2. Учебный план ……………………………………………..………..………. .....8
2.1 Учебно-тематический план 1 года обучения .…………………… ........9
2.2 Содержание программы 1 года обучения…………………….…….......10
2.3 Учебно-тематический план 2 года обучения……………………..….....12
2.4 Содержание программы 2 года обучения…………………………........13
2.5 Учебно-тематический план 3 года обучения………….…….……...…. 15
2.6 Содержание программы 3 года обучения…………..…….……........... .16
3. Методическое обеспечение ………………………………………………….... 17
3.1. Формы и методы обучения ……………………………….………….....17
3.2. Воспитательная работа с детьми …………………………………....... 19
3.3. Виды и формы контроля …………………………………………….....20
3.4. Критерии и параметры оценки знаний, умений и навыков ….…..…. 21
3.5. Условия реализации программы…………………………………….....22
3.6. Перечень дидактического материала ……………………………....….23
Список литературы…………………………………………………………….......24
Приложение № 1..……………………………………………………………….....25
Приложение № 2 ………………………………………………………………..... 32
Пояснительная записка.
Образовательная программа «Веселая петелька» является модифицированной, разработана на основе программы по декоративно – прикладному творчеству («Мягкая игрушка» автор С.О.Загорская), и личного педагогического опыта.
Данная дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая петелька» была разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ (с последующими изменениями).
Приказ МО и Н РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – р.
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи МО и Н РФ от 18.11.2015 № 09 – 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Рукоделие – это самое увлекательное занятие всех времён и всех народов. Прекрасно, когда ребёнок не сидит, сложа руки, а каждую свободную минуту использует для вязания, шитья.
Понятие игрушка по словарю Даля означает «цаца». Раньше говорили «потеха», «забава». Игрушка – предмет для игры, служащий целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Средство передачи жизненного опыта. Разные роли могла выполнять в одном обличии: детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти её значения сплетались воедино в одну главную функцию – духовную функцию общения.
В познании окружающего мира игрушка становится спутником, помощником и учителем ребёнку. Это способ творческого самовыражения ребёнка, приобретение реальных жизненных навыков.
Один из возможных способов – создание игрушек–самоделок. Это занятие исключительно творческое, способное побуждать и развивать детскую фантазию. Вместе с тем рукоделие – важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навыки шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление.
Не каждый родитель может обучить своего ребенка творить из лоскутных обрезков мягкое и доброе маленькое чудо. В практике школьных уроков труда изготовление игрушек не запланировано рабочей программой.
В течение учебного года ребёнок постепенно осваивает технику и уже через несколько занятий сможет открыть выставку собственных мягких поделок, с гордостью демонстрируя их приятелям. Начав с элементарного (в данной программе – это изготовление тряпичных шаров-помпонов и дальнейшее манипулирование ими как составными частями более крупных игрушек), ребенок научится мастерить не только игрушки – кукол и зверюшек, но и предметы домашнего обихода – фигурные прихватки и шкатулки, от которых будут восторженно ахать гости.
Большое внимание на занятиях «Весёлая петелька» уделяется знакомству с народными промыслами, культурой и обычаями своего хакасского народа и народов мира, что способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей и формирует их мировосприятие и духовный мир.
Множество красивых и необходимых в повседневной жизни изделий можно выполнить, умея вязать.
Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, оно существует более трёх тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел, как ровная палочка.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц. Пользуются популярностью эти виды декоративно-прикладного искусства у детей.
Обучение вязанию крючком лучше начинать после выполнения работ по шитью, что способствует развитию мускулатуры пальцев. В свою очередь вязание делает более динамичными кисти рук и пальцы.
На первых занятиях дети знакомятся с разными видами нитей. Основа большинства вязаных работ – цепочка. Петелька за петелькой и в руках появляются оригинальные краски – цепочки, которыми дети рисуют самые разнообразные картины.
Дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета необходимого в быту.
Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей.
Большинство занятий вязания крючком посвящены изготовлению предметов повседневного обихода (карандашницы, игольницы, сумочки) и многое другое, что приносит огромную радость, как изготовителю, так и тому, кому дарят такой предмет.
Изделие, сделанное ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, видно, что работа над мягкой игрушкой и вязанием является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.
Предполагаемая система занятий построена по принципу от простого к сложному, и это позволяет детям в полном объеме усвоить данный материал. За период обучения ребёнок овладевает несколькими видами прикладного искусства – идёт накопление практических навыков выразительного использования фактуры материалов, цвета, рисунка, объёма, пространства в композиции. Так развивается художественный вкус, человек приобщается к искусству и творчеству.
Программа предполагает участие детей в городских, республиканских, международных конкурсах. Проведение дней именинников, интеллектуальных игр, мероприятий различного уровня и направленности.
В программе данного учебного курса уделяется внимание экскурсиям в музеи, выставочные залы, библиотеки; прогулкам на природу, где учащиеся объединения познают окружающий мир, знакомятся с различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства, с историей и традициями, познают красоту и неповторимость цветовой гаммы.
Ведущая идея программы воспитывать у детей уверенность в будущем, уважение к людям, к окружающему миру, к труду как великой радости данной человеку.
Цель: Обучение детей приёмам вязания, технологии изготовления мягкой игрушки.
Задачи:
1. Познакомить с видами декоративно – прикладного искусства – вязанием и мягкой игрушкой, историей их возникновения через показ наглядных пособий и практическую деятельность.
2. Научить выполнять различные виды швов и приёмам вязания.
3. Развивать фантазию, творческую активность, индивидуальные способности ребенка через анализ выполненных работ, через участие в конкурсах, изготовление изделий по собственным эскизам.
4. Воспитывать умение работать в коллективе через выполнение коллективных работ.
5. Формировать эстетический вкус на основе декоративно-прикладного искусства через беседы по искусству, посещение выставок, изучение специальной литературы, просмотр видео – фильмов.
Обучение детей идёт с соблюдением основных принципов воспитания:
Культуросообразности:
- через овладение азами вязания и шитья мягкой игрушки.
- «возвращение» к истокам декоративно-прикладного творчества.
Креативности:
- чем шире, образнее и осмысленнее открывает для себя ребенок мир творчества, тем естественнее и органичнее происходит освоение ремесла. Только в творческой обстановке можно воспитать творческую личность.
Природосообразности:
- в процессе деятельности обязательно учитываются возрастные и физиологические особенности детей.
Целостности педагогического процесса:
- целостность педагогического процесса обеспечивает формирование полноценной личности ребёнка.
Индивидуально – личностной ориентации:
- помогаем учащемуся осуществить свое право самому выбрать сферу для самореализации и саморазвития, самоутверждения с учетом внутреннего развития каждой отдельной личности.
Коллективности:
- введение элементов коллективно-творческой деятельности.
Этапы реализации программы.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Всё начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития в творческой самореализации находят своё разрешение в условиях кружка. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 7-14 лет и состоит из следующих этапов:
I этап – соответствует первому году обучения, 7-10 лет.
На занятиях дети узнают много нового об инструментах, необходимых для работы, осваивают технологические приёмы и способы обработки материалов, учатся работать с трафаретами и выкройкой, вырезать детали, закрепляют умение пришивать пуговицы различными способами.
II этап – соответствует второму году обучения, 8-12 лет.
Дети знакомятся с различными видами игрушек (плоскостные, полуобъемные, объемные), типами (каркасной, бескаркасной, шарнирной). Осваивают основные приёмы изготовления и оформления игрушек. Подбирают ткань, мех, придают игрушке желаемую форму, выражение лица. Совершенствуют навыки основных швов, закрепляют умение правильно пользоваться иголкой (чтобы стежки получались ровными, одинаковой длины) делая равномерные стежки. Изготавливают различные изделия.
III этап – соответствует третьему году обучения, 9-14 лет.
На первых занятиях дети знакомятся с прекрасным древним видом декоративно-прикладного искусства – вязанием. Знакомятся с разными видами нитей, овладевают основными приёмами вязания. Изготавливают декоративные изделия, украшающие быт и сувениры. Изделия, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы кружка, оформляются выставки, представляются на конкурсы.
Каждый этап ставит свои задачи, имеет определённый объём тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения для детей с 7 лет и до 14 лет.
Занятия в группе первого года проходят два раза в неделю по 2 часа – 4 часа в неделю (136 часов в год). Продолжительность занятия 45 минут и 15 минут перемена.
Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа – 4 часа в неделю (144 часа в год). Продолжительность занятия 45 минут и 15 минут перемена.
В третий год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа – 4 часа в неделю (144 часа в год). Продолжительность занятия 45 минут и 15 минут перемена.
В группы первого года принимаются все желающие. Специального отбора не производится. В группу второго и третьего года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования или опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса.
Состав детской группы постоянный.
Количество детей в группах первого года – 15-17 человек, второго года – 12-15, третьего года – 12-15. Это обеспечивает полноценную работу каждого ребёнка.
Количество часов, отводимых на какую – либо работу, изготовление того или иного изделия может слегка варьировать, в зависимости от индивидуальных возможностей детей, скорости выполняемой работы.
1.2 Прогнозируемый результат.
К концу первого года обучения учащиеся должны
знать:
- названия, назначение ручных инструментов и приспособлений для работы (иголка, ножницы);
- правила техники безопасности и личной гигиены при работе с ними;
- основы технологии изготовления мягкой игрушки;
- названия и применение основных швов.
уметь:
- пользоваться иголкой, ножницами, соблюдая технику безопасности труда;
- пришивать пуговицы различными способами;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, резать ткань ножницами по линии разметки;
- выполнять основные швы «вперед иголку», «назад иголку», «строчка».
К концу второго года обучения учащиеся должны
знать:
- правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
- значение слов: сувенир, шаблон и др.;
- основы технологии изготовления мягкой игрушки;
- порядок изготовления и оформления мягкой игрушки.
уметь:
- пользоваться (иголкой, ножницами, напёрстком), соблюдая технику безопасности труда;
- подбирать ткани, мех при изготовлении игрушки;
- выполнять основные швы: петельный шов, делать равномерные стежки;
- проявлять творчество в создании изделий.
К концу третьего года обучения учащиеся должны
знать:
- правила техники безопасности и личной гигиены при работе ручными инструментами;
- свойства пряжи, ниток, название, назначения ручных инструментов и приспособлений для работы;
- значение слов: вязание, воздушная петля, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, с двумя накидами;
- правила набора начального ряда.
уметь:
- выполнять основные приёмы вязания;
- пользоваться крючком, соблюдая технику безопасности труда;
-набирать начальный ряд петель;
- анализировать результат своей работы.
В ходе реализации программы как любого вида декоративно-прикладного искусства - вязание или шитьё мягкой игрушки способствует:
- воспитанию усидчивости, аккуратности и терпения;
- развитию образного и пространственного мышления, кисти рук и глазомера;
- обучению технологическим операциям и, творческому подходу к любой работе.
Подведение итогов реализации программы проводится в форме промежуточной аттестации, а так же прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы по годам обучения, участие в выставках, конкурсах при наличии положительных результатов.
2. Учебный план.
№
Наименование темы
Всего часов
1год
2год
3год
1.
Вводное занятие
2
2
2
2.
«Королевство шкатулочки»
6
-
-
3.
«Лоскутный город»
34
-
-
4.
«Уроки иголочки»
20
5.
«Игрушка своими руками»
38
-
-
6.
«Какая бывает игрушка»
26
-
-
7.
«Волшебные пуговки»
10
-
-
8.
«Нужные мелочи»
-
30
-
9.
«Забавные игрушки»
-
46
-
10.
«В гостях у сказки»
-
8
-
11.
«Моя любимая игрушка»
8
12.
«Подарки друзьям»
-
34
-
13.
«Уют в доме своими руками»
-
16
-
14.
«Кто придумал вязание»
-
-
2
15.
«Сказка из ниток»
-
-
10
16.
«Изобретательные цепочки»
-
-
14
17.
«Волшебное превращение»
-
-
36
18.
«От мира природы – к миру вещей»
-
-
32
19.
«Мелочи в интерьере»
-
-
48
Итого
136
144
144
2.1 Учебно – тематический план
1 год обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с детьми от 7 лет.
№
Название темы
Всего
часов
В том числе
Теория
Практ.
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
«Королевство шкатулочки»
6
6
-
3.
«Лоскутный город»
34
6
28
4.
«Уроки иголочки»
20
4
16
5.
«Игрушка своими руками»
38
6
32
6.
«Какая бывает игрушка»
26
6
20
7.
«Волшебные пуговки»
10
2
8
Итого
136
32
104
2.2 Содержание программы
1-го года обучения.
Тема 1. Вводное занятие (2 ч.)
Беседа, опрос, анкета – что ребята знают о прикладном творчестве.
Планирование работы на занятиях.
Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами (ножницами, иголками, булавками).
Инструктаж по пожарной безопасности.
Тема 2. «Королевство шкатулочки» (6 ч.)
Беседа «Что могут ножницы?».
Рассказ из истории ножниц, напёрстка.
Правила техники безопасности при работе с ними.
Беседа: «Как рубашка в поле выросла».
Тема 3. «Лоскутный город» (34 ч.)
Беседа «Какие ткани мы знаем?»
Первоначальные сведения о тканях растительного происхождения (хлопчатобумажные, льняные). Рассматривание образцов тканей с полотняным переплетением (ситец, марля и т. д.)
Правила заготовки и хранения выкроек, раскроя ткани.
Знакомство с подвижным креплением деталей. Обсуждения возможных динамических деталей в разных поделках.
Практическая работа: пришивание пуговиц с разным количеством отверстий, различными способами (параллельно, крестом, зигзагом). Изготовление мозаики из пуговиц.
2.3 Учебно – тематический план
2-го года обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
№
Название тем
Всего
часов
В том числе
Теория
Практ.
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
«Нужные мелочи»
30
6
24
3.
«Забавные игрушки»
46
8
38
4.
«В гостях у сказки»
8
2
6
5.
«Моя любимая игрушка»
8
2
6
6.
«Подарки друзьям»
34
6
28
7.
«Уют в доме своими руками»
16
2
14
Итого
144
28
116
2.4 Содержание программы
2-го года обучения.
Тема 1. Вводное занятие (2 ч.)
Общие организационные сведения.
Ознакомление с образцами изделий, которые будут изготавливаться на последующих занятиях.
Инструктаж правил ТБ, ПДД, ПБ и ЧС.
Тема 2. «Нужные мелочи» (30 ч.)
Знакомство с техникой выполнения швов «Через край», петельный шов.
Рассказ о свойствах и применении поролона.
Беседа: «Немного о цвете».
Закрепление навыков шитья, выработка творческого подхода и выполнение работы.
Повторение различных видов швов.
Практическая работа: брелок для ключей «Девочка», шкатулка, «Утёнок» для рюкзачка, декоративная игольница, карандашница «Тигрёнок», на выбор.
Тема 3. «Забавные игрушки» (46 ч.)
Знакомство детей с видами игрушки (плоскостные, полуобъемные, объемные), типами (каркасной, бескаркасной, шарнирной).
Беседа об анималистической игрушке.
Правила раскроя меха.
Работа над созданием новых вариантов игрушек (эскизы, разработка способов изготовления, вариантов оформления).
Эти занятия должны в максимальной степени раскрыть творческие способности ребёнка, поэтому занятия проходят в увлекательной игровой форме. Предлагается открыть свой театр, смастерить для него персонаж и показать спектакль для пап и мам. Подбирают материал для персонажей в зависимости от характера героев.
Изготовление поросят по сказке «Три поросёнка».
Самостоятельное изготовление героев по русским народным сказкам.
Тема 5. «Моя любимая игрушка» (8 ч.)
Эти занятия носят творческий характер и позволяют ребёнку проявить фантазию и самостоятельность в выборе игрушки. Обсуждение с детьми предложенных поделок: из чего их можно сделать, для чего использовать и т.д. после того как выбор сделан, объяснение техники изготовления каждой игрушки.
Тема 6. «Подарки друзьям» (34 ч.)
Беседа об истории сувенира и его назначении.
Беседа о традициях дарить подарки.
Беседа о весенних праздниках, обычаях своего народах, традициях.
Теория влияния цвета на готовое изделие.
Практическая работа: изготовление валентинки «Сердечко», выполнение валентинок по замыслу детей, изготовление «Теплышки», сувенир - «Сумочка зверушка», тапочка – сувенира, изготовление «Розы», «Мартишон», панно «Цветы», «Совы», на выбор.
Тема 7. «Уют в доме своими руками» (16 ч.)
Стилевое единство.
Знакомство детей с аппликацией.
Демонстрация различных изделий, выполненных в технике аппликация.
Конструирование выкроек для прихваток, рукавиц; раскрой ткани, шитьё, декоративное оформление.
Практическая работа: прихватка, декоративное панно, изделие на выбор.
2.5 Учебно – тематический план
3-го года обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
В группах третьего года обучения больше времени уделяется индивидуальной работе. Это дает возможность более глубокому развитию творческих способностей детей, воплощению новых идей.
Большое количество часов отводится реализации задумок и идей самих учащихся.
№
Название тем
Всего часов
В том числе
Теория
Практ.
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
«Кто придумал вязание»
2
2
-
3.
«Сказка из ниток»
10
2
8
4.
«Изобретательные цепочки»
14
4
10
5.
«Волшебное превращение»
36
4
32
6.
«От мира природы – к миру вещей»
32
4
28
7.
«Мелочи в интерьере»
48
4
44
Итого
144
22
122
2.6 Содержание программы
3-го года обучения.
Тема 1. Вводное занятие (2 ч.)
Общие организационные сведения.
Ознакомление с образцами изделий, которые будут изготавливаться на последующих занятиях.
Повторение правил ТБ.
Тема 2. «Кто придумал вязание» (2 ч.)
Знакомство с древним видом декоративно-прикладного искусства – вязанием.
Тема 3. «Сказка из ниток» (10 ч.)
Знакомство с разными видами нитей.
Работа с остатками разных ниток, пряжи для изготовления героев русских сказок.
Знакомство с основными приемами вязания (воздушная петля) – цепочка.
Работа с цепочками как с красками, которыми «рисуют» самые разные картины.
Практическая работа: «Ёлочка-красавица», панно из вязанных косичек, панно по замыслу детей.
Тема 5. «Волшебное превращение» (36 ч.)
Знакомство с более сложными приемами вязания крючком, обучение столбикам (полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, столбик с двумя накидами и воздушной петлей).
Практическая работа: вязание тюленей, куклы – сувенира, «мышки-талисманчика» декор для подарков «Ёлочки», (на выбор).
Тема 6. «От мира природы – к миру вещей» (32 ч.)
Побуждение детей обратить внимание на взаимосвязи между миром вещей и миром природы, о способах их сосуществования. Развитие у детей практических умений, внимательнее присматриваться к настоящим животным, растениям, чтобы изделия получались выразительными.
Знакомство с понятием «орнамент», дети учатся составлять орнамент и выполняют расчет петель для симметрии узора. Вывязывание плотных узоров.
Практическая работа: прихватки, рукавица-прихватка, салфетка, (на выбор).
3. Методическое обеспечение.
3.1 Формы и методы обучения.
Когда дети приходят в объединение, они ещё не достаточно физически и психически подготовлены к тому, чтобы заниматься трудом; не всегда могут дифференцировать и координировать свои действия, у них недостаточно «намётан» глаз, мало развита мышечная чувствительность.
Для решения всех этих задач на занятиях в объединении использую различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера, например: о видах декоративно-прикладного искусства, промыслах народной игрушки, промышленном производстве. Основное место на занятиях отводится практическим работам: раскрой, пошив игрушек; вязание изделий; оформление сувениров.
Для поддержания постоянного интереса детей к занятиям приходится разнообразить методы работы, учитывая возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки. Дети младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям ребят, обеспечивая их занятость в течение всего занятия.
Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
На практических занятиях не ставится задача точного повторения образца, а с его помощью вызываю у ребят желание творить самому, изменять, усовершенствовать. Демонстрация игрушек, изделий дополняет знания, полученные детьми при объяснении задания.
На занятиях при объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном использую методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приёмов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности. Показ обязательно сопровождается пояснением. Выполнение задания в группе детей обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работы, другие ещё только начинают. Поэтому приходится проводить индивидуальную работу с детьми, зачастую дополнительно объясняя задание.
Бывает и так, что ребята устали от работы, тогда предлагаю переключиться на игру, а потом вновь вернуться к завершению начатого дела. Ведь порой без усилий и преодоления себя не обойтись. Но какая потом радость и гордость возникают от того, что преодолел, сотворил красоту и доставил радость себе и окружающим – это ли не счастье!
Вопросы художественного оформления имеют большое значение. Всякая игрушка или любое изделие представляет собой соединение главных элементов – формы и цвета. Игрушка, панно, изделие прикладного характера – это цветная форма, которую ребёнок может сделать своими руками, освоить её, оформить, играть ею, дарить или применять как настенное украшение. Вот почему художественное оформление того или иного изделия, будь то игрушка или панно, находится в тесной зависимости от того, для какой цели оно предназначено или на какой возраст рассчитано. Поэтому перед тем как приступить к изготовлению конкретного изделия, сообща решаем для чего будет предназначена поделка, а затем определяем форму, цвет, художественное оформление.
При выполнении коллективных заданий, работая над образцами игрушек, панно, сувениров, каждый ребёнок выполняет свою часть работы. На учащихся возлагается большая ответственность, так как от их мастерства и качества выполнения задания зависит результат коллективной работы. Коллективное выполнение работ – наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить её качество.
Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка её. Оценка работы носит объективный, обоснованный характер.
Наиболее подходящая форма оценки выполненных образцов, изделий – выставка: на стенде вывешиваются изделия, чтобы дети из других групп могли просмотреть образцы, сравнить их и дать оценку.
Просмотры коллективно выполненных изделий, анализ работы приучают детей справедливо и объективно оценивать свою работу и работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Каждый знает, чтобы хорошо работать, нужно время от времени отдыхать и делать гимнастику. Основные виды работ по шитью, вязанию, обработке бумаги и других материалов выполняются в сидячем положении и не требуют движения различных групп мышц. При выполнении этих работ участвуют в основном лишь мышцы рук и глаз. Поэтому на таких занятиях провожу физкультминутку, релаксации, предусматривающие работу мышц ног, рук, спины, живота, шеи. (См. приложение №2).
Физминутки с использованием стихотворных текстов благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, обогащают словарный запас детей, исподволь развивают интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.
3.2 Воспитательная работа с детьми.
Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.
Воспитательный процесс в объединении осуществляется как на учебных занятиях, так и вовремя специально организованных мероприятиях.
Трудовое воспитание.
Основная идея воспитательного процесса – «ВОСПИТАНИЕ В ТРУДЕ И ТРУДОМ», так как в процессе труда решаются сразу несколько задач: дети учатся терпению, усердию, аккуратности; серьёзному отношению к делу, последовательности в действиях, настойчивости в достижении цели; самостоятельности и трудолюбию; экономному отношению к материалам и денежным средствам родителей. Совместный коллективный труд позволяет раскрыть в ребёнке индивидуальные личностные качества, а вместе с тем привить навыки общения и поведения.
Эстетическое воспитание.
«ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ». Эстетическая среда, доброжелательность во взаимоотношениях, атмосфера творчества и фантазии привлекают детей в кружок, способствуют восприятию её как центра положительных эмоций. В красоте работать приятно. Важно и то, что дети учатся создавать красоту вокруг себя своими руками, преобразуя свой мир и мир своих близких самостоятельно. Тем самым у них появляется уверенность в своих силах, потребность улучшать качество жизни, не дожидаясь ни чьих подачек. Активная жизненная позиция и привычка к творческому мышлению повышают их стартовые возможности, как в учёбе, так и на рынке труда.
Нравственное воспитание.
Все проблемы и «болезни» общества как в зеркале отражаются на детях: потребительское отношение, эгоизм, жадность, грубость – вот с каким «приданым» они нередко приходят в кружок. В целях искоренения негативных проявлений у ребят стараюсь привлекать их к общественно – полезным работам (при организации благотворительных выставок, для изготовления сувениров и подарков на общественные нужды и т.д.).
Патриотическое, гражданское воспитание.
Кружок действует в интересах общества, занимаясь просветительской, социально-направленной и профориентационной деятельностью.
Большое место в образовательной программе отводится региональному этническому компоненту. Знакомство с народными промыслами, народным костюмом, народной символикой и орнаментом, традиционными народными праздниками не проходит бесследно. Оно даёт детям чувство гордости за мудрость и талантливость своих предков, оставивших нам в наследство столь значительные памятники истории и культуры; делает их сопричастными за настоящее народного творчества; порождает чувство ответственности за будущее своей малой родины.
3.3 Виды и формы контроля.
Чтобы проверить в какой степени ребёнок овладел тем или иным умением нужно 2 раза в год проводить контрольное обследование, в виде различных игр, занятий. Это позволяет оценить динамику развития ребёнка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.
Контроль осуществляется фронтально и индивидуально. Проводится промежуточная аттестация (декабрь и май месяц). С целью отслеживания на различных этапах обучения знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.
Промежуточная аттестация усвоения знаний осуществляется через выполнение ребенком тех или иных заданий требующих применения полученных им знаний. Например, составить небольшой кроссворд, сделать поделку и др. Желательным условием является присутствие в задании творческого начала. Также текущий контроль осуществляется при помощи классических методов: опрос, беседа, диалог.
Помимо традиционных форм контроля, проводиться ещё контроль в виде дидактических игр. Игры помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки (См. приложение № 1).
В мае месяце аттестация проводится в форме выставок, конкурса творческих работ с целью выявления наиболее способных, талантливых, подготовленных детей.
Выставка – это одна из форм контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства культуры, техники исполнения, творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей детей. Выставки проводятся в объединении постоянно после изучения изготовления практических работ по каждой теме.
3.4 Критерии и параметры оценки знаний, умений и навыков.
Критерии оценки ЗУН.
Владение инструментами, знание техники безопасности;
Основы материаловедения;
Работа со схемами и знания условных обозначений;
Технология изготовления изделий;
Художественное оформление изделия.
Параметры оценки ЗУН.
Высокий уровень:
Умеет пользоваться инструментами и знает технику безопасности;
Знает и хорошо владеет основами материаловедения;
Смелость и чёткость в использовании схем и условных обозначений;
Хорошо владеет технологией изготовления изделия;
Умеет художественно оформлять изделия.
Средний уровень:
Удовлетворительное владение инструментами и техникой безопасности;
Знаком с основами материаловедения;
Испытывает затруднения в использовании схем и условных обозначений;
Владеет элементами технологии изготовления изделия;
Подражает при оформлении изделия.
Низкий уровень:
Не умеет пользоваться инструментами, не знает технику безопасности;
Не знаком с основами материаловедения;
Не умеет пользоваться схемами и не знает условных обозначений;
Не может самостоятельно изготовить изделие;
Не проявляет творчества в оформлении изделия.
3.5 Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы имеются следующие условия:
Учебное оборудование кабинета: включает комплект мебели, инструменты и приспособления.
Стол для педагога объединения, шкафы для хранения текущей работы, наглядного материала, инструментов и приспособлений, настенная доска.
Учебно–методические средства: учебные пособия, наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал.
Кадровые условия: различные культурно – массовые мероприятия, конкурсы, выставки, беседы проводят педагоги и организаторы. Для проведения мероприятий привлекаются родители (законные представители), работники детской библиотеки, работники музея, так как в программу включены посещения выставочных залов города.
3.6 Перечень дидактического материала.
Наглядный материал:
иллюстрации о видах народной игрушки; её истории.
альбомы с образцами швов;
коллекции тканей; ниток;
образцы игрушек и готовых изделий;
таблицы цветовых композиций;
цветовой круг;
репродукции с изображением народного костюма;
иллюстрации с персонажами детских сказок, басен.
Раздаточный материал:
шаблоны, лекала на каждую модель игрушки;
карточки – вопросы с кроссвордами, анаграммами, играми и т.д.;
тесты.
Технологический материал:
инструкционные карты;
образцы по материаловедению;
набор схем.
Информационно – методический материал:
журналы мод;
учебные пособия;
периодическая литература по искусству.
Список литературы.
Для педагога
Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. – Абакан: Хакасское кн. изд–во. 2006. – 224 с.: илл.
Войдинова Н.М. Мягкая игрушка. – М.: Издательство Эксмо, 2012. – 160 с. Ил.
Гукасова А.М. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
Деревянко Н.С., Трошкова А.Ю. Мягкая игрушка: Игрушки в подарок. – М.: ЭКСМО СПБ, 2013. –160 с.
Дюмина Г. Уроки детского творчества. – ТОО «Внешсигма», 2014. – 128 с.
Еременко Т.И. Кружок вязания крючком. – М.: Просвещение, 2006.
Кононович Т.П. Мягкая игрушка: Веселый зоопарк. – М.: Рипол классик; СПБ.: Валерии СПД, 2006. – 112 с.
Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н.Котова, А.С.Котова. – СПб: Паритет, 2012. – 240 с.: илл.
Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. М.: Граф – Пресс; Ставрополь: Сервисшкола, 2011. – 304 с.
Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: ЭКСМО, 2013-192 с.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. – М.: Просвещение,2010. – 176 с.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: «Академия развития», 2008. – 208 с.
Подлассый И.П. Педагогика. – М.: «Владос», 2013. – 574 с.
Столярова А.М. Игрушки – подушки «Культура и традиции», 2012–110 с.
Для детей
Боде С., Диту Б., Штайнерт Г. Как вязать крючком [Текст]: пер. с нем. – М.: Мой мир, 2014. – 112 с.
Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. – Ярославль: «Академия развития», 2007. – 240 с.
Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка: Игрушки сувениры. – М.: Издательство Эксмо, 2011. – 160 с.
Приложение № 1.
Группа № ___, год обучения 1
Форма промежуточной аттестации: занятие-зачёт (дидактические игры, тест).
Сроки проведения промежуточной аттестации: ____
№
п/п
Ф.И.О. учащегося
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Уровень освоения ДООП
Владение инструментами
Основы материаловедения
Умение работать со схемами, выкройками
Технология изготовления изделия
Художественное оформление изделия
Итого: Высокий –% (чел.); Средний –% (чел.); Низкий – % (чел.)
Критерии и параметры оценки знаний, умений и навыков (ЗУН)
№
Критерии
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1.
Владение инструментами, знание техники безопасности.
Умеет пользоваться инструментами и знает технику безопасности.
Удовлетворительное владение инструментами и техникой безопасности.
Не умеет пользоваться инструментами, не знает технику безопасности.
2.
Основы материаловедения.
Знает и хорошо владеет основами материаловедения.
Знаком с основами материаловедения.
Не знаком с основами материаловедения.
3.
Работа со схемами и знания условных обозначений.
Смелость и чёткость в использовании схем и условных обозначений.
Испытывает затруднения в использовании схем и условных обозначений.
Не умеет пользоваться схемами и не знает условных обозначений.
4.
Технология изготовления изделий.
Хорошо владеет технологией изготовления изделия.
Владеет элементами технологии изготовления изделия.
Не может самостоятельно изготовить изделие.
5.
Художественное оформление изделия.
Умеет художественно оформлять изделия.
Подражает при оформлении изделия.
Не проявляет творчества в оформлении изделия.
Материалы для проведения промежуточной аттестации
в форме дидактических игр, теста.
1 год обучения.
Игра «В поле выросла рубашка».
Детям раздаются карточки с рисунками (рулон ткани, клубок, прялка, кустик льна, веретено, рубашка). Участникам игры необходимо быстро расставить карточки так, чтобы получился путь, который проходит рубашка от кустика льна до готовой модели.
Детям предлагается за 5 минут пришить как можно больше пуговиц, выполняя различными способами.
Игра «Я тебя понял» (по проверке знания техники безопасности).
Детям предлагается поговорить с инструментами, предметами, живое общение.
Например, - Иголочка, я тебя понял, что ты должна находиться в игольнице;
- нельзя вкалывать иголку в одежду – это опасно;
- иголку необходимо передавать тупым концом и т.д.
Задание:
Предлагается детям закончить предложение.
- След от нитки на ткани называют... Ответ: стежком.
- Одинаковые стежки, следующие друг за другом образуют … Ответ: шов.
Игра «Нарядим ёлку».
(На стол ставится ветка ели или макет ёлки). Сейчас мы все вместе нарядим ёлочку. По очереди каждый из вас берёт ёлочную игрушку из коробки, но не показывает её) (игрушки плоские, вырезанные из плотной бумаги), читает вопрос, написанный на её обратной стороне всем детям, сидящим на занятии, отгадывают, а после этого игрушка занимает место на ёлке.
Тест-испытание «Алгоритм пошива игрушки».
Педагог: А что такое алгоритм?
Дети: Это исполнительное выполнение действий.
Педагог: Вам нужно составить алгоритм процесса выполнения мягкой игрушки, то есть расставить в нужной последовательности этапы:
А) сшивание деталей;
Б) подбор материала подготовка к работе;
В) набивка;
Г) раскрой детали;
Д) оформление деталей;
Е) сборка изделий;
Ж) эскиз.
Группа № ___, год обучения 2
Форма промежуточной аттестации: занятие-зачёт (дидактические игры, тест).
Сроки проведения промежуточной аттестации: ___
№
п/п
Ф.И.О. учащегося
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Уровень освоения ДООП
Владение инструментами
Основы материаловедения
Умение работать со схемами, выкройками
Технология изготовления изделия
Художественное оформление изделия
Итого: Высокий – % (чел.); Средний – % (чел.); Низкий – % (чел.).
В – высокий; С – средний; Н – низкий
Критерии и параметры оценки знаний, умений и навыков (ЗУН)
№
Критерии
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1.
Владение инструментами, знание техники безопасности.
Умеет пользоваться инструментами и знает технику безопасности.
Удовлетворительное владение инструментами и техникой безопасности.
Не умеет пользоваться инструментами, не знает технику безопасности.
2.
Основы материаловедения.
Знает и хорошо владеет основами материаловедения.
Знаком с основами материаловедения.
Не знаком с основами материаловедения.
3.
Работа со схемами и знания условных обозначений.
Смелость и чёткость в использовании схем и условных обозначений.
Испытывает затруднения в использовании схем и условных обозначений.
Не умеет пользоваться схемами и не знает условных обозначений.
4.
Технология изготовления изделий.
Хорошо владеет технологией изготовления изделия.
Владеет элементами технологии изготовления изделия.
Не может самостоятельно изготовить изделие.
5.
Художественное оформление изделия.
Умеет художественно оформлять изделия.
Подражает при оформлении изделия.
Не проявляет творчества в оформлении изделия.
Материалы для проведения промежуточной аттестации
в форме дидактических игр, теста.
2 год обучения.
Игра «Вот такие наши руки».
1. Предлагается как можно быстрее и точнее выкроить по шаблону различные детали.
2. Как можно больше расположить деталей на листе бумаги и сделать это экономичнее.
Игра «Волшебная иголочка».
Детям предлагается «противник» - это коллекция самых разнообразных швов, ранее изученных детьми.
Условия: внимательно рассмотреть коллекцию и выбрать шов, который больше всего понравился. Попробовать определить его по «портрету», назвать его и рассказать о назначении.
После этого взять иголку с ниткой и выполнить этот вид шва.
«Древо мудрости».
На доске нарисовано дерево и на нем развешаны листочки. На желтых листочках написаны вопросы средней сложности, на красных – сложные.
Вопросы:
1. Что появилось раньше иголка или одежда?
Одежда. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб.
7. Мягкие игрушки можно делать из самых разнообразных тканей. Назовите их.
Ситец, штапель, байка, фланель, фетр, бархат, шерсть и др.
8. Для изготовления зверей игрушек – зверей лучше употреблять гладкие материалы, например шелк. Согласны?
Нет. Лучше употреблять ворсистые материалы, искусственный или натуральный мех.
9. Как называется выкройка, по которой кроятся несколько одинаковых деталей?
Ответ: шаблон
10. Что относится к фурнитуре? (Тесьма, пуговицы, бусины, бисер). Ответы детей.
Игра «Волшебный мешочек».
Описание. В мешочке спрятаны различные образцы видов швов: шов «Вперёд иголкой», «Через край», петельный шов, потайной.
(Учащиеся опускают руку в мешочек, нащупывают один предмет, достают из мешочка, угадывают вид шва и показывают всем.) Назовите вид шва и продолжите его выполнение до конца линии.
Тест.
Трафарет – это
а. Постройка из жердей, покрытых соломой, травой, ветками.
б. Русское название переносного кононического жилища северных народов.
в. Самоходная землеройная машина, которую используют при строительстве зданий, железных и автомобильных дорог.
г. Простейшая техника размножения несложных рисунков, орнаментов, шрифта при помощи прорезанного на тонком листе рисунка, подлежащего воспроизведению.
Ответ: г.
Тест – испытание.
Составь алгоритм процесса выполнения мягкой игрушки, т.е. расставить в нужной последовательности этапы:
А) сшивание деталей; б) подбор материала подготовка к работе; в) набивка; г) раскрой детали; е) сборка изделий; ж) эскиз.
Группа № ___, год обучения 3
Форма промежуточной аттестации: занятие-зачёт
Сроки проведения промежуточной аттестации: ___
№
п/п
Ф.И.О. учащегося
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Уровень освоения ДООП
Владение инструментами, знание техники безопасности
Основы материаловедения
Работа со схемами и знания условных обозначений
Технология изготовления изделий
Художественное оформление изделия
Итого: Высокий – % (чел.); Средний – % (чел.); Низкий – % (чел.).
В – высокий; С – средний; Н – низкий
Критерии и параметры оценки знаний, умений и навыков (ЗУН)
№
Критерии
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1.
Владение инструментами, знание техники безопасности.
Умеет пользоваться инструментами и знает технику безопасности.
Удовлетворительное владение инструментами и техникой безопасности.
Не умеет пользоваться инструментами, не знает технику безопасности.
2.
Основы материаловедения.
Знает и хорошо владеет основами материаловедения.
Знаком с основами материаловедения.
Не знаком с основами материаловедения.
3.
Работа со схемами и знания условных обозначений.
Смелость и чёткость в использовании схем и условных обозначений.
Испытывает затруднения в использовании схем и условных обозначений.
Не умеет пользоваться схемами и не знает условных обозначений.
4.
Технология изготовления изделий.
Хорошо владеет технологией изготовления изделия.
Владеет элементами технологии изготовления изделия.
Не может самостоятельно изготовить изделие.
5.
Художественное оформление изделия.
Умеет художественно оформлять изделия.
Подражает при оформлении изделия.
Не проявляет творчества в оформлении изделия.
Материалы для проведения промежуточной аттестации
в форме дидактической игры, теста.
3 год обучения.
Тестовые задания:
1. Исключи лишнее слово:
Спицы, крючок, иголки, пряжа, пяльцы, ножницы.
(Ответ: спицы, крючок, иголки, пряжа, ножницы – оборудование и материал для вязания).
2. Ребенку предлагается восстановить соответствие элементов двух списков.
Вид вязания: Способ вязания:
1. Плотное а) Узор из разных цветов нитей
2. Ажурное б) Тонкое вязание
3. Орнаментное в) Столбик без накида
Ответ: 1 – В, 2 – Б, 3 – А.
3. Можно ли связать рукавицы круговым способом?
а). Да б) Нет
Игра «Хитрые узоры».
Детям предлагается «противник» - это коллекция из 12 самых разнообразных узоров. Все они связаны приемами изученными детьми ранее.
Условия: внимательно рассмотреть коллекцию и выбрать узор, который больше всего понравился. Попробовать определить его по «портрету», какие приемы использованы при вязании и т.д.
После этого найти схему – «Паспорт» узора. Если его название написано красными буквами – узор сложный, желтыми – простой.
Приложение № 2.
Стихи для релаксации.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют
Расслабляться отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряжение…
И становится понятно:
Расслабление – приятно!
Руки вдоль тела,
Кулаки сжаты, крепко с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем,
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Руки не напряжены
А рас-слаб-ле-ны…
Наши руки так стараются.
Пусть и ноги расслабляются…
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем.
А другую – расслабляем.
(Повторяем с другой ногой).
Физминутки.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Мы зарядкою всегда
Будем заниматься:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Бегать и скакать.
На Руси умельцы жили,
Самовары мастерили,
Расписные петушки, красные гребешки.
Для здоровья, для порядку
Утром делаем зарядку.
Раз присели, два присели,
За работу тихо сели.
Лошадка (упражнение для рук)
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Дети сидят за партой, руки на парте ладонями вниз. Поочередное продвижение вперёд, то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
Лесная лужайка
Мы с лесной лужайки вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал,
Не шатнулся, не упал.
Буратино
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Ванька-встанька
Ванька-встанька,
Приседай-ка,
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой.
Зарядка
Текст стихотворения сопровождается движениями детей.