kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Мастерицы" для детей с умственной отсталостью (направление деятельности: художественно-эстетическое)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации, социальной интеграции в общество детей-инвалидов. Программа адаптирована к задачам творческой реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома-интерната и составлена с учётом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально-волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования трудовых навыков умственно отсталых детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Мастерицы" для детей с умственной отсталостью (направление деятельности: художественно-эстетическое)»

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения «Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»



Принята на заседании педагогического совета

ГБСУСОН «Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»


Протокол №___от _____2017 г.



«Утверждаю»

Директор ГБСУСОН «Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Н.В. Студеникина____________ «___» ________________ 2017 г.








Дополнительная общеразвивающая программа

кружка «Мастерицы»

для детей с умственной отсталостью

(направление деятельности: художественно-эстетическое)


Срок реализации программы

2017 – 2018 учебный год

 

 

 

 

 


 

 

Автор программы:

Коваленко И.В.,

воспитатель




с. Дербетовка,

2017 год

Содержание



  1. Целевой раздел ......................................................................................3

1. Пояснительная записка ………………………………………………….....3

    1. Цель программы …………………………………………………………..3

    2. Задачи программы ………………………………………………….......3-4

    3. Принципы и подходы к формированию программы ……………….......4

    4. Нормативно-правовая база ……………………………………………….5

    5. Значимые характеристики ………………………………………………..5

2. Планируемые результаты освоения программы ……………………….5-6

II. Содержательный раздел ............................................................................6

  1. Формы, способы, методы реализации программы ……………………6-7

  2. Содержание работы ……………………………………………………..7-8

  3. Учебно-тематическое планирование …………………………………...8-9

  4. Календарно-тематическое планирование …………………………….9-16

III. Организационный раздел ……………………………………………..16

  1. Режим проведения занятий …………………………………………..16-17

  2. Программно-методическое обеспечение………………………………..17

  3. Материально-техническое обеспечение …………………………….17-18

  4. Оценка знаний, умений и навыков …………………………………..18-19

  5. Список литературы ……………………………………………………….20

  6. Приложение …………………………………………………………...21-26


















  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


  1. Пояснительная записка

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Работа с детьми этой категории, в условиях их проживания в доме-интернате для умственно отсталых детей, решает специфические задачи, обусловленные особенностями их психофизического развития.

Программа «Мастерицы», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья основными приёмами работы с различными видами тканей и обучение выполнению простых изделий в технике «декупаж», вовлечение их в творческий процесс.

1.1 Цель программы

- обучить воспитанников приёмам работы с бумагой, различными видами ткани; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребёнка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создавать своими руками игрушки и сувениры из ткани; - развитие художественного вкуса, фантазии и изобретательности воспитанников через искусство декупажа – особого вида аппликации, с помощью которой можно создать иллюзию изысканной росписи красками, приобщать детей к творчеству, дать им возможность ощутить себя авторами художественного произведения.

1.2 Задачи программы

Развивающие:

- развитие художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;

- создание во время занятий соответствующей эстетической среды;

- приобщение к творческому процессу.

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия;

- воспитание аккуратности, усидчивости, доброжелательного отношения друг к другу;

- формирование самостоятельности;

- воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени;

- соединение обучения с воспитательным процессом.

Обучающие:

- изучение мастерства ручного шитья;

- знакомство с правилами техники безопасности;

- овладение искусством цветовых сочетаний;

- изучение возможностей работы с выкройкой;

- изучение технологических процессов шитья игрушки;

- формирование у детей практических умений и навыков выполнения декупажа; - освоение детьми всего процесса выполнения декупажа (вырезание понравившейся детали (или использование салфетки полностью), снятие с салфетки верхнего слоя, размещение салфетки на поверхности, обильное намазывание клеем, после высыхания клея – закрепление результата при помощи лака).

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

Программа направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации, социальной интеграции в общество детей-инвалидов. Социализация ребенка-инвалида невозможна без развития коммуникаций, творческая реабилитация выступает здесь эффективным методом развития коммуникаций, расширения социальных связей, социальной адаптации и оптимизации процесса социальной интеграции. При составлении программы использовались следующие принципы и подходы к обучению детей:

1). Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

2). Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учётом индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

3). Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, презентации, готовые образцы изделий.

4). Принцип систематичности и последовательности в ходе проведения занятий позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Последовательность освоения учебного материала – «от простого к сложному», от учебных заданий к творческим решениям, позволяет детям в полном объёме усвоить данный материал.

5). Удовлетворение практических чувств ребёнка через создание полезных и красивых вещей.

Программа адаптирована к задачам творческой реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома-интерната и составлена с учётом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально-волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования трудовых навыков умственно отсталых детей.


1.4 Нормативно-правовая база

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Мастерицы» составлена с учётом учебных стандартов и требований следующих нормативно-правовых документов:

- Конституции РФ;

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании»; - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599)

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

- Письма Минобразования России от 18.06.2003 года № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

- Положения о рабочей программе ГБСУСОН «Дербетовский ДДИ», утверждённого приказом директора № 3212 от 18.07.2017 года.

1.5 Значимые характеристики

Программа предназначена для обучения девочек одной воспитательной группы, проживающих в Дербетовском ДДИ, в возрасте от 14 до 18 лет. Все воспитанницы имеют интеллектуальные нарушения от умеренных до глубоких, 7 из 10 имеют те или иные нарушения ОДА, 3 девочки передвигаются в инвалидных колясках с посторонней помощью, 2 имеют нарушение зрения, 1 девочка с синдромом Дауна. У всех воспитанниц наблюдается положительная мотивация к обучению, но у большинства плохо развита мелкая моторика кистей рук, память, внимание, усидчивость, творческая фантазия. Все эти факторы должны быть обязательно учтены.

2. Планируемые результаты освоения программы


Ручной труд, а именно – шитьё и аппликация (декупаж), имеет большое воспитательное значение в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями; способствует развитию общей и мелкой моторики рук и обретению большей бытовой самостоятельности. Вся работа педагога направлена на успешную социально-бытовую адаптацию воспитанников и достижение развития их творческой активности.

В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающимися ожидается овладение ими следующими знаниями, умениями и навыками:

Обучающиеся должны знать:

- названия материалов, используемых для выполнения поделок (ткань, бумага, картон, салфетки, нитки); характеризовать основные свойства материалов; названия объектов работы;

- названия основных цветов указанных материалов;

- названия операций, необходимых для обработки материала (ткань складывают, раскраивают и т.д.; бумагу сгибают, нитки сплетают, салфетки расслаивают, наклеивают);

- названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними;

- историю развития игрушки.

Обучающиеся должны уметь:

- организовывать работу с опорой на образец изделия, показ воспитателем приёмов работы и его устную инструкцию;

- сопоставлять свою поделку с образцом;

- использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу;

- анализировать образец с подсчетом его деталей и определением их формы;

- определять места приклеивания аппликации, присоединения дополнительных деталей с опорой на образец;

- владеть навыками наклеивания салфеток на любые ёмкости;

- самостоятельно работать с ножницами;

- самостоятельно работать с кистью и тампоном при нанесении клея;

- сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец и грамотно выражать результаты сравнения в устном высказывании;

- осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом;

- оценивать степень сложности работы;

- выполнять выкройки по шаблонам;

- выполнять простейшие швы;

- владеть приёмами работы с различными видами ткани и швейной фурнитуры;

- делать устный отчёт о выполненной работе;

- работать как самостоятельно, так и в коллективе;

- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


  1. Формы, способы, методы реализации программы

Программа составлена с учётом специфики воспитательной работы в детском доме и рассчитана на проведение занятий в группе воспитанниц от 14 до 18 лет, при необходимости могут проводиться и индивидуальные занятия. Настоящей программой предполагается сформировать из девочек воспитательной группы 2 группы обучающихся в кружке «Мастерица», по 5 человек в каждой, т.к. небольшая группа позволяет более активно участвовать в занятиях тем детям, которых большая группа подавляет, но которые способны открыться в небольшой группе. Поэтому группы формируются с учётом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и образовательных потребностей каждого ребёнка.

Занятия проводятся в виде творческих мастерских и носят практический характер. Из готовых работ оформляются выставки в доме-интернате.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

По дидактической цели в программе можно выделить – вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний и комбинированные формы занятий.

  1. Содержание работы

В программе предусмотрены следующие виды труда:

Работа с бумагой и картоном.

Предусматривает освоение многих технических навыков, экономное расходование материала, совершенствует пространственные представления. Дети учатся выполнять сюжетные аппликации из картона, бумаги с использованием ткани и фурнитуры.

Ручное шитьё.

Предусматривает развитие мелкой моторики руки, развитие глазомера (завязывание узелка, отмеривание ниток, вдевание нити в иголку). В этот раздел также включена работа с картоном и тканью. Дети учатся выполнять серии горизонтальных стежков, вышивать по контуру.

Работа по изготовлению текстильных игрушек и сувениров.

Этот раздел предусматривает такую работу, как подбор ткани и ниток, элементы кроя изделия или отдельных элементов, сборка изделия, знакомство со способами его декорирования с помощью атласных лент, тесьмы, бусин, бисера, пайеток; умение пользоваться клеевым термопистолетом и электрическим утюгом под контролем воспитателя; знание правил техники безопасности, подготовка и уборка рабочего места.

Декупаж.

Раздел программы предусматривает знакомство с техникой «декупаж», работу с различными поверхностями (картон, дерево, пластик, стекло) и способы их подготовки к декорированию с последующей обработкой; наклеивание мотива различными способами, работу с салфетками. Знакомит с принципами и правилами построения композиции как единой картины, способами построения композиции в декупаже, секретами и нюансами при работе с фонами. Создание многоцветного фона путём тампонирования. Приклеивание салфетки классическим способом на различные поверхности для декорирования.

  1. Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1


Вводное занятие (правила поведения на занятиях, правила техники безопасности, ознакомление с планом занятий)

1


0


1


2

Приёмы работы с бумагой и картоном

0

1

1

3

Основные виды ручных швов

0

2

2

4

Вышивание по контору



0,5



2,5



3

5

Аппликация из бумаги и ткани, с использованием дополнительной фурнитуры

0,5

2,5


3


6

Изготовление выкроек

1

4

5

7

Изготовление игрушек и сувениров из текстильных материалов

1

12

13

7

Декупаж изделий из картона

1

4

5

8

Особенности работы с деревянными изделиями при использовании декупажа. Декупаж деревянных изделий.

0,5

7,5

8

9

Особенности работы со стеклянными изделиями при использовании декупажа. Декупаж стеклянных изделий.

0,5

3,5

4





Итого





45 часов



  1. Календарно-тематическое планирование


№п/п

Тема

Цель

Оборудование

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Вводное занятие

Познакомить обучающихся с правилами поведения и ТБ на занятиях, ознакомить с программным содержанием, краткой историей игрушки и декупажа

- медиапроектор; - экран;

- игрушки;

- изделие, декорированное в технике «Декупаж»


1



2

Основные приёмы работы с бумагой и картоном, ориентирование на листе (вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу). Изготовление аппликации «Осенние мотивы»

Научить детей основным приёмам работы с бумагой и картоном и ориентирова-нию на листе бумаги. Вызвать интерес к изготовлению аппликации из бумаги


- белые листы бумаги;

- листы картона;

- цветная бумага;

- простые карандаши;

- шаблоны для изготовления деталей аппликации;

- клей;

- кисти;

- ножницы

1



3

Выполнение разных видов ручных швов («иголку вперёд», «иголку назад», обмёточный «через край», «стебельчатый», «петельный» и др.)

Научить детей выполнять простые виды ручных швов

- катушечные нитки;

- иглы для ручного шитья;

- ножницы;

- небольшие кусочки однотонной ткани;

- схемы «Виды швов

2



4

Вышивание по контуру: «Домик», «Солнышко», «Кленовый лист»

Закрепить умение детей выполнять простые виды ручных швов; вызвать интерес к вышивке

- катушечные нитки;

- иглы для ручного шитья;

- ножницы;

- кусочки однотонной ткани;

- образцы вышивки


3



5

Аппликация с использованием различных видов тканей и дополнитель-ной фурнитуры «Воспомина-ния о лете» (групповая работа)

Научить детей выполнять аппликацию из различных лоскутков ткани, кусочков фетра: подбирать подходящую расцветку для построения композиции, наклеивать фрагменты ткани в нужном месте, использовать дополнитель-ную фурнитуру для предания изделию красивого завершённого вида

- иллюстрация с изображением аппликации;

- различные лоскутки ткани, кусочки фетра;

- бусинки, пуговицы, пайетки, ленты;

- лист плотного картона;

- простые карандаши;

- ножницы;

- термопистолет;

- клей «ПВА»

3



6

Изготовление игольницы «Шляпка»

Научить изготавливать простую нужную вещь своими руками

- образец готового изделия;

- картон;

- небольшие лоскуты ткани;

- синтепон;

- атласные ленты;

- различная интересная фурнитура;

- катушечные нитки;

- иглы для ручного шитья;

- ножницы;

- термопистолет


2



7

Изготовление новогодних игрушек («Ёлка», «Варежка», «Снеговик», «Звёздочка», «Ёлочный шар»)

Научить детей шить игрушки для украшения новогодней ёлки – простые и красивые, из фетра

- образец готового изделия;

- шаблоны разной формы;

- синтепон;

- листы фетра разных цветов;

- атласные ленты;

- различная интересная фурнитура;

- катушечные нитки;

- иглы для ручного шитья;

- ножницы;

- термопистолет


4



8

Изготовление объёмной игрушки «Влюблённый кот» (из садовых перчаток и дополнитель-ной фурнитуры»)

Научить шить мягкую игрушку из простых садовых перчаток (новых)

- образец готового изделия;

- садовые перчатки (1 перчатка – 1 кот);

- лист фетра красного цвета;

- шаблон «Сердечко»;

- синтепон;

- атласные ленты;

- пуговицы, бусины;

- катушечные нитки;

- фломастер;

- иглы для ручного шитья;

- ножницы;

- термопистолет


1



9

Изготовление объёмной игрушки «Совушка-круглая головушка»

Научить шить мягкую игрушку из фетра. Развивать творческую фантазию, аккуратность, усидчивость, трудолюбие

- образец готового изделия;

- шаблоны деталей игрушки;

- синтепон;

- листы фетра 4-х цветов;

- пуговицы;

- катушечные нитки;

- иглы для ручного шитья;

- ножницы


2



10

Изготовление народной куклы «Масленица-Ясочка»

Познакомить детей с особенностями изготовления народной куклы

- льняная ткань белая и цветная 4-х расцветок;

- ткань х/б жёлтого цвета;

- катушечные нити белого и красного цвета;

- сантехнический лён;

- кружевная и атласная лента;

- бисер по

- шерстяные нити (100 г);

- комочек полимерной глины;

- иглы для ручного шитья;

- спицы вязальные (№ 2,5);

- ножницы

3



11

Изготовление текстильного букета тюльпанов

Научить детей подбирать подходящие по расцветке лоскутки ткани для работы, аккуратно обводить шаблоны, вырезать детали из ткани и сшивать их, набивать готовые детали синтепоном; сшивать отдельные детали в готовое изделие.

- образец готового изделия;

- шаблоны отдельных деталей;

- ткань х/б 4-5 расцветок;

- катушечные нити соответствующих цветов;

- кружевная и атласная лента;

- иглы для ручного шитья;

- ножницы;

- коктейльные трубочки


3



12

Изготовление текстильных парных кукол «Ангелы-сплюшки»

Научить детей шить текстильную куклу (выполнять выкройки, вырезать детали из ткани и стачивать их между собой, набивать готовые детали синтепоном; шить одежду для куклы)

- образец готового изделия;

- шаблоны отдельных деталей;

- ткань х/б для изготовления тела куклы;

- ткань х/б для изготовления тела куклы;

- синтепон;

- пряжа «букле» или «травка»;

- атласная лента;

- декоративные пуговицы;

- катушечные нити соответствующих цветов;

- нитки «Ирис» телесного и коричневого цветов);

- сердечко пластиковое;

- иглы для ручного шитья;

- ножницы;

- карандаш простой


3



13

Декупаж картонной тарелочки «Маки», «Сирень», «Птицы» и др.

Познакомить детей с техникой декупажа. Научить наклеивать фрагменты салфеток на картонную тарелку, создавая красивую композицию

- образец готового изделия;

- тарелка картонная одноразовая без принта; - салфетки трёхслойные с разными рисунками;

- грунтовка;

- клей «ПВА»;

- кисть, тампон;

- ножницы;

- краски акварельные

2



14

Декупаж картонной коробочки «Девичьи секреты»

Научить наклеивать фрагменты салфеток на картонные коробки разной формы, использовать декоративные элементы для украшения готового изделия.

- образец готового изделия;

- коробка картонная (можно из-под обуви);

- салфетки трёхслойные с разными рисунками;

- грунтовка;

- клей «ПВА»;

- кисть, тампон;

- ножницы;

- декоративные элементы для украшения

3



15

Декорирование деревянной разделочной доски

Познакомить детей с техникой декупажа деревянной поверхности. Декорировать разделочную доску в предлагаемой технике

- образец готового изделия;

-доска деревянная разделочная без рисунка;

- салфетки трёхслойные с разными рисунками;

- грунтовка;

- клей «ПВА»;

- кисть, тампон;

- ножницы


2



16

Декорирование деревянного домика

Декорировать деревянный домик, собранный из конструктора, в технике декупаж.

Развивать творческую фантазию, аккуратность, усидчивость, трудолюбие


-домик, собранный из деревянных деталей;

- салфетки трёхслойные с разными рисунками;

- грунтовка;

- клей «ПВА»;

- кисть, тампон;

- ножницы;

- лак


3



17

Декупаж на спилах дерева (темы предлагаются детям на выбор)

Научить изготавливать из природного материала предметы декора, используя декупаж. Создать на занятии творческую атмосферу, предоставить детям свободу при выборе композиции для своего изделия. Закреплять приёмы работы с деревянной поверхностью.

- образец готового изделия;

- спилы дерева круглой или овальной формы;

- салфетки трёхслойные с разными рисунками;

- грунтовка;

- наждачная бумага;

- клей «ПВА»;

- контур с блёстками;

- кисть, тампон;

- ножницы;

- лак


3



18

Декупаж стеклянной банки интересной формы

Изготовить красивый предмет интерьера из обычной банки. Познакомить детей с техникой декупажа стеклянной поверхности.

- образец готового изделия;

- стеклянная банка;

- салфетки трёхслойные с разными рисунками;

- дополнительная фурнитура для декора (бусины, полубусины, бисер, шнур, тесьма и др.);

- грунтовка;

- клей «ПВА»;

- акриловые контуры;

- кисть, тампон;

- ножницы;

- лак


2



19

Декупаж стеклянной бутылки интересной формы

Декорировать стеклянную бутылку в технике декупаж. Закрепить приёмы декупажа по стеклянной поверхности

Развивать творческую фантазию, аккуратность, усидчивость, трудолюбие

- образец готового изделия;

- стеклянная бутылка;

- салфетки трёхслойные с разными рисунками;

- дополнительная фурнитура для декора (бусины, полубусины, бисер, шнур, тесьма и др.);

- грунтовка;

- клей «ПВА»;

- акриловые контуры;

- кисть, тампон;

- ножницы;

- лак


2





III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


  1. Режим проведения занятий

Срок реализации программы кружка «Мастерицы» – 1 год. Количество часов на год обучения – 45 (33 часа в течение 2017-2018 учебного года и 12 часов в период летних каникул).

Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность одного занятия от 20 до 40 минут (в зависимости от психофизического состояния обучающихся в группе детей).

Занятия проводятся 2 группами по 5 человек, но, при необходимости, могут проводиться и индивидуально, чтобы воспитатель мог уделить каждому обучающемуся достаточное количество времени и внимания.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям – так дети с умственной отсталостью быстрее и лучше освоят и закрепят навыки ручного шитья и аппликации.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

  1. Программно-методическое обеспечение

Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерицы», для обучающихся с умственной отсталостью, составлена на основе анализа авторской программы дополнительного образования по прикладному творчеству Е.А. Никитевич и с учётом рекомендаций письма Минобразования России от 18.06.2003 года № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

В программе используются следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий);

- репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий);

- изучение развития ребёнка (наблюдение за особенностями развития личности ребёнка во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности обучающегося и т.д.)

  1. Материально-техническое обеспечение

На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, чертежи игрушек, инструкционные и технологические карты. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций. На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты:

- альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;

- лоскуты ткани различных видов и расцветок;

- нитки катушечные разных цветов;

- тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;

- картон;

- различные виды цветной бумаги;

- поролон, синтепон, вата;

- ножницы, кусачки, иголки, напёрсток;

- мел, клей ПВА, контуры акриловые, краски, кисти, карандаши;

- различные коробочки и емкости для выполнения декупажа;

- деревянные доски или деревянные заготовки для выполнения декупажа;

- трёхслойные салфетки;

- клеевой термопистолет и стержни к нему;

- электрический утюг.


4. Оценка знаний, умений и навыков

Мониторинг освоения детьми программного материала дополнительной общеразвивающей программы кружка «Мастерицы» художественно-эстетической направленности для детей с умственной отсталостью выполняется 4 раза: в начале и в конце обучения по каждому из двух разделов, предусмотренных программой – «Ручное шитьё» и «Декупаж» и оформляется в виде таблиц.


Начальная диагностика умений и навыков, необходимых для ручного шитья

№ п/п

ФИ ребёнка

Наличие интереса к занятиям

Владение карандашом

Владение ножницами

Умение вдеть нить в иглу

Умение выполнить простой смёточный шов

Умение обвести шаблон детали на бумаге

Умение составить гармоничную композицию из готовых деталей

Итоговый балл

Процент освоения программы

1











2













Итоговая диагностика умений и навыков, необходимых для ручного шитья

№ п/п

ФИ ребёнка

Наличие интереса к занятиям

Знание правил ТБ

Умение выкроить деталь из ткани с помощью шаблона

Умение собрать целое изделие из отдельных деталей

Умение закреплять декоративные элементы на готовом изделии

Умение правильно сшивать отдельные детали в целое изделие

Самостоятельность при изготовлении изделияизделия


Итоговый балл




Процент освоения программы

1











2











Начальная диагностика умений и навыков, необходимых для выполнения декупажа

№ п/п

ФИ ребёнка

Наличие интереса к занятиям

Владение кистью, карандашом

Владение ножницами

Знание материалов, используемых при работе

Умение снять верхний слой с салфетки

Умение разместить салфетку на рабочей поверхности

Знание правил ТБ

Итоговый балл

Процент освоения программы

1











2















Итоговая диагностика умений и навыков, необходимых для выполнения декупажа

№ п/п

ФИ ребёнка

Наличие интереса к занятиям

Знание материалов и инструментов, используемых при работе

Умение вырезать или отделять рисунок от целой салфетки «обрыванием»

Умение снять верхний слой с салфетки

Умение намазать клей поверх салфетки

Умение создавать красивую композицию в технике декупаж

Умение вместе с воспитателем анализировать изделие

Итоговый балл

Процент освоения программы

1











2












1 балл – умения и навыки отсутствуют;

2 балла – умения и навыки выражены слабо, реализуются с большим трудом;

3 балла – умения и навыки развиты недостаточно;

4 балла – умения и навыки развиты хорошо, имеется потенциал роста;

5 баллов – умения и навыки ярко выражены, хорошо сформированы, не вызывают сомнений.

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребёнком планируемых результатов (показателей) определённому уровню

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во детей




Показатели %




Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребёнка в соответствующую графу таблицы. На основании суммы баллов определяется уровень достижения планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества и вносится в графу «Показатели %»:

26 – 35 балла – высокий уровень,

16 – 25 баллов – средний уровень,

7 – 15 баллов – низкий уровень.







5.Список литературы


  1. Миронова О., «Народная кукла», Москва: издательство «Формат-М», 2015 г.

  2. Войнатовская Е., «Текстильные ангелы и феи», Санкт-Петербург: издательство «Питер», 2014 г.

  3. Зайцева И.Г., «Мягкая игрушка», ИД МСП, 2005 г.

  4. Нагибина М.И., «Чудеса из ткани своими руками», Ярославль: «Академия развития», 1997 г.

  5. Фролова Т.О., «Мягкая игрушка», АСТ-Сталкер, 2003 г.

  6. Воронова О., «Новогодние украшения и подарки в технике декупаж», Москва: издательство «Эксмо», 2013 г.

Интернет-ресурсы

1. Vuzlit.ru

2. Infourok.ru

3. Nsportal.ru

  1. Педагогическое сообщество урок.рф



























6. Приложение

Приложение 1

Техника безопасности труда

На занятиях обучающиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, электроутюгом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности.


При работе ножницами, иголками, булавками:

- ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы; - лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты;

- следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя или рядом находящегося +человека; - передавать ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями; - во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку;

- нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы;

- иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой;

- сломанную иглу следует отдать воспитателю.


При работе электроутюгом:

- при включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур;

- утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем; иначе он может упасть на пол, на ноги. При падении может возникнуть короткое замыкание.

- не отвлекаться во время работы утюгом, не оставлять его включенным в сеть без присмотра.

- диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани;

- следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался, что может привести к излому провода и короткому замыканию.

- следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить воспитателю.

- по окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладиться, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.


При работе с термопистолетом:

- не оставлять без присмотра;

- при работе термопистолет ставить на подставку, а не класть на бок;

- работать только исправным инструментом;

- не прикасаться к кончику пистолета и трогать горячий клей;

- по окончанию работы выключить.

Приложение 2


Из истории декупажа

Автор статьи Юлия Рудая.

Не так давно декупаж представлялся нашим рукодельницам чем-то таинственным, и поэтому все более привлекательным. Простота, доступность, оригинальность – вот главные достоинства этого вида рукоделия. Хотя декупаж по праву можно отнести к виду декоративно-прикладного творчества. Здесь нет схем и готовых шаблонов. Главное – это освоить азы техники, а дальше все зависит от фантазии.

Декупаж берёт свое начало в Китае XII века. Именно там крестьяне использовали тонкую бумагу для украшения аппликациями своего дома, мебели, аксессуаров. Но наибольшего расцвета техника аппликаций достигла в XVII веке в Европе. В то время в моду вошла восточная роскошь, а вместе с ней и мебель, инкрустированная узорами в китайском или японском стиле.

Стоили подобные предметы очень дорого, и позволить себе покупку такой мебели мог далеко не каждый. Вот тогда местные умельцы нашли способ «удешевить» мебель. Они вырезали фрагменты восточных узоров или картин известных художников и наклеивали на поверхность мебели. А чтобы не было заметно разницы между оригиналом и подделкой, покрывали мебель большим количеством слоев лака, число которых доходило до 40. Стоит ли говорить, что такие предметы интерьера стоили намного дешевле и поэтому пользовались спросом.

Но вот парадокс: в нашем XXI веке мебель, декорируемая подобным способом, встречается редко, да и цена её очень высока. Однако, в далеком XVII веке, лаковая техника, как её окрестили мастера, быстро завоёвывала Европу. Появилась даже мода расписывать стены методом приклеивания бумажных рисунков.

В лондонских салонах появилось понятие «принт-рум», что и означало декорирование стен аппликациями с изображениями архитектурных элементов, городских видов, луговых трав и многими другими. И именно лондонский «принт-рум» дал начало этой разновидности декоративно-прикладного творчества.

В XVIII веке декупаж поднимается до высот настоящего искусства. В английских домах появляются комнаты, полностью украшенные аппликациями с изображениями европейских городов. Однако в Викторианскую эпоху техника резко меняет свой стиль. Теперь в моде наложенные друг на друга в хаотичном порядке изображения цветов, фигурки ангелочков и купидонов. В промышленных масштабах выпускается недорогая бумага с напечатанными коллекциями картинок для вырезания. Декупаж теперь проникает в каждый дом и к середине XIX века увлечение становится массовым.

Сам же термин «декупаж» появился лишь в XX веке. В дословном переводе с французского «découpage» означает «вырезание». Если же коснуться сути значения термина, то это техника украшения предметов и поверхностей аппликациями, вырезанными из бумаги картинками.

В настоящее время техника декупажа переживает свое новое рождение. Теперь в руках мастеров не только специальная бумага и салфетки с напечатанными коллекциями картинок для аппликаций. Современный рынок предоставляет огромную палитру акриловых красок, в том числе с эффектом перламутра, краски-хамелеоны, «металлики».

Выпускаются текстурные пасты, как простые, так и с различными наполнителями, к примеру, песком, для создания рельефных узоров или имитации лепнины. А большой выбор трафаретов позволяет придать работе особый шарм.

Декорировать в технике декупаж можно практически любую поверхность – дерево, стекло, керамику, картон, кожу. Нужно лишь правильно подобрать материалы, прежде всего это касается акриловых красок, лака, контуров и средств для создания эффектов. Мастера украшают бижутерию в технике декупаж, панно, подставки, блокноты и органайзеры, шкатулки и салфетницы, чайные домики, вазочки. Этот список можно продолжать до бесконечности.

За свою долгую историю техника декупажа практически не изменилась. Разве что в арсенале современных мастериц появилось большое разнообразие материалов и специальных инструментов. А на заре рождения модного нынче хобби все было просто.

История возникновения мягкой игрушки


У всех в детстве были любые игрушки. И, конечно же, особо любимыми были мягкие игрушки. У кого-то это был плюшевый медвежонок, у кого-то зайчик, обезьянка. А задумывались ли Вы об истории возникновения мягких игрушек?

Первые упоминания об игрушках можно встретить в книгах античного мира. Также игрушки изображали на сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства – это сами игрушки, найденные археологами.

Игрушки Древнего Египта датируются серединой III тысячелетия до н.э. Это были миниатюрные фигурки кошек, собак, коров, тигров, выполненные из дерева. Древние мастера изображали животных с большим знанием дела. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с проволочным механизмом движения, благодаря которому, например, крокодил мог открывать пасть.

Много детских игрушек археологи нашли в Италии на раскопках Помпеи, которая была уничтожена извержением Везувия в 79 году. Среди них много было погремушек-трещоток. Одни были в виде небольшого диска на рукоятке, к которому крепились бубенчики, а другие – пустотелые фигурки утки, лошади и свиньи, внутри которой перекатывались шарики.

В Древней Греции и Древнем Риме новорожденным дарили погремушки и трещотки. Считалось, что трещотки отпугивают злых духов. Матери и няньки укладывали детей спать, стуча погремушками по краю колыбели.


Множество игрушек, изображавших мамонта, носорога, медведя, было найдено на территории Сибири. Они были выполнены из бивня мамонта и мягкого камня за 35-12 тысяч лет до н.э. Такие же игрушки были найдены и на территории современной Украины и других районов. Поражает мастерство скульпторов каменного века, создавших максимально приближенные к оригиналу фигурки человека, птицы, животных. На территории Новгорода найдено большое количество игрушек из дерева.

Куклы тоже ведут свое летоисчисление из глубокой древности. Самые древние куклы из Египта. Они насчитывают около 4 тысяч лет. Куклы были найдены самые разнообразные: грубые чурбаны без рук и без ног, с руками и ногами из тонких палочек. Попадались детально проработанные куклы. Волосы делали из деревянных или нитяных бус. Куклы использовались в обрядах и служили символами культа.

Девушки Древней Греции и Рима хранили кукол до замужества, а после приносили их в дар богине Афродите и Венере. Но присутствовали и игровые куклы. В основном, их делали подвижными из глины и дерева. В то время уже существовали куклы-марионетки.

Жизненный путь игрушек в средневековье не известен. Первые сведения уже относятся к эпохе Возрождения. Даже современное название "игрушки" возникло только после 1523 года во Франции.

В XVI веке возникло ремесло по изготовлению кукол на заказ. Цены на кукол были очень высоки, так как эти игрушки были своеобразными моделями и глянцевыми журналами того времени: матери изучали по ним моду, а дочери – забавлялись. Аристократическая игрушка до конца XIX века сохраняет декоративно-прикладной характер.

Только в XIX веке образовался "Синдикат французских фабрикантов игрушек". С этого момента можно говорить о возникновении новой отрасли промышленности.

Спрос на игрушки возрастал по мере роста городов, а соответственно и прибыль. Производство игрушек становится наиболее разнообразнее при использовании теста из дешевой ржаной муки.

Важным этапом в истории игрушек является время, когда начали делать игрушки из папье-маше.

Из всех видов игрушек мягкая – самая поздняя по времени возникновения. Мягкие игрушки – это модели животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из разноцветных лоскутков и набивали их ватой или тканью. Впервые они появились в XIX веке.

В XX веке началось массовое производство мягкой игрушки, и возник бум на плюшевых медведей.

Мягкая игрушка популярна и в XXI веке, когда дети играют в компьютерные игры, увлекаются покемонами, Барби, черепашками-ниндзя и другими кумирами детства. Но все равно самой любимой игрушкой остается потрепанный плюшевый мишка, который, возможно, достался в наследство от старшего брата или сестры или даже от родителей.

Приложение 3


Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек

Каркасы для игрушек.

При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы края были ровными, без зазубрин. Каркас из поролона вырезают ножницами точно по выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или шариковой ручкой.

В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые делают игрушку более устойчивой. Для этого проволоку нужной длины сгибают посередине, её концы загибают петелькой, чтобы не прокололась ткань или мех, а затем вставляют в форму, которую нужно укрепить (например, в длинные ножки козлика или передние ноги собаки). После установки каркаса набивка производится обычным способом.

Раскрой материала.

Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства ткани, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблюдать правила раскроя.

При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани, учитывая направление нити, и аккуратно обводят карандашом или мелом. При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.

Детали игрушек из сукна, драпа, войлока раскраиваются без припуска на швы, а из тонких тканей, например, ситца, бязи, сатина – с припуском 0,5-1 см.

Соединение деталей.

Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек обучающиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани – ситца, бязи и т.д. вначале смётывают по краю и сшивают катушечными нитками швом «за иголку».

Затем их выворачивают на лицевую сторону и набивают синтепоном.

Детали игрушек из толстых тканей также предварительно смётывают, чтобы не получилось перекоса. Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине.

Набивка деталей.

Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон или остатки мехового лоскута. Набивать форму следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.

Оформление глаз, носа.

Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеёнки, кожи. Также можно приобрести и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек, выполненных из ткани, могут подойти и кусочки самоклеящейся бумаги.








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коваленко Ирина Викторовна

Дата: 10.11.2017

Номер свидетельства: 438164


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства