -Игра «Больница» -Игра со словами «Доскажи предложения» -Подвижная игра «Озорной хоровод» -Пальчиковая гимнастика -Рефлексия 1.8. Что такое хорошо, что такое плохо?
-Игра «Что такое хорошо?» -Слушание стихотворения Владимира Маяковского «Что такое хорошо …..» -Игра «Хорошо или плохо?» -Скороговорка -Пальчиковая сказка «Веселится детвора» -Рефлексия 1.9. Здравствуй, друг! -Игра «Здравствуй» -Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» -Игровое упражнение «Здравствуйте» -Беседа «Слова приветствия» -Игра «Передай улыбку по кругу» -Подвижная русская народная игра «Здравствуй, сосед» -Рефлексия 1.10.Ну и до свидания!
-Коммуникативная игра «Поздоровались» -Игра «Что мы делали-не скажем» -Беседа «О словах прощания» -Игра-диалог «Шутка» -Пальчиковая гимнастика «До свидания» -Подвижная игра «Недотроги» -Рефлексия
1.11.Учимся благодарить.
-Песенка-полезенка «С добрым утром» -Беседа о словах благодарности
-Игра «Вежливые слова» -Коммуникативная игра «Я знаю 5 имён своих друзей» -Рефлексия
1.12.Идём в гости -Хоровод «К нам гости пришли» -Беседа «Идём в гости» -Игра в парах «Позвони другу» -Игра с мячом «Приветствую тебя» -Словесная игра «На одну букву» -Слушание стихотворения О.Григорьева «Встаньте с этого дивана» -Рефлексия 1.13.Примерное поведение -Игра-хоровод «Хорошее настроение» -Коммуникативная игра «Угадай, что я делаю» -Игра с мячом «Слова-противоположности» -Игра «Пожалуйста» -Скороговорка -Парная игра «Что ты будешь делать дома» -Рефлексия 1.14. Разговорчики -Игра «В нашей группе все друзья» -Коммуникативная игра «Иголочка и ниточка» -Слушание стихотворения С.Михалкова «Сашина каша» -Скороговорка -Речевая игра «Скажи по-разному» -Рефлексия 1.15.Послушаем
-Танец-импровизация «Привет тебе» -Беседа о внимании и невнимании во время разговора -Слушание стихотворения Г.Остера «Не перебивай» -Игра «Будь внимателен!» -Речевая игра «Повторялка» -Загадки-обманки -Подвижная игра «Лепесток-цветок-букет» -Рефлексия
1.16.У меня зазвонил телефон -Песенка-полезенка «Дружок» -Коммуникативная игра с мячом «Похожие слова» -Игра «Дружная семья» -Слушание стихотворения К.Чукотского «Телефон» -Скороговорка -Рефлексия 1.17.Мы с друзьями -Коммуникативная игра «Будем дружно повторять» -Игра с мячом «У меня есть пять друзей» -Слушание стихотворения М.Дебабовой «Мирилки»
-Игра «Шифровки» -Игра «Самый лучший» -Рефлексия
1.18.Добрые дела -Песенка-полезенка «Доброе утро» -Игра «Платок плохого и хорошего настроения» -Слушание стихотворения Тулуповой «Добтрота» -Подвижная игра «Король»
-Речевая игра «Дин-Дон» -Танец-игра «Давайте всё делать как я»
1.20.Текущий контроль -Песенка-полезенка «Поиграем-пошалим» -Чистоговорка «Ча-ча-ча» -Выполнение задания на внимание «Я возьму с собой в поход» -Рефлексия
2. В гостях у сказки 2.1.Какого цвета зебра -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Какого цвета зебра?» -Беседа по сказке -Игра «Назови добрые слова» -Рефлексия 2.2.Про ослика Мафина -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Про ослика Мафина» -Беседа по сказке -Игра «Хорошо-плохо» -Рефлексия
2.3.Сказка о тёплых пушинках -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Тёплые пушинки» -Беседа по сказке -Игра «Нарисуй пушинки» -Рефлексия
2.4.Волшебная темнота -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Волшебная темнота» -Беседа по сказке -Игра «Угадайте, о ком я говорю» -Рефлексия 2.5.Ленивая птичка -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Ленивая птичка» -Беседа по сказке -Игра «Фантазёр» -Рефлексия 2.6.У страха глаза велики -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «У страха глаза велики» -Беседа по сказке -Игра «Нарисуй любимого героя» -Рефлексия 2.7.Вежливый кролик -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Вежливый кролик» -Беседа по сказке -Игра «Хорошо-плохо» -Рефлексия 2.8.Осенняя сказка -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Осенняя сказка» -Беседа по сказке -Нарисовать иллюстрацию к сказке -Рефлексия 2.9.Огонёк и Пчёлка -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Огонёк и Пчёлка» -Беседа по сказке -Игра «Что может случиться, если…» -Рефлексия
2.10.Как Светлячок друга искал -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Как Светлячок друга искал» -Беседа по сказке -Игра «Назови добрые слова» -Рефлексия 2.11.Крылатый, мохнатый да масленый -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» -Беседа по сказке -Нарисуй иллюстрацию к сказке -Рефлексия 2.12.Лиса и козёл -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Лиса и козёл» -Беседа по сказке -Игра «Хорошо-плохо» -Рефлексия 2.13.Первое знакомство -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Первое знакомство» -Беседа по сказке -Раскрашивание любимого персонажа -Рефлексия 2.14.Три медвежонка -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Три медвежонка» -Беседа по сказке -Игра «Назови добрые слова» -Рефлексия 2.15.Как Волк с горы катался -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Как Волк с горы катался» -Беседа по сказке -Игра «Хорошо-плохо» -Рефлексия
2.16.Как поссорились Иголка с Ниткой -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Как поссорились Иголка с Ниткой» -Беседа по сказке -Нарисуй понравившийся персонаж -Рефлексия 2.17.Ёженька -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Ёженька» -Беседа по сказке -Игра «Назови добрые слова» -Рефлексия
2.18.Две неряхи
-Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Две неряхи» -Беседа по сказке -Игра «Что такое хорошо, а что такое плохо?» -Рефлексия 2.19.Все едят то, что любят -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки «Все едят то, что любят» -Беседа по сказке -Игра «Выбери, что едят животные, а что люди» -Рефлексия 2.20.Текущий контроль -Песенка-приветствие -Задание «Сочини свою сказку» -Игра «Покажи своего любимого героя» -Нарисуй своего любимого героя
3. Окружающий мир 3.1. Золотая осень -Песенка-приветствие «Лучше всех» -Игра «Кто больше назовёт признаков осени» -Конкурс художников «Самый красивый осенний лист» -Отобрать для бумажных кукол осеннюю одежду -Дидактическая игра «От какого дерева лист?» -Конкурс загадок «Умники и умницы» -Рефлексия 3.2. Как дикие звери готовятся к зиме ? -Скороговорка-приветствие «Привет» -Игра «Собрать картинку с изображением животных» -Беседа «Как звери зимуют» -Скороговорка «Мама-мышь» -Раскрашивание животного -Рефлексия 3.3. В гости к зиме -Песенка-полезенка -Чтение стихов о зиме -Пластический этюд «Снежинки» -Отгадывание загадок о зиме -Подвижная игра «Два мороза» -Дидактическая игра «Выбери признаки зимы» -Рефлексия
3.4. Зимние забавы -Скороговорка-приветствие «Лучше всех» -Беседа «Зимние забавы» -Дидактическая игра «Закончи моё предложение» -Игра «Назови действие» -Пальчиковая игра «У Зимы в лесу земля» -Чтение стихов -Игра «Правила безопасности зимы» -Рефлексия 3.5. Путешествие в мир весны -Проговаривание весенних закличек -Чтение стихов о весне -Подвижная игра «Птицы-гнёзда-птенцы» -Дидактическая игра «Животные весной» -Отгадывание загадок о весне -Рефлексия 3.6. Путешествие по городу -Приветствие «Привет» -Гимнастика «Путешествие по улицам города» -Сочинение истории «Город, в котором живут дети» -Дидактическая игра «Кто больше назовёт признаков города» -Отгадывание загадок про город -Рефлексия 3.7. Путешествие в деревню -Песенка-полезенка «На опушке в домике» -Беседа «Труд сельских жителей» -Выполнение аппликации «Деревенский дом» -Скороговорка «Зеленый лужок» -Дидактическая игра «День с бабушкой в деревне» -Рефлексия 3.8. Домашние животные -Песенка-приветствие «Лучше всех» -Беседа «Домашние животные» -Раскрашивание -Отгадывание загадок -Собери картинку с изображением животного -Скороговорка -Рефлексия 3.9. Все профессии нужны, все профессии важны -Приветствие «Привет» -Игра «Кто больше назовёт профессий» -Слушание стихотворений о профессиях -Конкурс «Угадай профессию по движению» -Игра с мячом «Закончим моё предложение» -Отгадывание загадок о профессиях -Рефлексия
3.10. Транспорт -Весёлая гимнастика «Мы-машины» -Игра «Знатоки транспорта» -Игра «Разбери картинки по видам транспорта» -Подвижная игра «Море, небо, дорога» -Рефлексия 3.11. Царство животных -Гимнастика «В мире животных» -Игра «Летает-не летает» -Веселая игра «Море волнуется» -Дидактическая игра «В чём ошибся художник» -Отгадывание загадок о животных -Рефлексия 3.12. Лето -Песенка-приветствие «Привет» -Назовите признаки лета -Собери рисунок о лете -Отгадывание загадок -Скороговорка -Раскрашивание летнего пейзажа -Рефлексия 3.13. Царство грибов -Гимнастика «Отправляемся в царство грибов» -Выполни движения по тексту -Хоровод «За грибами в лес пойдем» -Загадывание загадок о грибах -Упражнение на развитие мелкой моторики «Заштрихуй шляпку гриба» -Рефлексия 3.14. Кто с закалкой дружит, никогда не тужит -Проговаривание песенки «Стали звёздочки яснее» -Беседа по теме «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» -Игра «Расскажите, как проходит ваше утро» -Заучивание стихотворения «Здоровым будь!» -Раскрашивание рисунка: зубной щётки, полотенца -Рефлексия 3.15. Чистота-залог здоровья -Песенка-приветствие «Лучше всех» -Беседа по теме «Чистота залог здоровья» -Слушание стихотворения «Муха-надоеда» -Отгадывание загадок о предметах гигиены -Зачитывание стихотворения «Чистюля енот» -Рефлексия
3.16. Лето красное-для здоровья время прекрасное -Песенка-полезенка «На опушке в домике» -Слушание стихотворения о лете -Беседа о летних забавах -Дидактическая игра «Правила безопасности при купании» -Подвижная игра «Веселый футбол» -Отгадывание загадок о лете -Раскрась бабочку -Рефлексия 3.17. Полезные и вредные привычки -Песенка-приветствие «Лучше всех» -Беседа по теме «Полезные и вредные привычки» -Слушание стихотворения «Привычки» -Чтение сказки «Денис и Медвежонок» -Скороговорка «Мама-мышь» -Игра «Вредно-полезно» -Раскрась полку с аккуратно расставленными книгами -Рефлексия 3.18. На зарядку-становись -Гимнастика-приветствие «С добрым утром!» -Чтение сказки «Зарядка и простуда» -Отгадывание загадок - Игра «Расскажите, как проходит ваше утро» -Рефлексия 3.19. Путешествие в зубное королевство -Приветствие «Привет» -Беседа по теме «Как правильно чистить зубы» -Скороговорка «На опушке в домике» -Дидактическая игра «Чтобы зубы не болели» -Раскрашивание здорового и больного зуба -Рефлексия 3.20. Чисто ручки мы помоем -Песенка-полезенка «Медвежонок Плюшик» -Дидактическая игра «Почему нужно мыть руки?» -Игра «Покажи как ты умеешь мыть руки» -Зачитываем стихотворение «Блестят на ручка капельки» -Игра «Восстанови последовательность мытья рук» -Рефлексия 3.21. Правила безопасности дома -Песенка-приветствие «Лучше всех» -Отгадывание загадок «Электроника» -Дидактическая игра «Что будет если…» -Творческое упражнение «Придумай электроприбор, которого ещё нет» -Игра «Назови нарисованные приборы» -Рефлексия 3.22. Промежуточная аттестация «До свидания, общительная фея» -Приветствие «С добрым утром» -Импровизация «Сочини свою сказку» -Игра «В гостях у сказки» -Музыкальный хоровод «До свидания, общительная фея»
3. Учебно-тематический план 2 года обучения
№
Раздел/Тема
Количество
часов
Формы контроля
1
Учимся общаться
37
1.1
Вводное занятие. Встреча с очень общительной феей.
2
1.2
«Составление рассказа по картинке «В школу».
2
1.3
«Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
2
1.4
Составление текста-рассуждения
2
1.5
«Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
2
1.6
Составление рассказа по картинам из серии «Домашние животные»
2
1.7
«Составление рассказа из серии сюжетных картин».
2
1.8
«Составление рассказа: «Первый день Тани в детском саду».
2
1.9
Составление текста-поздравления
2
1.10
«Сочинение сказки на тему: «Как ежик зайца выручил».
2
1.11
«Сочинение сказки на тему: «День рождения зайца»
2
1.12
Составление рассказа с использованием антонимов
2
1.13
Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
2
1.14
«Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
2
1.15
«Составление рассказа по картине «Вот так покатался!»
2
1.16
«Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»
2
1.17
«Пересказ сказки «У страха глаза велики».
2
1.18
«Сочинение сказки на предложенный сюжет»
1
1.19
«Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»
1
1.20
«Составление рассказа на тему «Четвероногий друг». Текущий контроль.
1.5. «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». -Песенка-полезенка «Помощники» -Игра «Связующая нить» -Игра «Как развеселить маму?» -Скороговорка -Игра «Один-много» -Рефлексия 1.6. Составление рассказа по картинам из серии «Домашние животные» -Игра-хоровод «Добрые друзья» -Игра «Снежный ком» -Игра с мячом «Цепочка слов» -Скороговорка -Беседа по иллюстрациям к русской народной сказке «Гуси-лебеди» -Подвижная игра «Гуси, где летали?» -Рефлексия 1.7. «Составление рассказа из серии сюжетных картин». -Игра «Перекличка» -Игра «Комплимент» -Игра «Больница» -Игра со словами «Доскажи предложения» -Подвижная игра «Озорной хоровод» -Пальчиковая гимнастика -Рефлексия 1.8. «Составление рассказа: «Первый день Тани в детском саду». -Игра «Что такое хорошо?» -Слушание стихотворения Владимира Маяковского «Что такое хорошо …..» -Игра «Хорошо или плохо?» -Скороговорка -Пальчиковая сказка «Веселится детвора» -Рефлексия 1.9. Составление текста-поздравления -Игра «Здравствуй» -Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» -Игровое упражнение «Здравствуйте» -Беседа «Слова приветствия» -Игра «Передай улыбку по кругу» -Подвижная русская народная игра «Здравствуй, сосед» -Рефлексия 1.10.«Сочинение сказки на тему: «Как ежик зайца выручил».
-Коммуникативная игра «Поздоровались» -Игра «Что мы делали-не скажем» -Беседа «О словах прощания» -Игра-диалог «Шутка» -Пальчиковая гимнастика «До свидания» -Подвижная игра «Недотроги» -Рефлексия
1.11.«Сочинение сказки на тему: «День рождения зайца»
-Песенка-полезенка «С добрым утром» -Беседа о словах благодарности
-Игра «Вежливые слова» -Коммуникативная игра «Я знаю 5 имён своих друзей» -Рефлекси
1.12.Составление рассказа с использованием антонимов -Хоровод «К нам гости пришли» -Беседа «Идём в гости» -Игра в парах «Позвони другу» -Игра с мячом «Приветствую тебя» -Словесная игра «На одну букву» -Слушание стихотворения О.Григорьева «Встаньте с этого дивана» -Рефлексия 1.13.Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» -Игра-хоровод «Хорошее настроение» -Коммуникативная игра «Угадай, что я делаю» -Игра с мячом «Слова-противоположности» -Игра «Пожалуйста» -Скороговорка -Парная игра «Что ты будешь делать дома» -Рефлексия 1.14. «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» -Игра «В нашей группе все друзья» -Коммуникативная игра «Иголочка и ниточка» -Слушание стихотворения С.Михалкова «Сашина каша» -Скороговорка -Речевая игра «Скажи по-разному» -Рефлексия 1.15.«Составление рассказа по картине «Вот так покатался!»
-Танец-импровизация «Привет тебе» -Беседа о внимании и невнимании во время разговора -Слушание стихотворения Г.Остера «Не перебивай» -Игра «Будь внимателен!» -Речевая игра «Повторялка» -Загадки-обманки -Подвижная игра «Лепесток-цветок-букет» -Рефлексия
1.16.«Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» -Песенка-полезенка «Дружок» -Коммуникативная игра с мячом «Похожие слова» -Игра «Дружная семья» -Слушание стихотворения К.Чукотского «Телефон» -Скороговорка -Рефлексия 1.17.«Пересказ сказки «У страха глаза велики». -Коммуникативная игра «Будем дружно повторять» -Игра с мячом «У меня есть пять друзей» -Слушание стихотворения М.Дебабовой «Мирилки»
-Игра «Шифровки» -Игра «Самый лучший» -Рефлексия 1.18.«Сочинение сказки на предложенный сюжет» -Песенка-полезенка «Доброе утро» -Игра «Платок плохого и хорошего настроения» -Слушание стихотворения Тулуповой «Добтрота» -Подвижная игра «Король»
-Речевая игра «Дин-Дон» -Танец-игра «Давайте всё делать как я»
-Рефлексия 1.19.«Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»
1.20.«Составление рассказа на тему «Четвероногий друг».
Текущий контроль. -Песенка-полезенка «Поиграем-пошалим» -Чистоговорка «Ча-ча-ча» -Выполнение задания на внимание «Я возьму с собой в поход» -Рефлексия 2. В гостях у сказки 2.1.Чтение сказки «Зайка – Зазнайка -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Назови добрые слова» -Рефлексия 2.2. Чтение сказки «Волшебные слова» -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Хорошо-плохо» -Рефлексия
2.3.Рассказывание сказки «Непослушный Ваня». -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Нарисуй пушинки» -Рефлексия 2.4.Рассказывание сказки «Малыш – трусиш». -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки. -Беседа по сказке -Игра «Угадайте, о ком я говорю» -Рефлексия 2.5.Рассказывание сказки «Страна солнца». -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Фантазёр» -Рефлексия 2.6.Рассказывание сказки «Кривляки». -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Нарисуй любимого героя» -Рефлексия 2.7.Рассказывание сказки «Злой принц». -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Хорошо-плохо» -Рефлексия 2.8.Рассказывание сказки «Доброе превращение». -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Нарисовать иллюстрацию к сказке -Рефлексия 2.9.Чтение сказки «Корова Буренка» -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Что может случиться, если…» -Рефлексия 2.10.Чудодейственное снадобье -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Назови добрые слова» -Рефлексия 2.11. Мышка-водолаз -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Нарисуй иллюстрацию к сказке -Рефлексия 2.12.Как стобед решил убить микробов -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Хорошо-плохо» -Рефлексия 2.13.Сказка про Емелю -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Раскрашивание любимого персонажа -Рефлексия 2.14.Жадность -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Назови добрые слова» -Рефлексия 2.15.Лесной пожар -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Хорошо-плохо» -Рефлексия 2.16.Сказка о дружбе и её потере -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Нарисуй понравившийся персонаж -Рефлексия 2.17. Лесная дружба -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Назови добрые слова» -Рефлексия 2.18.Жемчужина и жаба -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Что такое хорошо, а что такое плохо?» -Рефлексия 2.19.Огонь и человек -Песенка-приветствие -Вхождение в сказку «Внесение в кабинет сказочного персонажа» -Чтение сказки -Беседа по сказке -Игра «Выбери, что едят животные, а что люди» -Рефлексия 2.20. Текущий контроль -Песенка-приветствие -Задание «Сочини свою сказку» -Игра «Покажи своего любимого героя» -Нарисуй своего любимого героя
3. Окружающий мир 3.1. Что такое окружающий мир -Песенка-приветствие «Лучше всех» -Игра «Кто больше назовёт признаков осени» -Конкурс художников «Самый красивый осенний лист» -Отобрать для бумажных кукол осеннюю одежду -Дидактическая игра «От какого дерева лист?» -Конкурс загадок «Умники и умницы» -Рефлексия 3.2. Живая и неживая природа -Скороговорка-приветствие «Привет» -Игра «Собрать картинку с изображением животных» -Беседа «Как звери зимуют» -Скороговорка «Мама-мышь» -Раскрашивание животного -Рефлексия 3.3. Твердые, жидкие и газообразные вещества -Песенка-полезенка -Чтение стихов о зиме -Пластический этюд «Снежинки» -Отгадывание загадок о зиме -Подвижная игра «Два мороза» -Дидактическая игра «Выбери признаки зимы» -Рефлексия 3.4. Особенности времен года -Скороговорка-приветствие «Лучше всех» -Беседа «Зимние забавы» -Дидактическая игра «Закончи моё предложение» -Игра «Назови действие» -Пальчиковая игра «У Зимы в лесу земля» -Чтение стихов -Игра «Правила безопасности зимы» -Рефлексия 3.5. Звезды и планеты -Проговаривание весенних закличек -Чтение стихов о звёздах -Подвижная игра «Звёзды и планеты» -Дидактическая игра «Волшебный космос» -Отгадывание загадок о космосе -Рефлексия 3.6. Почему и зачем? -Приветствие «Привет» -Гимнастика «Путешествие по улицам города» -Сочинение истории «Город, в котором живут дети» -Дидактическая игра «Кто больше назовёт признаков города» -Отгадывание загадок про город -Рефлексия 3.7. Что растёт на подоконнике? -Песенка-полезенка «На опушке в домике» -Беседа «Комнатные растения» -Выполнение аппликации «Прекрасный цветок» -Скороговорка «Зеленый лужок» -Дидактическая игра «День с бабушкой в деревне» -Рефлексия 3.8. Что растёт на клумбе? -Песенка-приветствие «Лучше всех» -Беседа «Клумба» -Раскрашивание -Отгадывание загадок -Собери картинку с изображением цветка -Скороговорка -Рефлексия 3.9. Что это за листья? -Приветствие «Привет» -Игра «Кто больше назовёт деревьев» -Слушание стихотворений о деревьях -Конкурс «Угадай дерево по листу » -Игра с мячом «Закончим моё предложение» -Отгадывание загадок о растениях -Рефлексия 3.10. Что такое хвоинки? -Весёлая гимнастика «Мы-машины» -Игра «Знатоки растений» -Игра «Разбери картинки » -Подвижная игра «Море, небо, дорога» -Рефлексия 3.11. Царство животных -Гимнастика «В мире животных» -Игра «Летает-не летает» -Веселая игра «Море волнуется» -Дидактическая игра «В чём ошибся художник» -Отгадывание загадок о животных -Рефлексия 3.12. Лето -Песенка-приветствие «Привет» -Назовите признаки лета -Собери рисунок о лете -Отгадывание загадок -Скороговорка -Раскрашивание летнего пейзажа -Рефлексия 3.13. Царство грибов -Гимнастика «Отправляемся в царство грибов» -Выполни движения по тексту -Хоровод «За грибами в лес пойдем» -Загадывание загадок о грибах -Упражнение на развитие мелкой моторики «Заштрихуй шляпку гриба» -Рефлексия 3.14. Кто такие рыбы? -Проговаривание песенки «Стали звёздочки яснее» -Беседа по теме «Многообразие рыб» -Игра «Расскажите, как проходит ваше утро» -Заучивание стихотворения «Здоровым будь!» -Раскрашивание рисунка: рыбка в пруду -Рефлексия 3.15. Кто такие птицы? -Песенка-приветствие «Лучше всех» -Беседа по теме «Прекрасные птицы» -Слушание стихотворения про птиц -Отгадывание загадок -Зачитывание скороговорки про воробья -Рефлексия 3.16. Кто такие звери? -Песенка-полезенка «На опушке в домике» -Слушание стихотворения о зайце -Беседа о животных -Дидактическая игра « Безопасность при обращении с животными» -Подвижная игра «Веселый футбол» -Отгадывание загадок -Раскрась жирафа -Рефлексия 3.17.Что такое зоопарк? -Песенка-приветствие «Лучше всех» -Беседа по теме «Полезные и вредные привычки» -Слушание стихотворения «Привычки» -Чтение сказки «Денис и Медвежонок» -Скороговорка «Мама-мышь» -Игра «Вредно-полезно» -Раскрась полку с аккуратно расставленными книгами -Рефлексия 3.18.Что окружает нас дома? -Гимнастика-приветствие «С добрым утром!» -Чтение сказки «Зарядка и простуда» -Отгадывание загадок - Игра «Расскажите, как проходит ваше утро» -Рефлексия 3.19. Что вокруг нас может быть опасным? -Приветствие «Привет» -Беседа по теме «Опасные предметы» -Скороговорка «На опушке в домике» -Дидактическая игра «Будь осторожен» -Раскрашивание электроприборов -Рефлексия 3.20. На что похожа наша планета -Песенка-полезенка «Медвежонок Плюшик» -Дидактическая игра «Планета Земля» -Игра -Зачитываем стихотворение «Блестят на ручка капельки» -Игра «Парад планет» -Рефлексия 3.21. Правила безопасности дома -Песенка-приветствие «Лучше всех» -Отгадывание загадок «Электроника» -Дидактическая игра «Что будет если…» -Творческое упражнение «Придумай электроприбор, которого ещё нет» -Игра «Назови нарисованные приборы» -Рефлексия 3.22. Промежуточная аттестация «До свидания, общительная фея» -Приветствие «С добрым утром» -Импровизация «Сочини свою сказку» -Игра «В гостях у сказки» -Музыкальный хоровод «До свидания, общительная фея» 4. Методическое обеспечение
Технологии, применяемые при организации учебного процесса: игровые (Пидкасистый П.И.), дидактические задания, ролевые игры, сказкотерапия, ароматерапия (Базарный В.Ф.), музыкотерапия, дифференцированное обучение (Антропов Б.) и информационно-коммуникационные технологии (Кривошеев А.О.).
Методы используемые на занятиях: суггестопедия (внешние), включает в себя интонацию, окраску речи, атмосферу комфортности, ощущение легкости обучения. Для обучающихся первого года обучения занятия проводятся в занимательной, интересной, игровой форме, используется музыка. В основу программы положен индивидуальный подход, уважение к личности, вера в его индивидуальные способности.
Формы образовательной деятельности:
1. Развивающие игры;
2. Импровизации; 3. Чтение художественных произведений; 4. Беседы; 5. Театрализованные игры
Техническое оснащение:
Просторный, регулярно проветриваемый кабинет;
Столы, стулья, соответствующие возрасту;
Мультимедийное оборудование;
Куклы для театра; костюмы для театрализованных игр;
Фланелеграф «Времена года»;
Кукла «Общительная феечка»;
Кукла «Цветочная фея».
Дидактический материал
Раздаточный материал:
Пазлы Карточки для разыгрывания определённой ситуации
Декорации:
Разные виды театра: «Теремок», «Доктор Айболит», «По щучьему велению»
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе
«Школа-2100» («Детский сад - 2100»).
2.Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении М.Н. Лисина – СПБ. : Питер, 2009
3. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приёмов сказкотерапии. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕСТВО-ПРЕСС», 2010 – 144 с. + цв. Вклейка»
4.Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. –СПб.:Речь,2013