Деятельность дополнительного образования детей нацелена на создание условий для творческого развития личности на основе приоритета интересов, нужд и потребностей детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование в детском доме»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. С приданием нового правового статуса этим учреждениям, возрастает их роль в выполнении государственного заказа на социальное формирование и развитие личности.
Внешкольные учреждения предоставляют детям возможность свободного выбора видов деятельности, направленных на формирование их мироощущений и миропонимания, развитие познавательных способностей и положительной мотивационной направленности в сфере свободного времени.
Основными задачами дополнительного образования воспитанников детского дома являются:
обеспечение необходимых условий для личностного развития;
укрепление здоровья;
профессиональное самоопределение;
творческий труд;
5) социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в обществе;
6) социализация детей - инвалидов;
7)формирование общей культуры и организация содержательного досуга.
Деятельность дополнительного образования детей нацелена на создание условий для творческого развития личности на основе приоритета интересов, нужд и потребностей детей; общественного характера образования, гуманности и демократизма; дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого воспитанника.
В данном программы дополнительного образования реализуется, сопряженные с такими направлениями социально - педагогической работы, как валеология, социология, техника, физкультура и спорт, творческая ориентация детей, культура быта, художественно-эстетическое и допрофессиональное образование.
Большой спектр направлений интеллектуальной и практической деятельности позволяет дополнительному образованию быстро откликаться на социальные потребности детей. Опираясь на положительную мотивацию воспитанников, их актуальные, социальные и образовательные потребности, дополнительного образования имеют больше возможностей для создания условий интенсивной социализации формирующейся личности, социальной защиты ее прав и свобод в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Содержание и многообразие форм, применяемых в воспитательном -образовательном процессе, даёт возможность педагогам дополнительного образования заинтересовать и вовлечь обучающихся детей в свою систему, увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, на эмоции и интеллект.
Полное представление о возможностях дополнительного образования невозможно без анализа особенностей его содержания, к которым необходимо отнести следующие:
1.Дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. Его содержание определяется социальным заказом детей, других социальных институтов. Сфера дополнительного образования предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, эстетической и многих других.
2.В детском доме дополнительное образование реализуется через многообразие функций деятельности. Можно выделить две группы целевых функций деятельности дополнительного образования: образовательные и социально - педагогические. К образовательным функциям можно отнести функции обучения, воспитания и развития детей, которые могут выступать как самостоятельные функции или организуются как единый процесс. Обучение традиционно предполагает формирование у детей знаний, умений и навыков, новых понятий и способов действия, системы научных и специальных знаний. Особенность, дополнительной образовательной программы состоит в том, что она не повторяет дошкольную, основную общеобразовательную или профессиональную программу.
Дополнительное образование в детском доме имеет огромное значение и является по сути приоритетным в решении многих проблем, связанных с правонарушениями и безнадзорностью среди воспитанников. Правильная организация сферы дополнительного образования играет огромную роль в воспитательном - образовательном процессе детского дома в целом, так как занятия в этой сфере помогают ребенку:
выявить и развить свои потенциальные творческие способности;
достаточно рано определиться в своих интересах и возможностях, осознанно выбрать в дальнейшем дело своей жизни;
испытать ситуацию успеха, чего он, возможно, лишен в основной учебной деятельности;
получить разнообразный социальный опыт, научиться содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
самоутвердиться социально адекватным способом;
удовлетворить свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы.
Коррекционно-развивающая функция, где учебно-воспитательный процесс дополнительного образования позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;
Воспитательная функция - содержание и методика работы дополнительного образования оказывают значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма.
Статус и роль дополнительного образования, как отдельного структурного подразделения детского дома регламентируется нормативно - правовыми документами, основными среди которых являются:
1. Раздел «Дополнительное образование» в Программе развития учреждения;
2. Положение о структурном подразделении дополнительного образования и самостоятельные образовательные программы каждого из реализуемых направлений;
3.Планы учебно-воспитательной работы структурного подразделения и всех кружков, секций на учебный год;
5.Списки воспитанников;
6.Расписание занятий каждого подразделения;
7.Журналы учета посещения воспитанников.
Система дополнительного образования детского дома позволяет каждому ребенку или подростку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
1. Создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения, педагога;
2. Многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
3. Личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
4. Личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
5. Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
6. Признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
Применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.
Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребенком предмета или вида деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, педагогами, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.
В детском доме созданы определенные условия для развития творческих способностей. Этому способствует в не учебная деятельность, которая реализуется через кружковые занятия.
Деятельность системы дополнительного образования в детском доме основывается на следующих принципах:
Добровольность;
Самостоятельность;
Творчество;
Многопрофильность;
Неформальное общение;
Возможность выхода из объединения;
Отсутствие обязательной оценки;
Сплочение детского коллектива.
Цель дополнительного образования: создание условий для развития творческой индивидуальности воспитанников на основе их интересов, потребностей и потенциальных возможностей, условий для самореализации и самоактуализации.
Задачи:
Выявление интересов, способностей, склонностей, возможностей воспитанников к различным видам деятельности;
Оказание помощи в выборе кружка, секции;
Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
Развитие творческих способностей;
Создание необходимых условий для реализации приобретенных знаний, умений, навыков (участие в выставках, ярмарках, благотворительная деятельность, обмен опытом).
Таким образом, воспитанники детского дома в системе дополнительного образования имеют возможность осознать себя, находят удовлетворение потребности в разных видах деятельности: в спорте, в творчестве, искусстве, в изготовлении поделок и т.д.
У воспитанников есть свобода выбора и это выражается в спектре кружков и секций, целью которых служит подготовка воспитанников к дальнейшей жизни.