ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИE УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИE УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье освещается вопрос о духовно – нравственном воспитании школьников через внеурочную деятельность. Названы основные формы и методы работы по данному направлению, показана важность и необходимость внеурочной деятельности в свете реализации ФГОС ООО.
Основной целью современного образования, как подчёркивается в ФГОС ООО, является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Поэтому процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно- нравственных и других ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИE УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИE УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье освещается вопрос о духовно – нравственном воспитании школьников через внеурочную деятельность. Названы основные формы и методы работы по данному направлению, показана важность и необходимость внеурочной деятельности в свете реализации ФГОС ООО.
Основной целью современного образования, как подчёркивается в ФГОС ООО, является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Поэтому процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно- нравственных и других ценностей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.
Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Она опирается на традиционные национальные ценности.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.
Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. Поэтому внеурочная деятельность играет в процессе духовно-нравственного воспитания важную роль.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для самоопределения и самореализации личности ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Ожидаемые результаты:
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. [2]
Формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений является важнейшей составной частью воспитательного и образовательного процесса в современной российской школе и имеет огромное значение в социально- гражданском и духовном развитии личности обучающихся.
«Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Понятие патриотизма включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; проявление гражданских чувств, гордость за социальные и культурные достижения своей страны; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности ».[3]
И.Ф.Харламов выделяет несколько психолого-педагогических компонентов духовно-нравственного воспитания:
1) потребностно-мотивационный. Его формирование осуществляется путём создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её ролью в развитии мировой цивилизации.
2) когнитивно-интеллектуальный. Он включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности, осознание учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
3) эмоционально-чувственный. Он состоит из формирования патриотических взглядов и убеждений.
4) поведенческий и волевой компоненты. Они предполагают формирование у учащихся способности к волевым проявлениям. Основным средством для решения этой задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.[4]
Для усиления гуманистической направленности образования необходимо: сохранение базового ядра образования; определение круга основных духовно-нравственных понятий и введение их в обязательный образовательный компонент (стандарт); отражение отобранного «понятийного ядра» в школьных учебных планах, программах, учебниках, методических разработках как специального, этического, так и общеобразовательного характера; усиление духовно-нравственного аспекта в учебном материале; создание специальных факультативных курсов по духовно-нравственной и этической проблематике (в том числе православной ориентации).
К числу организационно-педагогических условий нормального и устойчивого функционирования системы духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования в общеобразовательной школе относятся:
- концептуализация духовно-нравственного воспитания как базового ядра процесса воспитания;
- анализ и структурирование гуманистических ценностей образования, заключенных в его содержании;
- определение критериальных подходов к отбору ценностных ориентаций подростков;
- определение факторов, способствующих превращению гуманистических ценностей образования в объект духовных потребностей личности;
- развитие гуманистических сторон личности педагога, его гуманистических ценностных ориентаций;
- проективность, научная обоснованность, инновационность воспитательных технологий, их диалогичность, открытость, опора на творческие возможности педагогов и учащихся;
- переход от управления внедрением к управлению функционированием системы духовно-нравственного воспитания в школе на основе ценностного содержания знаний.
Особая роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит истории и обществознанию. Ю. И. Зубков в своей книге «Многофакторная история» выделяет следующие задачи преподавания истории в школе: информационно- познавательную; развивающую; воспитательную; практико-ориентированную.[5]
Причём, все они взаимосвязаны, каждая из них в отдельности дополняет или частично входит в другую. «Также думается, что сегодня в структуре нравственного воспитания должно резко усилить свой вес гражданско-патриотическое воспитание, несколько потеснив с этой ниши военно-патриотическое воспитание. Надо убедить молодёжь, что быть гражданином- это означает не только овладение знаниями о своих правах и обязанностях, но, главное, стремление активного их осуществления в реальности через своё социальное поведение.»[6]
В процессе изучения истории Отечества и обществознания осуществляется работа по следующим направлениям духовно- нравственного воспитания: 1) изучение истории малой Родины; 2) изучение ратной истории России, истории вооружённых сил, боевых традиций армии и флота; 3) изучение государственной и военной символики; 4) роль личности в истории; 5) проведение Дней воинской славы России.[7]
При этом нельзя забывать о следующем:
- необходимо раскрытие личностного смысла материала для ребёнка. Он не может быть навязан извне, но вырабатывается ребёнком самостоятельно. Учитель может создать условия и возможности выработки учеником такого смысла.[8]
- опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о мире и системе знаний с целью развития эрудиции школьников.[9]
- использование различных методов и форм организации деятельности и их чередование.[10]
- создание проблемных ситуаций с целью активизации творческих способностей учащихся, развития логического мышления.
В марте 2011года на базе кафедры истории нашей школы был проведён городской семинар на тему: «Формирование активной гражданской позиции на основе осознанного отношения детей к базовым ценностям родной истории и культуры». В его рамках мною совместно с И. Г. Кузнецовой было подготовлено и показано гостям внеклассное мероприятие «Город мастеров».
В 2011-2012 учебном году наша школа работала над проблемой духовно- нравственного воспитания. При этом особое внимание уделялось формированию гражданственности личности и гражданского патриотизма.
«Гражданственность личности - это, прежде всего, отношение человека к выполнению своих основных обязанностей и прав, закреплённых в Конституции.»[11]
«Гражданский патриотизм - взаимоотношения, которые возникают между гражданином и государством, человеком и Родиной.»[12]
Во внеурочной деятельности одним из основных направлений работы можно считать участие в мероприятиях краеведческой направленности разного уровня ( школьных, городских и областных).
Так, на уровне школы была проведена «Неделя истории», посвящённая Году истории в России. Очень тесно мы сотрудничали с ДПиШ города Курска. В течение всего года принимали участие в городской целевой воспитательной программе «Эрудит», в рамках которой по итогам года заняли первое место. Учащиеся проявили свою активность и творческие способности в многочисленных конкурсах творческих работ. Например, в городском конкурсе «Мой край, войною опалённый», конкурсе стихов «Я люблю тебя, Курск», конкурсе сочинений «К 70-летию ордена А. Невского», областном православном конкурсе «Соловьиный перезвон» и других.
В течение всего года шла научно-исследовательская работа учащихся. Так, мы защищали свои работы на многочисленных научно-практических конференциях: «Ушаковские чтения», «Куряне-сподвижники Святого Духа», краеведческой конференции «Я Родину люблю», «Курский край в истории Отечества». Эта работа принесла заметные положительные плоды:
- 1 место в городской воспитательной программе «Эрудит».
- 3 место в открытой детской краеведческой конференции «Я Родину люблю».
- 2 место в городском конкурсе «Моя родословная».
- 3 место в конференции «Куряне – сподвижники Святого Духа».
- 3 место в областном конкурсе «Формирование молодёжной научно- интеллектуальной элиты России».
- 1 место в городском конкурсе стихов «Я люблю тебя, Курск».
- 1 место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучший урок письма».
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас, учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка. Духовно- нравственное воспитание является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её силы и мощи. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи.
Примечания:
[1] – Титова Е.Г. Духовно-нравственное воспитание в условиях современного образования. – www/ nsportal/ru
[2] – Петракова Т. И. Психолого-педагогические условия эффективности использования гуманистических ценностей образования. – www/nsportal/ru