kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Оператор любительской радиостанции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка операторов любительских радиостанций и развитие радиоспорта в условиях дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Оператор любительской радиостанции»»

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Центр творчества и досуга»




ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

учебно-методическим советом приказом директора МБОУ ДО

протокол от 29.08.2017 №1 «Центр творчества и досуга»

от 01.09.2017 № 212










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Оператор любительской радиостанции»


Направленность: техническая

Срок обучения: 1 год

Возрастная категория: 9-16 лет




Составитель:

Стонт Е. А.,

педагог дополнительного образования













Черногорск, 2017



  1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Оператор любительской радиостанции» разработана для начального освоения учащимися техники радиосвязи и радиовещания, изучения основ современных информационных технологий.

Изобретение в 1895 году радиосвязи привело к увлечению этим интереснейшим занятием сотни тысяч людей. Они изучают распространение радиоволн, проводят радиосвязи и радионаблюдения, участвуют в соревнованиях, обеспечивают связью экспедиции, конструируют аппаратуру и антенные устройства.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время радиолюбительство является кузницей кадров для радиотехнической промышленности и науки, дает начальный уровень профессиональной подготовки в области радиосвязи, радио- и телевещания, систем управления.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что посещая занятия в объединении, учащиеся приобретают дополнительные знания в таких предметах как информатика, физика, иностранные языки, география. Несложная процедура получения разрешения на эксплуатацию радиостанции и доступность технических средств способствуют все большей популярности любительской радиосвязи в среде юношей, которым предстоит служба в Вооруженных Силах или выбравшим будущую профессию, связанную с радио.

Новизна и оригинальность программы состоит в том, что она не имеет аналогов в Республике Хакасия, в её основу заложен типовой курс подготовки радиооператоров Вооруженных Сил, в который внесены изменения и дополнения. Так как курсы средних специальных учебных заведений более сложны и не учитывают специфику работы оператора любительской радиостанции, в программе упрощено словесное выражение оценки качества сигнала, изменена процедура ведения радиосвязи, не включено изучение некоторых служебных радиокодов.

Дополнительные возможности: программа содержит материал, позволяющий учащемуся без дополнительного обучения или подготовки сдать экзамен в Администрации электросвязи или региональном отделении Союза радиолюбителей России на право эксплуатации личной радиостанции и получить соответствующие разрешения и лицензии, или быть оператором радиостанции при спортивно – техническом объединении.

Цель программы:

1. Подготовка операторов любительских радиостанций и развитие радиоспорта в условиях дополнительного образования.

Задачи программы:

1. Приобщать учащихся к техническим видам спорта.

2. Развивать технические способности у учащихся.

3. Воспитывать культуру общения в коллективе, радиоэфире.

Характеристика программы:

  • возраст учащихся - 9-16 лет;

  • срок реализации -1 год обучения, 144 учебных часа;

  • формы проведения занятий – групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения учащиеся должны:

знать:

уметь:

  • правила безопасной работы на приёмопередающем оборудовании;

  • распределение частотного ресурса по диапазонам;

  • радиокоды и принятые сокращения в объёме, необходимом для работы в эфире.

  • проводить радиосвязи и радионаблюдения;

  • пользоваться имеющейся на коллективной радиостанции техникой.


Форма текущего контроля – тестирование.

Форма проведения промежуточной аттестации - техминимум.


Электронный образовательный ресурс

Активное внедрение и использование ЭОР нового поколения в образовательной деятельности в значительной мере повысит качество образовательного процесса: заинтересованность учащихся, а значит – повышение их уровня обученности. ЭОР позволяет достичь более высокого уровня усвоения учебного материала учащимися за наименьший промежуток времени, чем с использованием традиционных методов обучения, что приводит к экономии учебного времени.

Задачей применения ЭОР можно считать развитие умения работать с имеющейся информацией в необычной ситуации.

Формой использования является компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний.

Цель использования электронного образовательного ресурса - осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью.




2. Учебно – тематический план


п.п.

Раздел/тема

Количество часов


Любительская радиосвязь

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. История

изобретения радио.

1

1

-

2

Радиоприемники, радиопередатчики, трансиверы.

3

1

2

3

Антенны радиостанции

2

2

-

4

Техника безопасности на радиостанции

1

1

-

5

Правила проведения радиосвязи

1

1

-

6

Фонетический алфавит

2

2

-

7

Q – код и радиожаргон

2

2

-

10

Международный радиолюбительский код

2

2

-

11

Система позывных сигналов любительских радиостанций

2

2

-

12

Цифровые виды радиосвязи

2

2

-

15

Работа на радиостанции

126

-

126

16

Итого часов

144

16

128


3. Содержание программы


1. Вводное занятие, история радио и радиосвязи – 1ч.

Теория: Знакомство с группой, ознакомление обучающихся с программой обучения, правилами внутреннего распорядка, расписанием занятий.

История изобретения радио.

2. Радиоприемники, радиопередатчики, трансиверы – 3ч.

Теория: Типы радиоприемников и радиопередатчиков, принципы работы отдельных узлов аппарата.

Показ работы имеющейся приёмопередающей техники.

Практика: Ознакомление с органами управления приёмопередающей техники.

3. Антенны радиостанции – 2ч.

Теория: Типы и виды антенн для КВ и УКВ радиостанций.

Требования, возможности, области применения.

4. Техника безопасности при работе на радиостанции – 1ч.

Теория: Безопасность при работе с электричеством (человеческое тело и электрический ток, предотвращение поражения электрическим током, первая помощь при поражении током).

Потенциальные опасности в аппаратуре (высоковольтные цепи и заряженные конденсаторы).

Молнии (опасность и методы защиты)

5. Правила проведения радиосвязи – 1ч.

Теория: Содержание радиосвязи, правила обмена информацией.

О чем можно и о чем нельзя говорить по радио.

6. Фонетический алфавит – 2ч.

Теория: Замена буквы словом. Словесное выражение букв русского и латинского алфавита.

7. Q – код и радиожаргон – 2ч.

Теория: Замена слов, словосочетаний и фраз условными сокращениями, которые начинаются с буквы Q. Условные сокращения не содержащиеся в Q - коде.

8. Международный радиолюбительский код – 2ч.

Теория: Замена слов, словосочетаний и фраз условными сокращениями, которые применяются только в радиолюбительской практике.

9. Система позывных сигналов любительских радиостанций – 2ч.

Теория: Позывные любительских радиостанций (необходимость идентификации в эфире, структура позывных).

10. Цифровые виды радиосвязи – 2ч.

Теория: Виды радиосвязи с использованием компьютера. Цифровые моды. Радиотелетайп. Приём и передача изображений.

11. Работа на радиостанции – 126ч.

Практика: Проведение наблюдений за работой любительских радиостанций.

Проведение радиосвязей с любительскими радиостанциями.

Участие в соревнованиях по радиосвязи.

4. Методическое обеспечение

Описание технологий, приемов и методов организации учебного процесса

Все существующие программы подготовки радиооператоров рассчитаны на старшую возрастную группу, т.е. от 16 лет и старше, поэтому для занятий с младшими школьниками необходимо ввести элементы игры при изучении отдельных тем, а так же сократить объём некоторых из них. Так, при изучении кодов и сокращений, берутся только встречающиеся в повседневной работе выражения Q – кода.

С началом изучения фонетического алфавита необходимо прослушивание сигналов радиостанций, работающих телефоном. Это важно для приобретения навыков приема на слух, потому что человеческий голос, принятый связным радиоприемником, по тембру и окраске звучания сильно отличается от естественного. Одновременно учащиеся приобретают навыки работы с радиоприемной техникой.

Международным языком общения радиолюбителей является английский. Но в школьных программах по изучению иностранных языков не уделяется внимания изучению технических терминов, да и английский язык изучают не все учащиеся. Поэтому на занятиях применяется русско-английский разговорник. Для лучшего усвоения фразы записываются буквами русского алфавита, причем используются только те слова и выражения, которые необходимы для проведения типовой радиосвязи.

При повседневной работе в эфире подойдет любая дипломная программа или несколько отдельных дипломов. Данные по радиосвязям выписываются на лист, радиосвязи проводятся в соответствии со списком. Впервые участвовать в соревнованиях по радиосвязи лучше всего на УКВ диапазонах в режиме FM. Календарь соревнований достаточно обширен, можно выбрать наиболее подходящие соревнования - очень популярны по радиосвязи на УКВ «Полевой день». Условия соревнований простые и здесь всегда много участников.

Наглядно – дидактический материал

Электрические схемы радиоприемников, радиопередатчиков, трансиверов;

Таблица распределения позывных сигналов радиостанций по территории Российской Федерации;

Правила безопасности при работе на радиостанции;

Таблицы и плакаты с описанием используемых кодов, сокращений;

Правила безопасности при электромонтажных работах;

Русско – английский радиолюбительский разговорник.

Техническое оснащение занятий

Радиостанция конструкции В.Кудрявцева (самодельная);

Радиостанция «FM – 2006»;

Радиоприемник AR – 88;

Радиостанция «Маяк»;

Радиостанция «SEAL – CB»;

Источник вторичного электропитания для УКВ передатчиков;

Компьютер с установленными программами поддержки для цифровых видов радиосвязи;

Модем для подключения компьютера к радиостанции;

Полуавтоматический телеграфный ключ.


5. Список литературы

  1. Виноградов, Ю.А. и др. Практическая радиоэлектроника. / Ю.А. Виноградов.- М.: «ДМК», 2005. - 288 с.

  2. Журнал «Радиомир. КВ и УКВ». Издание 2005 – 2015 гг. М.: ООО «НТК «Радиомир».

  3. Журнал "Радиоконструктор". Издание 2005 - 2015 гг. Вологда, ЧП Алексеев В.В.

  4. Журнал "Радио". Издание 1984 - 2006 гг. Москва, ЗАО "Журнал Радио».

5. Заморока А. Основы любительской радиосвязи. Издание 7-е, дополненное и переработанное. Хабаровск, 2015 г.


Интернет – ресурсы:

- http://www.hamradio.ru

- http://www.qrz.ru

- http://www.cxema.ru

- http://www.cqham.ru

- http://www.6p3s.ru

- http://www.vhf.com

- http://www.rv3yf.ru


Контрольно-измерительные материалы

Текущий контроль (тестирование) и промежуточная аттестация (технический минимум) проводятся в форме онлайн-экзамена на сайте Союза радиолюбителей России по адресу: www.srr.ru

Примерный перечень вопросов:

  1. Если радиооператор любительской радиостанции слышит сигнал бедствия на частоте, на которой он не имеете права осуществлять передачу, что ему разрешено сделать для помощи станции, терпящей бедствие?

  2. Как правильно записывается позывной, произнесенный в эфире как "Роман-Жук-Три-Дмитрий-Анна-Василий"?

  3. Укажите позывной радиооператора любительской радиостанции из России

  4. Какие темы запрещены для радиообмена в эфире?

  5. Какой максимальной мощностью разрешено производить передачи любительским радиостанциям четвертой категории?

  6. Каким Q-кодом обозначается выражение "станция большой мощности"?

  7. Какой рапорт (RS) при голосовой связи нужно дать радиостанции, которую слышно очень громко, но из-за плохого качества модуляции отдельные слова принять невозможно?

  8. Какой рапорт (RS) при голосовой связи нужно дать радиостанции, которую слышно очень громко и при этом вся передаваемая ей информация разбирается полностью?

  9. Что необходимо сделать перед передачей общего вызова (CQ)?

  10. С какой целью используются кодовые слова фонетического алфавита?

  11. Как обозначается вид работы - «амплитудная модуляция»?

  12. Какие из перечисленных видов работы предназначены для передачи голоса?

  13. В каком случае рекомендуется включать аттенюатор (АТТ)?

  14. Что произойдёт со включенной радиостанцией, если включить голосовое управление радиостанцией (VOX) и произнести перед микрофоном громкий звук?

  15. Какая физическая величина описывает величину потребления электрической энергии в единицу времени?

  16. Какова длина волны диапазона 1300 МГц?

  17. В каких единицах измеряется электрическое напряжение?

  18. Как лучше всего защитить радиостанцию от поражения молнией и воздействия статического электричества?

  19. Что должно быть заземлено на любительской радиостанции для лучшей защиты от удара током?

  20. Воздействие на какой орган человеческого тела электрического тока очень маленькой величины может привести к смертельному исходу?


Помимо теоретического экзамена необходимо продемонстрировать умение работы в радиоэфире:

- провести 2 радиосвязи телефоном;

- провести 1 радиосвязь цифровым видом PSK или RTTY.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Стонт Евгений Александрович

Дата: 19.01.2018

Номер свидетельства: 450992


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства