Дополнительное естественнонаучное образование детей - эффективный метод познания окружающего мира и шаг к будущей профессии
Дополнительное естественнонаучное образование детей - эффективный метод познания окружающего мира и шаг к будущей профессии
Воспитание настоящего патриота Родины всегда было и будет приоритетной задачей государства. Сегодня этот вопрос требует особого научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию действенной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных общеобразовательных учреждениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительное естественнонаучное образование детей - эффективный метод познания окружающего мира и шаг к будущей профессии»
Экологическое воспитание по ФГОС
Дополнительное естественнонаучное образование детей -
эффективный метод познания окружающего мира
и шаг к будущей профессии
Воспитание настоящего патриота Родины всегда было и будет приоритетной задачей государства. Сегодня этот вопрос требует особого научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию действенной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных общеобразовательных учреждениях. И одним из путей гражданского и патриотического воспитания в образовательном учреждении, на мой взгляд, является организация клубов, молодёжных объединений, которые способны развивать не только творческий, научный и профессиональный потенциал учащейся молодёжи, но и формировать активную жизненную позицию подростка и способствовать гармоничному развитию молодых людей.
В 1996 году на базе Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6" города Волжска Республики Марий Эл и Государственного казённого учреждения Республики Марий Эл Республики Марий Эл было создано школьное лесничество "Молодой лесник" или "Young Forester" из числа учащихся 5-10 классов. Прошло 20 лет.
Сегодня школьное лесничество "Молодой лесник" (далее ШЛ «Молодой лесник») – это своеобразная «школа в школе», это добровольное, общественное эколого-образовательное объединение учащихся 1-11 классов, основанное на принципах гуманизма. Его особенностью и уникальностью является то, что оно создано на базе городского образовательного учреждения и взаимовыгодное сотрудничество ведётся на основании трёхстороннего договора – МОУ СОШ №6 г. Волжска, ГКУ «Алексеевское лесничество» и ООО «Алексеевское» (арендатор лесного участка).
Если дети сельской местности живут в непосредственной близости к природе, имеют возможность наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, и более здоровы, то учащиеся городского мегаполиса страдают синдромом дефицита общения с природой: многие из них, к сожалению, лишены контакта с растениями, животными, птицами и черпают знания о них лишь из книг или фильмов.
Организовав в городском образовательном учреждении такой природоохранный центр, как школьное лесничество, в образовательных, воспитательных целях мы решили использовать благоприятное влияние природы на здоровье детей, интеллектуальные способности и эмоциональное равновесие, а также привить им уважение к окружающей среде и осознание необходимости её охраны.
И вот уже в течение 20 лет юные лесоводы-натуралисты нашей школы под руководством педагогов школы и специалистов лесничества получают основные навыки познания природы, формируют активную гражданскую позицию в решении экологических проблем, ежегодно посещают летние палаточные лагеря, «Очно-заочную экологическую школу» при Поволжском государственном технологическом университете (г. Йошкар-Ола), ведут агитационно-массовую лесохозяйственную и природоохранную пропаганду среди школьников и местного населения с использованием средств массовой информации, результативно занимаются проектной и научно-исследовательской работой, оказывают практическую помощь лесничеству – сажают деревья, изготавливают кормушки и скворечники, патрулируют в пожароопасный период, проводят рейды по охране ёлочного и соснового молодняка в период предновогодних праздников, собирают семена деревьев и цветов, помогают в благоустройстве территории школы, микрорайона и города, участвуют в различных высоких конкурсах.
Под руководством местных лесоводов и учителей-предметников естественнонаучного направления учащиеся получают важные дополнительные знания об окружающей природе, приобретают практические навыки и опыт проведения лесохозяйственных мероприятий, ежегодно участвуют на слётах школьных лесничеств и лесном юниорском грантовом конкурсе «Подрост», знакомятся с историей и национальными традициями родного, занимаются исследовательской и опытнической работой. С особым интересом собирают краеведческий материал для школьного этнокраеведческого музея «Светоч».
Всё это, несомненно, приносит свои плоды в профессиональной ориентации школьников. Многие выпускники после школы поступают в эколого-географические, медицинские, исторические вузы.
Большую помощь и практическую поддержку в работе школьного лесничества оказывают учителя-предметники и родители. Проведённых вместе важных «зелёных» акций, замечательных праздников, конференций и семинаров – не счесть! Активное и выгодное сотрудничество «Школа – лесничество – арендатор - родители – учащиеся» и системность в работе позволяет нашим детям развиваться творчески и занимать ведущие места не только в республике, но и далеко за её пределами.
Юные любители природы имеют свою газету - это эколого-биологический вестник «Лесная сорока». Юные журналисты, многие из которых уже имеют свои публикации в российских и международных изданиях, ведут лесоохранную пропаганду среди населения с использованием СМИ – оформляют экологические плакаты, листовки и другие рекламные и агитационные модули, активно участвуют в конкурсах различных уровней и побеждают, развивают личностные качества и умение работать со словом, ищут способы приобщения к экологической работе, занимаются постановкой экологических экспериментов – пишут сценарии...
В течение многих лет природоохранный образовательный центр «Школьное лесничество «Молодой лесник» МОУ СШ №6 г. Волжска держит марку высоко – является неоднократным победителем республиканских конкурсов средств наглядной агитации и пропаганды «Защитим лес», литературных конкурсов «Лес в творчестве юных», конкурса мини-сценок «Маленькой ёлочке хорошо в лесу», дипломантом юниорского конкурса «Подрост», смотра-конкурса и слёта ШЛ и многих др. А в 2013 и 2016 году мы стали в числе первых во Всероссийском заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств «Лучшее школьное лесничество» в номинации «Просветительская деятельность»: (2013 - 1 место, 2016 - 2 место).
Самые активные члены школьного лесничества были делегатами Всероссийского съезда юных лесоводов в городе Красноярске (2013), Межрегионального слёта члкенов ШЛ в Алатыре (2014), Международного лагеря юных лесничих в Азербайджане (2015). Особо отличившихся аттивистов чествовали в Государственной Думе РФ и Центре Национальной Славы России, вручали медали, ценные подарки.
Такие высокие показатели сегодня мы достигаем благодаря специалистам Алексеевского лесничества, нашим спонсорам – исполнительному директору группы компаний «Мартрейд» А.Л. Поздееву, генеральному директору ООО «Алексеевское», кандидату экономических наук Ю.В. Смирнову, заместителю ген. директора ООО "Алексеевское", кандидату сельскохозяйственных наук А.А. Маторкину и помощи родителей.
В течение всего времени мы работаем в тесном контакте с Министерством лесного и охотничьего хозяйства РМЭ, ГБОУ ДОД РМЭ «Детский эколого-биологический центр», отделом образования ГО "Город Волжск".
На наш взгляд, ШЛ «Молодой лесник» - это перспективное и продуктивное направление в экологической, патриотической, духовно-нравственной воспитательной деятельности современной школы, мощный толчок в развитии способностей детей ориентироваться в современных социально-экономических условиях путём совершенствования знаний и умений в сфере природоохранной и лесохозяйственной деятельности. Это одна из эффективных форм организации деятельности и летнего отдыха детей, это своеобразная школа выживания, именно здесь предоставляется обширная возможность к самореализации.
Наши дети знают «запах книг». Они научены читать – читать осмысленно, вдумчиво. Им всегда открыты двери библиотек. Они влюблены не только в Пушкина и Достоевского, Чехова и Бунина, но читают и специализированную литературу по лесоведению и лесовосстановлению, краеведению и этнографии, биологии и химии.
Практика показывает, что общение с книгой, природой и, в частности, с лесом, в частности, помогает учащимся в изучении многих и многих учебных дисциплин, развитию творческого мышления.
Имея богатый опыт и замечательные достижения, сегодня мы уверенно можем сказать, что такого рода детские объединения способствуют формированию личности ребёнка, растят в нём не только будущих работников леса, но и истинных патриотов России, готовых отстоять и сохранить для потомков нашу замечательную, обильную, красивую и разнообразную Природу и верных своему девизу «Сбережём лес – сбережём Россию!».
, проводят концерты и спектакли; занимаются посадкой деревьев, цветов.
Новое поколение учащихся МОУ СОШ №6 г. Волжска выбирает школьное лесничество – школу защитника Природы и патриота большой и малой Родины!
Ершова Нина Георгиевна,
директор МОУ СШ №6 г. Волжска Республики Марий Эл.