kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективная модель дополнительного образования общеобразовательного учреждения, как средство успешной социализации ФГОСов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика становления системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях свидетельствует, что любые преобразования не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без системно-деятельного подхода. Проектирование педагогических систем, в том числе и систем дополнительного образования, это комплексная задача, решение которой требует социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга психолого-педагогических, технико-технологических и организационно-управленческих аспектов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективная модель дополнительного образования общеобразовательного учреждения, как средство успешной социализации ФГОСов »

Эффективная модель дополнительного образования общеобразовательного учреждения,

как средство успешной реализации ФГОСов


Концепция модернизации российского образования определяет важность и значение системы дополнительного образования детей, содействующей развитию склонностей, способностей, интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодёжи.

Сегодня общее образование при всей вариативности учебных планов и программ ограничивает возможность познавательного выбора и выбора практической деятельности, а также не может уделять достаточного внимания созданию необходимой среды общения и развития, организации содержательного досуга детей. Введение федеральных государственных образовательных стандартов позволяет устранить эти недостатки.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В новой образовательной ситуации школа в дополнительном образовании находит:

- широкий диапазон дополнительных образовательных услуг, значительно расширяющих и углубляющих основные стандарты образования;

- компенсацию отсутствия или недостаточного количества часов тех или иных учебных курсов;

- новые возможности для творческого развития ребёнка, его самоопределения, самореализации;

- условия для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего и других народов.

Практика становления системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях свидетельствует, что любые преобразования не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без системно-деятельного подхода.

Проектирование педагогических систем, в том числе и систем дополнительного образования, это комплексная задача, решение которой требует социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга психолого-педагогических, технико-технологических и организационно-управленческих аспектов.

Применение системно-деятельного подхода при проектировании и моделировании системы дополнительного образования позволяет продуманно осуществить инновации, рассмотреть и учесть многообразие реальных ситуаций, подвести научную основу под разработку и реализацию новых образовательных практик.

Эффективное осуществление модернизации школьной системы дополнительного образования и решение связанных с ней задач невозможно на базе принятых в прошлом организационных подходов. В связи с этим возникает проблема: как смоделировать такую систему дополнительного образования общеобразовательного учреждения, которая бы отвечала тенденциям развития современной школы и позволила бы достичь наибольшего соответствия социальному заказу субъектов образовательного процесса?

Предлагаемая организационно-педагогическая модель системы дополнительного образования общеобразовательного учреждения, построенная на основе системно-деятельного подхода позволит образовательному учреждению создать условия для стабильно устойчивого развития системы дополнительного образования школы, обеспечивающие удовлетворение индивидуальных познавательных, духовных, физических потребностей и развития личности каждого школьника средствами выбранного им вида деятельности.

В данной модели систематизированы и определены на методологическом уровне этапы деятельности педагогического коллектива школы по развитию системы дополнительного образования детей. Данная модель даёт возможность общеобразовательному учреждению смоделировать собственную модель развития системы дополнительного образования с учётом потребностей социума и в соответствии с образовательной программой учреждения.













Составляющие объекты модели




















Содержание составляющих объектов модели


Цель: создание условий для стабильно устойчивого развития системы дополнительного образования школы, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных познавательных, духовных, физических потребностей и развития личности каждого школьника средствами выбранного им вида деятельности.


№ п/п

Наименование объекта модели

Содержание

1

Функции

1.Формирование устойчивой мотивации к познанию творчества.

2. Учебно – информационная.

3. Непрерывного образования.

4.Социально – адаптационная.

2

Участники образовательного процесса

1.Учащиеся.

2.Педагоги.

3.Родители.

3

Образовательные направленности

Художественная, техническая,

естественнонаучная,

социально – педагогическая,

физкультурно – спортивная,

туристко – краеведческая.

4

Виды деятельности

Учебная

Внеурочная

Внеклассная

Внешкольная

5

Организационные формы деятельности

Творческие объединения по различным образовательным направленностям факультативы, эллективные курсы,

олимпиады, конференции, защита проектов, конкурсы, соревнования, выставки, фестивали от учрежденческого до Международного уровня.

6

Методическое обеспечение

Разработка адаптированных и авторских дополнительных образовательных программ и учебно – методических комплектов к ним; проведение обучающих семинаров; выпуск методической продукции (методические памятки, методические рекомендации, сценарии, рекламная продукция и т.д.). Мониторинг результатов образовательной деятельности .

7

Управление системой дополнительного образования

Целеполагание, анализ, планирование, организация, контроль и оценка, регулирование и коррекция результатов деятельности.



Результат: Умение обучающихся успешно адаптироваться в условиях экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений.





Этапы технологической реализации модели развития системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении.




Этап


Цель


Деятельность

Документа-льное оформление

Показатели реализации

I этап

Информа-ционно аналитичес-кий

Выявить потребности и ресурсы функционирования системы ДО школы

1.Анализ нормативно – правовой базы ДО.




2. Анализ потребностей социума в конкретных направлениях ДО.


3.Анализ ресурсов для удовлетворения выявленных потребностей:

*анализ кадрового обеспечения

*анализ материально – технического обеспечения

* анализ программно – методического обеспечения

*анализ образовательной среды школы.


4.Моделирование системы ДО школы.





5.Разработка модели учебного плана ДО школы.


Разработка нормативно – правовых документов.


Анкеты,

вопросники.



Разработка образовательных программ.

Заключение договоров о сотрудничестве.









Приказ о назначении куратора системы ДО.



Приказ об утверждении учебного плана ДО.

Наличие документов,

регламентирующих деятельность системы ДО школы.


Определен примерный перечень объединений ДО.


Определены руководители объединений ДО.

Определены уч. каб. для ДО.

Наличие необходимых образ. программ

Определены социальные партнеры.








Разработана модель ДО. Определенны должностных обязанностей куратора.


Разработан учебный план.

II этап

Мотиваци-онно - целевой

Определить цели и задачи деятельности системы ДО, обеспечить мотивацию ее участников.

Определение целей и задач, роли и места системы ДО в УВП школы,

утверждение структуры системы ДО школы.




Мотивация педагогических кадров, родителей и других специалистов к руководству детскими объединениями системы ДО.




Мотивация учащихся к занятиям в системе ДО.














Определение целей и задач, содержания деятельности каждого творческого объединения.

Разработан раздел «Дополнительное образование» в Программе развития ОУ.



Приказы о назначении на должность педагога дополнительного образова-ния.

Тарификация


Приказ о зачислении учащихся в объединения системы ДО.

Медицинский допуск к занятиям В данном объединении.

Приказ об открытии объединений.



Приказ об утверждении

образовате-льных программ.

Разработана и утверждена система ДО школы (цели задачи, структура, функции, управление системой,

внутренние и внешние связи.


Укомплектован штат руководителей объединений системы ДО.







Укомплектованы учебные группы.














Наличие образовательных программ каждого объединения.


III этап

Планово - прогностический

Обеспечить планирование деятельности объединений ДО для выполнения поставленных программных задач по достижению поставленных целей и задач

Согласование и утверждение учебного плана



Разработка расписания занятий объединений




Распределение помещений для занятий




Разработка календарно – тематических планов объед. ДО на основе выбранной образовательной программы.


Составление прогноза результатов образовательной деятельности объединений.


Разработаны (адаптированы) требования для конкретного состава объединений.






Учебный план ДО









Расписание занятий объединений.




Приказ о закреплении

помещений за каждым объед. ДО.

Календарно – тематические планы.






Перечень требований к:

* знаниям

*умениям

* освоению

Ценностных отношений по этапам реализации и уровням обязательного освоения для каждой учебной группы.


План внутри – школьного контроля системы ДО.

Обеспечена оплата труда педагогических кадров.



Положительная динамика объема учебной нагрузки.



Плановое выполнение образовательных программ в ходе образовательного процесса



Разработаны (адаптированы) требования для конкретного состава объединений.








Обеспечено осуществление обратной вертикальной связти.

IV этап

Организационно -исполнительский

Обеспечить реализацию целей системы ДО и задач объединений,

создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров.










Организация занятий групп объединений ДО.


Обеспечение безопасности и сохранения здоровья учащихся системы ДО


Выбор педагогических оптимальных форм организаций объединений ДО.

Реализация ресурсов внешней образовательной среды.


Использование результатов работы объединение ДО УВП школы.


Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров системы ДО.


Аттестация педагогов системы ДО.


Участие в профессиональных конкурсах, исследовательской и экспериментальной, методической работе.

Журналы учета работы педагога дополнит, образования ДО.


Инструкции и журналы инструктажа по технике безопасности







Планы занятий





Приказы о направлении на курсы ПК.



Аттестацион-ные документы.


Материалы конкурсов,

выступление на методических объединенияхи семинарах.

Количество участников групп остается стабильным или увеличивается.




Отсутствует травматизм.








Положительная динамика результативности образовательного процесса.


Программные требования выполняются.





Положительная динамика кровня ПК педагогических кадров.



Положительные результаты участия в конкурсах,

участие в методической работе школы, района, города.

V этап

Контрольно-диагностический

Определить степень удовлетворения потребностей учащихся процессом реализации образовательных программ объединений системы ДО, уровень профессиональной компетентности педагогов ДО.



Посещение куратором системы ДО учебных занятий всех детских объединений



Реализация системы внутришкольной промежуточной диагностики результативности работы объединений ДО.




Определение результативности деятельности каждого детского объединения.


Определение результативности деятельности объединений системы ДО школы .

Журнал контроля за работой объединений.




План проведения школьных смотров и др.форм отчетной деятельности объединений системы ДО.


Грамоты, дипломы,

протоколы смотров, соревнований и др,

Протоколы итоговой аттестации.

Анализ работы каждого объединения.


Анализ работы системы ДО.

Реализация целей и задач, освоение учащимися содержания образовательной программы.



Положительная динамика результативности деятельности каждого объединения.




Положительная динамика результативности.



VI этап

Регулятивно - коррекционный

Обеспечить оперативное регулирование и устойчивое развитие системы ДО.


Посещение куратором системы ДО учебных занятий всех объединений.


Проверка состояния документации объединений системы ДО


Рассмотрение вопросов ДО на административных и производственных совещаниях


Рассмотрение вопросов ДО на педагогических советах ОУ.


Анкета посещений учебных занятий объединений.


Записи в журналах объединений


Планы и протоколы совещаний и педсоветов

Осуществление обратной связи в системе ДО.

Оперативное регулирование образовательного процесса.

Оперативная коррекция деятельности участников образовательного процесса.

Ведение документации отвечает установленным требованиям.

Оперативное решение проблем развития.

Осуществление тактического регулирования.

Регулирование тактических и стратегических задач развития системы ДО.


Внедрение данной модели в деятельность общеобразовательных учреждений позволит:

- выявить потребности ресурсов функционирования системы дополнительного образования;

- определить цели и задачи деятельности системы дополнительного образования, обеспечить мотивацию её участников;

- обеспечить планирование деятельности объединений дополнительного образования для выполнения поставленных программных задач по достижению поставленных целей и задач;

- обеспечить реализацию целей системы дополнительного образования и задач творческих объединений;

- создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров;

- определить степень удовлетворения потребностей участников образовательного процесса в процессе реализации образовательных программ объединений системы дополнительного образования;

- определить уровень профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования;

- обеспечить оперативное регулирование и устойчивое развитие системы дополнительного образования.

Практическая значимость модели обеспечивается этапами технологической реализации. В модели прописаны для каждого этапа – цель; содержание деятельности; документальное оформление; показатели реализации. Данная технология обеспечивает успешное моделирование развития системы дополнительного образования в школе, в соответствии с целями и задачами общеобразовательного учреждения.

Реализация организационно-педагогической модели в общеобразовательном учреждении обеспечивает условия для удовлетворения потребности социума в доступном и качественном образовании. Позволяет повысить качество образовательного результата учебно-воспитательного процесса, обеспечить комфортные и безопасные условия образования в соответствии с возрастом учащихся, повысить эффективность управления образовательного учреждения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мячина Ольга Ивановна

Дата: 02.10.2015

Номер свидетельства: 235620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства