Потребность в отдыхе – это биолого-физиологическая особенность детского организма. Досуг, проводящийся в определённой культурной форме, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется целенаправленностью и продуманностью, осуществляется в свободное время и протекает как индивидуально, так и коллективно. Он отличается относительной свободой выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых, связанных с развитием, общением, оздоровлением на основе добровольности и инициативы, как отдельного воспитанникиа, так и различных групп. Досуговая деятельность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры поведения и формирует у ребёнка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлеченность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Организация детского досуга и его формы, существующие в современной школе, не отражают интересов и потребностей детей. В настоящее время педагоги относятся к досугу как чему-то второстепенному, несерьезному, развлекательному. До сих пор понятия «учение», «урок», «знания» находятся в профессиональном сознании среднестатистического педагога в положении крайнего противопоставления понятиям «досуг», «праздник», «отношения».
Под внеурочной деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п.
Что же такое досуг? В современных условиях этому понятию дается следующее определение. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место он занимает в обществе, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы.
Естественно, что многое зависит от воспитания человека, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, оттого, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Это значит, что и проводить досуг человек будет так, как проводили окружающие его взрослые.
Поэтому со времен Я.А.Каменского, Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци досугу уделяются большое внимание, отечественные и зарубежные педагоги во множестве работ дают свои рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда.
Потребность в отдыхе – это биолого-физиологическая особенность детского организма. Досуг, проводящийся в определённой культурной форме, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется целенаправленностью и продуманностью, осуществляется в свободное время и протекает как индивидуально, так и коллективно. Он отличается относительной свободой выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых, связанных с развитием, общением, оздоровлением на основе добровольности и инициативы, как отдельного воспитанникиа, так и различных групп. Досуговая деятельность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры поведения и формирует у ребёнка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлеченность.
Досуг способен объединить и отдых, и труд. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми с ОВЗ фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга школьнику гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как
инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
Досуг способен стать важным фактором физического развития воспитанников. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в реабилитации обучающихся с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку с ОВЗ реализовать то лучшее, что в нем есть.
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося, воспитанника в деятельности (например, ребёнок приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника с взрослыми как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие воспитанника с другими детьми на уровне класса, группы, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
Третий уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность в ГБОУ школе-интернате станицы Полтавской осуществляется через:
- учебный план школы-интерната;
- дополнительные образовательные программы (кружковая деятельность);
- программы учреждений дополнительного образования детей (ПЦВР), а также учреждений культуры (МУК ПКЦ) и спорта (ДЮСША);
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство;
- деятельность других педагогических работников (старшего воспитателя, старшего вожатого, социального педагога, педагога-психолога, логопеда и др.).
Если «досуг» по определению – это активное наполнение «одного личного времени» то основными его признаками нельзя не признать:
1. Свободу выбора. По приказу и педагогическому принуждению досугом не занимаются, только добровольно.
2. Избирательность досуговых предпочтений. Каждый выбирает для себя то занятие, которое соответствует его интересам и возможностям.
У нас в школе-интернате работают 17 кружков и 10 факультативов, куда ребята ходят по желанию.
3. Активный и деятельностный характер, предполагающий мобилизацию и духовных, и физических ресурсов. Кроме занятий в кружках дети любят играть в различные игры, смотреть телевизор, читать и слушать книги, выходить на прогулки.
4. Получение удовольствия и, как следствие, снятие того напряжения, в котором ребенок пребывает в реальной жизни. По этой причине досуг укрепляет психологическую устойчивость, снимая избыточный уровень тревожности.
5. Не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.
6. Создавать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых. После прогулки дети играют в спокойные игры.
7. Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения,
8. Выстраивать каждое занятие как вид коллективной деятельности.
9. Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников. Дети дежурят по столовой, в классе, в группе по очереди.
10. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.
11. Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление воспитанников, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.
12. Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла.
13. Гибко выстраивать структурные части занятия самоподготовки, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.
14. Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержании и формы личностному ожиданию каждого участника.
15. Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия самоподготовки вместе с запуском недельной подготовки к нему.
Важным моментом досуга является прогулка. Во время прогулок должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время воспитанникам должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.
Каждая прогулка для ребенка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности.
Основные характеристики досуга:
досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
досуг формирует и развивает личность;
досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
досуг стимулирует творческую инициативу детей;
досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
досуг способствует объективной самооценке детей;
досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
досуг способствует самовоспитанию личности;
досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:
Ей свойственна целенаправленность и продуманность;
Осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;
Ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;
Она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят;
Способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;
Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность.
Все выше сказанное относится не только к здоровым детям. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном процессе ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом.
В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его социокультурная досуговая деятельность:
Развитие «особого ребенка» посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие.
В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его.
Досуговая деятельность наполняет жизнь воспитанника новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания.
Расширяются и обогащаются представления школьника о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах.
Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к саморегуляции.
Виды культурно-досуговойдеятельности многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом:
Отдых (активный и пассивный);
Развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);
Праздники (народные и фольклорные, государственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);
Самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.);
Творчество.
С уверенностью можно сказать, что такая деятельность выступает важнейшей сферой социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения психофизического здоровья, способствует преодолению их изолированности и переходу к их интеграции в общество.
Главной задачей организации социокультурной деятельности является переход досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья из индивидуального в социальное пространство.
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
Развитие познавательной деятельности воспитанников с ОВЗ;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Обогащение представлений об окружающем мире;
Формирование коммуникативных навыков;
Формирование культурного поведения;
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Для решения поставленных целей и задач на уроках самоподготовки и во внеурочное время использую следующие игры:
а) – дидактические;
б) – сюжетные;
в) – ролевые;
г) – театрализованные;
д) – подвижные;
е) – конструктивные.
Игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.
Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
Развитие и коррекция воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья путём применения развивающих игр и упражнений на уроках и во внеурочной деятельности.
Школьная внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.
В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.
Трудно переоценить роль такой формы досуговой деятельности, как коллективное творческое дело, которое направлено на коррекцию коммуникативных связей обучающихся, воспитанников, формирует осознание себя как члена группы.
Таким образом, цель внеурочных занятий для детей с нарушением интеллекта можно сформулировать как развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, одаренности детей с ОВЗ. Участие данной категории детей во внеурочной деятельности также положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД).
Прежде всего, это касается таких УУД, как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет воспитаннику с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, частично интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения. Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.
Содержание и организация внеучебной деятельности обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника школы-интерната. Оно направлено на развитие нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала детей с ОВЗ, на их дальнейшую социализацию в обществе.
Для формирования желаемых духовно-нравственных, коммуникативных, общеучебных, эстетических и физических навыков воспитанников организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает в себя элементы:
технологии (методики воспитания): приемы и методы моделирования воспитательной системы группы в школе-интернате, методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые, кружковые программы;
формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, экскурсия, выставка, устный журнал, выпуск стенгазеты, беседа и др.;
Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны.
Таким образом, можно отметить что, согласно ФГОС, организация занятий по направлениям внеурочной (досуговой) деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
1. Азбукина Е.Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с детьми //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №1. С. 70-74.
2. Гализина Е.С. Туризм - источник радости //Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - № 9. - С. 34
3. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников/ Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
5. Кленов Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД //Дополнительное образование и воспитание. 2008. №7. С. 12-18.
6 Никитина В.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учёб, заведений. ML: Гу- манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
7. Онощенко С.В. Педагогические условия реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта дошкольников// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №12. С. 156.
Павленок П.Д. Основы социальной работы. М.: ИНФРА-М, 1999. - 368 с.
Резванов А.В. Досуговая активность населения: социологический анализ традиционных сдвигов: Дисс. … канд. социол. нау – Ростов-на-Дону, 2002. – 164 с.
Селиванова Н.Л. Моделирование воспитательных систем: Теория — практике. М., 1995.
Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга: философско-социологическое исследование: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. – Л., 1981. – 40 с.
Шамсутдинова Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2007. № специальный. С. 147.