kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Истины здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование осознанного отношения учащихся к своему физическому и психологическому здоровью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Истины здоровья»»


Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Центр творчества и досуга»



ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

учебно-методическим советом приказом директора МБОУ ДО

протокол от 29.08.2016 №1 «Центр творчества и досуга»

от 01.09.2016 №167






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Истины здоровья»


Направленность: социально-педагогическая

Срок обучения: 3 года

Возрастная категория: 6-15 лет






Составитель:

Зубкова Л. В.,

педагог дополнительного образования










Черногорск, 2016





1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) «Истины здоровья» ориентирована на образование учащихся в социально-педагогической направленности и формирует осознанное отношение учащихся к своему физическому и психологическому здоровью. Здоровье - одно из прав человека, важнейший компонент человеческого благополучия, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Программа «Истины здоровья» пробуждает в учащихся желание заботиться о своем здоровье. Для того чтобы сохранить здоровье ребёнка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, педагогов) для создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Именно поэтому любое образовательное учреждение становится «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая деятельность (спортивная, досуговая, двигательная активность…) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. С помощью программы «Истины здоровья» у учащихся формируются навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Предлагаемая программа представляет собой совокупность знаний о здоровье, о болезнях и простых методах лечения, оказания первой доврачебной помощи, также формирования умений и навыков здорового образа жизни.

Цель:

Формирование осознанного отношения учащихся к своему физическому и психологическому здоровью.

Задачи:

  • Формировать у учащихся ценностное отношение к здоровью;

  • Учить осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранить и укрепить здоровье;

  • Формировать представление о правильном питании;

  • Формировать представление о рациональной организации режима дня;

  • Формировать представление о негативных факторах, представляющих риск для здоровья (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания).

Программа рассчитана на 3 года обучения и состоит из 6 разделов:

1. Человек. Строение организма человека.

2. Причины болезней человека и способы лечения.

3. Гигиена и здоровье.

4. Питание и здоровье.

5. Профилактика вредных привычек.

6. Оказание первой помощи.

Возраст учащихся 6-15 лет.

Срок реализации – 3 года

Формы проведения занятий:

  1. Игровая.

  2. Познавательная.

  3. Проблемно - ценностное общение.

В ходе занятий сочетаются теоретическая и практическая работа.

Формы текущего контроля:

  • анкеты

  • тесты

  • выполнение манипуляций на манекене.

  • викторины

  • кроссворды

  • ролевые игры

С целью закрепления полученных знаний и умений предусмотрен текущий контроль, который осуществляется после изучения раздела в течение 10 – 15 минут во время занятий и в конце полугодия учебного года.

Критерии оценки:

Высокий уровень обученности предполагает полное овладение теоретическими знаниями и практическими умениями.

Средний уровень обученности – учащиеся овладевают программным материалом, но имеют проблемы в теоретических знаниях и практических умениях.

При низком уровне обученности учащиеся имеют самые элементарные знания, умения и навыки по программе.

В результате освоения программы учащиеся должны:

Знать:

Уметь:

  • основные группы пищевых продуктов, которые необходимы для поддержания здоровья;

  • аптечные препараты, которые повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям;

  • минимальный набор лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача (головная боль, повышение температуры);

  • основные понятия строения организма человека.

  • осуществлять простейшие физиологические измерения (чистота пульса, вес, рост, температура тела);

  • подобрать гигиенические средства по уходу за телом, волосами, зубами;

  • организовать свой режим дня;

  • оказать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих возрастных возможностей;

  • снимать утомление с органов зрения, слуха;

  • избегать форм поведения, связанных с риском для здоровья и занимать позицию неприятия девиантных форм поведения.


Формы проведения промежуточной аттестации:

  • викторины

  • тесты

  • опрос

  • выполнение манипуляций на манекене























2. Учебно-тематический план

2.1. Учебно-тематический план первого года обучения


№ п.п.

Раздел/тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Человек. Строение организма человека.

12

6

6

1.1.

Вводная часть «доктора Пилюлькиной»

3

2

1

1.2.

О здоровье и болезни

4

2

2

1.3.

«Экскурсия» в медицинское учреждение

3

1

2

1.4.

Текущий контроль

Из чего состоит организм человека

2

1

1

2.

Причины болезней человека и способы лечения

27

10

17

2.1.

Иммунитет - защитная крепость нашего организма

2

1

1

2.2.

Причины наших недугов

4

2

2

2.3.

Способы и виды лечения

4

2

2

2.4.

Домашние рецепты лечения доктора Пилюлькиной

7

3

4

2.5.

Текущий контроль

Естественные методы лечения

8

2

6

2.6.

Подготовка конкурсных материалов.

2


2

3.

Гигиена и здоровье

34

17

17

3.1.

Движение-это здоровье, жизнь и красота.

8

4

4

3.2.

Уход за собой

6

2

4

3.3.

Гигиена жилья

8

6

2

3.4

Подготовка конкурсных материалов.

2


2

3.5.

Текущий контроль

Личная гигиена

10

5

5

4.

Питание и здоровье

14

5

9

4.1.

Пирамида здорового образа жизни

3

1

2

4.2.

Правильное питание-залог здоровья

7

4

3

4.3.

Текущий контроль

Режим питания

2


2

4.4.

Подготовка конкурсных материалов.

2


2

5.

Профилактика вредных привычек

20

10

10

5.1.

Жизнь без вредных привычек - это реально!

8

5

3

5.2.

Подготовка конкурсных материалов.

2


2

5.3.

Как уберечь себя от влияния вредных привычек

5


5

5.4.

Текущий контроль

Алкоголь и здоровье

5

5


6.

Оказание первой помощи

29

10

19

6.1.

Нужное дело - умение оказать первую помощь пострадавшим

6

2

4

6.2.

Окажи первую помощь человеку при внезапных заболеваниях

8

3

5

6.3.

Предотвращение солнечного удара

6

3

3

6.4.

Лесные опасности, если вас ужалила оса

5

2

3

6.5.

Промежуточная аттестация.

2


2

7.

Заключительное занятие

2


2


Итого

136

58

78


2.2. Учебно-тематический план второго года обучения


№ п/п

Раздел/тема.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Человек. Строение организма человека.

23

12

11

1.1.

Вводная часть.

5

2

3

1.2.

Части тела, внутренние органы, их функциональное предназначение.

5

3

2

1.3.

Чувства и эмоции.

5

3

2

1.4.

Функциональное предназначение частей тела.

4

2

2

1.5.

Текущий контроль

Правила межличностного общения.

4

2

2

2.

Причины болезней и способы лечения.

30

14

16

2.1.

Иммунитет, «активные» и «пассивные» способы повышения иммунитета.

5

2

3

2.2.

Инфекции, передаваемые половым путем.

5

3

2

2.3.

Пути предупреждения ВИЧ.

6

4

2

2.4.

Поликлиника и больница экскурсия.

4

1

3

2.5.

Текущий контроль

Медикаменты.

8

4

4

2.6.

Подготовка конкурсных материалов.

2


2

3.

Гигиена и здоровье.

37

18

19

3.1.

Чистота-залог здоровья.

5

3

2

3.2.

Режим дня.

6

4

2

3.3.

Индивидуальные и возрастные особенности кожи.

6

3

3

3.4.

Гигиена полости рта, заболевания зубов.

8

4

4

3.5.

Текущий контроль

Пользование косметическими средствами.

8

4

4

3.6.

Подготовка конкурсных материалов.

4


4

4.

Питание и здоровье.

36

16

20

4.1.

Процесс пищеварения.

5

3

2

4.2.

Обработка пищевых продуктов.

6

3

3

4.3.

Режим питания.

6

2

4

4.4.

Традиции приема пищи.

10

6

4

4.5.

Текущий контроль

Этикет за столом.

5

2

3

4.6.

Подготовка конкурсных материалов.

4


4

5.

Профилактика вредных привычек.

40

22

18

5.1.

Как избежать влияние вредных привычек.

10

6

4

5.2.

Алкоголь. Пагубное влияние на организм человека.

10

5

5

5.3.

Учитесь говорить «нет»!

7

4

3

5.4.

Новые «мании» и проблемы.

8

5

3

5.5.

Текущий контроль

Как пережить стрессовые ситуации.

3

2

1

5.6.

Подготовка конкурсных материалов.

2


2

6.

Оказание первой помощи.

50

21

29

6.1.

Первая помощь при ожогах

6

2

4

6.2.

Как уберечь себя от несчастья?

10

5

5

6.3.

Окажи первую помощь человеку.

10

4

6

6.4.

Сумей оказать первую помощь людям, терпящим бедствие на воде.

6

3

3

6.5.

Как избежать грибных неприятностей.

6

3

3

6.6.

Правила безопасности при обращении с электроприборами.

4

2

2

6.7

Правила личной безопасности в доме.

4

2

2

6.8.

Промежуточная аттестация.

2


2

7.

Заключительное занятие.

2


2


Итого

216

103

113


2.3. Учебно-тематический план третьего года обучения


№ п/п

Раздел/тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Человек.

24

12

12

1.1

Вводная часть.

4

2

2

1.2

Человек - высшее творение природы.

4

2

2

1.3

Организм человека- система неразрывно связанных между собой органов.

4

2

2

1.4

Гуманное отношение к физическим недостаткам человека.

4

2

2

1.5

Стресс, его психологические и физиологические проявления. Способы совладения со стрессом.

4

2

2

1.6

Текущий контроль

Конфликты в семье. Способы их разрешения.

4

2

2

2.

Причины болезней и способы лечения.

30

14

16

2.1

Эпидемии.

4

2

2

2.2

Инфекционные заболевания.

4

2

2

2.3

Поведение при подозрении на инфекционное заболевание.

4

2

2

2.4

Вызов врача на дом.

2

1

1

2.5

Поведение в медицинских учреждениях.

4

2

2

2.6

Осторожное обращение с медикаментами.

4

2

2

2.7

Санаторно-курортное лечение.

4

2

2

2.8

Текущий контроль

Профилактические прививки.

2

1

1

2.9

Подготовка конкурсных материалов.

2


2

3.

Гигиена и здоровье.

36

18

18

3.1

Взаимосвязь чистоты, здоровья и эстетики.

4

2

2

3.2

Активный и пассивный отдых.

4

2

2

3.3

Сон, как эффективный отдых.

4

2

2

3.4

Индивидуальный выбор средств, для ухода за телом.

4

2

2

3.5

Планирование труда и отдыха во время экзаменов или эмоциональных нагрузок.

4

2

2

3.6

Болезни кожи, связанные с обменом веществ, угревая сыпь.

8

4

4

3.7

Вредность чрезмерного использования косметики.

4

2

2

3.8

Текущий контроль

Как можно создать здоровую среду вокруг себя.

4

2

2

4.

Питание и здоровье.

36

16

20

4.1

Что такое пища?

4

2

2

4.2

Русь хлебосольная.

4

2

2

4.3

Сбалансированность продуктов питания в меню человека.

4

2

2

4.4

Диеты, их разновидности. Вред чрезмерного увлечения диетами.

8

4

4

4.5

Болезни нерационального питания: ожирение, анорексия.

4

2

2

4.6

Вред «быстрого питания», «перекусов».

4

2

2

4.7

Правила поведения в местах общественного питания.

6

2

4

4.8.

Текущий контроль

Экскурсия в медицинское учреждение.

2


2

5.

Профилактика вредных привычек.

40

18

22

5.1

Болезни человека, возникающие в результате употребления ПАВ.

8

4

4

5.2

Факторы развития пьянства и алкоголизма.

6

4

2

5.3

Подготовка конкурсных материалов.

2


2

5.4

Алкоголизм и его социальные последствия.

4

2

2

5.5

Защити себя от алкоголя.

4

2

2

5.6

Поведение с людьми, употребляющими ПАВ.

4

2

2

5.7

Наркотический дурман.

6

2

4

5.8

Подготовка конкурсных материалов

2


2

5.9

Текущий контроль

Выработка независимого поведения, противостояние в употреблении табака, алкоголя, наркотиков.

4

2

2

6.

Оказание первой помощи.

50

22

28

6.1

Стихийные бедствия. Вызов экстренной помощи.

8

4

4

6.2

Первая помощь при неотложных состояниях.

10

4

6

6.3

Принципы сердечно- лёгочной реанимации.

6

4

2

6.4

Подготовка конкурсных материалов.

2


2

6.5

Острые отравления. Помощь.

8

4

4

6.6

Аллергические реакции. Помощь.

8

4

4

6.7

Симптомы неотложных состояний.

6

2

4

6.8

Промежуточная аттестация.

2


2


Итого

216

100

116





3. Содержание программы


3.1. Содержание первого года обучения

1. Человек. Строение организма человека.

1.1. Вводная часть «доктора Пилюлькиной» с группой учащихся.

Теория:

Рассказ о плане работы объединения «Юный медик». Инструктаж по технике безопасности

Практика:

-Торжественное посвящение в кружок.

-Принятие клятвы: «Клянусь бороться с вредными привычками…»

1.2. О здоровье и болезни

Теория:

-Понятие «практически здоров»

-Что такое болезнь?

Практика:

- Ролевая игра «Путешествие во времени». Представление о болезни врачей-философов в

древности.

-Ролевая игра «Специалист»

1.3. «Экскурсия» в медицинское учреждение.

Теория:

-Знакомство с работой врачей разной направленности (хирург, терапевт, кардиолог)

Практика:

- Устное творчество: «Случай из моей жизни…»

1.4. Из чего состоит организм человека.

Теория:

-Основные системы нашего организма.

-Эти органы важны, без них нет жизни!

Практика:

Текущий контроль: викторина, кроссворд.

-Веселое состязание «Отгадай загадку доктора Пилюлькиной».

-Распредели органы человека по системам.

2. Причины болезней человека и способы лечения.

2.1. Иммунитет - защитная крепость нашего организма.

Теория:

-Забота природы о сохранении нашего организма.

-Виды защиты от непрошеных болезней, вирусов, микроорганизмов.

Практика:

-Состязание: «Кто расскажет большее количество пословиц, поговорок о здоровье».

-Шуточная физкультминутка.

2.2. Причины наших недугов.

Теория:

-Влияние привычек на общее состояние здоровья человека.

-Определение соотношения понятий «здоровый образ жизни» и привычки человека.

Практика:

-Игра «Вставь пропущенное слово»

-Выполнение упражнений для тренировки зрения.

2.3. Способы и виды лечения.

Теория:

-Естественные методы лечения.

-Медикаментозные методы лечения.

Практика:

-«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»

-Творческая работа «Нарисуй и раскрась!»

2.4. Домашние рецепты лечения доктора Пилюлькиной

Теория:

-Лук и чеснок от семи недуг.

-Полезные свойства меда, малины и брусники сибирской.

Практика:

-«Приглашаем к чаю» - празднично-конкурсная программа по народным традициям чаепития и целебным свойствам чая.

2.5 Естественные методы лечения.

Теория:

-Массаж.

-Йога.

-Ароматерапия.

Практика:

Текущий контроль: викторина.

-Проведения массажа на лице для профилактики простуд, массажа стоп «Сборщик», «Художник».

-Ароматерапия - приятный дух лечит от недуг.

2.6. Подготовка конкурсных материалов.

Практика: выполнение работы на конкурс.

3. Гигиена и здоровье

3.1. Движение-это здоровье, жизнь и красота.

Теория:

-Беседа «На зарядку становись».

Практика:

-Физкультминутка для снятия усталости с туловища и ног.

3.2. Уход за собой.

Теория:

-Лицо зеркало души.

-Наши лучшие друзья - это мыло и вода.

Практика:

-Правила ухода за телом.

-Береги свои зубы.

-Чтобы зрение было хорошим.

3.3. Гигиена жилья.

Теория:

-Беседа-диалог. «Чистое помещение - залог здоровья»

Практика:

-- Конкурс загадок о средствах гигиены.

3.4.Подготовка конкурсных материалов.

Практика: выполнение работы на конкурс.

3.5. Личная гигиена.

Теория:

-Правила, которые надо соблюдать, или личная, гигиена детей».

-Советы доктора воды.

Практика:

Текущий контроль: кроссворд.

-Устное творчество «Как же не быть грязнулей».

4. Питание и здоровье

4.1. Пирамида здорового образа жизни.

Теория:

- «Здорового аппетита»! или секреты питания.

Практика:

-Игра «Выбери полезные продукты для своего стола».

4.2. Правильное питание-залог здоровья.

Теория:

-Изучение основных правил рационального питания.

Практика:

- Игра «Полезное - неполезное»

-Викторина «Пища – для здоровья »

4.3.Режим питания.

Практика:

Текущий контроль: викторина.

-Составь свой режим питания.

4.4 Подготовка конкурсных материалов.

Практика: выполнение работы на конкурс.

5.Профилактика вредных привычек.

5.1. Теория:

«Алкоголь - похититель рассудка»

Практика: «Жизнь без вредных привычек - это реально!»- деловой практикум.

5.2. Подготовка конкурсных материалов.

Практика: выполнение работы на конкурс.

5.3. Как уберечь себя от влияния вредных привычек

Практика: Игровой - практикум «Как уберечь себя от влияния вредных привычек».

Игра «Нарисуй словесный портрет пьющего человека».

Обсуждение ситуаций, связанных с алкоголем.

5.4. Алкоголь и здоровье

Теория:

Работа с плакатом «Что происходит в человеческом организме после приема алкоголя».

Как вода и спирт действуют на мозг.

Беседа - размышление «Алкоголь и здоровье».

Текущий контроль: опрос.

6. Оказание первой помощи.

6.1. Нужное дело - оказание первой помощи пострадавшим

Теория:

- практические советы учащимся.

Практика:

Деловой практикум: «Умей оказать первую помощь при несчастных случаях».

-При ранениях.

-При переломах костей.

-При отморожениях.

6.2. Окажи первую помощь человеку при внезапных заболеваниях

Теория:

Алгоритм оказания первой помощи человеку.

Практика:

-При сердечном приступе.


-При обмороке.

6.3. Предотвращение солнечного удара

Теория:

Природные чрезвычайные ситуации. Что такое солнечный удар.

Практика:

- Деловой практикум: как вести себя при солнечном ударе, пожаре, грозе, радиации.

6.4. Лесные опасности, если вас ужалила оса.

Теория: - практические советы.

«Как вести себя в лесу»

Практика:

Игра: «Собери в корзинку съедобные грибы»

6.5 Промежуточная аттестация.

Практика: викторина, кроссворд.

7. Заключительное занятие.

Практика:

Игра «Секреты здоровья»




3.2. Содержание второго года обучения:


1. Человек. Строение организма человека.

1.1. Вводная часть.

Теория:

-Знакомство с планом работы объединения «Юный медик». Инструктаж по технике безопасности.

Практика:

Ролевая игра «Кадры из жизни».

1.2. Части тела, внутренние органы, их функциональное предназначение.

Теория:

Жизненно важные органы (мозг, сердце, легкие, почки, печень и т.д.). Их значение для организма.

Практика:

Как запах влияет на вкус пищи.

1.3. Чувства и эмоции.

Теория:

Беседа – размышление. «Как пережить стрессовые ситуации».

Практика:

Игра «Волшебные воздушные шары» (покажи, как выглядят добрый человек, какого цвета доброта, назови добрые дела и поступки, нарисуй…)

1.4. Функциональное предназначение частей тела.

Теория:

-Зачем нам волосы.

-Скелет.

-Наша кожа.

-Крепкие нервы.

Практика:

Раскрась пищеварительный тракт нужным цветом.

Шуточная физкультминутка.

1.5. Правила межличностного общения.

Теория:

-Дружба. Способы решения конфликтных ситуаций.

-правила поведения на улице, в общественных местах.

Практика:

Текущий контроль: викторина.

Практические советы поведения на улице. Ролевая игра «Встреча»

2. Причины болезней и способы лечения.

2.1. Иммунитет, «активные» и «пассивные» способы повышения иммунитета.

Теория:

Иммунитет - важная защита организма.

Практика:

Устное творчество: «Как ты укрепляешь свой иммунитет».

Рисование пассивных способов повышения иммунитета.

2.2. Инфекции, передаваемые половым путём.

Теория:

-Венерические заболевания.

-Туберкулез.

-Гепатит.

Практика:

-Беседа-размышление: «Как предупредить инфекционные заболевания»

-Конкурс рисунков.

2.3. Пути предупреждения ВИЧ.

Теория:

-Пути передачи, источники ВИЧ.

-Способы предупреждения заболевания.

Практика:

-Ролевая игра: «Случай из жизни…»

2.4. Поликлиника и больница экскурсия.

Теория:

-Назначение и устройство медицинского учреждения.

Практика:

-Экскурсия в медицинское учреждение.

2.5. Медикаменты.

Теория:

-Польза и вред лекарственных средств.

-Осторожное обращение с лекарствами.

Практика:

Текущий контроль: викторина.

-Распределение по группам некоторых медикаментов (обезболивающие, жаропонижающие средства, средства для обработки ран).

-Шуточная физкультминутка.

2.6.Подготовка конкурсных материалов.

Практика: выполнение работы на конкурс.

3. Гигиена и здоровье.

3.1. Чистота-залог здоровья.

Теория:

-Гигиена одежды и обуви.

Практика:

Сделай правильный выбор одежды в зависимости от погоды, назначения, индивидуальных особенностей.

3.2. Режим дня.

Теория:

-Режим физических и умственных нагрузок.

-Переутомление, его признаками.

Практика:

Составление своего режима дня.

3.3. Индивидуальные и возрастные особенности кожи.

Теория:

-Уход за кожей лица, рук.

-Уход за ногтями.

Практика:

Определение своего типа кожи и подбор необходимых средств ухода за кожей.

3.4. Гигиена полости рта.

Теория:

-Профилактика заболеваний зубов, десен.

-Питание и здоровые зубы.

Практика:

«Важно чистить зубы правильно».

3.5. Пользование косметическими средствами.

Теория:

-Болезни кожи, связанные с обменом веществ.

-Уход за кожей с угревой сыпью.

Практика:

Текущий контроль: конкурс.

-Шуточная игра: «Как ненужно пользоваться косметикой».

3.6 Подготовка конкурсных материалов.

Практика: выполнение работы на конкурс.

4. Питание и здоровье.

4.1. Процесс пищеварения.

Теория:

-Анатомические особенности пищеварительного тракта.

Практика:

-Перечисление основных органов пищеварения.

4.2. Обработка пищевых продуктов.

Теория:

-Соблюдение основных гигиенических правил, перед тем как употреблять продукты, овощи, фрукты в пищу.

Практика:

Игра поле чудес «Молочная страна».

4.3. Режим питания.

Теория:

-Вред «быстрого питания», «перекусов».

-Непереносимость отдельных продуктов питания.

Практика:

-Составление своего режима питания.

-Физкультминутка.

4.4. Традиции приема пищи.

Теория:

-Русь хлебосольная (традиции на Руси).

-Церемонии в других странах.

Практика:

Конкурс загадок о полезных продуктах.

Оздоровительная минутка «Упражнения животных».

4.5. Этикет за столом.

Теория:

-Сервировка стола.

-Правила поведения за столом.

Практика:

Текущий контроль: кроссворд.

-Шуточная ролевая игра «Покажи как не надо себя вести за столом».

-Нарисуй красиво сервированный стол.

4.6 Подготовка конкурсных материалов.

Практика: выполнение работы на конкурс.


5. Профилактика вредных привычек.

5.1. Как избежать влияния вредных привычек.

Теория:

-Выработка независимо поведения, противостояние в употреблении табака, алкоголя, наркотиков.

Практика:

-Проведения анкетирования.

- Физкультминутка.

5.2. Алкоголь. Пагубное влияние на организм человека.

Теория:

-Интоксикация организма и побочные явления при употреблении алкоголя.

-Влияние алкоголя на будущих детей.

Практика:

Опыт: «Аппарат вредных привычек».

5.3. Учитесь говорить «нет»!

Теория:

-Волевые качества как условия уверенности в себе.

-Умение противостоять давлению на личность.

Практика:

Игра «Давай поговорим»

-Проведение анкетирование.

5.4. Новые «мании» и проблемы.

Теория:

-Профилактика киберзависимости и игромании.

Практика:

-Тест на игроманию.

-Быстрая релаксация.

5.5. Как пережить стрессовые ситуации.

Теория:

-Практические советы.

-Как ты справляешься со стрессом.

Практика:

Текущий контроль: викторина.

Игра «Комплимент».

5.6. Подготовка конкурсных материалов.

Практика: выполнение работы на конкурс.

6. Оказание первой помощи.

6.1. Первая помощь при ожогах.

Теория:

-Алгоритм действий при ожогах.

Практика:

-Закрепление знаний на манекене.

6.2. Как уберечь себя от несчастья?

Теория:

-Заповеди самозащиты для подростков.

-Как уберечься от грабежа или мошенничества.

-Как ограбление квартиры.

Практика:

Игра «Список проблем».

6.3. Окажи первую помощь человеку.

Теория:

-Первая помощь при кровотечениях.

-При травмах.

-При переломах.

Практика:

-Закрепление знаний на макете.

- Физкультминутка.

6.4. Сумей оказать первую помощь людям, терпящим бедствие на воде.

Теория:

-Примерная памятка соблюдения мер безопасности на воде.

Практика:

Конкурс загадок о воде.

6.5. Как избежать грибных неприятностей.

Теория:

-Основные правила при сборе грибов.

Практика:

-Веселое состязание «Угадай, съедобный - несъедобный!»

6.6. Правила безопасности при обращении с электроприборами.

Теория:

-Практические советы.

-Техника безопасности.

Практика:

Игра – соревнование «Кто больше знает».

Конкурс рисунков «Опасные бытовые предметы».

- Физкультминутка.

6.7. Правила личной безопасности в доме.

Теория:

-Что нужно и чего ненужно делать, оставаясь одному дома.

Практика:

-Ролевая игра: «В дверь постучал незнакомый человек».

-Шуточная физкультминутка.

6.8. Промежуточная аттестация.

Практика: выполнение медицинских манипуляций на манекене.

7. Заключительное занятие.

Игровая программа:

«Путешествие по стране здоровья».
























3.3. Содержание третьего года обучения.


  1. Человек.

    1. Вводная часть.

Теория:

Знакомство с планом работы объединения «Юный медик» на новый учебный год. Инструктаж по технике безопасности.

Практика:

Подвижная игра «Правила гигиены», «Комплименты». Дидактическая игра «Групповой плакат» («Скользкая дорога угроза для жизни», «Умеешь ли ты дружить с водой»).

    1. Человек - высшее творение природы

  1. Теория:

- Что такое воспитание себя

-Страх

Практика:

-Зрительно-координационный тренаж

Ролевая игра «Астрологи».

Игра «Изображение»

1.3.Организм человека - система неразрывно связанных между собой органов.

Теория:

-Мой организм - целая планета: строение, функционирование

Практика:

Изготовление бумажной модели внутренних органов

Физкультминутка «Матрешки»

1.4.Гуманное отношение к физическим недостаткам человека

Теория:

-наследственные заболевания

-инвалиды детства

Практика:

Ролевая игра «Кто «плохой» и кто «хороший»

Физкультминутка

1.5. Стресс, его психологические и физиологические проявления.

Теория:

- Понятие «стресс»

- Способы совладения со стрессом

- Физкультминутка «Буратино»

Практика:

Ролевая игра «Комплименты»

Лечение «стресса»

лечение цветом

лечение запахом

лечение с помощью животных (анималотерапия)

1.6.Конфликты в семье.

Теория:

-ответственность в семье

-особенности ролевых взаимоотношений в семье

-способы разрешения конфликтов

Практика:

Текущий контроль: тест.

Тренинг: «Мои достоинства и недостатки»

Физкультминутка «Елочка»

Викторина «Сказочные человечки»

2.Причины болезней и способы лечения.

2.1.Эпидемия

Теория:

-холера

-тиф

-язва сибирская

Практика:

Тренинг «Алгоритм действий при подозрении на эпидемию»

Физкультминутка «Солнце спит, небо спит»

2.2.Инфекционные заболевания

Теория:

-дизентерия

-корь

-краснуха

-дифтерия

-паротит

-ветреная оспа

-скарлатина

Практика:

План действий при обнаружении инфекций

Ролевая игра «Работа и забава»

2.3.Поведение при подозрении на инфекционное заболевание

Теория:

-лечение

-профилактика

Практика:

Тренинг «Распредели болезни на инфекционные и не инфекционные»

Зрительно-координационный тренаж

2.4. Вызов врача на дом

Теория:

-стационар

-поликлиника

Практика:

Тренинг «Вызов скорой помощи»

«Вызов педиатра в регистратуре»

Физкультминутка «Хомка» (закрепление сведений о пользе зарядки)

2.5. Поведение в медицинских учреждениях

Теория:

-внешний вид и гигиена, необходимые перед посещение врача

-этикет в медицинских учреждениях

Практика:

Ролевая: «Здравствуйте, доктор!»

Игра «Выражение лиц»

2.6.Осторожное обращение с медикаментами

Теория:

-польза и вред медикаментов

-домашние методы лечения

Практика:

Распредели медикаменты по группам

Игра: «Йод» (закрепление знаний о домашней аптечки)

Физкультминутка

2.7. Санаторно-курортные лечения

Теория:

-природные здравницы

-специализированные профилактории

Практика:

- массаж

- самомассаж

Физкультминутка

2.8. Профилактика прививки

Теория:

-защита от инфекций

-календарь прививок

Практика:

Текущий контроль: викторина.

Гимнастика для глаз

Викторина мы в ответе за тех, кого приручили

2.9. Подготовка конкурсных материалов.

Практика: выполнение работы на конкурс.

3.Гигиена и здоровье.

3.1.Взаимосвязь чистоты, здоровья и эстетики

Теория:

-здоровье и чистота – две половинки одного целого

-эстетика и красота для здоровья очень важна

Практика:

Тренинг: «Как я делаю уборку в доме»

«Нанесения макияжа»

Физкультминутка

3.2.Активный и пассивный отдых

Теория:

-физкультура

-ритмика

-прогулка в парке, в лесу

-отдых у телевизора

Практика:

Подвижная игра «Защита»

Задание по теме ЗОЖ в конвертах

3.3.Сон как эффективный отдых

Теория:

-сон-лучшее лекарство

-почему мы зеваем

Практика:

Гимнастика по релаксации

Гимнастика для глаз

3.4.индивидуальный выбор средств для ухода за телом

Теория:

-уход за волосами

-уход за ногами

-уход за лицом

Практика:

Подбери индивидуально гигиенические средства (для волос, для лица)

Динамическая перемена: «Мы - веселые ребята»

3.5. Планирования труда и отдыха во время экзаменов

Теория:

-нагрузка на организм во время экзаменов

-нервное напряжение

Практика:

-составление индивидуального режима дня

-смех-средство снятия напряжения (расскажи шутку)

3.6. Болезни кожи, связанные с обменом веществ, угревая сыпь

Теория:

-понятие «Акне»

-правило ухода за проблемной кожей

Практика:

Составь алгоритм по уходу за кожей с угревой сыпью

3.7.Вредность чрезмерного использования косметики

Теория:

-косметика подчеркнет индивидуальность

-знай меру!

Практика:

Ролевая игра: «Нанеси макияж»

3.8.Как можно создать здоровую среду вокруг себя

Теория:

-«sos-мусор!»

Практика:

Текущий контроль: кроссворд.

Игра – путешествие в страну «Грязнулию»

Физкультминутка

4. Питание и здоровье.

4.1. Что такое пища?

Теория:

-понятие «пища»

-как усваивается пища

-что дает энергию и силу человеку

Практика:

Шуточная игра «Составь меню для сказочных героев»

4.2.Русь хлебосольная

Теория:

-национальные блюда

-особенности русской кухни

-семейные праздники в традициях народов

Практика:

Праздник – игра «Молодость и здоровье – нам с бабулей подспорье»

Викторина «Хозяюшка»

4.3.Сбалансированность продуктов питания в меню человека

Теория:

-понятие «здоровое питание»

Практика:

Составление меню на неделю

Физкультминутка

4.4.Диеты, их разновидности. Вред чрезмерного увлечения диетами.

Теория:

-понятие «диета»

-виды диет

-осложнение

Практика:

Составление меню диет при различных заболеваниях.

Лечение минеральной водой.

4.5. Болезни нерационального питания: ожирение, анорексия

-понятие «ожирение»

-понятие «анорексия»

Практика:

Составь меню для героев сказки «Три толстяка», «Дюймовочка».

Зарядка для глаз

4.6.Вред «быстрого питания», «перекусов»

Теория:

-современный ритм жизни

-гамбургер, чизбургер – вкусно, но вредно!

Практика:

Ролевая игра: «Как легче болеть и быстро выздоравливать?»

Блиц-турнир «Овощи»

4.7. Правила поведения в местах общественного питания

Теория:

-этикет за столом

-поведения в туалетной комнате

Практика:

Текущий контроль: викторина.

4.8 Экскурсия в медицинское учреждение.

Практика: знакомство с работой стоматологической поликлиники.

5.Профилактика вредных привычек.

5.1.Болезни человека, возникающие в результате употребления психоактивных веществ (ПАВ)

Теория:

-понятие ПАВ

-зависимость психологическая и физиологическая

-необратимое поражение всех органов

Практика:

«Посеешь привычку – пожнешь характер»

Игра «Замени»

Физкультминутка «Море волнуется»

5.2.Факторы развития пьянства и алкоголизма, и курения

Теория:

-влияние моды

-пример звезд, сверстников

-сосательный рефлекс

Практика:

Тест на никотиновую зависимость

Веселая физминутка «Танец маленьких лебедей».

5.3 Подготовка конкурсных материалов.

Практика: выполнение работы на конкурс.

5.4. Алкоголизм и его социальные последствия

Теория:

-болезни

-снижение интеллекта

-привыкание

Практика:

Ролевая игра: «Умей сказать «нет»

Кроссворд «Человек»

Гимнастика для глаз

5.5.Как не попасть в зависимость. Защити себя!

Теория:

-роль пропаганды

-соблазн великий и ужасный

-человек-хозяин полезных привычек и раб вредных

Практика:

Тренинг: «Умение противостоять давлению на личность»

Тест

5.6.Поведение с людьми, употребляющими ПАВ

Теория:

-назначить день отказа от табака

-помочь избежать срывов

-питание

Практика:

Ролевая игра

Физкультминутка

5.7. Наркотический дурман

Теория:

-понятие «наркотик»

-зависимость

Практика:

«Суд над никотином, алкоголем и наркотиками»

Физминутка.

5.8 Подготовка конкурсных материалов.

Практика: выполнение работы на конкурс.

5.9.Выработка независимого поведения, противостояние в употреблении табака, алкоголя, наркотиков.

Теория:

-алкоголь – юная смерть

Практика:

Текущий контроль: тест.

«Убеди меня жить» - беседа.

Динамическая пауза для улучшения мозгового кровообращения.

Тест

6.Оказание первой помощи

6.1.Стихийные бедствия. Вызов экстренной помощи

Теория:

-наводнение

-землетрясение

-пожар

Практика:

Правило вызова экстренной помощи

Кроссворд «Органы человека»

6.2.Первая помощь при неотложных состояниях

Теория:

-обморок

-кровотечение

-ожоги

-средства первой помощи

Практика:

Тренинг по оказанию первой помощи

Гимнастика глаз

6.3.Принципы сердечно-легочной реанимации

Теория:

-правила оказания первой помощи при отсутствии сердцебиения

-причины остановки сердца

Практика:

Тренинг «Проведи не прямой массаж сердца»

Викторина: «Органы человека»

6.4. Подготовка конкурсных материалов.

Практика: выполнение работы на конкурс.

6.5.Острые отравления. Помощь

Теория:

-причины отравлений

-меры по прекращению действий яда на организм

Практика

Викторина «Лекарственные растения»

Тренинг «Неотложная терапия»

6.6. Аллергические заболевания. Помощь.

Теория:

-аллергия лекарственная

Аллергия пищевая

-аллергическая реакция на укусы насекомых

-первая помощь

Практика:

Тренинг по оказанию первой помощи

Кроссворд «Чистюля»

Физкультминутка

6.7.Симптормы неотложных состояний

Теория:

-обморок

-отсутствие дыхания

-отсутствие сердцебиения

-реакция на свет

Ролевая игра

6.8. Промежуточная аттестация.































4 . Методическое обеспечение


В настоящее время одной из главных проблем является моделирование новой системы здоровьесберегающего образования.

Технологии применяемые при организации учебного процесса: игровые (Пидкасистый П.И.), дидактические задания, ролевые игры, сказкотерапия, ароматерапия (Базарный В.Ф.), музыкотерапия, дифференцированное обучение (Антропов Б.) и информационно-коммуникационные технологии (Кривошеев А.О.).

Методы используемые на занятиях: суггестопедия (внешние), включает в себя интонацию, окраску речи, атмосферу комфортности, ощущение легкости обучения. Для учащихся первого года обучения занятия проводятся в занимательной, интересной, игровой форме, используется музыка. В основу программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его индивидуальные способности. Также используется метод релаксопедия - способ обучения с использованием релаксации.

Аудивизуальный метод - использование учебных видеофильмов, аудиоуроков.

Формы образовательной деятельности:

  1. Беседа.

  2. Поручения учащимся подготовить сообщения.

  3. Игры.

  4. Составление плана.

  5. Выполнение презентаций.

Программа «Истины здоровья» воспитывает у учащихся умение сопереживать, отзываться на чужую беду, быть добрее, развивает уверенность в себе, умение противостоять давлению на личность.


Техническое оснащение


  1. Просторный, регулярно проветриваемый кабинет.

  2. Кукла-манекен (для выполнения манипуляций)

  3. Телевизор, DVD плеер, DVD диски.

  4. Магнитофон.

  5. Фотоаппарат.

  6. Музыкальный центр.



Дидактический материал.


Папки:

«Бактерии»

«Лесные опасности»

«Табак - яд»

«Я расту»

«Человек»

«Брусника»

«Гигиена зубов»

«Режим дня ученика»

«Будь здоров»

«Путешествие в детскую поликлинику»

«Иммунитет»


Плакаты:

«Правильная осанка»

«Позаботься о своей безопасности»

«Овощи»

«Правила поведения в компьютерном классе»

«Сиди за партой правильно!»

«Чистота – залог здоровья»

«Скелет человека»

«Дерево решений»



Медицинское оборудование:

Аптечка первой помощи

Шины, накладываемые при переломах

Тонометры

Стетоскопы

Песочные часы

Градусники



Муляжи органов человека

«Череп человека»

«Вены и артерии»

«Лёгкое»

«Отдел позвоночника»

«Головной мозг»


Трёхмерная модель человека

Предметы гигиены:

Зубные щётки

Жидкое и кусковое мыло

Полотенца

Гигиенические салфетки





5. Список литературы


1. Александрова О.В. Уроки вежливости для малышей / Александрова О.В. – М.: Эксмо, 2012. – 64 с.: ил.- (Ломоносовские энциклопедии - мини).

2. Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни: учебное пособие для 1-4 классов общеобразовательных учреждений / М.И. Бакунина. – 2-е изд. -М.: ООО "Русское слово- учебник", 2014. – 64 с.: ил. - (ФГОС. Внеурочная деятельность).

3. Конышев В. А. Еда без вреда: Азбука питания / В. А. Конышев. – М.: Эксмо , 2011 . – 176 с.

4. Малевич Е. А. Тело человека / Е.А. Малевич. - М.: Эксмо, 2014.- 8 с.

5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы. 2-е изд. перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 288 с. - (Мастерская учителя).


26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Истины здоровья»

Автор: Зубкова Лариса Владимировна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359332


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства