Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусница»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусница»
Развитие художественных способностей; овладение учащимися систематизированными знаниями по изготовлению изделий из бисера и умениями их применять на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусница»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр творчества и досуга»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
учебно-методическим советом приказом директора МБОУ
протокол от 29.08.2016 № 1 ДО «Центр творчества и досуга»
от 01.09.2016 № 167
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Искусница»
Направленность: художественная
Срок обучения: 3 года
Возрастная категория: 6-16 лет
Составитель:
Иванова Л.М.,
педагог дополнительного образования
Черногорск, 2016
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Искусница» художественной направленности (далее – программа) направлена на овладение учащимися систематизированными знаниями по изготовлению изделий из бисера и умениями их применять на практике.
Традиционные художественные народные промыслы и ремесла вновь переживают этапы возрождения и развития. Эту тенденцию можно проследить на уровне учреждений дополнительного образования, где в программах обучения появилось значительное количество предметов и предметных блоков, направленных на художественно-эстетическое образование учащихся; формирование уважительного отношения к народным традициям и повышение интереса к культурному наследию; развитие художественного вкуса при изучении ремесел.
Бисероплетение – один из увлекательных видов декоративно-прикладного искусства.
На занятиях учащиеся осваивают и совершенствуют навыки вышивки бисером, низания и плетения из бисера, изготавливают украшения, следуя традициям и современным направлениям моды.
Бисер, как материал доступен, представлен широким выбором цвета и форм бисеринок, но главное бисер таит в себе весьма широкие возможности для выражения художественного вкуса и мастерства.
Так же занятия по бисероплетению способствуют как эстетическому воспитанию учащихся, так и развитию художественно-творческих способностей. Эти способности развиваются через знакомство с конкретным видом декоративно-прикладного искусства и народных ремесел в целом.
Цель программы: развитие художественных способностей; овладение учащимися систематизированными знаниями по изготовлению изделий из бисера и умениями их применять на практике.
Задачи:
- обучать трудовым операциям по выполнению изделий в технике низания, ткачества и вышивки бисером;
- обобщать и систематизировать знания о технологии бисероплетения;
- учить самостоятельно оценивать результаты работы, делать выводы;
- развивать творческое мышление и стремление создавать красивые вещи своими руками.
Программа рассчитана на учащихся от 6 до16 лет.
Срок реализации программы - 3 года.
Формы проведения занятий
Практические занятия в данной программе совмещаются с теоретическими. На сообщение теоретических сведений отводится 20-25 процентов учебного времени – это вводные и обобщающие лекции, экскурсии. Все это направлено на дальнейшее развитие интереса учащихся к видам декоративно-прикладного искусства, к их истории. Особое внимание уделяется развитию художественных способностей учащихся. На занятиях не только углубляются знания учащихся и совершенствуются их практические навыки, но и развивается мастерство.
Значимым моментом при работе с учащимися является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, совместные посещения выставок прикладного творчества, музея.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
К концу освоения учебного материала учащиеся должны
знать:
- историю промысла;
- правила техники безопасности и организации рабочего места;
- виды бисера и бус;
- материалы, инструменты и приспособления;
- основные техники низания;
- способы вышивки бисером и стеклярусом;
- основные принципы составления схем для плетения;
- порядок работы (поэтапность).
уметь:
- пользоваться инструментами приспособлениями;
- подбирать материал: бисер, нити по качеству и цвету;
- разрабатывать схемы с учетом техники плетения;
- аккуратно выполнять изделия;
- выполнять правила по технике безопасности;
- выполнять различные техники плетения;
- выполнять различные техники вышивки бисером и стеклярусом;
- оформлять выставку своих работ.
Особое внимание уделяется проведению практических занятий, т.к. практические занятия способствуют формированию умения осознанно применять полученные знания на практике. На практических занятиях планируется проведение инструктажей (вводного, текущего, заключительного). Важно соблюдение правил техники безопасности, поэтому проверка техники безопасности проводится на каждом практическом занятии.
Формы текущего контроля
С целью закрепления полученных знаний на практике, предусматривается текущий контроль – опрос, выполнение итоговой работы после изучения каждой техники, отбор работ для участия в городских, региональных конкурсах детского творчества.
Для отслеживания индивидуального роста учащихся, могут быть представлены персональные выставки.
Формы проведения промежуточной аттестации
Основная форма промежуточной аттестации – выставка работ учащихся, которая проводится в конце учебного года, является результатом их деятельности, показывает уровень знаний и умений, полученных в процессе обучения. Для контроля теоретических знаний проводится конкурсная программа.
2. Учебно-тематический план
2.1. Учебно-тематический план первого года обучения
№
Раздел/ тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
История бисероплетения
2
2
-
3.
Орнамент: композиция, цветовое сочетание
2
1
1
4.
Плетение на проволоке, леске
70
8
62
5.
Текущий контроль
2
1
1
6.
Плетение 1-й иглой
38
4
34
7.
Текущий контроль
2
1
1
8.
Экскурсия
2
2
-
9.
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
14
2
12
10.
Промежуточная аттестация
Заключительное занятие
2
1
1
ИТОГО:
136
24
112
2.2.Учебно-тематический план второго года обучения
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Бисероплетение
160
25
135
1.1.
Вводное занятие
2
2
-
1.2.
Плетение 2-мя иглами
54
7
47
1.3.
Текущий контроль
2
1
1
1.4.
Техника «Кирпичный стежок»
48
5
43
1.5.
Текущий контроль
2
1
1
1.6.
Техника «Ткачество»
38
7
31
1.7.
Текущий контроль
2
1
1
1.8.
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
12
1
11
2.
Вышивка бисером
56
11
45
2.1.
История вышивки бисером
2
2
-
2.2.
Вышивка бисером, стеклярусом, блестками
42
4
38
2.3.
Текущий контроль
2
1
1
2.4.
Экскурсия
2
2
-
2.5.
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
6
1
5
2.6.
Промежуточная аттестация
Заключительное занятие
2
1
1
ИТОГО:
216
36
180
2.3. Учебно-тематический план третьего года обучения
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вышивка бисером
74
7
67
1.1.
Вводное занятие
2
2
-
1.2.
Сочетание нескольких техник вышивания
60
3
57
1.3.
Текущий контроль
2
1
1
1.4.
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
10
1
9
2.
Бисероплетение
142
14
128
2.1.
Восстановление и хранение изделий из бисера
16
1
15
2.2.
Текущий контроль
2
1
1
2.3.
Фантазийное низание
62
3
59
2.4.
Текущий контроль
2
1
1
2.5.
Оплетение объемных форм
44
3
41
2.6.
Текущий контроль
2
1
1
2.7.
Экскурсия
2
2
-
2.8.
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
10
1
9
2.9.
Промежуточная аттестация
Заключительное занятие
2
1
1
ИТОГО:
216
21
195
Содержание программы
Содержание программы первого года обучения
Тема 1.Вводное занятие.
Теория: знакомство с коллективом, режимом работы кружка, обсуждение плана работы на год, знакомство с правилами техники безопасности, пожарной безопасности. Демонстрация готовых изделий, образцов способов плетения, иллюстраций по бисероплетению.
Тема 2. История бисероплетения.
Теория: знакомство с историей украшений, опытом мастеров, изучение материалов, инструментов, приспособлений для бисероплетения. Знакомство с техниками низания.
Тема 3. Орнамент: композиция, цветовое сочетание.
Теория: история орнамента, классификация орнаментов, цветовые сочетания, применяемые при разработке орнаментов.
Практика: чтение схем, разработка схем с учетом особенностей техники плетения.
Тема 4. Плетение на проволоке, леске.
Теория: метод параллельного низания, способы присоединения лески и проволоки.
Практика: техника безопасности; плетение цветов, овощей и фруктов, насекомых, зверей, посуды, морских обитателей, транспорта, фигурок людей и героев сказок.
Тема 5. Текущий контроль.
Теория: опрос по теме «Плетение на проволоке, леске»
Практика: выполнение итоговой работы в изученной технике плетения, отбор работ для участия в городских, региональных конкурсах детского творчества.
Теория: виды швов: - в прокол швом «вперед иголка»;
- в прокол швом «за иголку»;
- штриховая гладь (стеклярусом);
- закрепление блестки с помощью бисеринки;
- шитье бисером по счету;
- вышивка по свободному контуру.
Практика: техника безопасности; выполнение образцов швов; вышивка картинки (по выбору) в изученных техниках.
Тема 2.3. Текущий контроль.
Теория: опрос по теме «Вышивка бисером, стеклярусом, блестками».
Практика: выполнение итоговой работы в изученной технике вышивки бисером, отбор работ для участия в городских, региональных конкурсах детского творчества.
Тема 2.4. Экскурсия.
Теория: экскурсия в музей, библиотеку или на выставку прикладного искусства.
Тема 2.5. Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня. Теория: изучение полученных Положений.
Практика: техника безопасности; изготовление творческих работ.
Теория: конкурсная программа, подведение итогов работы за год.
Практика: оформление выставки, оценка результатов работы.
Содержание программы третьего года обучения
Раздел 1. Вышивка бисером (74 ч).
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория: повторение пройденного материала за 1-й и 2-й год обучения, демонстрация образцов и готовых изделий.
Тема 1.2. Сочетание нескольких техник вышивания.
Теория: способы вышивки бисером.
Практика: техника безопасности; разработка эскиза, творческая работа с использованием изученных способов вышивки бисером.
Тема 1.3. Текущий контроль.
Теория: опрос по теме «Сочетание нескольких техник вышивания».
Практика: выполнение итоговой работы в изученной технике вышивки бисером, отбор работ для участия в городских, региональных конкурсах детского творчества.
Тема 1.4. Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня. Теория: изучение полученных Положений.
Практика: техника безопасности; изготовление творческих работ.
Раздел 2. Бисероплетение (142 ч).
Тема 2.1. Восстановление и хранение изделий из бисера.
Теория: особенности хранения изделий из бисера.
Практика: техника безопасности; ремонт изделий, изготовление упаковки для клипсов и сережек, для бус с застежкой.
Тема 2.2. Текущий контроль.
Теория: опрос по теме «Восстановление и хранение изделий из бисера».
Практика: итоговая работа (ремонт), отбор работ для участия в городских, региональных конкурсах детского творчества.
Тема 2.3. Фантазийное низание.
Теория: сочетание в работе бисера, кожи, бусин, ракушек.
Практика: техника безопасности; ожерелья из пуговиц, из бусин необычной формы; плетение бус с использованием ракушек.
Тема 2.4. Текущий контроль.
Теория: опрос. По теме «Фантазийное низание».
Практика: выполнение итоговой работы в изученной технике плетения, отбор работ для участия в городских, региональных конкурсах детского творчества.
Теория: конкурсная программа, подведение итогов работы за год.
Практика: оформление выставки, оценка результатов работы.
Методическое обеспечение
Занятия бисероплетением формируют у учащихся такие качества как аккуратность, терпение, настойчивость, умение доводить начатое до конца. Освоение материала идет последовательно, но каждая ступень обучения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала, что развивает и умения и навыки, закрепляет их на более высоком уровне.
Особенность данной программы заключается в том, что в каждый период обучения материал дается по основным разделам. Все разделы связаны между собой и, в то же время, имеют конкретное содержание и задачи по формированию знаний, умений и навыков. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развивая у них с первых занятий творческое отношение к работе.
Учащиеся получают знания по технологии изготовления изделий из бисера, сведения об инструментах, начальные представления о композиции.
Во время самостоятельной деятельности учащихся для развития интеллектуальных и творческих способностей применяются технологии: развивающего обучения (Л.В. Занков) и коммуникативная (Амоношвили Ш.А.) для формирования навыков межличностного общения во время коллективных форм работы.
В процессе обучения предполагается использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащегося; частично поисковый метод, информационно-развивающие методы:
- беседа;
- устное изложение материала;
- работа с литературными источниками;
- свободная импровизация в изготовлении изделий;
- выполнение работ творческого характера.
Структуру деятельности учащихся составляют групповые занятия, занятия в подгруппах и самостоятельная работа с литературой.
материалы: бисер, стеклярус, мелкие бусы, морские ракушки, проволока 0,5 мм, нити капроновые, клей «ПВА», нити «мулине» разного цвета, ткань для вышивки, картон, миллиметровая бумага, цветные карандаши, фломастеры;