Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное развитие детей в семье»
Духовно - нравственном развитие детей в семье.
Беленко С.В. МКДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик», пгт Каменка, Каменского района, Воронежской области.
Никто не может стать сыном своего народа,
если он не проникнется теми основными
чувствами, какими живет народная душа. В.В Зеньковский.
Восстановление традиционной духовности и нравственности должно стать приоритетной задачей всего нашего государства, общества , народа и каждого человека.Одна из важнейших задач воспитания - формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Многим из нас известно, что именно в дошкольном возрасте начинают усваиваться духовные нормы, моральные требования и образцы поведения на основе подражания. Поэтому именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности.
Роль родителей очень огромная и ответственная, т. к. - это своего рода мост, проводник, по которому проходит информация рода и транслируются запросы времени и общества.
Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, которая сложилась на сегодняшний день.
Не секрет: когда началась в нашей стране " эпоха перемен ", многие оказались в ситуации кризиса. Стабильность сменилась постоянной неопределенностью, коллективная ответственность - индивидуальной, смена идеологических ориентиров размыла представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном . В результате многие из нас оказались не готовыми к таким изменениям. Пока взрослые перестраивались и адаптировались, дети оказались без опоры на взрослую модель успешной жизненной стратегии. Жизнь изменилась стремительно. И как следствие - старые стратегии воспитания оказались не эффективными, не потому, что они плохие, а потому, что изменился мир.
Во времена " перестройки " главной задачей для родителей было просто накормить и одеть детей. т. е. обеспечить семью материальными благами, и соответственными стали и задачи воспитания: развивать в детях качества, которые помогли бы ребенку выжить, добиться цели любым путем. Зачастую это такие качества, как хитрость, лицемерие, хваткость, эгоизм, жестокость; а о доброте, сопереживании, к сожалению, здесь речь не шла. Изменились жизненные ценности, сменились приоритеты. Образование перестало цениться, т. к. образованные люди оказались невосстребованными. Нынешнее поколение родителей - это " дети перестройки ". Если учесть то, что родитель - " носитель " культуры, традиций и ценностей для ребенка, то, можно сказать, что произошло " короткое замыкание ", сбой : с одной стороны, есть огромный багаж культуры, нравственных ценностей, который остался в предыдущем поколении, с другой - есть реальность, жизнь, которая требует совсем других ориентиров.
В настоящее время, с введением ФГОС в образовательных учреждениях, огромная ответственность за воспитание детей возлагается на родителей. Огромное количество книг, передач на телевидении, компьютерной продукции направлены на развитие и воспитание детей. Как воспитывать и развивать ребенка молодых родителей учат все: мама, бабушка, книги, педагоги, телевизор, детский сад, школа и т.д. Родители пытаются вложить все возможное, чтобы их чадо стало самым успешным и самым счастливым. Сколько обиды и разочарования испытывают родители, когда не могут воплотить в жизнь все замечательные идеи, о которых услышали или прочитали! Неудовлетворенные своим родительством, начинают искать для детей различные образовательные и досуговые центры, которые бы и развили их детей до предела.
Замечательно, что существуют такие учреждения, которые предоставляют родителям огромный выбор образовательных услуг. К сожалению, перекладывание воспитания ребенка на специалистов, семья вместо семейного очага становится своеобразным "офисом", где у каждого свой ритм жизни и свои " функциональные обязанности". Можно сказать, что воспитание в семье становится все более опосредованным.
Исследования семьи в условиях кризисного общества выделяют возросшую отчужденность родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Дети часто предоставлены сами себе или " удачно определены" в развивающие центры, Вместо общения с родителями ребенок " общается" с компьютером или телевизором.
Совершив небольшой экскурс в современную ситуацию развития родительского института, мы увидели, что главные приоритеты в воспитании ребенка - его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания в будущем. Такие качества, как нравственность, духовность, занимают далеко не первые места.
Можно сказать, что наступил кризис в духовно - нравственной сфере современного общества: изменились нравственные представления о браке и семье, разрушена иерархия семейных взаимоотношений; утрачен традиционный уклад семейной жизни, нарушены родовые и семейные связи между поколениями. Ярко проявляется культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста, что привело к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства.
Зачастую, не имея навыков совместного переживания с ребенком событий семейной жизни, родители стремятся " откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной или иной техникой, лишая детей участия, поддержки. Прервалась преемственность педагогической традиции в семье: родители проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имея представлений о закономерностях становления духовно - нравственного мира ребенка.
Таким образом, институт родительства оказался в настоящем кризисе: старые критерии не годятся, а новые не выработались.
Особенностью современных условий духовно - нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом, но и в личностном плане. Родитель сам должен стать носителем духовно - нравственной культуры, которую мы стремимся привить детям. Необходимо создавать условия, в которых формировалось бы стремление ребенка к возвышенному, святому, доброму.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является первым общественным институтом, регулярно взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Родителей необходимо включать в участие педагогического процесса, решение воспитательно - образовательных задач. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, к его традициям и обычаям. ДОУ должно использовать разнообразные формы работы с родителями, наполнять их ярким содержанием, внедрять инновационные модели взаимодействия детского сада и семьи.
Задача педагогов - систематизировать представления родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры, оказывать помощь семье в духовно - нравственном воспитании детей, повышать компетентность родителей, создавать благоприятные условия для встречи двух миров: мира взрослого и мира ребенка. Чтобы родители получали огромную радость от того, что смогли передать своим детям духовно - нравственные ценности нашего народа!