kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сигнал»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привитие  учащимся интереса к радиолюбительству посредством изобретательности, конструирования и моделирования различной радиоаппаратуры, содействие профессиональному становлению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сигнал»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр творчества и досуга»








ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

учебно-методическим советом приказом директора МБОУ ДО

протокол от 29.08.2017 №1 «Центр творчества и досуга»

от 01.09.2017 №212







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Сигнал»


Направленность: техническая

Срок обучения: 3 года

Возрастная категория: 10-16 лет





Составитель:

Новиков С. И.,

педагог дополнительного образования




















Черногорск, 2017

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Сигнал» (далее – программа) направлена на привитие у учащихся радиотехнического объединения дополнительного образования интереса к радиолюбительству посредством изобретательности, конструирования и моделирования различной радиоаппаратуры, составлена на основе программы В.Г. Борисова для дополнительного образования детей.

Из различных увлечений наиболее распространенным является радиолюбительство. Многие еще в школе пытаются собрать простейший радиоприемник, электромузыкальный звонок, цветомузыкальную приставку и т.п. не утрачивая интерес к этому в дальнейшем.

Основная причина популярности радиолюбительства во все более широком внедрении радиоэлектроники в самые различные сферы нашей жизни. Радиолюбительством охвачены люди самых разных профессий, оно помогает закрепить на практике основы знаний, получаемых в школе, приобщает к полезному труду, расширяет общетехнический кругозор.

Трудовое обучение учащихся является одним из важных факторов воспитания личности. Посредством трудовой деятельности, запланированной в рамках программы у учащихся, сформируются новые виды мышления, учащиеся получат навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшит их адаптацию в обществе.

Краткость, точность и уместность использования ЭОР и их возможностей позволяют повысить качество обучения, донести до ученика нужное знание, простимулировать самостоятельную творческую работу и закрепить пройденный материал.

Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. Через освоение основ радиолюбительства учащиеся делают первые шаги к познанию основ множества специальностей, связанных с радиотехникой и электроникой.

Цель программы:

  • Привитие у учащихся интереса к радиолюбительству посредством изобретательности, конструирования и моделирования различной радиоаппаратуры, содействие профессиональному становлению, развивать определенный вид мышления.

Основные задачи

  • Подвести учащихся к самостоятельному конструированию сравнительно несложной приемной и усилительной радиоаппаратуры, измерительных приборов.

  • Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

  • Прививать навыки выполнения монтажных, сборочных и наладочных работ;

  • Формировать у учащихся теоретические знания по основам электро- и радиотехники и практические навыки в объеме, достаточном для осмысленного пользования измерительными приборами, макетирования, монтажа и налаживания транзисторных приемников разной сложности.

  • Развивать логическое мышление, память и другие значимые качества личности учащихся

Способы организации трудового воспитания в рамках программы, включают:

  • индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности;

  • проведение конкурсов, проектов, трудовых десантов

Формы работы по трудовому воспитанию

  • Организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места

  • Проектно-исследовательская деятельность

Планируемые результаты трудового воспитания

  • Самоорганизация.

  • Ответственное отношение к умственному и физическому труду.

  • Опыт участия в социально значимом труде (индивидуальном, групповом)

Характеристика программы

Возраст учащихся - 10-16 лет

Срок реализации –3 года

1 год обучения рассчитан на 136 часа

2 и 3 год обучения рассчитан на 216 часов

Формы проведения занятий:

  • Лекции

  • Практические работы

  • Соревнования (муниципального, республиканского уровня)

  • Экскурсии

Формы использования ЭОР при проведении занятия

  • Индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЭОР на занятии

Формы текущего контроля:

  • Разноуровневые тестовые работы

  • Проверочные работы

  • Устный и письменный опрос

Текущий контроль проводится в течение 15-20 минут во время проведения занятия по окончании изучения основных обучающих тем.

Ожидаемые результаты по окончании обучения:

Учащиеся будут знать:

Учащиеся будут уметь:

Учащиеся будут владеть:

Правила и меры безопасности при работе с электроинструментами.

 Методы проектирования, сборки, налаживания, испытаний готовых устройств.

 Элементы технической эстетики.

 Основные понятия о системах автоматического регулирования и управления.

 Основы программирования роботов и роботизированных комплексов.


Самостоятельно составлять покаскадно простые схемы

Пользоваться электроизмерительными приборами.

Самостоятельно разрабатывать логические, кинематические, программные схемы андроидных роботов.

 Разрабатывать и изготавливать различные робототехнические комплексы.

 Грамотно применять электроизмерительные приборы и комплексы для наладки изготовленных роботов.

 Разрабатывать и конструировать учебно-демонстрационные пособия по робототехнике.

Методами печатного и проволочного монтажа

Самостоятельно проводить сборку и настройку радиоприемников по схеме 1-V-1; 2-V-3.


Формы проведения промежуточной аттестации:

  • Выставки

  • Индивидуальные творческие работы

2.Учебно-тематический план

2.1.Учебно-тематический план 1 года обучения


Раздел / тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Наша страна — родина радио

2

2

-

2.

Элементы электро- и радиотехники

14

4

10

3.

Основы радиопередачи и радиоприема Простейший радиоприемник

16

6

10

4.

Полупроводниковые диоды и транзисторы

14

4

10

5.

Пайка и приемы монтажа

14

4

10

6.

Пробники и измерительные приборы первой необходимости

16

4

12

7.

Приемники прямого усиления

58

10

48

8.

Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.

2

2

-


Итого:

136

36

100


2.2.Учебно-тематический план 2 года обучения


Раздел/ тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2


2.

Питание радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) от сети переменного тока

24

4

20

3.

Интегральные микросхемы (ИМС)

46

10

36

4.

Электронные лампы и их применение

44

10

34

5.

Звуковая техника

46

10

36

6.

Ремонт и настройка РЭА

20

4

16

7.

Измерительные приборы и пробники

30

2

28

8.

Итоговые занятия. Промежуточная аттестация.

4

4

-


Итого:

216

46

170


2.3.Учебно-тематический план 3 года обучения


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Конструирование

6

14

20

3.

Технический расчет

4

10

14

4.

Задачи робототехнического программирования и конструирования

8

14

22

5.

Основы исследовательской работы

2

10

12

6.

Модельный эксперимент

2

12

14

7.

Робототехнический практикум

-

-

118

8.

Оформление исследовательских проектов

2

8

10

9.

Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Промежуточная аттестация.

2

2

4


Итого

44

172

216


3. Содержание программы

Первый год обучения

Тема 1. Вводное занятие. Наша страна — родина радио

Теория:

Задачи и примерная программа объединения. Литература, рекомендуемая для чтения. Общие вопросы организации работы объединения. Правила поведения в радиолаборатории. Знакомство с материально-технической базой кружка. Правила безопасности труда при работе с электроинструментом и приборами, питающимися от сети переменного тока. Оказание первой помощи при электротравме.

7 Мая — традиционный праздник — День радио. Изобретатель радио — русский ученый-экспериментатор А. С. Попов. Первая линия радиосвязи. Развитие радиотехники и радиолюбительства в нашей стране. В. И. Ленин о радио, как о «газете без бумаги и «без расстояний». Роль радиоэлектроники в развитии науки, техническом прогрессе, в народном хозяйстве, культурной жизни, в освоении космоса и обороне страны.

Радиолюбители — резерв специалистов для радиотехнической промышленности, организаций связи, Вооруженных Сил России.

Тема 2. Элементы электро- и радиотехники

Теория:

Понятие о строении вещества, электрическом токе и его действиях. Гальванический элемент — простейший источник постоянного тока. Проводники, полупроводники и непроводники (изоляторы), их свойства и применение. Основные электрические величины (напряжение, сила тока и сопротивление) и приборы для их измерения: вольтметр, амперметр, омметр.

Закон Ома и его практическое применение для участка цепи: расчет силы тока в электрической цепи, падения напряжения на участке цепи, сопротивления участка цепи.

Понятие о переменном токе и его основных параметрах. Частота переменного тока электроосветительной сети. Электрические колебания радио- и звуковой частот.

Устройство, назначение постоянных и переменных резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности, трансформаторов.

Устройство и принцип действия микрофона, электромагнитного головного телефона, динамической головки прямого излучения. Преобразование звуковых колебаний в электрические колебания звуковой частоты, и наоборот. Простейший телефон для двусторонней связи.

Условные графические изображения и буквенно-цифровые обозначения радиодеталей и устройств на принципиальных электрических схемах. Текущий контроль: устный опрос.

Практика:

Опыты с замкнутой электрической цепью. Измерение тока в цепи, падения напряжения на участках цепи, расчет сопротивления участка цепи. Ознакомление с устройством батареи 3336Л и ее гальванических элементов, конструкциями резисторов и конденсаторов, катушек индуктивности, трансформаторов. Расчет суммарных сопротивлений и емкостей последовательно и параллельно соединяемых резисторов, конденсаторов.

Сборка и проверка в работе простейшего устройства для двусторонней проводной связи.

Выполнение графических изображений электро- и радиотехнических элементов с помощью линейки, трафаретов и от руки в соответствии с действующими ГОСТ.

Тема 3. Основы радиопередачи и радиоприема. Простейший радиоприемник

Теория:

Структурная схема радиовещательного тракта: микрофон, усилитель звуковой частоты, задающий генератор передатчика, усилитель мощности, излучающая антенна, радиоприемное устройство. Понятие о генерировании незатухающих колебаний радиочастоты, амплитудной модуляции, излучении и распространении радиоволн. Зависимость длины радиоволны от несущей частоты передатчика- Сущность работы радиоприемного устройства.

Радиовещательные диапазоны СВ и ДВ и соответствующие им радиочастоты.

Принципиальная схема простейшего детекторного приемника. Назначение антенны и заземления. Колебательный контур — селективный (избирательный) элемент приемника, понятие о его работе. Детектирование модулированных колебаний радиочастот. Составляющие продетектированиого сигнала.

Колебательный контур с настройкой конденсатором переменной емкости, высокочастотным сердечником катушки индуктивности; контур е фиксированной настройкой на несущую частоту радиостанции. Возможные конструкции катушек колебательного контура.

Головной телефон - преобразователь низкочастотной составляющей продетектированного сигнала в звук. Функция конденсатора, блокирующего головной телефон.

Возможные неисправности в цепях простейшего радиоприемника, способы их обнаружения и устранения. Текущий контроль: тестовая работа.

Практика:

Коллективное изготовление двух-трех катушек индуктивности разных конструкций, макетирование детекторного приемника и опыты с ним. Вычерчивание принципиальных схем опробованных вариантов детекторного приемника, графиков, иллюстрирующих электрические процессы в его цепях.

Тема 4. Полупроводниковые диоды и транзисторы

Теория:

Полупроводниковые материалы и их свойства. Электропроводимость р и n типов. Понятие о р-п переходе. Схематическое устройство и принцип действия точечного и сплавного диодов. Прямые и обратные напряжения и токи диода. Вольтамперная характеристика диода, ее прямая и обратная ветви. Маркировка, основные параметры и применение полупроводниковых диодов в радиоаппаратуре.

Транзистор — трехэлектродный полупроводниковый прибор, предназначенный для усиления, генерирования и преобразования электрических сигналов. Схематическое устройство и принцип работы биполярных транзисторов структур р-п-р и п-р-п. Графическое изображение транзисторов разных структур на принципиальных схемах. Полярность подключения источников питания.

Способы включения биполярных транзисторов в каскадах радиотехнических устройств: по схеме с общим эмиттером (ОЭ), по схеме с общим коллектором (ОК), по схеме с общей базой (ОБ). Понятие о входном и выходном сопротивлениях транзисторного каскада.

Статический коэффициент передачи тока h21э и обратный ток коллекторного перехода /КБО — основные параметры, характеризующие усилительные свойства и качество биполярных транзисторов. Измерение этих параметров. Работа транзистора в режиме усиления и переключения. Способы термостабилизации режима работы транзисторов.

Классификация и маркировка биполярных транзисторов широкого применения.

Полевой транзистор: схематическое устройство; принцип действия; обозначение на схемах. Основные параметры полевого транзистора; начальный ток стока /с нач и крутизна характеристики S. Схемы включения. Применение волевых транзисторов.

Особенности монтажа биполярных и полевых транзисторов, защита от теплового пробоя. Текущий контроль: проверочные работы.

Практика:

Знакомство с различными конструкциями диодов и транзисторов. Опыты, иллюстрирующие свойства диодов, работу биполярного транзистора в режиме усиления и переключения. Измерение обратного сопротивления диода омметром и расчет его прямого сопротивления. Измерение основных параметров биполярного и полевого транзисторов.

Изготовление учебно-наглядных пособий «Диоды», «Транзисторы».

Тема 5. Пайка и приемы монтажа Теория: Электрический паяльник; устройство, напряжение источника питания, потребляемая мощность, подготовка рабочей части, степень нагрева. Припои и флюсы, применяемые при монтаже радиоаппаратуры. Формовка (изгибание) и монтаж радиодеталей на пустотелых заклепках, на проволочных стойках. Понятие о печатном монтаже и его применении. Правила безопасности труда при работе электропаяльником, слесарными и монтажными инструментами.

Макетная панель (возможная конструкция).

Практика: Фронтальная заготовка плат для монтажа на них деталей однокаскадного усилителя навесным методом. Зачистка, формовка и залужевание выводов радиодеталей. Монтаж простейшего однокаскадного усилителя колебаний звуковой частоты с головными телефонами на выходе. Проверка монтажа усилителя по принципиальной схеме, испытание усилителя в работе. Текущий контроль: проверочные работы. Тема 6. Пробники и измерительные приборы первой необходимости.

Теория:

Пробники, содержащие лампы накаливания или головные телефоны, с гальваническими элементами для проверки электрических контактов, обмоток контурных катушек и трансформаторов, конденсаторов. Мультивибратор как источник электрических сигналов для проверки работоспособности приемников, усилителей 3Ч, пользование им. Простейший омметр - схема, источник питания, подбор стрелочного индикатора, дополнительных резисторов, возможная конструкция, градуировка шкалы.

Авометр и пользование им.

Практика:

Вычерчивание схем пробников, простейших измерительных приборов. Подбор деталей и монтаж пробника с лампой накаливания, головным телефоном, простейшего омметра для индивидуального и коллективного пользования. Практика пользования авометром. Текущий контроль: проверочные работы. Тема 7. Приемники прямого усиления

Теория:

Структурная схема и условная формула приемника прямого усиления. Входной колебательный контур и связь его с усилителем радиочастоты. Магнитная антенна, ее направленные свойства. Усилитель радиочастоты. Понятие о чувствительности, селективности и полосе пропускания радиочастотного тракта приемника прямого усиления. Детектор приемника прямого усиления. Диодный детектор с удвоением напряжения выходного сигнала. Нагрузка детекторного каскада.

Усилитель 3Ч приемника прямого усиления для воспроизведения звука на головные телефоны, электромагнитный телефонный капсюль ДЭМ-4к, динамическую головку прямого излучения. Каскады предварительного усиления напряжения сигнала звуковой частоты, однотактный и двухтактный усилители мощности. Подключение динамической головки к выходу усилителя.

Рефлексный приемник прямого усиления и принцип его работы.

Паразитные обратные связи между трактами и каскадами приемника прямого усиления через общий источник питания; способы борьбы с ними.

Принципиальные схемы и назначение деталей приемников прямого усиления, намечаемых для конструирования в кружке. Методы покаскадной проверки, испытание и налаживание приемников. Приемы обнаружения и устранения неисправностей. Борьба с самовозбуждением. Текущий контроль: тестовая работа.

Практика:

Вычерчивание принципиальных схем приемников 1-V-l, l-V-2, 2-V-3, в том числе с внутренними магнитными антеннами, с головными телефонами, телефонными капсюлями и динамическими головками прямого усиления на выходе. Подбор и предварительная проверка радиодеталей, заготовка и разметка монтажных плат. Макетирование, монтаж, испытание и налаживание приемников (индивидуально или звеньями — в зависимости от сложности приемников, наличия деталей, интересов и подготовки кружковцев). Подбор или изготовление футляров для законченных конструкций.

Тема 8. Заключительное занятие. Промежуточная аттестация.

Теория:

Подведение итогов работы объединения за учебный год. Демонстрация законченных конструкций, отбор лучших работ для участия на местной выставке творчества юных техников. Поощрение наиболее активных учащихся. Промежуточная аттестация Индивидуальные творческие работы.


Второй года обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Теория:

Задачи и примерная программа объединения. Литература, рекомендуемая для чтения. Общие вопросы организации работы объединения. Правила поведения в радиолаборатории. Знакомство с материально-технической базой кружка. Правила безопасности труда при работе с электроинструментом и приборами, питающимися от сети переменного тока. Оказание первой помощи при электротравме.


Тема 2. Питание РЭА от сети переменного тока

Теория:

Трансформаторы (конструктивные особенности, коэффициент трансформации).

Схемы умножения напряжения. Стабилизация напряжения. Интегральные стабилизаторы. Импульсные источники питания. Схемотехника. Текущий контроль: устный опрос.

Практика:

Блок питания стабилизированный о-24 В. Бестрансформаторный блок питания 9В. Двуполярный источник тока + - 15В. Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов.

Тема 3. Интегральные микросхемы ИМС

3.1. Интегральные микросхемы

Теория:

Цифровые ИМС и их назначение. Схемотехника серии К 155,К 176,К564 процессоры.

Цифровая электроника:

а) система счисления десятичная, двоичная, восьмиричная;

б) кодеры и декодеры;

в) основные числовые операции. 0,1 да нет, таблицы истинности

Текущий контроль: проверочные работы.

Практика:

Генератор световых и звуковых импульсов на ИМС К 155 ЛА 3.Электронный сторож на ИМС К 561 ЛА 7. Сигнализатор аварийный на К561 ЛА 7

3.2. Аналоговые Интегральные схемы

Теория:

Аналоговые Интегральные схемы и их назначение и конструктивные особенности. Схемотехника серии К 174, ТДА 15.Операционные усилители серии К140, К 553, К 157.

Текущий контроль: тестовые работы.

Практика:

Усилитель мощности ЗЧ на ИМС К 174 УН 7

Генератор звуковых частот на ИМС К 174 УН 7

ТемБроблок на ИМС К 140 УД 1 А,Б

ТемБроблок на ИМС К 157 УД 2

Усилитель мощности ЗЧ на ИМС ТДА 1557

Микшерский пульт на ИМС.

Тема 4. Электронные лампы и их применение

Теория:

Назначение. Конструктивные особенности. Анод, катод, сетка. Цепи питания. Диод триод, тетрод, пентод. Усилительные свойства ламп. Усилитель на лампе: однотактный, двухтактный. Ламповый генератор незатухающих колебаний. Цепи положительной обратной связи (ПОС). Условия резонанса. Последовательный и параллельный резонанс.

Отрицательная обратная связь (ООС). Текущий контроль: устный опрос.

Практика: Сборка конструкций:

Усилитель звуковой частоты 2 Вт на 2-х электронных лампах

Усилитель звуковой частоты стерео 2* 6Вт на 8 электронных лампах

Передатчик диапазона 16 Ом на 3 – х электронных лампах

Тема 5. Звуковая техника

Теория:

Усилители, назначение и параметры

Акустические системы. Конструктивные особенности. Технические характеристики

Микрофоны. Телефоны. Текущий контроль: устный опрос.

Практика: Сборка конструкций:

Усилитель звуковой частоты (ЗЧ) 50 Вт* 4 Ом (Шутури В.В.)

Усилительный блок радиокомплекса (Агеев С.Н., 1982г, ж. Радио № 6 с.53)

Микрофонный усилитель

Тема 6. Ремонт и настойка РЭА

Практика:

Ремонт усилителей ЗЧ «Электрон 104»

Ремонт ДVД «Сони»

Ремонт головных телефонов ТДС 1

Ремонт автомагнитолы

Ремонт радиоприемника «Казахстан»

Текущий контроль: проверочные работы

Тема 7. Измерительные приборы и пробники

Теория: Пробники, содержащие лампы накаливания или головные телефоны, с гальваническими элементами для проверки электрических контактов, обмоток контурных катушек и трансформаторов, конденсаторов. Мультивибратор как источник электрических сигналов для проверки работоспособности приемников, усилителей 3Ч, пользование им. Простейший омметр- схема, источник питания, подбор стрелочного индикатора, дополнительных резисторов, возможная конструкция, градуировка шкалы. Авометр и пользование им.

Практика: Вычерчивание схем пробников, простейших измерительных приборов. Подбор деталей и монтаж пробника с лампой накаливания, головным телефоном, простейшего омметра для индивидуального и коллективного пользования. Практика пользования авометром. Текущий контроль: проверочные работы.

Тема 8. Итоговые занятия. Промежуточная аттестация.

Теория: Подведение итогов работы объединения за учебный год. Демонстрация законченных конструкций, отбор лучших работ для участия в выставке творчества юных техников. Поощрение наиболее активных учащихся. Промежуточная аттестация. Индивидуальные творческие работы учащихся.


Третий год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Предмет и содержание курса. Значение теоретического и практического материала программы.

Теория:

Обсуждение тематики занятий, порядок работы лаборатории. Значение робототехники для современного общества. Исторические сведения. Понятие о проектировании и конструировании робототехнических устройств.

Учебные пособия и литература, рекомендованные для освоения курса и самостоятельного изучения.

Знакомство с материально-технической базой. Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с электроинструментами и приборами, питающимися от сети переменного тока.

 Практика:

Фантазийный рисунок на тему: «Какие бывают роботы», «Робот моей мечты»

 Тема 2. Конструирование.

Теория:

Требования к роботам различного назначения. Понятие о технической эстетике и дизайне. Вспомогательные средства конструирования — чертежные (готовальня, чертежный прибор, шаблоны и др.), программные (знакомство с популярными программами ЗD-моделирования и конструирования). Текущий контроль: проверочная работа.

Практика:

 Определение технических требований при конструировании и программировании манипуляторов и простейших роботов.

Технический рисунок намеченных для изготовления роботов и их узлов.

Введение в язык программирования Robobasic. Демонстрация готовых программ

Тема 3. Технический расчет.

Теория:

Общая структура и основные узлы андроидного робота. Разъемные и неразъемные, подвижные и неподвижные соединения. Электрические контакты и коммутация разъемов. Текущий контроль: устный опрос.

Практика:

Определение возможных способов соединения деталей выбранных для изготовления роботов (с помощью схем, таблиц и технических рисунков). Сборка отдельных узлов (манипуляторов, ног — по группам) из готовых деталей. Регулировка.

Программирование основных команд манипуляторов. Знакомство с отладкой программ. Модификация параметров готовых программ робота из учебного набора и анализ результатов.

 Тема 4. Задачи робототехнического программирования и конструирования.

Теория:

Виды приводов. Электродвигатели. Сервоприводы. 

Обзор робототехнических приводов. Знакомство с основными видами электродвигателей и сервоприводов. Основные технические характеристики. Правила выбора оптимального типа привода. Текущий контроль: устный опрос.

Практика:

Определение и подбор двигателя (правила снятия технических характеристик). Знакомство с командами и способами программирования сервопривода. Программирование основных движений андроидного робота.


Тема 5. Основы исследовательской работы.

Теория: Знакомство с основными направлениями и принципами современных робототехнических исследований (искусственное зрение, слух, интеллект, взаимодействие робогрупп и т. д.).

Текущий контроль: устный опрос.

Практика: Выбор темы миниисследования

Модельное решение небольших практических задач по теме мини-исследования.

 Тема 6. Модельный эксперимент.

Теория:

Испытания робототехники.

 Виды испытаний. Организациями проведение испытаний изготовленных конструкций и их программ.

Практика: Углубленное изучение избранной темы, сбор дополнительной информации. Решение поставленных индивидуальных и групповых творческих задач в области робототехники.

Кинематические (ходовые) испытания. Оценка логики и замер скорости исполнения операций. Отладка программного кода. Текущий контроль: практическая работа.

Тема 7. Робототехнический практикум.

Практика: Продолжение изготовления и отладки конструкций, доступных по сложности обучаемым третьего года обучения. Монтаж узлов, программирование, проверка режимов работы устройств, налаживание и испытание устройств. Работа над внешним дизайном роботов. Текущий контроль: устный опрос

 Тема 8. Оформление исследовательских проектов.

Теория:

Техническая документация. 

Понятие о технической документации на изделие. Оформление документации.

Практика:

Оформление технической документации: технический рисунок, чертеж отдельных (дополнительных) деталей, фотография общего вида, краткая техническая характеристика. Написание пояснительной записки о назначении, принципе действия и правилах эксплуатации, описание пользовательского интерфейса.

Подготовка к итоговой выставке технического творчества. Определение роботов и программ для демонстрации. Подготовка к транспортировке, инструкции по упаковке/распаковке. 

Тема 9. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Промежуточная аттестация: Выставка творческих работ учащихся. Защита индивидуальных и коллективных проектов. Демонстрация законченных конструкций.





4. Методическое обеспечение программы


В ходе реализации программы применяются следующие технологии:

• для целенаправленной постановки перед учащимся познавательных задач, решая которые, они активно осваивают знания, приобретают опыт познавательной деятельности, используется технология проблемного обучения (И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

• используемая технология развивающего обучения (Л.В. Занков) направлена на развитие личности и ее способностей, предполагает ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию.

• технология личностно-ориентированного обучения используется для развития индивидуальных особенностей учащихся.

Методы и приёмы обучения:

Методы проблемного обучения - проблемное изложение материала; постановка проблемных вопросов; объяснение понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций; постановка проблемного вопроса, формулировка и решение проблемы учащимися, поиск ответов с использованием «опор» (таблиц, схем, чертежей). Данные методы предполагают постановку и решение познавательных задач.

Методы наглядного обучения - наглядные материалы: рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, демонстрационные опыты, видеоматериалы.

Словесные методы обучения - объяснение, беседа, рассказ, диалог, консультация.


Материалы и оборудование

Предусмотрено оборудование 4-х рабочих мест.

Каждое рабочее место оснащено:

- измерительным приборам М 830 или Ц 20;

- блоком питания 0-30 В;

- паяльником 40 Вт;

- пинцетом;

- бокорезами;

- плоскогубцами.

Предусмотрено местное освещение рабочего места.

Для настройки конструкций имеется осциллограф с 1-73, генератор звуковых частот Г 34 -1.

Для выполнения слесарных работ:

- тиски слесарные 1 шт;

- ножницы по металлу – 1 шт;

- зубило -2 шт;

- пилка по металлу – 1 шт;

- электроточило – 1 шт;

- электродрель – 1 шт;

- набор свёрл – 1 шт.

Для рассматривания и проработки схем ученическая доска.



5. Список литературы


  1. Вильяме Д. Программируемый робот, управляемый с КПК /Д. Вильяме; пер. с англ. А. Ю. Карцева. — М.: НТ Пресс, 2006. — 224 с; ил. (Робот — своими руками).

  2. Журналы «Радио» 2010 – 2015 год

  3. Журналы «Радиоконструктор» 2010 – 2012 год

  4. Журналы «Юный техник» 2010 -2015 год

  5. Книги В.И. Галкин «Начинающему радиолюбителю» - 2012 год.


Интернет ресурсы


1. http://www.membrana.ru. Люди. Идеи. Технологии.

2. http://www.3dnews.ru. Ежедневник цифровых технологий. О роботах на русском языке

3. http://www.all-robots.ru Роботы и робототехника.

4. http://www.ironfelix.ru Железный Феликс. Домашнее роботостроение.

5. http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.

6. http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование

7.http://www.pilot-cb.ru 
8.E-mail: [email protected]





























Контрольно-измерительные материалы (КИМ)

для оценки результатов обучения детей по программе «Сигнал»


1 год обучения


1. Направление постоянного тока:

а) от «+» к «-»

б) от «-» к «+»


2. Напряжение измеряют:

а) амперметром

б) вольтметром

в) омметром

3. Какая структура транзистора:

а) n-p-n

б) p-n-n

4.Направление тока через диод:

а) от анода к катоду

б) от катода к аноду

5. Анод:

а) положительный электрод

б) отрицательный электрод

6. Катод:

а) положительный электрод

б) отрицательный электрод

7. Силу тока измеряют:

а) вольтметром

б) омметром

в) амперметром

8. Сопротивление проводника измеряют:

а) в омах

б) в амперах

в) в микрофарадах

9. Емкость конденсатора измеряют:

а) в вольтах

б) в омах

в) в микрофарадах




Обработка результатов тестирования

Учащийся правильно ответил на:

80-100% вопросов (8 – 9 вопросов из 9) – высокий уровень знаний;

60-70% вопросов (6 – 7 вопросов из 9) – средний уровень знаний;

40-50% вопросов (4 – 5 вопросов из 9) – низкий уровень знаний.


2 год обучения


Для определения уровня практической подготовки проводятся соревнования по скоростной сборке:

(Даётся электрическая схема и детали для её сборки)

Результаты проверки:

1. первые три собранные конструкции – высокий уровень знаний и умений.

2. вторые три собранные конструкции – средний уровень знаний и умений.

3. оставшиеся не собранные конструкции – низкий уровень знаний и умений.

Технологическая карта изготовления печатной платы

(изготовляют 2 человека)

Объяснение физических и химических процессов при изготовлении печатных плат

HO FeCl + Cu = CuCl +FeO + H

Хлорное железо 2-х или 3-х валентное – соль соляной кислоты





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сигнал»

Автор: Новиков Сергей Ильич

Дата: 19.01.2018

Номер свидетельства: 450993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства