Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»
ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Сосенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитатель: Махлакова Елена Петровна
Г.Сосенский,2015
В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.
Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
Заметным своеобразием отличается духовно-нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями Самосознание и самоанализ у младших школьников находится на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.
Весьма важно, в частности, развивать духовно-нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников.
На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также влияние родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят, в решающей мере определяет успех воспитания.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) данная проблема актуальна;
2) на духовно-нравственное воспитание младших школьников большое влияние оказывает личность учителя;
3) духовно-нравственное воспитание является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
ЦЕЛЬ: создание максимально благоприятных условий для нравственного развития и формирования личности ребенка.
ЗАДАЧИ:
1. Оказывать помощь в преодолении трудностей, требующих особого педагогического внимания и поддержки.
2. Оказывать помощь младшим школьникам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
3. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
4. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
5. Формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
6. Развивать моральное самосознание, формировать и развивать духовно-нравственные качества личности на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности, коллективных творческих дел.
Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся организуется на следующих принципах:
1. Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
2. Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.
3. Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.
4. Культуросообразность: рассматривается нами как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.
5. Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
6. Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
7. Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности.
Разработана и рассчитана на четыре года.
Формы организации воспитания:
• Классные часы.
• Поисковая и исследовательская работа учащихся.
• Тематические встречи и беседы с ветеранами войн, интересными людьми, выдающимися личностями.
• Сюжетно – ролевые игры.
• Беседы.
• Праздничные массовые мероприятия.
• Соревнования.
• КВН.
• Конкурсы.
• Викторины.
Прогнозируемый результат воспитания — нравственность как целостное жизненное поведение.
НАПРАВЛЕНИЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
«Здоровый образ жизни»- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым.
« В здоровом теле – здоровый дух»
« За здоровый образ жизни!»
«Мама, папа и я – спортивная семья»
« Достижения спортсменов нашего села »
«Эстафета на приз Деда Мороза» спортивный праздник
конкурс рисунков
веселые старты
викторина
встреча со спортсменами, музейными работниками
спортивная эстафета
«Духовно-нравственное» - формировать у обучающихся понимание и осознание исторического прошлого; формирование духовно-нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений.
«Край родной, навек любимый»
«Герои моего села»
«Ветеран живёт рядом»
«Участники войны – наши выпускники»
«Школьный двор самый лучший»
«Народные сказки»
« Семья» - формировать уважение к членам семьи, воспитывать семьянина, любящего свою семью.
« Что значит быть хорошим сыном и дочерью?»
« Ваш ребенок- ученик»
« Праздник семьи»
« Поощрение и наказание в семье»
« Только раз в году» Семейное празднование дней рождения
«Интеллект» - создать условия для реализации интересов детей и их потребностей в самосовершенствовании, самоанализе поступков
«Адаптация в 1 классе»
«Праздник цветов»
«Юные Архимеды»
«Что? Где? Когда?»
«Воспитание в семье культуры внешнего вида»
«Откуда мы родом?» Кл. час (анкета)
КВН
Викторина
Родительское собрание
Поисковая работа
«Досуг» - создавать дружескую и творческую атмосферу, побуждающую у детей интерес к различным видам деятельности
«День рождения только раз в году»
«Моё хобби»
«Мама всякие важны, мамы всякие нужны»
Праздник класса
Экскурсии
Концерт для мам и бабушек
«Креативность» - создавать условия для творческой самореализации обучающихся
«Ярмарка чудес»
«Алло, мы ищем таланты!»
«Тропинка школьная моя»
«Мой отдых летом»
Час творчества
Концерты
Род. собрание
Конкурсы рисунков
II ступень - Мир человеческих чувств»
«Здоровый образ жизни» - формировать у ребёнка понимания значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения
«Табак – наш враг»
«Мама, папа и я – здоровая семья»
«Спортсмены нашего села»
«Скажем «НЕТ» вредным привычкам!»
«Духовно-нравственное» - формировать у обучающихся гармонию взаимоотношений семьи и школы.
экскурсия к памятным местам
Посещение краеведческого музея
«Семейный альбом»
«Научитесь сами и научите детей общению»
«Без матери нет ни поэта, ни героя»
«Права и обязанности детей» Круглый стол
Род. собрание
Оформление альбома
Род. Лекторий
«Семья» - формированиеуважения к членам семьи,воспитание семьянина, любящего свою семью
«Режим дня школьника»
Посещение учащихся на дому
День матери
Профессии моих родителей
« Хорошие дети у хороших родителей»
«Интеллект»- создать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии
«Здравствуй, инопланетянин»
«Мои интересы, мои потребности»
«Мой характер»
«Родители и дети»
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Без матерей немыслима Россия» Игра
Беседа
Круглый стол
Род. собрание
Диспут
Оформление альбома
«Досуг»-повышать мастерство и содействовать профессиональной ориентации юных исполнителей
«Мисс «Осень»»
«Рыцарский турнир»
Операция «Новый год»
Фестиваль детского творчества
«Прощай зима!» Праздник
Род. собрание
Эстрадная программа
Подготовка к Новому году
Фестиваль творчества
Конкурс стихов
«Креативность» - способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей
«В мире сказок»
«Что сделано своими руками?»
«Поле чудес»
«День прощания» Викторина
Выставка поделок
Игра
Классный час
III ступень «Культура поведения»
«Здоровый образ жизни» - воспитывать личностную рефлексию обучающихся по проблеме (коррекция мнения о себе и своём здоровье)
«Мы против наркотиков!»
«Гармония общения – это залог психического здоровья ребёнка»
«Учителя + ученики = дружба»
«За здоровый образ жизни!» Марафон
Род. собрание
Спортивный праздник
Конкурс рисунков
«Духовно-нравственное» - воспитывать духовно-нравственные чувства у обучающихся; обучать пониманию смысла человеческого существования «Не лозунги, а дела»
«Улицы твоего села»
«У войны не женское лицо»
Оказание помощи ветеранам войны
«Жизнь дана на добрые дела»
«С чего начинается школа?» Трудовая акция
Беседа
Тематический кл. час
Трудовой десант
Сбор в кругу друзей
Встреча с учителями – ветеранами
«Семья» - создать атмосферу заинтересованности друг в друге; направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей
«Отцы и дети»
«Её величество женщина»
«Смотр семейных талантов» Ролевая игра
Устный журнал для родителей
Родительское собрание
«Интеллект»- создать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии
«Мои интересы, мои возможности»
«Типы характера человека»
«Чувство времени»
«Хлеб всему голова» Беседа
Диспут
Анкетирование
Тематический кл.час
«Досуг»- развивать творческую личностьобучающихся в процессе культурно-досуговой деятельности
Поход в лес
«Новогодний карнавал»
«Юмор и смех достойны всех»
Посиделки
Посещение музея
«Праздник красоты» Путешествие
Праздник
КВН
Размышления на заданную тему
Культпоход
Конкурс
«Креативность»- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни
«Вспомните, ребята, песни о войне»
«Наши братья меньшие»
«Сделай мир добрее»
«Танцуй, пока молодой» Литературно-музыкальная гостиная
Беседа
Акция
Конкурс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ:
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Например, пройдя туристический маршрут, школьник не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.