Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этнокреатив»»
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Центр творчества и досуга»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
учебно-методическим советом приказом директора МБОУ ДО
протокол от 29.08.2016 №1 «Центр творчества и досуга»
от 01.09.2016 №167
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Этнокреатив»
Направленность: художественная
Срок обучения: 2 года
Возрастная категория: 7-14 лет
Составитель:
Садовская У. В.,
педагог дополнительного образования
Черногорск, 2016
Пояснительная записка
«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить.
Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком»
Ф.М. Достоевский.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Этно-креатив» художественной направленности (далее – программа) направлена на развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Все дети любят рисовать и делать поделки. Работа с разнообразными материалами развивает у ребенка художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, развивает мелкую моторику руки, пространственное воображение. Лист бумаги, краски, цветная бумага, ножницы, нитки, ткань и пластилин помогают детям познавать мир и рассказывать о нем, передавать свои эмоции, впечатления.
Для учащихся занятия изобразительным и декоративно -прикладным искусством может оказаться не просто интересным хобби, которое поможет развиваться и даст радость творчества, познания и общения, как с собственными произведениями, так и с окружающими миром. Исходя из этого, возникла необходимость создания программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Цель программы:развитие творческих способностей через овладение видами и техниками изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
формировать базовые знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству русского и хакасского народа;
знакомить с видами ДПИ: конструирование из бумаги, изготовление изделий из пластилина, художественная роспись тканей, вязание крючком, работа с природным материалом;
прививать у учащихся интерес и уважение к русскому и хакасскому народному творчеству.
Характеристика программы
Возраст учащихся - 7-14 лет.
Срок реализации – 2 года, первый год обучения составляет 34 учебных недели по 4 часа в неделю, второй год обучения - 36 учебных недели по 4 часа в неделю.
Программа предлагает как традиционные формы организации занятий: беседа, индивидуальные творческие задания, коллективные творческие задания, конкурсы, выставки работ; так и инновационные: ролевые игры, импровизационные задания.
Ожидаемые результаты; обучение нацелено на приобретение:
знаний:
умений и навыков:
виды декоративно-прикладного искусства;
графические и живописные материалы (акварель, гуашь, пастель)
приемы кистевой росписи;
основные правила оформления выставочной работы.
формирование навыков работы с художественными материалами, знакомство с разнообразными техниками ИЗО и ДПИ
Формы текущего контроля - опрос, итоговая работа, оценивание рисунков, викторины, выставки работ учащихся. Текущий контроль может проводиться как отдельным занятием (рисование итоговой работы, выставки работ учащихся), так и в течение 20 - 30 минут во время занятия (опрос, оценивание рисунков).
Формы проведения промежуточной аттестации - творческие задания, итоговая творческая работа, защита творческих работ выставки работ учащихся, коллективное творческое дело.
Лучшие работы учащихся предоставляются на городские, республиканские и всероссийские выставки детского художественного творчества.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план первого года обучения
№
Раздел/ тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие
2
2
2
Декоративная картина из засушенных цветов и листьев.
2
6
8
3
Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа
10
20
30
3.1
Дерево – рука
2
4
6
3.2
Хакасский узор
2
4
6
3.3
Осенние листочки
2
4
6
3.4
Пейзаж «Степи Хакасии»
2
4
6
3.5
Волшебный мир сказок
2
4
6
4
Традиционные виды росписи. Русская и хакасская роспись
2
32
34
4.1
Беседа о росписи. Знакомство с элементами.
2
8
10
4.2
Копирование образца
18
18
4.3
Текущий контроль
6
6
5
Текстиль. Ткачество
8
22
30
5.1
История ткацкого ремесла
2
2
5.2
Основные технические приемы ткачества
4
6
10
5.3
Знакомство с гобеленом
2
6
8
5.4
Иметация самотканных ковриков
10
10
6
Игрушка в различных техниках и материалах
6
24
30
6.1
Матрешка
2
8
10
6.2
Колокольчик. Папье-маше
2
8
10
6.3
«Птица»
2
8
10
7
Промежуточная аттестация
2
2
Всего:
136
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
2
2
2
Декоративная картина из засушенных цветов и листьев.
2
6
8
3
Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги
8
14
22
3.1
Способы создания фактуры на бумаге
2
2
4
3.2
Монотипия или мраморирование
2
2
4
3.3
Хакасские петроглифы
2
6
8
3.4
Бумажная бижутерия
2
4
6
4
Роспись по дереву, коже, ткани - 40 часов
10
30
40
4.1
Беседа о видах росписи. Знакомство с их художественно-стилистическими особенностями
2
6
8
4.2
Копирование образца
2
6
8
4.3
Хакасская личина
2
6
8
4.4
Роспись Хакасского бубна
2
6
8
4.5
Текущий контроль
2
6
8
5
Текстиль. Способы декорирования ткани
10
30
40
5.1
Роспись тканей. Беседа о способах нанесения узора
2
6
8
5.2
Печать на ткани хакасского орнамента
2
6
8
5.3
Печать на ткани растительного орнамента.
2
6
8
5.4
Батик. Свободная техника росписи.
2
6
8
5.5
Техника росписи «Холодный батик».
2
6
8
6
Игрушка в различных техниках и материалах. Тряпичная игрушка
6
24
30
6.1
Знакомство с миром тряпичной куклы. Русские и хакасские куклы
2
8
10
6.2
Хакасская кукла
2
8
10
6.3
Кукла «Колокольчик»
2
8
10
15.
Промежуточная аттестация.
2
Всего
144
3.Содержание программы
3.1. Содержание программы первого года обучения
№
Наименование тем
Содержание
1
Вводное занятие – 2 часа
Теория: Знакомство учащихся с программой первого года обучения, расписание занятий. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособление для работы. Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка в объединении и учреждении. Знакомство
2
Декоративная картина из засушенных цветов и листьев.-8 часов
Теория: Знакомство со способами и техникой выполнения - силуэтная аппликация, накладная, модульная (мозаика), симметричная, ленточная
Практика: создание силуэтной композиции из засушенных цветов и листьев.
3
Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа-30 часов
3.1
Дерево – рука- 6 часов
Теория: Познакомиться с особенностями декоративной композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения.
Практика: Придумать и выполнить декоративную композицию с использованием отпечатков рук (гуашь, акварель, формат А3).
3.2
Хакасский узор – 6 часов
Теория: Познакомиться с техникой вырезания хакасского орнамента на бумаге.
Практика: Выполнить композицию «Орнамент в Хакасском»
3.3
Осенние листочки- 6 часов
Теория: Знакомство с понятием «простая и сложная форма». Сравнение по форме различных листьев (рябина и липа, ясень и дуб), и выявление их геометрической основы.
Практика: Аппликация в мозаичной технике.
3.4
Пейзаж «Степи Хакасии»- 6 часов
Практика: Используя навыки, приобретенные на предыдущих уроках, выполнить композицию на передачу эмоционального состояния природы с помощью ритмически организованных пятен
3.5
Волшебный мир сказок - 6 часов
Теория: Знакомство с хакасскими сказками. Познакомить с анималистическим жанром в декоративно-прикладном искусстве.
Практика: Выполнить силуэтное изображение животного.
4
Традиционные виды росписи. Русская и хакасская роспись-34 часа
4.1
Беседа о росписи. Знакомство с элементами -10 часов
Теория: Беседа об истории возникновения и развития росписи
Практика: Знакомство с орнаментальными мотивами, видами узоров, их нанесения на поверхность.
4.2
Копирование образца-18 часов
Практика: Выполнение копий хакасской и русской росписи.
4.3
Текущий контроль -6 часов
Практика: «Праздничное гуляние». Создать композицию с фигурками людей, зверей, птиц.
5
Текстиль. Ткачество-30 часов
5.1
История ткацкого ремесла-2 часа
Теория: Просмотр фильма об истории ткацкого ремесла, об оборудовании, необходимом для ткачества
5.2
Основные технические приемы ткачества - 10 часов
Теория: Познакомить с понятиями зев, уток, долевая нить.
Практика: Подготовить картон к ткачеству, выполнить простое полотняное переплетение.
5.3
Знакомство с гобеленом - 8 часов
Теория: Знакомство с историей возникновения гобелена.
Практика: Используя возможности изобразительных средств (линия, точка) выполнить копию готового гобелена с натуры, имитируя технику ткачества.
5.4
Имитация самотканых ковриков - 10 часов
Практика: Изготовление коврика.
6
Игрушка в различных техниках и материала 30 часов
6.1
Матрешка - 10 часов
Теория: Познакомиться с историей возникновения матрешки.
Практика: Познакомиться с последовательностью работы над заготовкой. Роспись матрешки в русском и хакасском национальном костюме.
6.2
Колокольчик. Папье-маше- 10 часов
Теория: Познакомиться с техникой прикладного творчества папье-маше.
Практика: Нанесение необходимого количества слоев бумаги на пластилиновую форму.
6.3
«Птица»- 10 часов
Теория: Символика образа птицы в народном творчестве.
Практика: Изготовление разных вариантов птицы из природного материала.
15
Промежуточная аттестация – 2 часа
Практика: Итоговая творческая работа на закрепление всех полученных за год знаний, навыков и умений.
3.2. Содержание программы второго года обучения
№
Наименование разделов, тем
Содержание
1.
Вводное занятие – 2часа
Теория: Знакомство обучающихся с программой 2-го года обучения, расписанием занятий, техникой безопасности.
2
Декоративная картина из засушенных цветов и листьев - 8 часов
Теория: Знакомство со способами и техникой выполнения - силуэтная аппликация, накладная, модульная (мозаика), симметричная, ленточная
Практика: создание силуэтной композиции из засушенных цветов и листьев.
3
Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. -22 часа
3.1
Способы создания фактуры на бумаге-4 часа
Теория: Познакомить со способами создания фактуры на бумаге с помощью пленки и соли.
Практика: рисование фактуры на бумаге.
3.2
Монотипия или мраморирование- 4 часа
Теория: Познакомиться со способами получения «единственного отпечатка».
Практика: Мраморирование на листе бумаги с помощью акварели, мыла и чернил.
3.3
Хакасские петроглифы-8 часа
Теория: знакомство с хакасскими наскальными рисунками;
Практика: научиться состаривать лист бумаги для создания петроглифа.
3.5
Бумажная бижутерия - 6 часов
Теория: Способы скручивания бумаги в трубочки.
Практика: Использование цветных страниц из глянцевых журналов для создания бижутерии.
4
Роспись по дереву, коже, ткани - 40 часов
4.1
Беседа о видах росписи. Знакомство с их художественно- стилистическими особенностями- 8 часов
Теория: Беседа о видах росписи, художественно- стилистические особенности основных центров росписи по дереву (Хохлома, Городец, Мезень).
Практика: Рисование элементов и мотивов росписи.
4.2
Копирование образца- 8 часов
Теория: Способ нанесения росписи.
Практика: Выполнение копии с подлинника. Использование деревянной заготовки
Практика: Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи на коже.
4.5
Текущий контроль- 8 часов
Практика: Составить композицию из знакомых элементов выбранной народной росписи
5
Текстиль. Способы декорирования ткани-40 часов
5.1
Роспись тканей. Беседа о способах нанесения узора - 8 часов
Теория: Познакомить со способами нанесения узора на ткань: набойка, холодный и горячий батик, свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при росписи тканей.
5.2
Печать на ткани хакасского орнамента - 8 часов
Теория: Познакомить с историей возникновения печатания на ткани (набойки).
Практика: Создать свои раппорты, потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению.
5.3
Печать на ткани растительного орнамента - 8 часов
Теория: Знакомство с растительным орнаментом
Практика: Составить эскиз растительного орнамента из отпечатков разрезанной поперек головки чеснока (цветок) и листьев с хорошо выраженными прожилками (листочки)
5.4
Батик. Свободная техника росписи -8 часов
Теория: Познакомить с техникой свободной росписи ткани.
Практика: Создать композицию «Цветы», работая с наглядным материалом.
5.5
Техника росписи «Холодный батик»- 8 часов
Теория. Познакомиться с техникой росписи «Холодный батик».
Практика: Работа над эскизом батика. Освоить приемы работы (переведение рисунка на ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков).
6
Игрушка в различных техниках и материалах. Тряпичная игрушка-30 часов
6.1
Знакомство с миром тряпичной куклы. Русские и хакасские куклы-10 часов
Теория: Знакомство с миром тряпичной куклы, показ готовых кукол.
Практика: Выполнение кукол.
6.2
Хакасская кукла- 10 часов
Теория: Познакомить с традицией выполнения куклы .
Практика: Выполнить куклу в национальной хакасской одежде.
6.3
Кукла «Колокольчик»-10 часов
Теория: Познакомить с символичностью данной куклы.
Практика: Выполнить куклу
7
Промежуточная аттестация – 2 часа
Практика: Итоговая творческая работа на закрепление всех полученных за год знаний, навыков и умений.
4. Методическое обеспечение программы
Для успешной и эффективной реализации программы используются следующие педагогические технологии:
Технология развивающего обучения, цель которой развитие личности и её способностей. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию. Вовлечение учащихся в различные виды деятельности как на занятиях, так и в городских, республиканских и всероссийских выставках детского художественного творчества.
Технология проблемного воспитания, целью которой является развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся. Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно усваивают знание и приобретают опыт познавательной деятельности.
Методы и приемы
Работа с учащимися направлена на развитие у них способностей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала, а также практическую деятельность, являющуюся основной необходимой для закрепления информации. В процессе обучения используются следующие методы обучения:
наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу);
практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам);
аналитические (наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ).
Основу теоретической части составляют учебные задачи: техника рисунка, последовательность изображения, изображение предметов в пространстве. Подробное изложение содержания каждой задачи и практических приёмов её решения должно обеспечить грамотное выполнение практических работ.
Для обучения техники рисования в программу внесена методика сравнения: теплые и холодные, хроматические и ахроматические цвета, динамика и статика, более подробное изучение процессов создания рисунка, обучение разнообразным живописным техникам (акварельная, техника по «сырому», техника гуашевого мазка, техника пастельного рисунка).
Дидактический материал
Иллюстрации с изображениями предметов декоративно-прикладного искусства;
Карточки с изображениями млекопитающих, птиц, рыб;
Альбомы с фотографиями работ художников;
Иллюстрации с изображениями отдельных элементов пейзажа;
Иллюстрации Русской архитектуры;
Таблицы, схемы последовательности изображения фигуры человека.
Необходимые материалы и инструменты:
Краски (акварель, гуашь); карандаши (Т., М., ТМ, 2М., 2Т., цветные); кисти (беличьи, колонковые с №1 - №12, щетина);тушь; палитра
Мольберт; альбом для рисования; ватман; калька
Стирательная резинка; ножницы; клей ПВА; баночка для воды
Пластилин; вязальные нити; ткани
5.Список литературы
Кашекова И. Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. ФГОС Издательство: М.: Академкнига.2013 год