kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Мир танца»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная

общеобразовательная развивающая программа

 «Мир танца»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Мир танца»»







Раздел 6

Научно-методическая деятельность













Отдел образования, опеки и попечительства

администрации муниципального образования

Беляевский район, муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»






Программа и изменениями и дополнениями

Утверждаю: директор МБОУ ДОД ДДТ

_____________________ Л.И.Ерещенко

01 сентября 2015 г.





Дополнительная

общеобразовательная развивающая программа

«Мир танца»








Разработала: Бижанова А.К.

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Срок реализации: 6 лет.

Возраст детей: 8-15лет.









с. Беляевка 2014г.

Содержание

I. Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка …………………………………………

1.1.1.Направленность(профиль) программы

1.1.2.Актуальность программы

1.1.3.Отличительные особенности программы

1.1.4. Адресат программы

1.1.5 Объём и срок освоения программы

1.1.6. Формы обучения

1.1.7. Особенности организации образовательного процесса

1.1.8. Режим, периодичность, продолжительность занятия

    1. Цель и задачи программы……………………………………….

    2. Содержание программы……………………………………………

1.3.1.Учебный план

1.3.2.Содержание учебного плана

    1. Планируемые результаты………………………………………

1.4.1.Личностные результаты

1.4.2. Предметные результаты

1.4.3. Метапредметные результаты

II. Комплекс организационно- педагогических условий


2.1. Календарный учебный график……………………………………

2.2. Условия реализации программы…………………………………

2.2.1. Материально-техническое обеспечение

2.3. Формы аттестации………………………………………………..

2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

2.4. Оценочные материалы…………………………………………….

2.5. Методические материалы…………………………………………

2.6 Список литературы………………………………………………..

2.6.1. Основная и дополнительная

2.6.2. Интернет источники














  1. Комплекс основных характеристик программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Мир танца» разработана на основании:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);

  • Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (СанПиН 2.4.4 1251-03);

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008).

  • Основополагающим документом в создании программы является Государственная программа« Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы.

  • Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» с. Беляевка.

Структура программы, разработана на основе Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций».
































1.1. Пояснительная записка

1.1.1.Направленность(профиль) программы.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная.

1.1.2.Актуальность программы.

Актуальность данной общеразвивающей программы состоит в том, что в связи с модернизацией системы образования и введением  Федеральных государственных стандартов, а также с учетом потребностей обучающихся возникла необходимость в её разработке. Занятия  хореографией  являются вариативной частью Образовательной программы, способствуя в той или иной степени решению задач образовательных областей. Искусство танца, в настоящее время, превратилось в массовую форму детского творчества. Программа способствует формированию эстетической культуры учащихся, которая является основой для красоты физической, красоты духовной. Детская  хореография  – система мероприятий, направленная на  развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала ребёнка. Формирование навыков здорового образа жизни, поддержание  нравственно-волевых качества личности, настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе.

Потребность в красоте у детей отмечается с первых лет жизни. Способность восприятия и понимания прекрасного в искусстве и действительности формирует у детей стремление, готовность и умение вносить в свою жизнь элементы прекрасного. Очень рано у ребенка появляется потребность в умении эстетически организовывать свою стихию. Им свойственно от природы выражать себя в движении: прыжках, беге, размахивании руками и хаотическом танце. Программа способствует формированию эстетической культуры обучающихся, которая является основой для красоты физической, красоты духовной. В частности, формирование хореографических умений обучающихся младшего и среднего школьного возраста в учреждении дополнительного образования детей, обеспечивает гармоническое и физическое развитие обучающихся.

Работа по программе строится с максимальным учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Также комплексность хореографического образования (основы классической, народной хореографии,) и воспитания, предлагающая обучающимся на каждой ступени возрастного развития доступные знания и навыки в понимании хореографического искусства и умения правдиво и выразительно отображать художественные образы в танце. Постигая искусство танца, дети, обучающиеся по данной программе, учатся видеть мир во всем его многообразии, воспитывать в себе чувство толерантности, быть готовыми войти и жить в социуме гармонично развитыми личностями. Следовательно, в ней заложены ступени развития у детей коммуникативных качеств, основы формирования у них профессиональных склонностей, которые в дальнейшем могут пригодиться при выборе профессии.

1.1.3 Отличительные особенности программы

На протяжении ряда лет педагогом изучалась методическая литература психологов, педагогов-хореографов (Барышникова Т. «Азбука хореографии», Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях», Степанова Л. «Народные танцы»), а также авторские программы по хореографии «Эдельвейс» - автор С.И.Музычук. (Дом детского творчества Тацинского района Ростовской области) и программу педагога дополнительного образования Неверовой Л.В. (г. Павлово).

Эти две программы объединяет одинаковые сроки реализации- они рассчитаны на 5 лет обучения. В программе С.А.Музычук. кроме занятий по хореографии предполагается обучение и вокалу, у Неверовой Л.В – четкое распределение по темам содержания программы. Таким образом, изученный педагогом материал, лег в основу программы « Мир танца».

Вместе с тем, данная программа по хореографии «Мир танца» имеет отличительные особенности:

В первую очередь, программа «Мир танца» авторская, вариативная, разноуровневая ( первые три года - базовый, дальнейшие три года- повышенный), при необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Данная программа по целям обучения - развивающая, по форме организации содержания – однопрофильная. По уровню освоения – специализированная; по виду образовательной деятельности – познавательная, по сроку реализации - долгосрочная (шесть лет).

Особенностью программы является реальная возможность в условиях сельского социума найти любимое дело, понять собственные возможности, т.е. обучающиеся участвуют в таких видах танца, как народно-характерный и современный. Кроме этого в учебный план программы введен дополнительный раздел - импровизация танца, которая способствует развитию хореографического и музыкального воображения, учит детей создавать хореографические этюды. Экскурс в историю танца развивает детей духовно, интеллектуально, эмоционально, нравственно на примерах высочайших образцов культурного наследия нашей страны.

И самое главное, что она ориентирована в первую очередь на нравственные, общечеловеческие ценности: любовь к своей малой Родине, к своей земле, уважению и приобщению к национальным культурам через изучение национальных танцев.


1.1.4. Адресат программы


Программа рассчитана на младшее и среднее звено основной школы – 2,3,4,5,6.7,8 классы. Возраст детей от 8 до 15 лет. Группы формируются по возрасту, зачисляются дети школьного возраста на добровольных началах, без предварительного отбора и конкурса, согласно медицинским справкам. В объединение принимаются дети с 8 лет, начиная со второго класса, то есть, на второй год обучения в общеобразовательной школе, когда уже позади волнения и происходит адаптация к новому коллективу. Приходит понимание и осознание новой роли, когда дисциплина становится приоритетом и младший школьник готов к восприятию новых знаний, в частности освоению хореографии.

В средней школе занятия современными и народными танцами очень органичны для детей данного возраста, так как танцевальные композиции являются ведущими в психологической деятельности средних школьников. Огромная познавательная и нравственная роль в развитии современного и народного танцевального, способствуют интенсивному формированию психической деятельности подростков.

1.1.5 Объем и срок освоения программы.

Программа рассчитана на 6 лет обучения и реализуется в объеме 1044 часа:

Базовый уровень: 3 года- 432 часа; в год -144 часа, 4 часа в неделю.

Повышенный уровень: 3 года- 612 часов; в год 204 часа, 6 часов в неделю.

1.1.6 Формы обучения

Программа реализуется в очной форме обучения. (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2. Занятия проводятся в различной форме. Одними из результативных форм проведения занятий являются открытое занятие, занятие- концерт, способные стимулировать детей, повысить их интерес создать ситуацию успеха у детей.

1.1.7 Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в группах одного возраста, постоянного состава (в соответствии с приказом №1008, п.7) Форма организации образовательного процесса – групповые занятия. Каждая группа включает в себя не менее 20 человек в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14 от 03.10.2014г. за № 33660 «Рекомендуемый режим занятий детей и наполняемость групп в объединениях различного профиля».

Занятия по хореографии строятся по определенному плану с постепенным и систематическим усложнением материала.

Начало занятия имеет задачу организовать группу и создать у учащихся бодрое и деловое настроение. Обязательное ознакомление учащихся с азбукой музыкального движения.

Упражнения для развития техники – классический экзерсис , затем переходим к разучиванию танцевальных элементов, построению комбинаций, ознакомлению с общим рисунком, к работе над образом и постановке танца.

Постановке танца предшествует работа над этюдами на эмоциональное выражение. Это развивает творческую инициативу детей, помогает им понять и передать характер танцевального образа. В этюдах дети имеют возможность проявить свои хореографические фантазии в создании образа, в подборе движений.

Творческое участие детей в работе над постановкой танца повышает сознательность и заинтересованность детей. Активизирует и приучает их уделять большое внимание в содержании танцев.

Курс программы рассчитан на 6 лет обучения (первые три года – базовый уровень, следующие три года - повышенный уровень)

Первый год обучения предлагает освоение азов хореографии, планируется вводное и итоговое занятие. Процесс обучения направлен на постановку корпуса, гибкость тела, вырабатывание верхней и нижней выворотности ног, подъема стопы, танцевального шага, прыжка, координации движений, устойчивости.

На втором году обучения продолжается работа над индивидуальными данными обучающихся. Исполняются упражнения с усложненным заданием. Изучаются более сложные комбинации движений, и идет постановка уже не этюдов, а танцевальных номеров.

Третий год обучения увеличивает мышечную нагрузку, усложняется танцевальная лексика, вводятся новые технические приемы (вращения в продвижении, сложные дроби и т.д.). Также обучающиеся могут пробовать себя в постановке небольших танцевальных этюдов. Идет постановка номеров с усложненными рисунками.

Четвертый год обучения направлен на отработку правильности и чистоты исполнения движений классического и народно – сценического танцев. Предусмотрены упражнения для развития силы, выворотности и устойчивости ног. Вводятся новые разделы: Лексика современного танца и Импровизация в танце. Идёт развитие творческого потенциала в процессе обучения. Подбирается более сложная музыка для постановок.

Пятый год обучения предполагает повторения ранее изученных элементов, они исполняются в более сложных формах. Разучиваются разножанровые номера, движения которых должны исполняться с сохранением характера и манеры, грамотно и выразительно.

Шестой год обучения завершает освоение данной программы. В учебном плане шестого года обучения больше времени отводится лексике народного танца, постановочной и концертной деятельности. Совершенствуется танцевальная техника и артистизм в исполнении.

В седьмой год формируется творческая группа, где дети получат допрофессиональную подготовку, и возможность поступления в учебные заведения для приобретения профессии – хореограф.

10% учебного времени отводится региональному компоненту. В репертуаре коллектива отражено творчество народов, населяющих Оренбуржье, особенности их национальных культур.

За период обучения, в объединении обучающиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. В середине года промежуточный контроль, а в конце – итоговое аттестационное занятие.

Для этой цели используются следующие методы: устный опрос по теории, наблюдения в процессе занятий, итоговое занятие, творческие отчеты, концерты.

1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Занятия учебных групп проводятся:

1 год обучения- 144 часа. (4 часа в неделю, по 2 часа, продолжительность занятия - 35 мин.)

2 год обучения - 144часа (4 часа в неделю, по 2 часа, продолжительность занятия - 35 мин.)

3 год обучения – 144 часа (4 часа в неделю, по 2 часа, продолжительность занятия - 45 мин.)

4год обучения - 216 часов (6 часов в неделю, по 2 часа, продолжительность занятия – 45 мин)

5год обучения – 216 часов (6 часов в неделю, по 2 часа, продолжительность занятия – 45 мин)

6год обучения 216 часов (6 часов в неделю, по 2 часа, продолжительность занятия – 45 мин)


1.2. Цель и задачи Программы


Цель: - Развитие творческих способностей обучающихся младшего и среднего школьного возраста средствами хореографической деятельности.

В соответствии с обозначенной целью решаются следующие задачи:

Задачи, способствующие достижению личностных результатов

Воспитательные:

- сформировать ценностное отношение к себе, как к человеку искусства.

- сформировать эстетическую культуру обучающихся на основе изучения народных танцев.

- сформировать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;


Задачи, способствующие достижению метапредметных результатов

Развивающие:

- сформировать интерес к танцу, способность у них понимать хореографию ;

- сформировать художественное и творческое начало личности ребенка;

- сформировать умения и навыки владения своим творческим внутренним потенциалом ;

Задачи, способствующие достижению предметных результатов

Обучающие:

- сформировать знания об особенностях народных танцев;

- сформировать умение владеть аудиторией;

-сформировать умение концентрировать внимание, управлять фантазией, обладать образным видением.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план на 1-й,2-й,3.й года обучения ( базовый уровень)



№,п/п

Название раздела,

темы


Кол-во часов


Формы организации занятия


Формы контроля и/или аттестации

всего

теория

практика

1.

Раздел 1. Азбука музыкального движения

1.1

Мелодия и движение. Темп. Характер музыки.

Музыкальные размеры.

Понятие о музыкальной фразе в различных жанрах.

20

6

14

Групповые,

зачет

2

Раздел 2. Упражнения у станка. Основы классического экзерсиса.

2.1

Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребёнка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и

крепости голеностопного и тазо-

бедренного суставов. Позиции и положения рук и ног. Постановка

корпуса у станка и на середине.

108

32

76

групповые

Открытое занятие

3

Раздел 3. Лексика народного танца.

3.1

Знакомство с народными

танцами, характер, музыка, история возникновений танцев. Культуры , проживающие на территории

нашего района, области, страны.

Знакомство с костюмами, и их значение в танце.

160

40

120

групповые

Открытое занятие,

4

Раздел 4. Постановочная деятельность

5

Построение композиций. Художественный образ в хореографии; разбор и постановка танца по записи; приёмы постановочной работы; методика создания хореографического номера; подбор музыки к танцам; приобретение навыков репетиционной, исполнительской работы и работы с музыкальным материалом. Зарисовка схем и рисунков на заданную музыкальную тему.

84

-

84

Групповые

индивидуальные

Открытое занятие, класс-концерты.

6

Раздел 5. Концертная деятельность


Участие в смотрах, конкурсах, фестивалях детского творчества различного уровня.

40

-

40

групповые

Концерты, смотры, фестивали

7

Раздел 6. Экскурсионно- познавательный


Экскурсии в музей, посещение театров, концертных площадок.

20

-

20

групповые



Итого:

432

78

354





1.3.2. Содержание учебного плана

Раздел 1. Азбука музыкального движения

Темы: Мелодия и движение. Темп. Характер музыки.

Музыкальные размеры.

Понятие о музыкальной фразе в различных жанрах. Контрастная музыка. Теория: Мелодия и движение. Темп ( быстро, медленно, умеренно). Характер и темп народного, бального и эстрадного танцев. Музыкальные размеры 2/4, 4/4, ¾.- Понятие о музыкальной фразе в различных жанрах. Контрастная музыка: быстрая-медленная, весёлая- грустная. Правила и логика построений из одних рисунков в другие. Соотнесение пространственных построений с музыкой. Знакомство с ритмом, тактом, затактом. Прежде чем освоить ритм и сохранить его в танце, нужно понять, что это такое. Ритм- чередование различных длительностей звуков в музыке ( т.е. соразмерность). С помощью музыкальных средств он отмечается акцентами. Характер музыки. Строение. Прослушивание и просмотр видеозаписей. Начало и окончание движения вместе с музыкой, различение музыкальных частей. Движение в различных темпах. Определение характера музыки словами и передача изменения характера в движении по точкам зала.

Практика.

Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте вокруг себя, вправо и влево. Пространственные музыкальные движения: повороты на месте( строевые), продвижение на угол с прыжком( вправо и влево). Фигурные перестроения, маршировка

Раздел 2. Упражнение у станка. Основы классического экзерсиса.

Темы: В классическом танце существует пять позиций ног. Основой движений ног в классическом танце являются пять выво­ротных позиций, они входят во все упражнения экзерсиса.Позиции ног изучаются лицом к станку. Постановка корпуса сохраняется.Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук. Постановка корпуса у станка и на середине зала. Позиции рук- подготовительная, 1,2,3. Позиции ног -1,2,3,5.Demi-plie – складывание, сгибание, приседание – развивает выворотность бедра, эластичность и силу ног.Battement tendy (выдвижение вытянутой ноги) в сторону по 1 позиции, по 5 позиции вперед и назад – развивает силу ног, подвижность тазобедренного сустава.Grand battement ( большой бросок вытянутой ноги) в сторону по 1 , 5 позиции, крестом – развивает силу икроножных мышц, подвижность тазобедренного сустава.Battement tendy jete ( бросок вытянутой ноги) – развивает силу и легкость ног, подвижность и силу стопы, устойчивость корпуса. Основы партерного экзерсиса. Позиции рук и ног. полуприседания, глубокое приседание по первой и второй позиции. Упражнения для развития подвижности голеностопного суставов.

Раздел 3. Лексика народного танца.

Темы: Знакомство с народными танцами, характер, музыка, особенности, история возникновений танцев. Культуры , проживающие на территории нашей страны.

Теория. В основе танцевального репертуара программы лежит народный танец национальных культур, проживающих на территории села, района. Благодаря своей жизненности и богатству образов хореографического языка, мелодий и костюмов он представляет ценный материал для воспитания чувства любви и уважения к народному танцевальному творчеству.

В репертуар входят и сюжетные танцы, отражающие жизнь детей в школе, детские игры и праздники, спортивные занятия.

В танцах используются также сюжеты песен и сказок. Сюжетные танцы пробуждают заинтересованность детей, позволяя выразить определенную идею, показать положительные и отрицательные образы.



Практика.

Элементы народных танцев: русский: шаг с каблучка, переменный шаг, шаг со скольжением, шаг с подскоком, «веревочка», «моталочка», « гармошка», шаг с припаданием, шаг с притопом, дробы различной степени сложности и вариаций. Татарский: «молоточки», дробь с подниманием носка и другие.Украинский: «голубец», бегущий шаг, па де баск, « закрутка» и другие.

Положение рук, ног, постановка корпуса в русских народных танцах. Элементы. Шаги- простой танцевальный шаг, шаг на полупальцах, шаг с выносом ноги на каблук, шаг с высоким поднятием ноги, согнутой в колене («цапля»); - «девичий шаг» с переступанием: два шага с последующей мягкой приставкой в 6-позицию на всю стопу полуприседании с продвижением вперед и назад; - бег по кругу с высоким подниманием голени ног вперед;- «русский бег»,

«Гармошка» ( простая и сложная), «Ковырялочка», «Моталочка» (на месте, с поворотом), , « Верёвочка» - простая и двойная с перетопами;- простая и двойная «ковырялочкой»; притопы: одинарные, двойные, тройные.- боковые перескоки с ударами полу пальцами в пол; выстукивания по 6- позиции; «молоточки»:

Раздел 4. Постановочная деятельность

Темы: Построение композиций. Художественный образ в хореографии; разбор и постановка танца по записи; приёмы постановочной работы; методика создания хореографического номера; подбор музыки к танцам; приобретение навыков репетиционной, исполнительской работы и работы с музыкальным материалом. Зарисовка схем и рисунков на заданную музыкальную тему. Знакомство с костюмами, и их значение в танце.

Массовые танцы. Хороводы, детские сюжетные танцы на спортивную тематику, народные танцы - в русском характере, еврейский, белорусский, молдавский, казахский.

Раздел 5. Концертная деятельность.

Участие в мероприятиях на уровне объединения, на уровне района, области.































1.3.1. Учебный план на 4-й, 5-й, 6-й года обучения (повышенный уровень)

Название раздела,

темы


Кол-во часов


Формы организации занятия


Формы контроля и/или аттестации

всего

теория

практика



Раздел 1. Упражнения у станка. Классический и характерный экзерсис.

Отработка правильности и чистоты исполнения упражнений классического и народно – характерного экзерсисов. Предусмотрены упражнения для развития силы, выворотности и устойчивости ног.

90

20

70

Групповые,

Открытое занятие

Раздел 2. Лексика народного танца

Продолжение знакомства с народными

танцевальными культурами.

Изучается более сложная лексика народных танцев. Построение более сложных композиционных рисунков.


140

40

100

групповые

Открытое занятие

Раздел 3. Лексика современного танца

  Овладение основами современной хореографии и техникой исполнения, умение ориентироваться в стилях и направлениях современного танца, развитие пластики, легкости движения.

120

30

90



Раздел 4. Импровизация в танце

Развитие умений привнести в танцевальную композицию импровизацию, как средство выражения эмоциональной составляющей.

60


60

групповые

Открытое занятие,

Раздел 5. Постановочная деятельность

Приёмы постановочной работы; методика создания хореографического номера; подбор музыки к танцам; приобретение навыков репетиционной, исполнительской работы и работы с музыкальным материалом.

120

-

120

Групповые

индивидуальные

Открытое занятие, класс-концерты.

Раздел 6. Концертная деятельность

Участие в смотрах, конкурсах, фестивалях детского творчества различного уровня.

50

-

50

групповые

Концерты, смотры, фестивали

Раздел 7. Экскурсионно- познавательный

Экскурсии в музей, посещение театров, концертных площадок.

32

-

32

групповые


Итого:

612

90

522



1.3.2. Содержание учебного плана ( повышенный уровень)

Раздел 1. Упражнения у станка. Классический и характерный экзерсис.

Основная особенность народно-сценического экзерсиса - активное движение на опорной ноге (это касается коленного сустава, мышц голени и мышц, производящих движения в суставах стопы). Кроме того, происходит значительное совершенствование функций нижних конечностей как опорного, рессорного и толкательного аппарата, так и мышц, производящих движения в плечевом поясе и верхних конечностях. В народно-сценического экзерсисе часто применяется принцип контрастности, то есть чередование различных по нагрузке упражнений и элементов. Резкая смена контрастных элементов одновременно приводит в работу различные группы мышц, суставов и связок. Например, приседания, движения на вытянутых и присогнутых ногах, упражнения со свободной ногой и круговерчения ног; упражнения, вырабатывающие пружинистость и эластичность, дробные и выстукивающие движения. Строить народно - сценический экзерсис следует так, что бы по мере изучения технологии танца она постепенно подчинялась сценическим задачам. Важно понимать, что исполнение элементов народно-сценического танца продолжает линию развития танцевальности. Элементы народно-сценического танца на середине зала играют особую роль в выработке стиля и манеры исполнения народных танцев. Они из-за своей технической и эмоционально-образной содержательности являются ступенью к созданию пластического и танцевального действия. Кроме того, небольшие по размеру, но различные по характеру и темпоритму элементы народных танцев создают у обучающихся необходимую контрастность в подборе движений. Это тренирует еще более высокий уровень координации и скорости реакции, что так важно для развития пластичности исполнителя.

Раздел 2. Лексика народного танца

Выстукивания. Выстукивающие движения широко распространены во многих народно-сценических танцах: русских, татарских, испанских и др. В основе лежат удары: всей стопой, каблуком, полупальцами. Комбинаций на выстукивание очень много, например: в испанском характере, в русском характере, в татарском и др.

«Веревочка». Движение «веревочка» является элементом украинского, русского, венгерского и других танцев. В русском характере веревочка исполняется на plie, в украинском это маленькие движения, в венгерском на полупальцах. Наиболее выразительна «веревочка» в венгерском характере. Так же «веревочка» исполняется в обратном порядке, на месте и с продвижением.

Движение комбинируется с подготовкой к веревочке, с pas tortille, с grand battement jete, battement developpe, в русском характере с выстукивающими движениями.

Прыжки, подскоки, присядки. Эти упражнения относятся к мужскому классу. Для них необходимы хорошо подготовленные ноги.

Присядка - это движение на полном приседании (grand plie) без подъема наверх. Полуприсядка - движение с полного plie на вытянутые ноги или на demi plie.

«Качалка». В названии этого движения подчеркнут характер его исполнения. Оно развивает координацию и ловкость. «Качалка» - это равномерный переход с одной ноги на другую с одновременным покачиванием корпуса.

Движение комбинируется с подготовкой к «качалке», с battement tendu, battement tendu jete.

«Штопор»Название это движение получило благодаря тому, что при правильном исполнении достигается зрительное впечатление ввинчивания ног в одну точку. Движение развивает эластичность, силу мышц, ловкость.

Ходы, дроби. «Молоточки».Хлопушки. Припадания. «Метелочки». Закладки. Вращения.

Все элементы экзерсиса составляют азбуку танцевальной лексики. Элемент экзерсиса есть та техника, из которой и создается танец.


Раздел 3. Лексика современного танца.   

Теория: Основой техники современного танца служит позвоночник, поэтому главная задача педагога развить у учащихся подвижность во всех его отделах. Танцевальные комбинации на развитие общих физических данных. Позы и движения на растяжку. Знакомство с современными стилями и новыми направлениями современного танца.

Практика: Основные направления современного танца: джаз-модерн, джаз-фанк, хип-хоп, брейк-данс, неоклассика.

Раздел 4. Импровизация в танце

Раздел, помогающий развить в воспитанниках: внимание, воображение, ассоциативную память, чувство правды и навыки актёрского мастерства.

Игры, этюды, развивающая артистичность , наблюдение за походками людей и копирование пластикой, пантомимические этюды на воображение «Во дворе», «Осень», «Домашние животные».Этюды под музыку на заданную тему: «Новогодняя сказка» (используя выученные движения изобразить Снеговика, Снегурочку, снежинку и.т.д.) 

Раздел 5. Постановочная деятельность

Построение композиций. Художественный образ в хореографии; разбор и постановка танца по записи; приёмы постановочной работы; методика создания хореографического номера; подбор музыки к танцам; приобретение навыков репетиционной, исполнительской работы и работы с музыкальным материалом. Зарисовка схем и рисунков на заданную музыкальную тему. Знакомство с костюмами, и их значение в танце.

Хороводы, детские сюжетные танцы на спортивную тематику, народные танцы - в русском характере, еврейский, белорусский, молдавский, казахский и т.д.

Раздел 6. Концертная деятельность.

Участие в мероприятиях на уровне учреждения, на уровне района, области.

Раздел 7. Экскурсионно- познавательный

Экскурсии в музей, посещение театров, концертных площадок.



    1. Планируемые результаты базового уровня обучения

Ожидаемые результаты определяются в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы: развитие творческого мышления, умения выразить чувства через пластику, приобретение и развитие коммуникативных способностей, сообразительности, умения импровизировать, овладение основными понятиями в хореографии и сценического искусства, формирование представлений о сценической культуре, приобретение теоретических знаний и практических умений.

Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем компонентам: личностный, метапредметный и предметный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития обучающихся.

1.4.1.Личностный:

- сформированное художественное и творческое начало личности ребенка;

- сформированное ценностное отношение к себе, как к человеку искусства.


1.4.2. Предметный:

- сформированность первоначальных представлений о роли основ хореографии и азбуки музыкального движения.

- сформированность знания об особенностях народных танцев;

- сформированность представлений о хореографическом искусстве как о важной составляющей искусства в целом.

1.4.3.Метапредметный:

- сформированный интерес к танцу, понимания хореографии как вида искусства ;

- сформированный опыт общения в коллективе, развития коммуникативности.


1.4. Планируемые результаты повышенного уровня обучения

1.4.1.Личностный:


- сформированное чувство сопричастности к своему народу, к его истории и культуре;

- сформированное у обучающихся эстетической культуры на основе изучения народных танцев.


1.4.2. Предметный:

- сформированные умения импровизировать, воплощать сценические образы;

- сформированное умение проявлять самостоятельность в постановочной деятельности.


1.4.3.Метапредметный:


- сформированные умения и навыки владения своим творческим внутренним потенциалом

- сформированность умения владеть аудиторией; концентрировать внимание.



II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.2 Условия реализации программы

2.2.1 Материально-техническое обеспечение

Оборудование- помещение для занятий хореографией, хореографический станок, зеркала, специальная одежда для занятий- купальник, специальная обувь для занятий хореографий- туфли, чешки, балетки.

Технические средства обучения- Мультимедийный экран, проектор, ноутбук.

2.2.2. Информационное обеспечение

Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

2.2.3 Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории А.К. Бижановой.

2.3 Формы аттестации

2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах видеозаписи, грамотах, дипломах, журналах посещаемости, портфолио, фото, в отзывах детей и родителей, выдаче свидетельства (сертификата), статьях.

2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в форме конкурсов, концертах, открытого занятия, итогового отчёта, в поступлении выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздниках, слетах, фестивалях.








2.4 Оценочные материалы.

О результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован.

Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест.

Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребёнка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.

Мы используем систему мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Так как образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определённым знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся. В современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации общеразвивающих программ определён подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общенаучных компетентностей.

Программа мониторинговых исследований, проводимых в течение учебного года, включает: мониторинг результатов по дополнительной образовательной программе (теоретическая и практическая подготовка, основные общенаучные компетентности)

В повседневных занятиях самостоятельная отработка обучающимися танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения. Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым обучающимся, стабильном составе групп. Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебно-методическим планом, исходя из того, освоил ли обучающийся за учебный год все то, что должен был освоить по результатам экзамена в виде выполнения заданий по этюдам, В конечном итоге, успех освоения дополнительной общеразвивающей программы характеризуется достижениями обучающимися в концертах различного уровня. Обобщенные способы проверки результативности программы:

- исследование (изучение уровня развития хореографических способностей), проводится в начале обучения и в конце каждого этапа обучения;

- наблюдение (изучение способности к хореографическому мастерству, творческому поиску), проводится в течение всего периода обучения по критериям: выразительность, продуктивность, самобытность;

- опрос (изучение уровня сформированности основ хореографического мастерства: интерес к занятиям, эстетический вкус), проводится в течение всего периода обучения;

экзамен (оценка уровня исполнительства этюда, импровизации), проводится по окончании каждого полугодия.

Дважды в течение учебного года( ориентировочно в декабре и мае) мы заносим данные о детях в диагностическую карту( см.Приложение1)

Технология определения результатов обучения ребёнка по дополнительной общеразвивающей программе представлена в таблице, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики ( см.Приложение2)

Графа « Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся, в процессе освоения им общеразвивающей программы. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам календарного учебного графика развёрнутый вариант, либо по итогам учебного года(полугодия)- обобщённый вариант. Изложенные в систематизированном виде, эти показатели помогают наглядно представить то, что мы хотим получить от обучающихся на том или ином этапе освоения программы.

Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:

- теоретическая подготовка,

-практическая подготовка.

-основные общенаучные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой общеразвивающей программы и осуществление любой деятельности.

Технология работы по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты (см. Приложение 3). Карта заполняется на основании критериев ( признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике ( см. Приложение 4).

2.5 Методические материалы

- особенности организации образовательного процесса – занятия проводятся очно,

Методы обучения , в основе которых заложен способ организации занятия:

- словесный( устное изложение, беседа, рассказ, лекция т.д)

-наглядный( показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ( выполнение) педагогом)

- практический.( выполнение детьми упражнений)

Методы воспитания: убеждения, поощрения, упражнения, стимулирования, мотивации.

Форма организации образовательного процесса: групповая;

Форма организации учебного занятия:, беседа, игра, концерт, конкурс, мастер- класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, представление, фестиваль,

Использование педагогических технологий:

1. технология группового обучения- групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обогащение обучающихся в группе; организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно - познавательных процессов; коммуникацию.общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание: обмен способами действия для получения вовокупного продукта деятельности-решения проблемы; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

2. технология коллективного взаимообучения - коллективным способом обучения(КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит другого. Основные преимущества КСО:

  1. В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логических мышлений к пониманию;

  2. В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

  3. Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная;

  4. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе и т.д.

3. коммуникативная технология обучения- Сущность коммуникативных технологийсостоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия. Гуманизировать этот процесс - означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности:

Коммуникативные педагогические технологии развиваются в рамках педагогики сотрудничества, которая провозглашает следующие принципы:

  • человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе;

  • активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя;

  • идея деятельного становления призвания человека. 

4.Технология коллективной творческой деятельности- Коллективной творческой деятельностью, по определению автора данной технологии называется «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям».

5.Технология организации коллективной творческой деятельности предполагает:

- организацию жизни детского коллектива как общественно значимой – на основе совместной заботы педагогов и воспитанников об улучшении окружающей жизни, жизни своего коллектива и самосовершенствовании, о близких и далеких людях;

- построение коллектива на принципах сменяемости ролей;

- организацию жизни детского коллектива как личностно значимой и эмоционально насыщенной;

- организацию жизни детского коллектива как художественно инструментованной (посредством ритуалов, традиций, игровых приемов и т. п.);

- особую позицию педагога как старшего товарища («рядом и чуть впереди»), искреннего и понимающего, готового и умеющего взаимодействовать с детьми.

Центральным звеном коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело (КТД). Именно правила его организации составляют основу технологии организации коллективной творческой деятельности.

6. Здоровьесберегающая технология - забота о здоровье детей - это важнейшая задача педагога. Танцевальное искусство является мощным стимулом для развития устойчивого интереса детей к активному образу жизни. Танцевальное движение является важнейшим элементом в хореографической деятельности. Оно направлено на то, чтобы сделать мышцы пластичными, а тело послушным воле исполнителя. Все упражнения тренажа выстраивать с учетом постепенного возрастания физической нагрузки (от простого к сложному).Элементы тренажа без опоры в быстром темпе выполняются на середине зала. Костюм и обувь обучающихся детей должны быть легкими и удобными. Занятия проводятся в просторном помещении, легко проветриваемом и с влажной уборкой. Костюмы и реквизит для танцевальных номеров без предметов 
угрожающих здоровью детей. При выполнении трюков (вращений, прыжков и т.д.) необходимо следить, чтобы дети не растянули и не порвали ни мышцы, ни сухожилия. Начинать занятия необходимо с разогревающих, разминающих упражнений. При исполнении трюков очень важно знать, помнить и соблюдать все правила исполнения для того, чтобы избежать травм. На протяжении всех лет изучаются и повторяются правила по технике безопасности и поведению в танцевальном классе.

Запрещается: во время занятий выбегать в коридор; без педагога пользоваться электроприборами; делать акробатические упражнения без педагога; выполнять растяжку без предварительной подготовки мышц и суставов; на занятия надевать украшения. К занятиям не допускаются дети без медицинского разрешения заниматься хореографией.


алгоритм учебного занятия ( повышенный уровень) ( 45х2)

Вводная часть занятия ( 5 мин.)
– поклон педагогу
– обозначение темы и цели занятия;
– беседа о значении дроби в русском танце.

Подготовительная часть занятия (40 мин.)

  1. Основы классического экзерсиса у станка:

  2. Прыжки на середине зала– Par terre:

  3. Импровизация в танце .

Перерыв ( 10 мин)

Основная часть занятия (35 мин.)

– повторение основных понятий народного танца (вопрос-ответ);

– повторение изученных движений русского народного танца на середине зала,

- просмотр видеопрезентации
– изучение простых дробей

_ построение дробных композиций.

Заключительная часть занятия (10 мин.)
- Подведение итогов. Рефлексия.

- Поклон педагогу.

дидактические материалы:

картинный и картинно-динамический( слайды, фотоматериалы);

- звуковой (аудиозаписи);

смешанный ( видеозаписи)


2.6. Список литературы

2.6.1. Основная и дополнительная

Основная литература.

  1. Ю. Андреева «Танцетерапия» М.; Диля 2015

  2. Володина О.В.Самоучитель клубных танцев.- Ростов-на-Дону 2015.

  3. Дидковская Т.Н. Сборник музыкально-ритмических упражнений. – Надым,: МОУ ДОД ЦДТ, 2006. – С. 86

  4. Барышникова Т. Азбука хореографии. Из-во «Айри Пресс», М., 2015.

  5. Базарова Н Классический танец... Методика обучения в 4-5 классе, Из-во "Искусство", Л., 1915г.

  6. Базарова Н. Мей В. Азбука классического танца. Методика обучения в 1-3 кл. Из-во "Искусство"; Л. 2013 г.

  7. Ваганова А. Основы классического танца. Учебник. Из-во "Искусство". Л.. 2014г.

  8. Васильева - Рождественская М. Историко-бытовой танец. Из-во "Искусство", М., 1912г.

9. Гренлюнд Э. «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика» СПб.: Речь, 2014

10. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. – Иж. 2012. – С. 130

11. Основы классического танца. Учебник. Из-во «Искусство», Л., 2015г.

12.Прокопов К. Клубные танцы. - Москва 2012.

13.Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2013.

14. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2016.

15. Костровицкая В.100 уроков классического танца (1-8 кл.). Учебно-методическое пособие. Из-во "Искусство", Л., 1911г.

16. Шипилина И.А. Хореография в спорте. – Москва. 2010.(переиздано)





























































Приложения

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКЗЕРСИСА

Экзерсис – хореографические упражнения в установленной последовательности у опоры или на середине.





ПОВОРОТЫ НА 90°, 180°, 360°, 540°, 720°, 1080°.



МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УТГ-3

Задачи третьего года обучения:

1. Совершенствование пройденного в группе УТГ-2.

2. Совершенствование устойчивости, «апломб».

3. Совершенствование элементов экзерсиса: дубль батман тандю, дубль батман фондю, дубль батман фраппе, ронд де жамб ан леер.

4. Методика обучения подготовительных упражнений для выполнения пируэта. Из II, IV, V-й позиций в первой половине года обучения, выполнение у опоры во второй половине года обучения на середине.

5. Упражнения на середине: адажио – совершенствование элементов, гранд плие, томбе, пор де бра с растяжкой, позы аттетюд, тербушон. Изучение тан лие на 45° с подготовкой к пируэту в первой половине года обучения, с пируэтом во второй половине года обучения.

6. Совершенствование и методика обучения аллегро:

· Малая группа прыжков: глиссад, жете, ассамбле; выполнение прыжков с поворотом на 90о и на 180о соте, шажман де пье, эша-пе (во II половине года обучения).

· Средняя группа прыжков: методика обучения сиссон увер, фаи, сиссон томбе, субрисо.

· Большая группа прыжков: гранд жете, гранд па де ша, энтрелесе жете ранверсе.

Методика обучения поворотам (pirouettes):

Для выполнения качественного пируэта необходимо соблюдение следующих требований:

· Контроль за мышцами туловища (сохранять правильное положение осанки и головы).

· При выполнении поворота необходимо «держать точку», т. е. уметь удержать взгляд на ориентире по направлению движения, поворачивая сначала голову, затем туловище.

При выполнении пируэта возможны следующие ошибки:

1. При наклоне головы вперед занимающийся будет ощущать потерю равновесия и падение вперед;

2. При наклоне головы назад занимающийся будет ощущать потерю равновесия и падение назад.

Чтобы исключить данные ошибки, необходимо научиться «держать точку».

Перед выполнением упражнений необходимо закрепить мышцы туловища, голову держать прямо, выбрав взглядом ориентир для поворота на уровне глаз. Выполняя поворот на каждые 90°, взгляд оставить на ориентире. При завершении поворота сначала повернуть голову в сторону ориентира и только потом туловище.

После освоения этого упражнения выполнять поворот на 180°, соблюдая все требования к «удержанию точки».

Подводящие упражнения:

1. Стойка на носках у станка или гимнастической стенки (с опорой или без нее).

2. Стоя лицом к опоре: стойка на левой, правая согнута в сторону (носок у колена). Научиться сохранять устойчивое положение тела без опоры руками.

3. Стоя правым боком к опоре в стойке на правой, левая согнута в сторону (носок у колена), сохранять устойчивое положение тела без опоры рукой.

4. Стоя левым боком к опоре в пятой позиции ног в полуприседе, правая рука в подготовительной позиции. Толчком двумя с взмахом правой руки в первую позицию, стойка на левой, правая согнута в сторону (носок у колена) стоять восемь счетов, удерживая равновесие, для чего балансировать, осуществляя контроль за мышцами туловища.

По мере усвоения предыдущих упражнений выполнять у станка без опоры (при необходимости осуществляя опору рукой), затем без опоры на середине. После чего выполнять упражнение № 4 в повороте, отталкиваясь рукой от опоры и соединяя руки в первой позиции. Чередую подготовку к пируэту с выполнением пируэта, затем на середине. Обучение производится как с правой, так и с левой ноги en dehors (наружу) и en dedans (внутрь).

Повороты

Можно выделить три основные группы поворотов: в смешанных упорах, седах, стойке на колене и т. п.; на двух ногах; на одной ноге. Ниже описываются наиболее часто применяемые повороты.

Повороты на одной ноге

Повороты на одной ноге могут быть одноименными, когда направление вращения совпадает с опорной ногой (на левой – налево, на правой – направо), и разноименными. В хореографии повороты на полу принято делить на малые и большие. В малых поворотах свободная нога согнута у щиколотки или у колена, в больших – отведена на 90°. В зависимости от положения, из которого выполняются малые и большие повороты, их можно подразделить на следующие группы: 1) повороты из II позиции; 2) из IV-й позиции; 3) из V-й позиции; 4) из равновесия на одной или двух ногах; 5) после поворота (поточные повороты – шэне).

Малые повороты (УТГ-3, I половина года обучения). Все малые повороты (одноименные и разноименные) независимо от того, из какого и.п. они выполняются, чаще всего начинаются с полуприседа, что облегчает возможность перехода на опорную ногу. При повороте с двух ног вращательное движение выполняется одновременно толчком двумя. Опорная нога упруго переходит на полупальцы (высокие). В конце поворота опорная нога переходит в полуприсед эластично, не расслабляясь и не раньше, чем пятка ее коснется пола, другая из согнутого положения одновременно опускается во II, IV позицию с пальцев на всю ступню. Переход при этом осуществляется мягко, исключая подпрыгивания и переступания. Руки из и.п. одна в I позиции, другая из II закрываются в I позицию. Мышцы туловища подтянуты, плечи опущены. Поворот головы такой же, что и при выполнении поворотов на двух ногах (см. «Повороты переступанием» группа НП-2). В целом, действие ног, рук, туловища и головы должно быть четким и согласованным.

Большие повороты (УТГ-3, II половина года обучения) выполняются на основе вертикальных, передних, боковых и задних равновесий на 180, 360° и более. Они так же, как и малые повороты, могут быть одноименными и разноименными и выполняться с различных подходов. Возможны непрерывное выполнение поворота в какой-либо позе или переход в малый поворот (сочетание большого и малого поворотов в одном вращательном движении за счет сгибания свободной ноги).

Все подходы к большим поворотам следует выполнять четко и уверенно, без предварительного поворота плеч в сторону, противоположную

предстоящему вращению. Толчок производится точно с перенисением центра тяжести тела на опорную ногу, с соразмеримым движением свободной ноги. Заканчивать большой поворот следует устойчивым и упругим опусканием пятки опорной ноги на пол.

Повороты кругом махом ноги вперед, назад представляют собой переход из вертикального равновесия (сзади) в вертикальное равновесие нога сзади (впереди). Отличительной особенностью поворота является маховое движение ногой. Поворот выполняется на высоких полупальцах точным выполнением маха вперед или назад, и осуществляется четкий поворот туловища при фиксированном положении ноги, которая не отводится в сторону, а лишь разворачивается в тазобедренном суставе. Туловище сохраняет вертикальное положение, плечи опущены, голова прямо.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Мир танца»

Автор: Бижанова Алмагуль Кавдановна

Дата: 28.02.2018

Номер свидетельства: 460170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Программа по бисероплетению"
    ["seo_title"] => string(30) "proghrammapobisieroplietieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "266766"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450242773"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства