Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дзюдо»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр творчества и досуга»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
учебно-методическим советом приказом директора МБОУ
протокол от 29.08.2016 №1 ДО «Центр творчества и досуга»
от 01.09.2016 №167
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дзюдо»
Направленность: физкультурно-спортивная
Срок обучения: 4 года
Возрастная категория: 6-15 лет
Составители:
Зубков К. А.,
Ажиревич Д.В.,
педагоги дополнительного образования
Черногорск, 2016
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дзюдо» (далее – программа) физкультурно – спортивной направленности, модифицированная, разработана на основе типовой программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по борьбе дзюдо. При разработке программы использованы нормативные требования по физической и спортивно – технической подготовке юных спортсменов, полученные на основе научно – методических материалов и рекомендаций последних лет по подготовке спортивного резерва.
Актуальность программы заключается в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих его людей, получение необходимых знаний о здоровом образе жизни, стремление вести здоровый образ жизни и воспитание в себе негативного отношения к вредным привычкам.
Педагогическая целесообразность заключается в формировании у учащихся положительного отношения к здоровому образу жизни, освоении навыков самозащиты, развитии базовых психофизиологических качеств (внимания, реакции, ловкости, подвижности, гибкости, силы, выносливости, силы воли), становлении характера. Развитие личностных качеств, формирование навыков общения в коллективе.
Распределение тем в течение учебного года варьируется по усмотрению педагога, исходя из целесообразности организации образовательной деятельности.
Цель программы:
Укрепление здоровья, формирование физической и духовной сторон личности учащегося.
Задачи программы:
- гармоничное развитие всех органов и систем организма учащихся;
- формирование стойкого интереса к занятиям спортом;
- воспитание трудолюбия;
- развитие и совершенствование физических качеств;
- развитие навыков самоконтроля;
- формирование адекватной самооценки;
- воспитание патриотизма.
Возраст учащихся - 6-15 лет.
Программа рассчитана на 4 года обучения в учебно-тренировочных группах.
Формы проведения занятий: групповые и индивидуальные. Обучение осуществляется на основе общих методических принципов.
Ожидаемые результаты и формы текущего контроля;
Основные виды контроля: оперативный, педагогический, текущий, этапный, в условиях соревнований (Приложение 2); (Приложение 3). В процессе обучения применяются восстановительные средства и мероприятия (Приложение 4).
Учащиеся должны:
- овладеть основами техники выполнения комплекса физических упражнений;
- освоить технику подвижных игр;
- овладеть демонстрационным комплексом приёмов стойки и партера;
- презентабельные результаты: соревнования различного уровня.
Формы проведения промежуточной аттестации.
Формой проведения промежуточной аттестации является тестирование общей физической подготовки, контрольно – переводные испытания (КПИ).
Используемые в программе сокращения:
Технико-тактическая подготовка (ТТП)
Общая физическая подготовка (ОФП)
Специальная физическая подготовка (СФП).
Тестирование общей физической подготовки (ТОФТ).
Контрольно-переводные испытания (КПИ).
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план 1 год обучения
№
Тема
Количество часов
Практика
Теория
Всего
Вводное занятие
2
2
1
Технико – тактическая подготовка
40
16
56
2
Общая физическая подготовка (ОФП)
38
4
42
3
Специальная физическая подготовка (СФП)
24
4
28
4
Тестирование общей физической подготовки (ТОФП)
4
4
5
Контрольно – переводные испытания (КПИ)
4
4
всего
110
26
136
Учебно-тематический план 2 год обучения
№
Тема
Количество часов
практика
теория
всего
Вводное занятие
2
2
1
Технико – тактическая подготовка
32
18
50
2
ОФП
50
4
54
3
СФП
36
4
40
4
ТОФП
4
-
4
5
Спарринг
62
-
62
6
КПИ
4
-
4
всего
188
28
216
Учебно-тематический план 3 год обучения
№
Тема
Количество часов
практика
теория
всего
Вводное занятие
2
2
1
Технико – тактическая подготовка
48
8
56
2
ОФП
80
4
84
3
СФП
62
4
66
4
ТОФП
4
4
5
КПИ
4
4
всего
216
Учебно-тематический план 4 год обучения
№
Тема
Количество часов
практика
теория
всего
Вводное занятие
2
2
1
Технико – тактическая подготовка
58
8
66
2
ОФП
70
4
74
3
СФП
62
4
66
4
ТОФП
4
4
5
КПИ
4
4
всего
198
18
216
Содержание программы
Первый год обучения
Вводное занятие, инструктаж
Теория: Построение. Правила поведения на занятии. Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности. Правила поведения на дороге. Беседа на тему: профилактика детского дорожного транспортного травматизма.
1.Технико-тактическая подготовка.
1.1. История дзюдо
Теория: Возникновение дзюдо, история развития дзюдо в мире, в СССР, в современной России.
1.2. Ритуал
Практика: Выход на татами, начало и конец схватки, построение в начале и конце тренировки. Тренер приветствует и прощается с учащимися. Завязывание пояса.
Практика: Отработка приёмов из демонстрационного комплекса для учащихся первого года обучения (Приложение 1). Отработка тактических действий в борьбе: тактика нападения, тактика защиты, тактика опережения, тактика контрдействий. Борьба в различных стойках.
1.4. Захваты
Теория: Правильность взятия захвата: рукав – отворот, рукав – на спине, рукав – за пояс, рукав – за пояс обратным хватом.
Практика: Отработка технических действий.
1.5. Передвижения
Теория: Передвижения приставным шагом, скрёстным шагом, движение по кругу.
Практика: Отработка передвижений.
1.6. Самостраховка
Теория: Падение при выполнении бросков: на назад, на бок, вперёд.
Практика: Отработка технических действий.
1.7. Терминология (Приложение 6)
Теория: Название команд и приёмов на японском языке в борьбе дзюдо.
2.Общая физическая подготовка (далее ОФП).
2.1. ОФП
Теория: Правильность выполнения физических упражнений. Правильное положение рук, ног, туловища. Название основных групп мышц.
Практика: Выполнение упражнений на развитие общей физической подготовки: быстроты, выносливости, внимания, гибкости, координации, ловкости, силы.
2.2. Игры
Теория: Умение взаимодействовать в команде. Воспитание командного духа.
Теория: Комплекс упражнений СФП: имитация, подвороты на броски, учикоми, работа с резиной, отработка бросков с манекеном.
Практика: Отработка технических действий.
3.2. Гимнастика
Теория: Гимнастика и борьба. Акробатика: акробатический мост, кувырок, колесо, рандат, фляг, сальто. Правильность выполнения гимнастических упражнений.
Практика: Отработка гимнастических упражнений.
4.Тестирование общей физической подготовки (далее ТОФТ).
4.1. ТОФТ
Практика: Выполнение комплекса упражнений:
-бег на 30 метров;
-бег на 60 метров;
-челночный бег 3х10 метров;
-бег на 800 метров;
-прыжки в длину с места;
-подтягивание на перекладине из положения виса;
-сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
из положения, лёжа на татами – время 10 подъёмов ног до касания татами за головой;
-забегание на борцовском мосту на оценку;
-вставание из положения стойки в положение «борцовский мост»;
-8 бросков на оценку.
5.Контрольно-переводные испытания (далее КПИ).
5.1. КПИ
Практика: Выполнение приёмов демонстрационного комплекса для первого года обучения на оценку. (Приложение 1).
Второй год обучения
Вводное занятие, инструктаж
Теория: Построение. Правила поведения на занятии. Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности. Правила поведения на дороге. Беседа на тему: профилактика детского дорожного транспортного травматизма.
Практика: Отработка приёмов из демонстрационного комплекса для учащихся второго года обучения (Приложение 1). Отработка тактических действий в борьбе: тактика нападения, тактика защиты, тактика опережения, тактика контрдействий. Борьба в различных стойках.
1.2. Захваты
Теория: Правильность взятия захвата: рукав – отворот, рукав – на спине, рукав – за пояс, рукав – за пояс обратным хватом.
Практика: Отработка технических действий.
1.3. Передвижения
Теория: Передвижения приставным шагом, скрёстным шагом, движение по кругу.
Практика: Отработка передвижений.
1.4. Правила соревнования
Теория: Взвешивание, документы, питание. Разминка, форма одежды на разминке. Начало соревнований. Порядок выхода на схватку. Система борьбы: олимпийская, смешанная, круговая.
1.5. Самостраховка
Теория: Падение при выполнении бросков: на назад, на бок, вперёд.
Практика: Отработка технических действий.
1.6. Терминология
Теория: Название команд и приёмов на японском языке в борьбе дзюдо.
2.Общая физическая подготовка (далее ОФП).
2.1. ОФП
Теория: Правильность выполнения физических упражнений. Правильное положение рук, ног, туловища. Название основных групп мышц.
Практика: Выполнение упражнений на развитие общей физической подготовки: быстроты, выносливости, внимания, гибкости, координации, ловкости, силы.
2.2. Игры
Теория: Умение взаимодействовать в команде. Воспитание командного духа.
Теория: Комплекс упражнений СФП: имитация, подвороты на броски, учикоми, работа с резиной, отработка бросков с манекеном.
Практика: Отработка технических действий.
3.2. Гимнастика
Теория: Гимнастика и борьба. Акробатика: акробатический мост, кувырок, колесо, рандат, фляг, сальто. Правильность выполнения гимнастических упражнений.
Практика: Отработка гимнастических упражнений.
4.Тестирование общей физической подготовки (далее ТОФТ).
4.1. ТОФТ
Практика: Выполнение комплекса упражнений:
-бег на 30 метров;
-бег на 60 метров;
-челночный бег 3х10 метров;
-бег на 800 метров;
-прыжки в длину с места;
-подтягивание на перекладине из положения виса;
-сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
из положения, лёжа на татами – время 10 подъёмов ног до касания татами за головой;
-забегание на борцовском мосту на оценку;
-вставание из положения стойки в положение «борцовский мост»;
-8 бросков на оценку.
5. Спарринг
5.1. Спарринг – означает «свободные упражнения», практикуется согласно правил текущих соревнований. Он подразумевает броски, удушающие приемы, удерживание противника на земле и скручивание ног и рук. Участники могут применять любые известные им методы в том случае, если это не травмирует оппонента и будут соблюдаться правила дзюдо
6.Контрольно-переводные испытания (далее КПИ).
6.1. КПИ
Практика: Выполнение приёмов демонстрационного комплекса для второго года обучения на оценку. (Приложение 1).
Третий год обучения
Вводное занятие, инструктаж
Теория: Построение. Правила поведения на занятии. Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности. Правила поведения на дороге. Беседа на тему: профилактика детского дорожного транспортного травматизма.
Практика: Отработка приёмов из демонстрационного комплекса для учащихся третьего года обучения (Приложение 1). Отработка тактических действий в борьбе: тактика нападения, тактика защиты, тактика опережения, тактика контрдействий. Борьба в различных стойках.
1.2. Правила соревнования
Теория: Взвешивание, документы, питание. Разминка, форма одежды на разминке. Начало соревнований. Порядок выхода на схватку. Система борьбы: олимпийская, смешанная, круговая.
2. Общая физическая подготовка (далее ОФП).
2.1. ОФП
Теория: Правильность выполнения физических упражнений. Правильное положение рук, ног, туловища. Название основных групп мышц.
Практика: Выполнение упражнений на развитие общей физической подготовки: быстроты, выносливости, внимания, гибкости, координации, ловкости, силы.
2.2. Игры
Теория: Умение взаимодействовать в команде. Воспитание командного духа.
Теория: Комплекс упражнений СФП: имитация, подвороты на броски, учикоми, работа с резиной, отработка бросков с манекеном.
Практика: Отработка технических действий.
3.2. Гимнастика
Теория: Гимнастика и борьба. Акробатика: акробатический мост, кувырок, колесо, рандат, фляг, сальто. Правильность выполнения гимнастических упражнений.
Практика: Отработка гимнастических упражнений.
4. Тестирование общей физической подготовки (далее ТОФТ).
4.1. ТОФТ
Практика: Выполнение комплекса упражнений:
-бег на 30 метров;
-бег на 60 метров;
-челночный бег 3х10 метров;
-бег на 800 метров;
-прыжки в длину с места;
-подтягивание на перекладине из положения виса;
-сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
из положения, лёжа на татами – время 10 подъёмов ног до касания татами за головой;
-забегание на борцовском мосту на оценку;
-вставание из положения стойки в положение «борцовский мост»;
-8 бросков на оценку.
5. Контрольно-переводные испытания (далее КПИ).
5.1. КПИ
Практика: Выполнение приёмов демонстрационного комплекса для третьего года обучения на оценку. (Приложение 1).
Четвёртый год обучения
Вводное занятие, инструктаж
Теория: Построение. Правила поведения на занятии. Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности. Правила поведения на дороге. Беседа на тему: профилактика детского дорожного транспортного травматизма.
Практика: Отработка приёмов из демонстрационного комплекса для учащихся четвёртого года обучения (Приложение 1). Отработка тактических действий в борьбе: тактика нападения, тактика защиты, тактика опережения, тактика контрдействий. Борьба в различных стойках.
1.2. Правила соревнования
Теория: Взвешивание, документы, питание. Разминка, форма одежды на разминке. Начало соревнований. Порядок выхода на схватку. Система борьбы: олимпийская, смешанная, круговая.
2. Общая физическая подготовка (далее ОФП).
2.1. ОФП
Теория: Правильность выполнения физических упражнений. Правильное положение рук, ног, туловища. Название основных групп мышц.
Практика: Выполнение упражнений на развитие общей физической подготовки: быстроты, выносливости, внимания, гибкости, координации, ловкости, силы.
2.2. Игры
Теория: Умение взаимодействовать в команде. Воспитание командного духа.
Теория: Комплекс упражнений СФП: имитация, подвороты на броски, учикоми, работа с резиной, отработка бросков с манекеном.
Практика: Отработка технических действий.
3.2. Гимнастика
Теория: Гимнастика и борьба. Акробатика: акробатический мост, кувырок, колесо, рандат, фляг, сальто. Правильность выполнения гимнастических упражнений.
Практика: Отработка гимнастических упражнений.
4. Тестирование общей физической подготовки (далее ТОФТ).
4.1. ТОФТ
Практика: Выполнение комплекса упражнений:
-бег на 30 метров;
-бег на 60 метров;
-челночный бег 3х10 метров;
-бег на 800 метров;
-прыжки в длину с места;
-подтягивание на перекладине из положения виса;
-сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
из положения, лёжа на татами – время 10 подъёмов ног до касания татами за головой;
-забегание на борцовском мосту на оценку;
-вставание из положения стойки в положение «борцовский мост»;
-8 бросков на оценку.
5.Контрольно-переводные испытания (далее КПИ).
5.1. КПИ
Практика: Выполнение приёмов демонстрационного комплекса для четвёртого года обучения на оценку. (Приложение 1).
Учебно-методическое обеспечение
При организации образовательной деятельности применяются современные психолого-педагогические технологии. На каждом занятии применяются технологии оздоровительного направления, содействующие укреплению здоровья, обучению двигательным навыкам, потребность в поддержании физического и психического здоровья организма (здоровьесберегающие, технологии обучения здоровью, технологии воспитания физической культуры и укрепления здоровья).
В большей степени используются методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), методы упражнений игровой и соревновательный. При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение – элементарным и простым. Тренеру нецелесообразно подробно анализировать детали. Учащимся необходимо ставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением: поймать, догнать, бросить в кольцо, прыгнуть через препятствие.
Ингерлейб М.Б. Анатомия физических упражнений / М.Б. Ингерлейб. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 187 с.
Момот В.В. Разминка и растяжка в боевых искусствах (практическое пособие). - Харьков: ФЛП Коваленко А.В., 2007. - 160 с.
Нельсон А., Кокконен Ю. Анатомия упражнений на растяжку / А.Нельсон, Ю.Кокконен; пер. с англ. С.Э. Борич. - Мн.: "Попурри", 2008. - 160 с.
Путин В. В., Шестаков В. Б., Левицкий А. Г. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - С. 6-10.
Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. - М., 2010. - 120 с.
Ю. А. Шулика, Я. К. Коблев, В. М. Невзоров, Ю. М. Схаляхо Дзюдо. Система и борьба: учебник. 2009.- 342 с.
Приложение 2
Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств
Физические
качества
10
11
12
13
14
15
Рост
+
+
+
+
Мышечная масса
+
+
+
+
Быстрота
+
+
+
Скоростно-силовые качества
+
+
+
+
+
Сила
+
+
Выносливость (аэробные
Возможности)
+
+
Анаэробные
Возможности
+
Гибкость
+
+
+
Координационные
Способности
+
+
+
Равновесие
+
+
+
+
+
Направленность тренировочных нагрузок с учётом основных путей энергообеспечения
ЧСС (уд/мин)
направленность
100-130
Аэробная (восстановительная)
140-170
Аэробная (тренирующая)
160-190
Анаэробно-аэробная (выносливость)
170-200
Лактатная-анаэробная (спец. выносливость)
170-200
Алактатная-анаэробная(скорость-сила)
Шкала интенсивности тренировочных нагрузок
Интенсивность
ЧСС (уд/10сек)
ЧСС (уд/мин)
Максимальная
30 и больше
180 и больше
Большая
29-26
174-156
Средняя
25-22
150-132
Малая
21-18
126-108
Оценка адаптации организма спортсмена к предыдущей работе
Качественная оценка
Индекс Руффье
Отлично
2 и менее
Хорошо
3-6
Удовлетворительно
7-10
Плохо
11-14
Плохо очень
15-17
Критическое
18 и более
Процедура тестирования начинается с измерения ЧСС в покое, после 5-минутного отдыха (Р1), в положении сидя. Затем выполняется 30 глубоких приседаний за 45 секунд с выпрямлением рук перед собой. Сразу же после окончания 30 приседаний измеряется пульс (Р2) в положении стоя, а после минутного отдыха в положении сидя (Р3).
Оценка скорости восстановления пульса (индекса Руффье) производится по формуле: R [(P1+P2+P3)-200]/ 10
Приложение 3
Схема ситуативного управления состоянием и поведением юных спортсменов
Приложение 4
Восстановительные средства и мероприятия
Величина тренировочных нагрузок и повышение уровня тренированности зависит от темпов восстановительных процессов в организме спортсмена. Средства восстановления подразделяются на три типа: педагогические, медико-биологические и психологические.
Факторы педагогического воздействия, обеспечивающие восстановление работоспособности
Рациональное сочетание тренировочных средств разной направленности;
Правильное сочетание нагрузки и отдыха, как в тренировочном занятии, так и в целостном тренировочном процессе;
Введение специальных восстановительных микроциклов и профилактических разгрузок;
Выбор оптимальных интервалов и видов отдыха;
Полноценные разминки и заключительные части тренировочных занятий;
Использование методов физических упражнений, направленных на стимулирование восстановительных процессов (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и т.д);
Повышение эмоционального фона тренировочных занятий;
Эффективная индивидуализация тренировочных воздействий и средств восстановления;
Соблюдение режима дня, предусматривающего определённое время для тренировок.
Медико-биологические средства восстановления:
- витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня и сауна.
Все перечисленные средства восстановления должны быть назначены и постоянно контролироваться врачом.
Психологические методы восстановления:
- психорегулирующие тренировки;
- разнообразный досуг;
-комфортабельные условия быта;
- создание положительного эмоционального фона во время отдыха;
Цветовые и музыкальные воздействия.
Одним из эффективных методов восстановления является психомышечная тренировка (ПМТ). Проводить ПМТ можно индивидуально и с группой, после тренировочного занятия.
Методические рекомендации
Постоянное применение одного и того же средства восстановления уменьшает восстановительный эффект. В этой связи использование комплекса, а не отдельных восстановительных средств даёт больший эффект. При составлении восстановительных комплексов следует помнить, что вначале надо применять средства общего воздействия, а затем – локального.
Приложение 5
Информационная карта программы
Составитель
Зубков Константин Александрович
Вид образовательной деятельности
Физкультурно - спортивная
Цель программы
Укрепление здоровья, формирование физической и духовной сторон личности ребёнка.
Тип программы
Модифицированная
Форма организации содержания
и процесса педагогической деятельности
Комплексная
Целевое обеспечение индивидуальных и частных потребностей обучающихся
Познавательная,
учебно-исследовательская
Сроки реализации
4 года
Возраст обучающихся
10-15 лет
Формы проведения занятий
Групповая, индивидуальная
Форма организации занятий
Теоретические, практические тренировочные
Количество воспитанников в группах
8-10 человек
Формы организации итоговых занятий
Контрольно – переводные испытания
Методическое обеспечение
Курсы лекций, разработки учебных тем, контрольные задания