Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности. ОРКСЭ.
Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности. ОРКСЭ.
В статье говорится о внеурочной деятельности духовно-нравственного воспитания школьников. О взаимодействии школы и семьи во внеурочное время школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г.ОМСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 129»
Проработав в школе более 20 лет, я могу сказать, что школа даёт хорошее общее образование, но ребенок не может только учиться, он должен еще и развиваться как личность, уметь жить в социуме. Мы живем в городе, где средний уровень культуры, есть различные школы дополнительного образования с разными направлениями, секции и библиотеки. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не все дети могут посещать ДШИ, секции. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Надо стараться предоставить ребенку занятие по его интересам. По возможности посещать театры и музеи, отправить ребенка в музыкальную школу или в спортивную секцию. Взрослые заняты работой, и не могут сопровождать детей, некоторым не позволяет материальное положение.
Сегодня в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником.
Но ребенку нужно не только общее образование очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность.
Что такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность - это « образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных).
Цель внеурочной деятельности в школесоздание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Сегодня в школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в нашей школе ведется по 5 направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное: кружковая работа, организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», школьных спортивных соревнований; проведение бесед по охране здоровья; применение на уроках игровых моментов, физ.минуток; проведение «Уроков здоровья» и др.
2. Общекультурное направление: кружковая работа, организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества.
3. Общеинтеллектуальное направление: кружковая работа, предметные недели; библиотечные уроки; конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.; участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района; разработка проектов к урокам.
4. Духовно-нравственное направление: кружковая работа, встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»; выставки рисунков; тематические классные часы; оказание помощи ветеранам ВОВ и труда; фестивали патриотической песни.
5. Социальная деятельность: кружковая работа, проведение субботников; работа на пришкольном участке; разведение комнатных цветов; акция «Спаси дерево», «Помоги птицам», «Кормушка» и др.
Я хочу рассказать о работе кружка «Юный краевед». Главной целью работы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город (его традиции, обряды). Кружок данной направленности - разновозрастной. С удовольствием его посещают как учащиеся начального звена, так и среднего звена. В работе кружка практикуются экскурсии «Омск и его достопримечательности», экскурсии в храмы города, встречи с почётными жителями города и, конечно же, создание проектов.
На занятиях кружка мы изучаем историю своего города и района.
В прошлом году вместе с детьми разработали социальный проект «Исчезнувшие деревни Омской области». Цель данного проекта - восстановление памяти об исчезнувших деревнях и поселках Омской области, участвовали во Всероссийском проекте «Исчезнувшие деревни России».
Официальные встречи, разговоры, переписка, социологический опрос – все это позволяет детям приобрести на практике навыки общения в социуме. Особенно интересными для детей являются встречи со старожилами.
Рассказы, записанные со слов жителей, мы оформляем в альбомы. По старым фотографиям знакомимся с традициями и обычаями, народными костюмами отдельных сёл.
Несколько лет ведет работу по данному направлению учитель русского языка и литературы. Дети, под руководством учителя собрали большой фольклорный материал: праздники, обряды села Верблюжье, а также материалы по истории села. Со своей работой учитель вместе с детьми участвовала в конкурсе «Юный исследователь» и заняли 7 место.
Исследование истории родного края способствует воспитанию бережного отношение к памяти о прошлом. Благодаря кропотливой работе учащиеся, родители, общественность узнают историю родного края.
Педагоги школы развивают творческие способности учащихся – многие дети сочиняют стихи, занимаются материалами о ветеранах Великой Отечественной войны, ветеранах педагогического труда, заложена капсула времени выпускниками прошлых лет нашей школы. Дети со своими работами участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места. Принимают участие в конкурсах исследовательских работ «Моя семья в истории страны» «Семейная реликвия». В областном конкурсе «Экология и права человека на благоприятную окружающую среду». Стихи и сочинения детей о своем городе и крае были отправлены на областной конкурс «С малой Родины начинается Россия». Дети были награждены грамотами.
Бесспорным является факт, что первоначальное формирование духовности и нравственности ребенок получает в семье. Именно в семье формируется главное – вера и благочестие, а школа призвана только помочь родителям, но не заменить их.
Для достижения этих целей в нашей школе проводятся совместные воспитательные мероприятия с родителями, классные часы, родительские собрания, праздник День матери, мероприятия приуроченные к 8 марта, конкурсы сочинений и рисунков и т.д.
Начиная с младших классов, дети вместе с родителями создают проекты «Моя семья», цель которых направлена на изучение своей родословной, истории своей семьи.
Большая работа проводится и по экологическому воспитанию: акции «Сделай мир чище», субботники, классные часы, акции «Кормушка», «Домик для певца» и многое другое.
В своем выступлении я коротко рассказала о том, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих нашей школы интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является
первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой
важный компонент социального заказа для образования.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным,
многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и
противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны
проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и
сознание человека.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее.
И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.
Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное
состояние наших детей, то при всех самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя,
своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися
активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства
слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
В Духовно - нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является
формирование гуманных отношений между детьми.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе.
Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями,
привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами,