"Духовно-нравственное воспитание детей, с ограниченными возможностями здоровья"
"Духовно-нравственное воспитание детей, с ограниченными возможностями здоровья"
Проблема духовно-нравственного воспитания воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья - одна из важнейших проблем в воспитательной работе коррекционной школы VIII вида. Это связано с тем, что духовно-нравственные качества личности закладываются в процессе жизни человека. находящегося в рамках социокультурной среды. Основной упор программы сделан на занятия продуктивной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Духовно-нравственное воспитание детей, с ограниченными возможностями здоровья" »
Воспитатель КОУ «Школа-интернат № 5»
Усова Ирина Владимировна
«Духовно – нравственное воспитание школьников
с ограниченными возможностями здоровья»
«Великая духовная потребность участвовать в управлении
страной не может быть воспитана в человеке в один день
и если в ребёнке с детства не воспитать это качество,
не стоит ожидать, что оно появится у взрослого
человека»
Томас Манн
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из важнейших в современном обществе. Наше многонациональное государство в последнее десятилетие оказалось на грани нравственной катастрофы: утрачиваются исконно народные традиции, проявляется небрежное отношение к памятникам исторической культуры, варварское отношение к природе – всё это оказывает негативное влияние на процесс формирования личности школьника.
Особенно важно учитывать это в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми сиротами с ограниченными возможностями здоровья. У этих детей не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. У них отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудности адаптации в социокультурном пространстве. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Высшему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределении человека и совершенствовании его в добродетели.
Духовно-нравственные качества личности закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Поэтому базой для формирования нравственных качеств являются чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, чувство ответственности за судьбу Родины. Наблюдая за взрослыми, старшими детьми, общаясь с ними, ребёнок перенимает закреплённые в культуре способы взаимодействия людей и действия с предметами, усваивает систему нравственных и эстетических эталонов, которые ложатся в основу ценностной сферы формирующейся детской личности.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения, не знают как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошёл против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Не даром русская пословица гласит: «Не долго той земле стоять, где начнут уставы ломать»
Особенно остро стоит проблема общения ребёнка с окружающим миром, воспитания душевно, психически и физически здорового мальчика и девочку. Мы, взрослые, должны приобщать детей к золотому фонду нашей великой культуры, литературы, искусства. В век духовного обнищания необходимо воспитать в ребёнке собственное одухотворённое «Я», иначе вся его жизнь превратиться в бесконечное духовное скитание.
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям.
Для работы по формированию у детей нашей группы духовной и нравственной культуры за основу была взята «Программа духовно-нравственного воспитания средствами художественной продуктивной деятельности О.М.Потаповой. Целью программы является содействие комплексной воспитательно-образовательной, коррекционной работе с детьми, посредством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию художественно-продуктивной деятельности.
Основой содержательной линии занятий является календарь: природный, гражданский и православный, в соответствии с которыми строится и планируется вся воспитательно-образовательная и коррекционная работа. В основу занятий положены краткие сведения о сути праздника, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия.
Основной упор был сделан на занятия продуктивной деятельностью. На этих занятиях дети общаются и выполняют доступные по содержанию творческие рукодельные работы, приобщающие их к традиционной культуре восприятия мира, отношения к Богу, окружающим людям, природе, предметному окружению. В деятельности дети осознают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлечённой, словесной форме. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы ребёнок видел то, что он может сделать что-то полезное и красивое своими руками. Коллективные работы объединяют детей и взрослых, дают возможность участия в общем деле, учат радоваться достигнутому совместными усилиями результату.
В рамках программы были разработаны занятия по изодеятельности, с использованием как традиционной техники, так и нетрадиционных техник рисования: монотипия, кляксография, размытый рисунок, точечная техника, аппликация из бумаги. Темы рисования были приурочены к православным и славянским праздникам, временам года. (Масленица. Пасха. Рождество. Крещение. Прилёт птиц. День Победы.) Многие живописные работы были представлены на выставках в стенах нашего интерната, а также в рамках проведения городских и российских конкурсов. Это работы В группе организован кружок декоративно-прикладного искусства, где дети с удовольствием занимаются вышиванием крестиком, гладью, бисером, пайетками. Работы неоднократно удостаивались заслуженной награды («Святая Пасха»- в стиле пэчворк, «Снегири», «Маки», «Анютины глазки»- вышивание крестом и гладью и др.)
В своих работах используем бросовый материал: коробочки, баночки, семена растений, яичную скорлупу и др. В дальнейшем планируем расширить используемые материалы за счёт ткани, меха, кожи. Освоить техники пэчворк и квиллинг. Считаем, что такие занятия содействуют духовно-нравственному развитию детей, познанию мира, народной культуры, знакомят их с декоративно-прикладным творчеством разных народов, прививают художественный и эстетический вкус, воспитывают уважительное отношение к труду, любовь к родному краю, родине.
Работа в этом направлении привела меня к твёрдому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Необходимо расширить участие работ детей в различных конкурсах, так как это не только повышает их творческий потенциал, приобщает их к духовной жизни общества, но и убеждает детей в том, что это актуально, современно и жизненно необходимо для успешной адаптации в социум.