ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «НАСЛЕДИЕ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «НАСЛЕДИЕ»
Дополнительна образовательная программа кружка "Наследие" составлена для учащихся 4-5 классов.
Цель: создание воспитательной среды, благоприятной для историко-краеведческой исследовательской деятельности, усвоения детьми традиций народной культуры, творческой и социальной самореализации, продуктивной деятельности воспитанников.
Задачи:
собрать и систематизировать краеведческий материал
расширить знания детей об истории малой родины, традициях и культуре своего народа;
способствовать возрождению национального наследия и укреплению
межпоколенческих связей;
прививать любовь к своей малой родине, гордость и уважение к наследию своего народа.
Сведения о коллективе кружка «Наследие»:
Возраст обучающихся 8-10 лет. Это научно-исследовательская группа, постоянного состава, сформированная на основе свободного набора детей, по их желанию. Педагог ДО - учитель истории. Количество занятий в неделю 2 час, в месяц - 6 часов.
Основные направления содержания деятельности:
Основные формы проведения занятий: беседы, встречи, экскурсии, дискуссии, игры, работа с источниками, оформление стендов и альбомов, защита проектов, демонстрация презентаций, создание музейных экспозиций в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «НАСЛЕДИЕ» »
9
Отдел образования Уренского муниципального района
Нижегородской области
Муниципальное образовательное учреждение
Устанская средняя общеобразовательная школа
Принята Утверждена
решением педсовета приказом директора
протокол от________20__г.№___ от_______20__г.№___
______Н.Н.Кассирова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«НАСЛЕДИЕ»
Возраст детей: 8-10 лет
Срок реализации: 1 месяц
Автор-составитель:
учитель истории
Кирпичникова Ольга
Викторовна
Уста
2013-2014 уч. год
Информационная карта
Направленность
Краеведческая
Вид образовательной деятельности
В рамках краеведческо-поисковой работы
Название программы
«НАСЛЕДИЕ»
Сведения об авторе
Кирпичникова Ольга Викторовна
учитель истории
Домашний телефон: 2-78-03
Аннотация программы
Возраст детей: 8-10 лет
Срок реализации программы: 1 месяц
Цель: создание в кружке воспитательной среды, благоприятной для исследовательской, деятельности, усвоения детьми традиций народной культуры, творческой самореализации и продуктивной деятельности воспитанников
Задачи:
реализовать инициативу и творчество каждого ребенка, учитывая его индивидуальные способности и качества;
расширить знания детей об истории малой родины, традициях и культуре своего народа;
способствовать возрождению национального наследия и укреплению межпоколенческих связей;
воспитание любви к своей малой родине, гордости за наследие своего народа;
формировать нравственные качества личности и нравственную позицию.
Ожидаемый результат:
организация исследовательской деятельности детей;
получение знаний об истории своей малой родины, культурных и духовных традициях своего народа;
повышение уровня развития нравственных качеств личности:
укрепление межпоколенческих связей;
усвоение социально-исторического опыта поколений;
самореализация и самоопределение личностив процессе жизнедеятельности детского коллектива;
сбор экспонатов для создания в школе историко-краеведческих экспозиций;
оформление материалов по итогам поисково-краеведческой работы.
Кадровое обеспечение программы:
Учитель истории
Учащиеся 8-10 лет
Год разработки: 2014г.
Перечень методических приложений к программе
Инструкция по соблюдению техники безопасности при работе на компьютере.
Санитарные нормы продолжительности работы за компьютером.
Этапы работы над проектом.
Введение
«Краеведение возбуждает интерес и воспитывает
уважение к истокам нашим, к родной земле…
Его воздействие велико и на разум наш и на душу»
С.О. Шмидт
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманистического, так и естественно-научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.
Конечно, у обучающихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различные, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования.
Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям и обычаям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
Невозможно переоценить потенциал исторического краеведения.
Учебные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют воспитанию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Благодаря краеведению, ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности - трудолюбие, честность, справедливость, чувства национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина.
Занятия краеведением помогает учащимся глубже уяснить, смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формирование у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных задач нашего времени.
Нельзя не отметить работу Устанской школы в этом направлении. За долгие годы процесса обучения и воспитания в школе накопилось немало краеведческого материала по истории края. Эти сведения до сегодняшнего времени не обобщены, их можно найти лишь как попутный материал отдельными отрывками в трудах историков и краеведов, прочитать в газетных статьях, услышать из уст очевидцев. Сегодня необходимо обобщить и систематизировать имеющиеся сведения, и это возможно сделать во внеурочное время, например, на занятиях краеведческого кружка.
Пояснительная записка
Актуальность. В сельской местности и сегодня сохранились народные традиции и культурное наследие нашей Родины. Сохранить их для нашего будущего поколения, вот одна из важных задач современности.
Внеурочное время – это особое время, которое можно использовать для решения задач по возрождению народных традиций, восстановлению утерянных нитей огромного духовного и культурного наследия нашего народа.
В свободное от обучения время ребенок имеет больше возможности стать активным участником социально-значимой деятельности. Дополнительная образовательная программа кружка «Наследие» на базе нашей школы является одной из составляющей системы работы школы по историко-краеведческому направлению и духовно-нравственному становлению личности ребенка.
Реализация данной программы осуществляется в течение 2 лет.
Программа кружка позволит воспитанникам:
- расширить знания об истории своей малой родины, культурных и духовных традициях своего народа;
- укрепить межпоколенческие связи;
- развить творческие способности в области народных традиций, занятий, ремесел;
- усвоить социально-исторический опыт поколений;
- приобрести возможность для самореализации и самоопределения личности.
Цель:создание воспитательной среды, благоприятной для историко-краеведческой исследовательской деятельности, усвоения детьми традиций народной культуры, творческой и социальной самореализации, продуктивной деятельности воспитанников.
Задачи:
собрать и систематизировать краеведческий материал
расширить знания детей об истории малой родины, традициях и культуре своего народа;
способствовать возрождению национального наследия и укреплению
межпоколенческих связей;
прививать любовь к своей малой родине, гордость и уважение к наследию своего народа.
Сведения о коллективе кружка «Наследие»:
Возраст обучающихся 8-10 лет. Это научно-исследовательская группа, постоянного состава, сформированная на основе свободного набора детей, по их желанию. Педагог ДО - учитель истории. Количество занятий в неделю 2 час, в месяц - 6 часов.
Основные направления содержания деятельности:
Основные формы проведения занятий: беседы, встречи, экскурсии, дискуссии, игры, работа с источниками, оформление стендов и альбомов, защита проектов, демонстрация презентаций, создание музейных экспозиций в школе.
Условия реализации программы.
Классная комната
Компьютер Принтер Сканер
Фотоаппарат
Бумага (А4)
Папки с файлами
Стенды
Ожидаемые результаты:
организация исследовательской деятельности детей;
получение знаний об истории своей малой родины, культурных и духовных традициях своего народа;
повышение уровня развития нравственных качеств личности:
укрепление межпоколенческих связей;
усвоение социально-исторического опыта поколений;
самореализация и самоопределение личностив процессе
жизнедеятельности детского коллектива;
сбор экспонатов для создания в школе историко-краеведческих
экспозиций;
оформление материалов по итогам поисково-краеведческой работы.
Учебно-тематический план
1 месяц
№
п/п
Тема занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
0,5
0,5
2
Исследование
«Детство, опаленное войной»
4
2
2
3
Итоговое занятие
1
0,5
0,5
Итого
6
3
3
Содержание программы
1. Вводное занятие (1ч.)
Теория: Знакомство с целями, задачами и содержанием образовательной программы. Техника безопасности на занятиях. Инструктаж по работе.
Практика: Составление правил и обязанностей воспитанников.
2. Исследование
«Детство, опаленное войной» (4ч.)
Теория: Составление плана работы. Работа с литературой и источниками. Беседы и интервью с местными жителями поселка. Интервью с жителями ближайших деревень. Посещение библиотеки.
Практика: Оформление собранного материала в папку: «Детство, опаленное войной». Публичная защита проекта.
3. Итоговое занятие (1ч)
Теория: Подготовка выставки работ учащихся. Фотовыставка.
Практика: Подведение и демонстрация итогов работы кружка за месяц на творческом отчете . Награждение самых активных членов объединения.
Методическое обеспечение программы
№
Раздел, тема
Форма
занятий
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Методический и дидактический материал
Техническое оснащение занятий
Форма подведения итогов
1
Вводное занятие
Комбинированная
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
рассказ, демонстрация, игровые приемы, инструктаж
Методические книги, тест.
Компьютер
Устный опрос, анализ работы
2
Исследование
«Детство, опаленное войной»
Изучение
новых знаний
Проблемное изложение, развивающие задания, работа в группах Исследовательский, частично-поисковый, инструктаж, работа в группах
Лит-ра Книги, статьи газет, энциклопедии
Фотоаппарат
Устный опрос
3
Исследование
«Детство, опаленное войной»
Интервью
Формирование умений и навыков, творческая деятельность, показ практических действий, инструктаж
Вопросы для интервью
Фотоаппарат
Видеокамера
Самоанализ
4
Исследование
«Детство, опаленное войной»
Работа с архивными документами музея
Приобретение знаний, формирование умений и навыков,
Карточка-помощница
Фотоаппарат
Проверка записей, опрос
5
Исследование
«Детство, опаленное войной»
Обобщение и систематизация
Применение знаний, рассказ повествование, обобщение
Схемы, опрос,
фотографии, карта
Компьютер
Анализ работы
6
Исследование
«Детство, опаленное войной»
Творческий отчет
Творческая деятельность, рассказ-выступление, показ практических действий, использование наглядности, игра.
Работы уч-ся
Компьютер,
фотоаппарат
Защита проекта
Список литературы
Нормативные документы:
1. Конституция РФ.
2. Закон «Об образовании».
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Межведомственная программа развития системы дополнительного
образования детей до 2010 года.
5. Решение коллегии Министерства образования в системе вариативного
образования, ВО №8-1996 г.
6. «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования», ВО №5-1995 г.
7. Должностные инструкции.
Список литературы для педагога:
Киселев В. История Уренского района. Урень. 2007.
Поветлужье. Природа, население, хозяйство, экология. Выпуск I. /Науч. ред. Ф.М.Баканин, Б.И. Фридман, Н.Новгород: Ассоциация «Поветлужье», 2004.
Пряник, прялка и птица Сирин./ С. Жиганова, С. Жижина, З. Попова, Ю.Черняковская –М. «Просвещение».1983.
Сеннова А.П. Где живет Жар-птица.- Горький: Волго-Вятское кн.изд-во,1980.
Энциклопедия Урень-края. г.Урень.2007.
Филатов Н.Ф. Нижегородские мастера. – Горький: Волго-Вятское кн. Изд-во.1988.
Шамшурин В.А. Сто писателей нижегородцев. Жизнь и творчество. Н.Новгород: изд-во «КНИГА»,2004. -2 шт.
Города нашей области. Горький, Волго-Вятское кн. изд-во,1874.-4 шт.
Список литературы для обучающихся:
1. Киселев В. История Уренского района. Урень. 2007.
2. Поветлужье. Природа, население, хозяйство, экология. Выпуск I. /Науч. ред. Ф.М.Баканин, Б.И. Фридман, Н.Новгород: Ассоциация «Поветлужье», 2004.
3. Энциклопедия Урень-края. г.Урень.2007.
Приложение№1
Инструкция по соблюдению техники безопасности
при работе на компьютере.
Во время работы следует быть предельно внимательным, так как к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.
Во избежание несчастного случая поражение электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:
Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.
Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.
Не трогайте питающие провода и разъемы соединительных кабелей.
Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.
Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.
Не вставайте со своих мест, когда входят посетители.
Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
Работайте на компьютере чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов, и не задерживайте клавиши в нажатом положении.
Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
Не правильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и нее подгибайте.
Плечи при работе должны быть расслаблены, локти – слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что- нибудь, находящееся вдали.
Приложение№2
Санитарные нормы
продолжительности
работы за компьютером
Таблица№1
Учащиеся
Продолжительность в минутах
1 класс
10 минут
2 - 5 классы
15 минут
6 – 7 классы
20 минут
8 – 9 классы
25 минут
10 – 11 классы
30 минут
Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня
Таблица№2
Возраст
Продолжительность
8-10 лет
45 минут
11-13 лет
14 – 16 лет
90 минут
135 минут
Для детей дошкольного возраста занятия с использованием игровых программ не должно продолжаться более 7-10 минут
Для взрослых пользователей продолжительность работы на ЭВМ не должно превышать 6 часов в день
После двух часов работы за компьютером необходим перерыв 15 – 20 минут.
Во время перерыва необходимо выполнять физические упражнения.
Приложение №3
Проект
Этапы работы
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. Работа учащихся над проектом предполагает следующие этапы работы:
Выработка концепции проекта
Определение целей и задач проекта
Определение доступных и оптимальных ресурсов деятельности
Определение методов и приемов работы над проектом
Определение ожидаемых результатов
Планирование хода реализации проекта, распределение ответственности