Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская Cамоделкина»»
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования станция юных техников станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Рассмотрено и одобрено на заседании
Утверждаю:
Педагогического совета МБОДО СЮТ
Директор МБОДО СЮТ
Протокол № ___ от ________________
____________________Л.С. Кондрико
_______________________В.Е. Бубнов
Приказ № ___ от __________________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Мастерская Cамоделкина»
(наименование объединения)
Направленность художественно-эстетическая
Уровень базовый________________________
Рассчитана на детей от 7 до 12 лет
Срок реализации 108 часов
Разработчик:
Вичужанина Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования
станица Ленинградская
2015 год
Пояснительная записка
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая большое внимание уделяет развитию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний.
Новизна программы заключается в том, что её содержание дополнено игровыми методами и приёмами, здоровьесберегающими технологиями (пальчиковая гимнастика, физминутки, зрительная гимнастика), информационно-коммуникативными технологиями (использование интернет ресурсов, презентаций и видеоуроков). Образовательный процесс строится в тесном переплетении содержания элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна, а также знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.
Актуальность данной программы заключается в возможности самим учащимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно–прикладного искусства, развивать свои креативные способности. Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в готовности использовать новые возможности; в стремлении избежать очевидных, традиционных решений; в выдвижении нестандартных, неординарных идей; в удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в самореализации личности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы. Она позволяет развить творческую самостоятельность, фантазию учащихся, оказывать помощь школьникам, проявляющим интерес к художественному конструированию, рисованию, лепке, оформительской деятельности, имеющим творческие наклонности и способности к прикладному творчеству, а так же помочь выявить у детей эти наклонности. Программа призвана развивать у детей творческий потенциал. Она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы, способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Педагогическаяцелесообразностьпрограммы обусловлена тем, что на занятиях большое внимание уделяется развитию личности ребёнка, развитию творческого потенциала, основанное на принципе сотрудничества и сотворчества со взрослыми. Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая направленность. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков декоративно-прикладного искусства. Также целесообразность обусловлена ее развивающей направленностью, так как в процессе освоения содержания программы у учащихся развиваются художественно-творческое мышление, внимание, воображение, зрительная память. Главным в работе является ознакомление с разными направлениями художественной деятельности, в процессе которых формируются и развиваются в художественно–творческие способности. Художественное творчество прививает умение через средства художественной выразительности развивать различные состояния, мысли, чувства ребенка, его взаимоотношения с миром, решая при этом задачу художественно-эстетического и культурного развития. Открытие в себе неповторимых индивидуальных черт поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении со сверстниками, взрослыми людьми. Работа с разными материалами и разными техниками художественного направления расширяет творческие возможности, развивает пространственное воображение и конструкторские способности ребенка.
Цель программы:
вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно, развивать стремление самим придумывать и решать образ, а затем воплощать его в материале.
Задачи программы:
Обучающие:
формировать у школьников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
обучить основам декоративно-прикладного творчества и основным технологическим процессам изготовления изделий из разных материалов;
обучать технологиям разных видов декоративно-прикладного творчества;
познакомить детей с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
обучать элементам графической грамотности;
дать общее представление о материалах, используемых в работе, их свойствах, способах их обработки;
научить детей владеть разными техниками во время работы с инструментами и материалами.
Развивающие:
создавать благоприятные условия для развития личности ребенка, способствующие раскрытию его творческих способностей;
развить творческие способности, сенсомоторику, зрительную память, устойчивое внимание, мышление, фантазию, художественный вкус, способность анализировать;
развить навыки конструирования и моделирования из различных материалов;
формирование коммуникативных качеств личности при работе в парах, группах, с педагогом;
воспитывать культуру поведения, чувство коллективизма, умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь;
создавать творческую атмосферу, устанавливать межличностные отношения с воспитанниками и их родителями;
сформировать физически здоровую, творческую личность, адаптированную к современным условиям жизни, через здоровьесберегающие технологии (упражнения для моторики рук, упражнения для глаз, проветривание помещения, инструктажа по технике безопасности и т.д.)
Отличительные особенности программы «Мастерская Cамоделкина», от уже существующих программ в данном направлении, заключаются в построении учебно-тематического плана, в использовании новой литературы и интернет-ресурсов.
Кружок комплектуется из детей младшего школьного возраста (мальчиков и девочек) в возрасте 7-12 лет.
Характерные особенности детей 7-12 лет, обучающихся по программе:
развита координация движений, ориентировка в пространстве;
имеют потребность в физических упражнениях;
дети имеют полноценное физическое развитие;
дети приучены к культурно-гигиеническим навыкам;
у них сформированы способности к самоконтролю;
проявляется интерес ко всем видам деятельности;
хороша развита координация движений, ориентировка в пространстве.
Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 5-7 человек.
В основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская Самоделкина»лежит системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личности учащегося на усвоении универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Данный подход, концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности учащихся их возрасту и индивидуальным способностям.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе обучения дети участвуют в исследовательской деятельности, что создает положительную мотивацию для такого значимого компонента процесса личностного саморазвития, как самообразование.
В процессе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе используется личностно-ориентированный подход. У каждого учащегося личные особенности физиологического и психологического устройства и проблемы, возникающие на стадии усвоения материала, могут быть различными. Работа с учащимися строится на основе взаимосотрудничества, искреннего, уважительного, тактичного отношения к личности каждого ребенка.
При организации образовательного процесса педагог предлагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предоставляет работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого), тем самым применяет в обучении детей методику дифференцированного обучения.
Форма и режим занятий.
Учитывая особенности работы с детьми младшего школьного возраста, требования санитарных норм и правил, основы безопасной работы, деятельность кружка строится по следующей схеме: Наполняемость групп – 15 человек. Количество групп – 8. Занятия проводятся в основном с подгруппами из 6-8 человек, включая элементы индивидуальной работы с детьми, которые с трудом выполняют задание. Набор детей в кружок свободный, по их собственному желанию. Занятия проводятся 3 раза в неделю с каждой группой. Занятия будут проходить во внеурочное время в кабинете, предоставленном школой. Продолжительность занятия 45 минут с 15-минутным перерывом. Особое внимание обращается на создание в детском коллективе доброжелательной творческой атмосферы, что способствует выявлению индивидуальности каждого ребенка.
Основной формой работы кружка «Мастерская Самоделкина» являются учебное занятие, ознакомительное, комбинированное, творческое, которые включают в себя различные методы, применяемые при подготовке к занятиям:
наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся);
практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
Используются и такие формы проведения занятий, как:
учебное занятие;
беседа;
итоговое занятие;
экскурсия;
творческая отчетная выставка.
В течение учебного года в каникулярное время образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе проводится согласно расписанию занятий кружка.
Ожидаемые результаты:
Систематические занятия с учащимися по программе кружка «Мастерская Cамоделкина» способствуют развитию у них навыков самостоятельной разработки лекал для игрушек, поделок и работы с ними, теоретических навыков прикладного творчества, развитию композиционного мышления и образной памяти. Предложенная в программе система занятий нацеливает учащихся на нестандартные решения композиционного замысла, правильный подбор цветового решения. К концу обучения творческие работы учащихся становятся более выразительными, интересными по замыслу и по технике выполнения. Итогом работы становится участие в выставках, массовых мероприятиях, конкурсах.
На протяжении всего учебного года проводится оценка личностных результатов учащихся, которая осуществляется в ходе внутренних мониторинговых процедур.
По окончании срока реализации программы у учащихся разовьются художественные способности и творческий потенциал через декоративно-прикладное творчество, они обучатся основам декоративно-прикладного творчества и основным технологическим процессам изготовления изделий из разных материалов, технологиям разных видов декоративно-прикладного творчества; у детей разовьются творческие способности, сенсомоторика, зрительная память, устойчивое внимание, мышление, фантазия, художественный вкус, способность анализировать; навыки конструирования и моделирования из различных материалов; будут воспитаны усидчивость, аккуратность, активность, трудолюбие, старание, терпение; культура поведения в коллективе, в совместной творческой деятельности;
Учащийся, освоивший дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Весёлый самоделкин»,кружка «Весёлый самоделкин», сформированная физически здоровая, творческая личность, адаптированная к современным условиям жизни, через здоровьесберегающие технологии (упражнения для моторики рук, упражнения для глаз, инструктажи по технике безопасности, проветривание помещения и т.д.)
В результате обучения учащийся должен знать:
Правила безопасности труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов;
общие сведения о производстве бумаги, о свойствах и качестве бумаги;
технологические операции работы с бумагой, картоном, природным и бросовым материалом, тестом, бисером;
необходимый материал и оборудование для лепки, отличительные свойства теста, способы лепки из целого куска;
разновидности природного и бросового материала;
название, назначение и устройство ручных инструментов и приспособлений для обработки бумаги, теста, природного и бросового материала, бисера. правила безопасного пользования этими инструментами.
приемы и техники бисероплетения;
значение терминов: оригами, аппликация, симметрия, конструирование, гофрирование;
линии чертежа: линия видимого контура, линия сгиба, плоскость склеивания;
технологию оклеивания коробков;
технологию изготовления игрушек-сувениров из коробков.
В результате обучения учащийся должен уметь:
Организовать своё рабочее место;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;
видеть конструкцию предмета и анализировать её с учётом практического назначения;
делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек;
читать линии чертежа, разбираться в схемах,
анализировать под руководством педагога изделия (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
лепить из теста, раскатывать шар, валик, сплющивать диск, присоединять детали друг к другу, расписывать поделки из теста;
вырезать из бумаги сложенной в несколько раз;
делать поделки из конуса, природного и бросового материала, теста, бисера;
красиво, эстетично оформлять поделки, дополняя их недостающими деталями.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы.
Недокументальные формы:
- организация выставок по окончании изучения каждой темы;
- выполнение итоговых работ к концу каждого полугодия;
- открытые занятия.
Документальные формы:
- определение уровня обученности с занесением результатов в ведомость учёта знаний и умений обучающихся( в начале, в середине и в конце года);
- анкетирование обучающихся с целью определения уровня воспитанности (2 раза в год).
В начале учебного года (при поступлении ребенка) проводится предварительная диагностика знаний, умений и учебных действий, связанных с предстоящим видом деятельности в форме вводного занятия (стартовая аттестация).
Промежуточная аттестация – форма контроля, определяющая успешность обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за контролируемый период. Контроль знаний, умений, навыков учащихся по видам деятельности, личностных и метапредметных результатов осуществляется через следующие виды промежуточной аттестации: текущая осуществляется на каждом занятии. На протяжении всего курса обучения, рубежная (тематическая, полугодовая) аттестация проводится в форме итогового занятия (Творческая мастерская). В конце каждого года обучения проводится комплексная проверка образовательных результатов (итоговая аттестация) в форме творческой отчетной выставки.
Результаты оценки уровня знаний оформляются в диагностической карте, разработанной мной. Оценивание результатов общеразвивающей программы проводится в конце учебного года обучения в форме творческой отчетной выставки, выставок и конкурсов детских работ декоративно-прикладного творчества, которые проходят в течение всего учебного года.
II. Учебно-тематический план
№
п/п
Тема занятий
Кол-во часов
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие.
1
-
1
2
Оригинальные поделки из бумаги.
1
31
32
3
Поделки из природного материала.
0,5
10,5
11
4
Знакомство с бисером.
2
34
36
5
Изготовление поделок из бросового материала.
0,5
15,5
16
6
Лепка из соленого теста.
0,5
10,5
11
7
Заключительное занятие.
1
-
1
Итого:
6,5
101,5
108
III. Содержание программы
Вводное занятие – 1 час
Знакомство с программой кружка. Инструктаж по технике безопасности при работе в кабинете. Показ образцов. Знакомство с каждым ребёнком, его интересами и умениями.
Оригинальные поделки из бумаги – 32 часа
Первоначальные графические знания и умения. Элементарные понятия о разметке, выкройке. Знакомство с некоторыми способами работы с бумагой: оригами (древнейшее искусство складывания из бумаги различных объёмных фигурок), квилинг (старинная техника обработки бумаги, напоминающая «тонкую кружевную паутинку) Складывание и сгибание бумаги в различных направлениях. Расширение, углубление знаний о геометрических фигурах. Развитие мелкой моторики, логики, воображения, внимания.
Красивое оформление поделки, развитие мелкой моторики, логики, воображения, внимания.
Беседы: «Оригами – вид творчества», «История квилинга».
Практическая работа (31 час)
- самолет «Стрела»
- лягушка
- цветы: тюльпан, энотера
- цветы: тюльпан, энотера
- утёнок
- подсолнечник
- виноград
- яблоня
- веточка рябины
- жар-птица
- лев
- кот
- зайчонок
- лягушка
- бабочка
- медвежонок
- одуванчик
- лисица
- туннель «Здравствуй, осень!»
- туннель «Море»
- туннель «Аквариум»
- оформление композиции
- туннель «Лес»
- открытка к Дню рождения «Ромашки»
- туннель «Коты на крыше дома»
- открытка «Васильки»
- вишенки
- открытка «Тюльпан»
- овечка
- открытка «Котёнок»
- открытка «Зайчик»
- открытка бабушке «Одуванчики»
Поделки из природного материала – 11 часов.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Создание благоприятного эмоционального настроя детей во время изготовления игрушек. Развитие внимания, любознательности, фантазии, художественного вкуса, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
Знакомство с различными видами растительного материала, с инструментами, необходимыми в работе, техникой безопасности при работе с ними
Анализ образца, планирование процесса создания поделки, контроль за результатами своей деятельности. Бережное отношение к материалам и оборудованию, умение доводить начатое дело до конца. Художественное оформление поделок.
Беседа: «Наша природа – наше богатство».
Практическая работа (20,5 час)
- мышка
- композиция «На пруду»
- черепашка
- старичок-Лесовичок
- парусник
- Баба-Яга
- чебурашка
- львёнок
- хризантема
- птичка на ветке
Знакомство с бисером – 36 часов
Работа с бисером и стеклярусом – один из интереснейших видов народного творчества.
Бисер – мелкие, круглые, слегка сплюснутые разноцветные стеклянные бусины с отверстиями для продевания нитки. Бисер – это прекрасный материал, который вызывает восхищение даже своим видом. Изготовление поделок из искрящихся разноцветных бусинок – одно из любимых занятий детей.
Прежде чем приступить к работе, необходимо познакомить детей с материалами и инструментами: ножницы, леска, проволока, салфетки, различный бисер, клей Дракон. Самое главное внимание при работе с бисером необходимо уделить освещению. Подбирать бисер нужно только при дневном освещении, хранить бисер в круглых баночках из-под крема.
Познакомить детей с техникой и способами плетения. Научить плести простейшие цветы (незабудки) и более сложные, состоящие из нескольких лепестков. Определять последовательность изготовления поделки. Составлять красивые букеты из готовых цветочков и листочков.
Беседы: «Родословная стеклянной бусинки», «Чтение схем по цвету бисера».
Практическая работа (34 часа)
- композиция «Волшебное дерево»
- незабудки
- композиция «Морские водоросли»
- мимоза
- «Желуди на веточке»
- ромашка
- подснежники
- маки
- астра
- брошь
- композиция «Лето»
- кит
- козлик
- такса
Изготовление поделок из бросового материала - 16 часов
Закрепить умение детей мастерить игрушки из бросового материала, уметь видеть в ненужных вещах что-то интересное и создавать интересные поделки из сочетаний разных материалов. Познакомить со способами обработки этих материалов.
Беседа: «Вторая жизнь вещей».
Практическая работа (15,5 часов)
- бабочка
- салфетка
- лягушонок
- лев
- оформление фигурки лягушонка
- оформление фигурки льва
- лошадка
- заяц
- оформление фигурки лошадки
- оформление фигурки зайца
- пингвин
- цветок
- оформление фигурки пингвина
- березка
- ёжик
- изготовление игрушки из коробки по замыслу детей
6. Лепка из солёного теста - 11 часов
Знакомство детей с технологией изготовления теста. Способы лепки плоскостных и объёмных фигурок. Формирование навыков работы обеими руками. Показ образцов изделий из соленого теста. Техника безопасности при работе с тестом и инструментами. Правила санитарной гигиены. Правила хранения теста. Освоение разных способов лепки: конструктивный, пластический, комбинированный. Овладение способами изготовления овалов, кружочков. Основные направления в работе над формой: работа с натуры; по памяти и представлению. Приемы склеивания деталей из соленого теста. Овладение навыками и умениями расписывать готовые поделки гуашью.
Беседа: «История соленого теста».
Практическая работа (10,5 часов)
- домик
- часы
- осьминог
- лошадка
- утёнок
- медвежонок
- черепашка
- поросенок
- лягушка
- раскрашивание работ из теста
- прорисовывание мелких деталей
Заключительное занятие – 1 час
Подведение итогов работы кружка за этот учебный год, проведение итоговой выставки в кружке. Награждение самых активных кружковцев.
Лучшие работы передать на годовую выставку СЮТ.
Рекомендации детям по работе в летний период, заготовка природного и бросового материала для работы кружка в новом учебном году.
IV. Методическое обеспечение.
Формы организации детей на занятии: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Формы проведения занятий: комбинированное, открытое занятие, практическое занятие, беседа.
Формы, методы и технологии, используемые в программе: при выборе метода изложения материала учитываю уровень подготовки детей, их возраст, соответствие содержанию изучаемого материала и его эффективность.
Методы проведения занятий:
- словесные. В основу этих методов положено слово, как источник информации, поэтому для изучения материала использую беседу, рассказ, лекцию, работу с книгой, беседу о народных мастерах, беседу о различных технологиях, используемых при изготовлении поделок, инструкции, которые применяют при работе, правила техники безопасности при работе.
- наглядные. Подразделяются на иллюстрационные (плакаты, картинки, технологические карты, эскизы, презентации) и демонстрационные (выставки, просмотр альбомов, журналов и т.д.); показ образцов, выполненных с помощью различных технологий; использование наглядных пособий; просмотр книг, альбомов, различных журналов, фотоальбомов моделей изготовленных детьми.
- практические. Помогают выявить эффективность и прочность усвоения знаний, умений и навыков (выполнение рисунков, зарисовок эскизов, составление схем, сборка поделок).
Педагогические технологии
При выборе педагогических технологий учитывается уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.
Здоровьесберегающиетехнологии – система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физминутки.
Развивающее обучение – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываю и использую закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Структура проведения занятия
План занятия
Тема.
Цель занятия.
Оборудование и материалы.
Место проведения.
Ход занятия
1. Организационная часть – отметить отсутствующих, сообщить тему и цель занятия.
2. Содержание занятия:
- беседа – изложение новой темы;
- рассматривание образца, определение способа изготовления;
- пальчиковая гимнастика;
- изготовление поделки, отработка практических навыков и умений;
- зрительная гимнастика;
- индивидуальная работа с воспитанниками.
3. Подведение итогов занятия:
- провести викторину - для закрепления изученного;
- разобрать типичные ошибки, отметить лучших воспитанников, ответить на вопросы;
- провести выставку готовых работ – сделать выводы, предложить, если есть необходимость, домашнее задание.
Методические пособия для педагога: литература, справочные материалы, конспекты занятий и бесед к занятиям, методические разработки бесед, конкурсов, интернет-ресурсы, презентации.
Материал, используемый в работе с детьми:
ножницы;
иглы, шило, булавки;
резак;
пяльца;
медная проволока;
клей ПВА, клей «Дракон»;
кисточки, салфетки, клеенки;
карандаши, линейки.
нитки мулине;
ткань;
бумага белая и цветная;
картон белый и цветной;
Дидактический материал:
- образцы изделий;
- схемы;
- аудиозаписи;
- фотографии;
- раздаточный материал;
- образцы расположены в специальных уголках по ручному труду, где имеются шкафы и полки;
шаблоны, лекало;
инструкционные карты соединения деталей изделия;
технологические карты изготовления поделок;
презентации;
учебные фильмы.
Материально-техническое обеспечение программы.
Успехи детей на занятиях в объединении во многом зависят от того, какими материалами они пользуются. Материал, с которым ребёнок занимается, должен быть доступным ему по физическим возможностям и приятным для работы. Инструменты и оборудование, используемые для занятий должны соответствовать технологическим требованиям: ножницы легко раскрываться, кисточки с хорошим густым ворсом, аккуратные салфетки и клеёнки, хорошо заточенные карандаши, но с тупым концом, густой и качественный клей.
В целях охраны жизни и здоровья детей, не предлагается им мех, бархатная бумага, проволока без оболочки, канцелярский клей, плоды репейника, колосья, ядовитые растения, скорлупу сырых яиц, спички, пачки с под сигарет, булавки, кнопки, скрепки, баллоны от аэрозолей.
При совместной работе с детьми нужно стремиться предварять детские замыслы, идти немного впереди – то, что ребёнок может сделать на первом этапе с некоторой помощью взрослого, затем он делает самостоятельно. Как и в любой деятельности, здесь нельзя обойтись без анализа, который проводить надо тактично и доброжелательно, дружески и заинтересовано. Очень важен личный пример взрослого. В работе с детьми должна создаваться обстановка ожидания радостного и интересного, связанного с конструированием. Нельзя подавлять детскую инициативу неосторожным замечанием.
Важно чтобы дети овладели простейшими навыками конструирования и почувствовали, что они изготавливают полезные и нужные вещи: игрушки, сувениры, подарки родным и друзьям.
Кадровые условия.
Педагог должен знать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, владеть техниками – оригами, моделирование из бумаги, лепка из солёного теста, бисероплетения, вышивки крестиком, вышивки лентами, аппликации из бумаги, природного и бросового материала.
Литература.
Обязательная.
Дикт Д.А. «Цветы из бисера в вашем доме», М., «Мартин», 2008
Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. «Цветы из бисера», М., МСП, 2005
Стольная Е. «Цветы и деревья из бисера», М., «Мартин», 2005
Большая энциклопедия поделок. Москва «Росмэн», 2004
Больгерт Нелли «Поделки из бумаги», М., «Робинс», 2012
Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие. Ростов н/д: издательство «Учитель», 2007
Дадашова З. Р. «Резные сувениры», М., ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2014
Нанишвили И.Н., Величко Г.В. «Православные иконы из соломки», Харьков, Белгород, «Клуб семейного досуга», 2012
Дополнительная
1. Сборник авторских программ лауреатов и дипломантов областного этапа IX Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей в номинациях «Научно-техническая»и «Спортивно-техническая». Часть 1.- Ростов-на-Дону, - ООП ГОУ ДОД ОЦТТУ, -2010.
2. Мастера декоративного творчества Кубани. Справочное издание. Первый выпуск.- ООО РИА «АлВи-дизайн»: г.Краснодар.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
й портал Солнышко http://www.solnet.ee/ , Промокашкаhttp://sedova.ucoz.net/publ/stranica_dlja_roditelej/2, Малыш и творчество http://masterimvmeste.blogspot.ru/.
2. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду – М.: изд. «Цветной мир»,2010
3 Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду Школа дизайна – М.: изд. «Цветной мир»,2011
4. Шпикалова Т., Величкина Г. Методические рекомендации Дымковская Игрушка (учебное издание)- М.: изд. «Мозаика-синтез», 2013
5. Шпикалова Т., Величкина Г. Методические рекомендации Гжель (учебное издание)- М.:изд. «Мозаика-синтез», 2013
6.Юрченко Е., Антонова О. Сто фантазий в голове (развивающие игры и упражнения). - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009
2.Максимова М.В. и др. Такие разные куклы.- М.: изд. «Эксмо», 2004
3. Митителло Аппликация техника и исскуство»- М.: изд. «Эксмо», 2005
4.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками.- М.,2002
5. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология Умные руки: учебник для 1 класса- Самара: изд. «Учебная литература»: изд. дом «Федоров», 2008
6. Юрченко Е., Антонова О. Сто фантазий в голове (развивающие игры и упражнения). - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009
7. Лыкова И.А.«Цветные ладошки» - Москва 2007, издательство Карапуз-дидактика
8. Федеральный закон о дополнительном образовании. Федеральный экспертный канал «Бизнес-образование в России и за рубежом»: образование, карьера, бизнес.Web/http//www:udo.ru/normative/1/
9.Федеральные образовательные государственные стандарты. Сайт министерства образования и науки РФ.Web:http://минобрнауки.рф/
10.
Список литературы для родителей
1. .Интернет ресурсы: детский портал Солнышко http://www.solnet.ee/ , Промокашкаhttp://sedova.ucoz.net/publ/stranica_dlja_roditelej/2, Малыш и творчество http://masterimvmeste.blogspot.ru/.
2. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду – М.: изд. «Цветной мир»,2010
3 Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду Школа дизайна – М.: изд. «Цветной мир»,2011
4. Шпикалова Т., Величкина Г. Методические рекомендации Дымковская Игрушка (учебное издание)- М.: изд. «Мозаика-синтез», 2013
5. Шпикалова Т., Величкина Г. Методические рекомендации Гжель (учебное издание)- М.:изд. «Мозаика-синтез», 2013
6.Юрченко Е., Антонова О. Сто фантазий в голове (развивающие игры и упражнения). - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009
Для детей:
1.Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками. – Ярославль: Академия развития, 2001.
3. Ляукина М.В. Фигурки из бисера за полчаса – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014.
4. Журнал «Коллекция идей», № 1, 8,11,14,15, 23 , 2008 г., № 5, 8, 15, 17, 19, 2009 г., № 8, 9, 14, 21, 22, 2010 г.
5. Гирнд С. Разноцветные поделки из природных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2004.
6. Ивановская Т.В. «Волшебная изонить», М., «Риполклассик», 2012
7. Чен Н.В. Замечательные поделки своими руками, Харьков, Белгород, «Книжный клуб семейного досуга», 2008
Приложение № 1
Физминутки, используемые на занятиях по программе
«Мастерская Самоделкина»
Физкультурные минутки – это небольшой комплекс физических упражнений, сопровождаемых стишками или песенками. Задача такой двигательной паузы – снятие напряжения, возникающего из-за вынужденной неподвижности, предупреждение переутомления.
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой) Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени) Качаем головой (головой вперед назад подвигать) Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить) Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть) Руки вниз, на бочок. Разжимаем- в кулачок Руки вверх и в кулачок Разжимаем на бочок На носочки поднимайся Приседай и выпрямляйся Ноги вместе. ноги врозь.
Раз - руки вверх махнули И при том вздохнули Два - три нагнулись. пол достали А четыре - прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем При наклонах выдох дружный Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики.
На горе стоит лесок (круговые движения руками) Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх) Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться) По тропинке два туриста Шли домой из далека (ходьба на месте) Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока" (плечи поднять)
Открывай скорее книжку! В книжке мошка, мышка, мишка, В книжке мячик круглый бок: вверх-вниз, прыг-скок. В книжке зонт, открой и пой, Лупит дождь, а ты сухой! Киска в книжке близко-близко. На цветной картинке киску Долго глажу я рукой - Ведь у киски мех такой!
Руки вверх поднимем - раз Выше носа, выше глаз. Прямо руки вверх держать Не качаться, не дрожать. Три - опустили руки вниз, Стой на месте не вертись. Вверх раз, два, три, четыре, вниз! Повторяем, не ленись! Будем делать повороты, Выполняйте все с охотой. Раз - налево поворот, Два - теперь наоборот. Так, ничуть, не торопясь, Повторяем 8 раз. Руки на поясе, ноги шире!
Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть.
Пять веселых домовых Праздничною ночью Разгулялись чересчур. Вста на цыпочки Один закружился в вальсе А второй споткнулся и нос расквасил. Третий прыгал до небес С неба звезды цапал. А четвертый топал как Мишка косолапый Пятый пел до хрипоты Песенку за песенкой. Этой ночью домовым очень было весело.
Вечер зимний в небе синем (встать из-за стола) Звезды синие зажег (встать на носки, потянуться) Ветви сыплют синий иней (потряхивая руками, потихоньку сесть) На приснеженный снежок.
Мартышки (групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении) Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем , Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!
Зайка
Зайка серенький сидит И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки) Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья) Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (прыжки на месте) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли, В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. Зарядку делать вместе с ребенком (или с детьми в классе). Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.
Давай присядем столько раз, Сколько подснежников у нас. Сколько подснежников у нас, Столько мы подпрыгнем раз.
Повторяем движения за словами: Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем, И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей, Хлопай, хлопай веселей. Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем.
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. (Вместе с детьми в классе имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх)
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! (Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и детей).
Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. (Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.)
Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (Вместе с детьми в классе декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.)
Зарядка для кистей рук (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы) Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали, Мы немножко отдохнем И опять писать начнем.
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Постучали, повернули И работать захотели. Тихо все на место сели.
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.
Аа Антилопе каждый день Поразмяться уж не лень. Встанет рано поутру, Скачет быстро по двору. Головой своей качает, Повороты выполняет.
Бб Бабочка порхает Нежно над цветком. Кружится, летает. Я бегу с сачком. Вот она присела Тихо на листок. Я поймать хотела, Дунул ветерок. И несёт по ветру Бабочку мою. Я с сачком за нею По тропе бегу.
Вв Воробьишка потянулся, Распрямился, встрепенулся. Головой кивнул три раза, Подмигнул он правым глазом. Лапки в стороны развёл. И по жёрдочке пошёл. Прогулялся и присел, Свою песенку запел: Чик-чирик-чирик-чирик…
Гг Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Посмотрел он вправо, влево, Повороты сделал смело. Пощипал немного пух И с разбега в воду плюх!
Дд Дятел долбит старый сук: Тук-тук-тук и тук-тук-тук. Он стучать не устаёт, Клювом мошек достаёт. Замолчит на миг. И вдруг Снова слышим тук – тук – тук.
Ее На реке живёт енот. Чешет лапкой он живот. Своим хвостиком виляет, К верху лапки поднимает. Шустро он по кочкам скачет, Под корнём запасы прячет. Он среди воды живёт Добродушный наш енот.
Ёё Ёж спешил к себе домой, Нёс запасы он с собой. Через кочки он скакал, Быстро по лесу бежал. Вдруг он сел и изменился, В шарик круглый превратился. А потом опять вскочил И к детишкам поспешил.
Жж На болоте жабы жили. И друг с другом так дружили. Прыгали они по кочкам, Спали вместе тёмной ночкой. А проснувшись поутру, Начинали вновь игру. Сесть и встать И два прыжка. Вместе весело всегда.
Зз Был один малыш – зайчишка. Он всего боялся слишком. Мчался по лесу бегом, Иль садился под кустом. Он от всех зверей таился, Раньше всех он спать ложился. А, уснув, он видел сон, Что он храбр и силён.
Ии Ходит по двору индюк. Словно перьевой сундук. Он шагает не спеша С боку на бок, чуть дыша. Важно крыльями трясёт, Индюшат к себе зовёт. А они гуськом бегут От отца не отстают.
Кк Кустик гнётся на ветру И роняет он листву. Ветерок его качает, Ветки до земли сгибает. Лишь затихнет ветерок Кустик ветками взмахнёт.
Лл Лист сорвался и летит, Тихо в воздухе кружит. Он всё ниже, ниже, ниже. Всё к земле он ближе, ближе. Только дунет ветерок Лист поднимется с дорог. Будет дуть осенний ветер, Будет лист кружить на свете.
Мм Мишка толстый, косолапый. В зоопарке машет лапой. То он сядет, то привстанет, Головой всем покивает. Целый день гостей смешит. Ну, а ночью сладко спит
Нн Ходит важный носорог. Слышен всюду топот ног. Вертит он огромным рогом И глядит на всех он строго. Топнул раз одной ногой, А теперь удар другой. Тяжело шагает он. Очень толст он и силён.
Оо Вы сегодня обезьянки. По - английски просто манки. Покривляемся немножко И похлопаем в ладошки. Головой кивнём друг другу И пожмём соседу руку. Сядем – встанем и прыжок. Ты же манки, мой дружок.
Пп Неуклюжий шёл пингвин Посреди холодных льдин. И по ледяной дорожке Прыгал он на правой ножке. А теперь подскок на левой И присел, согнув колени. Встал, присел И пять прыжков. Очень климат уж суров.
Рр Так проворны наши руки Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперёд, назад. С ними можно полетать. Мы на пояс их поставим И наклоны делать станем. Ими можно помахать. А, прижав, тихонько спать. Руки вверх поднимем выше И легко-легко подышим.
Сс Самолёт летит по небу, Крылья, подставляя ветру. Он легонечко парит И по воздуху кружит. А теперь пора спускаться, На посадку приземляться. Опустились мы легонько И садимся потихоньку.
Тт Мы, покинув этот класс, Станем тиграми сейчас. Ну-ка выпрямись, дружок. Тигр делает прыжок. А теперь ещё один. Ну, а, прыгнув, посидим. Поглядим по сторонам И присядем по местам.
Уу Ползёт улитка по тропе Свой домик носит на спине. Ползёт тихонько, не спешит По сторонам всегда глядит. Ну, а когда устанет очень И отдохнуть она захочет, То может быстренько свернуться И шаром круглым обернуться.
Фф Филин спал в дупле глухом. Вдруг услышал где-то звон. Вылез он и посмотрел Всю округу оглядел. Повернулся, посидел. Вдруг вспорхнул и улетел. В каждый глянул уголок, Прилетел, и спать залёг.
Хх В норке спал хорёк зимой, Но проснулся он с весной. Вверх он лапки потянул, Головой своей кивнул. Два прыжка он сделал смело, Хвостиком вильнул умело. И помчался он вприпрыжку, Словно озорной мальчишка.
Цц Шёл цыплёнок по дорожке, Прыгал он на правой ножке. А ещё кружился смело, Лапками махал умело. Он спешил к себе домой К милой мамочке родной.
Чч Тик да тик часы стучат. Целый день вперёд спешат. Три часа на них сейчас, А теперь вот 6 как раз. Снова тикают часы Девять нам пробьют они. У часов тяжёлый труд, Всё они идут, идут.
Шш Я с утра сегодня встал. С полки шар воздушный взял. Начал дуть я и смотреть Стал мой шарик вдруг толстеть. Я всё дую – шар всё толще, Дую – толще, дую – толще. Вдруг услышал я хлопок. Лопнул шарик, мой дружок
Щщ Во дворе щенок играл Прыгал, бегал и считал: Раз – прыжок и три кивка, Два – направо голова. Три – налево поворот И помчался до ворот. Вдруг он встал, вздохнул и сел, И на всех вокруг глядел.
Юю Стану я сейчас юлой. На ноге крутнусь одной. А теперь сменю я ножку И на ней крутнусь немножко. Покрутились. А сейчас Я прошу садиться вас.
Яя Яблоня в моём саду Гнётся низко на ветру. Наклонилась вправо, влево. Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх качнула И вперёд их протянула. А как стихнет ветерок Моя яблонька заснёт.
Ой, качи, качи, качи, В головах-то калачи, В ручкая пряники, В ножках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки. Поочередно касаемся головы, рук, ног.
Совушка-сова Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да ка-а-ак Полетит! Руки ребенка поднимаем вверх.
Потягунушки - Порастунюшки, Поаерек - толстунушки, А в ножках - ходунушки, А в ручках - хватунушки, А в роток - говорок, А в головку - разумок.
Упражнение 1. (со зрительными метками). Проследить взором полёт голубя на веточку или в домик. Изображение голубя и веточки (домика) закреплены на стене кабинета.
Упражнение 2. (со зрительными метками и поворотами головы). Дети должны проследить взглядом с поворотами головы за елочными игрушками и нарядить елочку. Бумажное изображение елочки и елочных украшений закреплены на всех стенах кабинета.
Упражнение 3.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
Упражнение 4.Не поворачивая головы посмотреть направо и зафиксировать взгляд, на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо, на счет 1 -6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
Упражнение 5. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 -15.
Упражнение 6.Перенести взгляд быстро по диагонали направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль, на счет 1 – 6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль, на счет 1 – 6.
Упражнение 7.Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 8.Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль, на счет 1 -6.
Упражнение 9.На оконном стекле на уровне глаз ребенка крепятся красные круглые метки диаметром 3 – 5 мм. За окном намечается какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдали. Ребенок становится около метки на расстоянии 30 – 35 см и смотрит в течение 10 секунд на красную метку, затем переносит взгляд на отдаленный предмет за окном и фиксирует взор на нём в течение 10 секунд. После этого поочередно переносится взгляд то на метку, то на выбранный предмет вдали. Продолжительность упражнения – 1 -1,5 минуты.
Упражнение 10.
Приложение № 3
Пальчиковые игры
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. -Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.
Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать, Все такие нужные, Крепкие и дружные. - Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
Взять руку ребенка и пощекотать: Здесь пень (запястье), Здесь колода (локоть), А здесь ключевая водица (подмышки).
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот пальчик крепко спит, Никто больше не шумит. -Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
Будем пальчики считать
Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать, Все такие нужные, Крепкие и дружные. Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
Будут пальчики вставать, Будут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики - ура! Одеваться нам пора.
Червячки
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. (Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает, (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз). Каркает: "Вот и обед!" (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх). Глядь - а червячков уж нет! (Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
Игра "Два козлёнка"
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные). Как-то раз к кому-то в гости Шёл козлёнок через мостик, (Держим кисти горизонтально, сближаем руки). А навстречу шёл другой, Возвращался он домой. (На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха). Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, Не желая уступить И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вот с разбега лбами - бух! (На слово "бух" - хлопаем в ладоши). И с моста в водичку - плюх! (Роняем руки на колени).
«Крестики-нолики».
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.
Пальчик-пальчик, где ты был?
Перебираем по очереди пальчики ребенка, приговаривая: - Мальчик-пальчик, где ты был? - С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Поочередно загибаем пальчики ребенка, приговаривая: Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, А вот этот - наш малыш, Наш малыш - (называют имя).
«Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать.
«Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
«Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы
«Паучок»
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выпол-няяем тряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.) Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
«Я хочу построить дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхи-вающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
«Лодочка»
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
«Апельсин»
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
«Пятачок»
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки, Потянулся! (Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел, нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг,
Но уже на левый бок!
«Зимняя прогулка»
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)