Экологическое воспитание средствами прикладного творчества и анимации
Экологическое воспитание средствами прикладного творчества и анимации
В данной разработке представлен опыт работы объединений естественнонаучной направленности (экологобиологический профиль) центра анимационного творчества "перспектива"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание средствами прикладного творчества и анимации»
Департамент образования
Администрации Ярославской области
Государственное учреждение Ярославской области
«Центр оценки и контроля качества образования»
Экологическое воспитание средствами прикладного творчества и анимации
(на материале работы детских объединений ЦАТ «Перспектива»)
Методическая разработка
Автор – Цыбаева Марина Адольфовна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр анимационного творчества «Перспектива»»
Научный руководитель – Ищук В.В., кандидат пед. наук, доцент
Ярославль, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………….….……3
ГЛАВА 1. Межпредметная интеграция в учреждениях дополнительного образования детей ……………………………………………..………..………5
1.1. Понятие интеграции в образовании………..……………….….…5
1.2. Значение межсистемных ассоциаций в усвоении и дальнейшем применении эколого-биологических знаний……………..…………….7
1.3. Роль прикладного творчества и анимации в экологическом воспитании подрастающего поколения ............................................................9
ГЛАВА 2. Практическое использование интеграции прикладного творчества и анимации в экологическом воспитании детей ….....................................12
2.1. Варианты дополнительных образовательных программ эколого-биологической направленности………………………………………….12
2.2. Мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса 17
2.3 Проведение экскурсий «Природная мастерская»……………...... 18
2.4. Методические материалы по реализации межпредметной интеграции на занятиях эколого-биологической направленности......21
Приложение 2. Анимационный фильм, выполненный обучающимися творческого объединения «Времена года»……………………….…..…31
ВВЕДЕНИЕ
Если люди в ближайшее время не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать экологическую культуру человека с самого раннего возраста, так приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности. Долгое время глобальные экологические проблемы замалчивались. Знали о них только специалисты. В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения. Уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в стране и находится в прямой зависимости от экологического воспитания человека.
Данный вопрос актуален и для дополнительного образования. В Федеральных и региональных законах и программах, которые определяют направление деятельности учреждений данного профиля, отмечен приоритет экологического воспитания.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Экология как наука давно переросла рамки сугубо естественной науки, дочери биологии. Сейчас экология динамично развивается: оказывает влияние на многие науки, а также проникает в сферу искусства. И конечно, она немыслима без экологического воспитания. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание бережного отношения к природе. Действительно – это составная часть нравственного воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей.
Учитывая это, экологическое воспитание будет тогда успешнее, когда оно тесно связано не только с общественно важной, но и с предпочитаемой обучающимися деятельностью, например, прикладным творчеством и анимацией.
Дополнительное образование располагает уникальной возможностью интеграции в учебно-воспитательный процесс объединений эколого-биологической направленности таких видов деятельности как прикладное творчество и анимация.
Цель данной работы: изучить возможности повышения воспитательного потенциала учебного процесса на занятиях детских объединений эколого-биологической направленности средствами прикладного творчества и анимации в условиях дополнительного образования детей.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
- охарактеризовать цели интеграции прикладного творчества и анимации на занятиях детских объединений эколого-биологической направленности;
- реализовать элементы интеграции прикладного творчества и анимации в воспитательно-образовательном процессе объединений эколого-биологической направленности;
- выявить новые формы организации образовательного процесса, основанные на межпредметной интеграции.
Опираясь на теоретические обоснования, изложенные в первой главе работы, данная методическая разработка носит, в первую очередь, практическую направленность.
Значимость работы заключается в том, что разработана педагогически обоснованная система занятий детских объединений эколого-биологической направленности, включающая прикладное творчество и анимацию. Это позволит повысить воспитательный потенциал учебного процесса в условиях дополнительного образования и даст возможность использовать эту систему в учреждениях дополнительного образования детей.
ГЛАВА 1. Межпредметная интеграция в учреждениях дополнительного образования детей
1.1. Понятие интеграции в образовании
Интеграция – (лат) – восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer – целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на вышеперечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.
Результаты применения межпредметной интеграции проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интеграции не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.
Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся. Стремление к интеграции является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образования. Под интеграцией в современном образовании понимается одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов личности [17]. В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единства мира и человека, живущего в нем и его познающего, единство земли и космоса, природы и человека. Проблема интеграции обучения в дополнительном образовании важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами. Интеграция направлена, с одной стороны, на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами, с другой – на создание единого образовательного пространства. Как видно из практики, интеграция – это смена деятельности и перенесения знаний из одного предмета в другой [10].
Одним из перспективных направлений в экологическом воспитании является межпредметная интеграция - идеи экологического образования реализовываются через разные виды деятельности ребенка:
проведение опытов с воздухом, водой, почвой и т.д.;
наблюдение за сезонными изменениями в природе, за животными зооуголка и пр.;
музыкально-театральную деятельность (инсценирование сказок, разучивание песен, стихов на экологическую тематику);
прикладное творчество;
анимацию.
1.2. Значение межсистемных ассоциаций в усвоении и дальнейшем применении эколого-биологических знаний
Психологи установили, что все воспринимаемое человеком оставляет следы в коре больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют. Они способствуют возникновению возбуждения и тогда, когда раздражитель, оставивший след, отсутствует. Поэтому человеческая память не только запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их тогда, когда это требуется [14].
Учитывая эти особенности, обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у обучающихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Способность памяти запоминать новое, на основе ранее известного, не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями, межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности [16].
Важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным [14].
На этом основании можно прийти к выводу, что овладение приемом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность обучающихся большую целенаправленность в решении определенных задач. Также оно повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач. Естественно, что реализация межпредметных связей не может решить всех сложных задач обучения. Поэтому активная работа каждого педагога по усилению, расширению и углублению межпредметных связей является одним из важных путей в комплексном решении проблем обучения и воспитания детей, формирования у них диалектического образа мышления [10].
Важную роль в экологическом воспитании играет внедрение элементов прикладного творчества и анимации в образовательный процесс. Прикладное творчество заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка: развивает мелкую моторику рук, помогает накапливать сенсорный опыт, учит самостоятельности, инициативности и творчеству, развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, обогащается речь. Анимация добавляет эмоциональности и зрелищности в образовательный процесс.
При использовании элементов прикладного творчества в процессе обучения на занятиях эколого-биологической направленности традиционно используются следующие техники и технологии выполнения практических работ:
• элементы бумагопластики – создание объемных изделий из бумаги;
• элементы фитодизайна – конструирование из природного материала;
• элементы флористики – создание художественных произведений по технике аппликации из природных материалов;
• лепка.
Для работы используются: картон, бумага, пластилин, природные материалы (древесина, шишки, семена, ракушки, сухие цветы, мох и т.д.)
Таким образом, знания, полученные на занятиях эколого-биологической направленности, закрепляются в процессе изготовления конкретных изделий и в процессе просмотра анимационных фильмов соответствующей тематики. Усвоенные знания являются более прочными благодаря особой эмоциональной окраске интегрированных занятий, в ходе которых они были получены.
1.3. Роль прикладного творчества и анимации в экологическом воспитании подрастающего поколения
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».
Необходимо учить детей замечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов; замечать, как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов).
Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать растущее и живое [5].
Жизнь природы, ее ритмы, застывшие как волны в рельефе, сезонные, суточные изменения, включая и мимолетные – порывы ветра, ход облаков, освещенность, дают в душе человека определенные отзвуки, находящие отражение в творчестве [1].
Экологическое воспитание средствами прикладного творчества и анимации способствует:
• созданию оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности;
• приобщению обучающегося к нравственно-эстетическим идеалам человечества как итогу культурно-исторического развития;
• созданию воспитательного пространства в системе непрерывного образования;
• интеграции основного и дополнительного образования;
• организации специфической среды, способствующей развитию творческого потенциала личности подростка, его самореализации, самопознания, самоопределения.
Интеграция прикладного творчества и анимации в образовательном процессе создает условия для экологического воспитания детей, прививает любовь к прекрасному. Обращаясь к творческим способностям ребенка, можно создать позитивный настрой. Творческая работа в сочетании с реальной практической деятельностью дает прекрасные воспитательные результаты.
ГЛАВА 2. Экологическое воспитание средствами прикладного творчества и анимации
2.1. Варианты дополнительных образовательных программ естественнонаучной направленности
Центр анимационного творчества «Перспектива» осуществляет образовательную деятельность в сфере дополнительного образования детей. Формы образовательного процесса разнообразны:
- работа творческих объединений и групп свободного набора;
- взаимодействие со школами города и области по организации учебного процесса с элементами анимации (программы «Введение в анимацию», «Киношкола», «Обучающие экскурсии», проект «Скорая анимационная помощь»);
- использование собственных авторских фильмов и анимационных программ для демонстрации на городских и областных мероприятиях, в образовательных учреждениях города.
Педагоги центра реализуют 118 программ дополнительного образования детей, в том числе и эколого-биологической направленности. Многие программы используют преимущества межпредметной интеграции, да и сама анимация - это интеграция различных видов деятельности.
Анимационный профиль ЦАТ «Перспектива» дает дополнительные возможности включения анимации в воспитательно-образовательный процесс центра. Индивидуально-личностный подход, являющийся приоритетным в системе дополнительного образования детей, создает условия для активного вовлечения в этот процесс каждого обучающегося.
Использование анимации и прикладного творчества в процессе обучения способствует не только быстрому, но и прочному усвоению материала. Знания, полученные таким образом, активно используются детьми в повседневной жизни. Это доказывает работа творческих объединений «Калейдоскоп природы» и «Времена года» центра анимационного творчества «Перспектива».
Комплексная дополнительная образовательная программа «Времена года» относится к естественнонаучной направленности и рассчитана на детей 5-7 лет. Она состоит из двух взаимодополняющих курсов: «Зеленые странички» и «Чудесная мастерская».
«Зеленые странички» – занятия, расширяющие представление детей о природе родного края, способствующие экологическому воспитанию. В ходе занятия активно используется игра как ведущий вид деятельности, а также рассказ с использованием презентаций и анимационных фильмов, интерактивные задания. Формы работы различны: индивидуальная, парная, групповая и фронтальная.
«Чудесная мастерская» – занятия, отражающие разнообразие видов прикладного творчества. Прикладное творчество дает возможность развивать у детей творческие способности. Оно тесно связано с такими видами искусства, как изобразительная деятельность, музыка, литература, анимация. Например, стимулом для творческой деятельности может послужить прослушивание музыки, чтение стихотворения или просмотр мультфильма.
Тематическое планирование данной программы разбито на отдельные блоки, соответствующие временам года. На занятиях создаются анимационные зарисовки по темам «Природа осенью», «Природа зимой», «Весна», «Здравствуй, лето!», которые в конце учебного года объединяются в анимационный фильм «Времена года».
Программа «Времена года» создает условия для развития творческих способностей через изучение дошкольниками природы родного края.
Она выполняет следующие задачи:
Обучающие. Расширять представления детей об окружающем мире, формировать навыки работы с различными материалами. Научить детей владеть техническими приемами. Знакомить с нетрадиционными способами изучения природы родного края. Знакомить с элементами анимационного творчества.
Развивающая. Развитие у детей творческой самостоятельности и активности. Развитие мелкой моторики.
Воспитательные. Воспитание умений общения со сверстниками и взрослыми. Формирование произвольного поведения, умения выполнять согласованные действия в коллективе, в паре, самостоятельно. Воспитание положительных эмоций и чувств, интереса и любви к природе родного края. Вовлечение детей в анимационную деятельность.
Актуальность комплексной образовательной программы «Времена года» для учреждения дополнительного образования состоит в том, что она позволяет в игровой занимательной форме не только сохранить и приумножить знания о природе Ярославского края, но и создать условия для развития интереса к ее изучению и охране окружающей среды посредством практических занятий по прикладному творчеству.
Таким образом, новизнаобразовательной программы «Времена года» состоит в том, что она позволяет уделить внимание экологическому воспитанию обучающихся с использованием прикладного творчества и анимации.
Дополнительная образовательная программа «Калейдоскоп природы» для детей 7-11 лет также относится к естественнонаучной направленности, так как предполагает изучение природы Ярославского края.
В последние годы в обществе значительно возрос интерес к окружающему нас миру природы, возможности его сохранности и защиты. Показателем этого является появление новых телевизионных и радиопередач экологической направленности, постоянное освещение данных вопросов в газетах и журналах, введение экологии как предмета в школьную программу. К сожалению, о природе далеких стран учащиеся часто знают намного больше, чем о местной флоре и фауне, о почвах и полезных ископаемых Ярославского края. Чем активнее подрастающее поколение будет изучать родной край, тем внимательнее и бережнее станет относиться к окружающей природе. Именно дополнительное образование позволяет в увлекательной и игровой форме заинтересовать детей изучением окружающей нас как живой, так и неживой природы.
Новизна состоит в том, что программа «Калейдоскоп природы» позволяет уделить внимание экологическому воспитанию обучающихся с использованием прикладного творчества и анимации.
Цель программы: приобщение детей к изучению природы Ярославского края, активно используя их творческую деятельность.
На занятиях обучающиеся не только изучают природу родного края, но и знакомятся с правилами сбора и хранения природных материалов, безопасностью труда при работе с ними, создают творческие работы. Изучая деревья, произрастающие в нашей местности, можно делать аппликации из листьев. Детям нравится угадывать, листья каких деревьев они используют при изготовлении своих работ.
Обучающиеся с удовольствием лепят представителей флоры и фауны, работают над макетами из различных материалов. Прикладное творчество помогает детям в создании коллекций и гербариев.
В течение года ребята с увлечением работают над проектами, которые направлены на формирование у ребёнка определённой системы интеллектуальных (изучение природы) и практических (прикладное творчество) умений. Детям интересен процесс создания проекта, его презентация, при этом они самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские навыки.
На занятиях обучающиеся не только изучают природу родного края, но и знакомятся с правилами сбора и хранения природных материалов, безопасностью труда при работе с ними, создают творческие работы. Изучая деревья, произрастающие в нашей местности, можно делать аппликации из листьев. Детям нравится угадывать, листья каких деревьев они используют при изготовлении своих работ.
Обучающиеся с удовольствием лепят представителей флоры и фауны, работают над макетами из различных материалов. Прикладное творчество помогает детям в создании коллекций и гербариев.
В течение года ребята с увлечением работают над проектами, которые направлены на формирование у ребёнка определённой системы интеллектуальных (изучение природы) и практических (прикладное творчество) умений. Детям интересен процесс создания проекта, его презентация, при этом они самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские навыки. Прикладное творчество и анимация помогают
осуществить творческий подход в подготовке объектов наглядности при работе над проектами,
Таким образом, прикладное творчество и анимация могут быть составной частью комплексной программы эколого-биологической направленности, либо их можно использовать при проведении занятий по изучению природы. Такое сочетание способствует улучшению качества образовательно-воспитательного процесса.
2.2. Мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса
Мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса в творческих объединениях проводится с целью обеспечение эффективного отслеживания результатов и их аналитического обобщения.
Задачи мониторинга:
1. Непрерывное наблюдение за состоянием учебно-воспитательного процесса в творческом объединении.
2. Своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в учебно-воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их.
3. Предупреждение негативных тенденций в организации учебно-воспитательного процесса.
4. Выявление реального состояния учебно-воспитательного процесса.
Знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обуславливают поведение человека. Иногда ребенок обладает определенным знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними. Знания всегда вербальны. Их легко обнаружить, задавая детям вопросы или предъявляя детям картинки. Предметы, которые они должны назвать, объединить, разложить определенным образом, а потом объяснить, что и как они сделали. Можно организовать словесную дидактическую игру, реакции детей в которой и будут отражением их знаний.
Сложнее определить отношение ребенка к природе, то есть результат экологического воспитания. Для этого используется беседа об определенном объекте, например, экосистеме лес. Можно спросить: часто ли ты бываешь в лесу? Любишь ли ты ходить в лес? Почему? Как надо вести себя в лесу? Почему в лесу надо соблюдать правила поведения? Детям нравится рисовать на обсуждаемую тему. Анализ рисунков может служить мониторингом образовательно-воспитательного процесса. Он наглядно показывает, что было с детьми в начале учебного года, и какими они стали в конце учебного года, каков результат эколого-педагогической работы.
Мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса в творческом объединении «Времена года» строится, прежде всего, на учете индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. Это наблюдение, диагностика знаний в игровой форме на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, а так же анкетирование родителей.
Родителям предлагается ответить на вопросы:
часто ли они бывают с детьми в лесу;
обращают ли внимание своего ребенка на сезонные изменения в природе;
есть ли в доме домашние животные;
принимают ли дети участие в уходе за домашними растениями и животными.
Анализ анкет дает представление об экологическом воспитании в семье и позволяет скоординировать образовательно-воспитательный процесс. Опрос в конце учебного года показывает, что 80% родителей отмечают у детей развитие наблюдательности и творческой активности.
Программа реализуется третий год. В результате созданы два анимационных фильма («Времена года», «У природы нет плохой погоды») с использованием природного материала о красоте окружающего мира. (Приложение 2) Дети активно участвуют в выставках, проводимых Центром. Это стало возможным только благодаря сочетанию прикладного творчества и изучения природы родного края.
Мониторинг образовательно-воспитательных результатовв творческом объединении «Калейдоскоп природы»проводится на протяжении всего периода обучения. Это педагогическое наблюдение за деятельностью обучаемых, их анкетирование с целью выявления удовлетворенностью образовательным процессом, результатами собственной работы, для определения степени усвоения материала предлагаются кроссворды, ребусы, викторины.
Мониторинг показал, что если на начало учебного года, лишь 15-20% обучающихся интересуются экологическими проблемами и могут предложить способы их разрешения, то к концу учебного года – 50-60%. Дети ответственнее относятся к содержанию животных и уходу за растениями. Многие стремятся к активной практической деятельности по охране окружающей среды. Это доказывает и проектная деятельность обучающихся. Дети активно участвуют в создании экологической странички «Медвежий угол». Многие творческие работы воспитанников отмечены дипломами различного уровня в номинации «Прикладное творчество».
2.3. Проведение экскурсий: «Природная мастерская»
В центре «Перспектива» в рамках областного просветительского экологического марафона «Планета Земля – наш общий дом» уже шесть лет проводится выставка детского творчества «Природная мастерская». Цель этой выставки: формирование экологической культуры детей через творческую деятельность в сфере прикладного искусства.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к природе, любви к красоте родного края;
- реализация творческого потенциала детей и подростков в декоративно-прикладном творчестве.
Экспозиция выставки представляет детские работы, выполненные с использованием природного материала. Продолжительность экскурсии, около 30 минут. Экскурсоводом может быть как педагог, так и подготовленный обучающийся. Экскурсию могут проводить и несколько детей, каждый из которых отвечает за определенный этап. Задача экскурсовода – логически объединить представленные объекты и в увлекательной форме рассказать о них.
В начале экскурсии после знакомства с группой, целесообразно дать 2-3 минуты. Чтобы дети предварительно ознакомились с выставкой, нашли свои работы или работы своих товарищей. Так как дети младшего школьного возраста в силу своих физиологических особенностей не способны длительно воспринимать информацию, то наиболее целесообразен вопросно-ответный метод ведения экскурсии. Это позволит всем детям включиться в работу. Содержание экскурсии зависит от представленных работ, а так же возраста экскурсантов. Для учащихся начальной школы нецелесообразно включать в текст большое количество различных терминов. Это может вызвать потерю интереса к экскурсии.
При использовании в тексте экскурсии художественной литературы основное внимание обращается на подбор таких отрывков из произведений, которые были бы полноценны в художественном отношении и отражали существенные, типичные стороны представляемых объектов.
Иногда внимание детей может привлечь определенный экспонат, поэтому необходимо сделать логический переход именно к этому объекту и продолжить экскурсию, иначе экскурсанты будут отвлекаться. К пропущенным работам можно вернуться позже, не забыв сделать логический переход.Юному экскурсоводу в случае необходимости в этом может помочь педагог.
Чтобы экскурсия прошла успешно необходимо правильно выбрать точку показа. Экскурсовод должен одновременно видеть 5 человек. Изложение должно быть энергичным. Темп речи - 120 слов в минуту. Нужно избегать длинных предложений с причастными и деепричастными оборотами. Плохо воспринимается детьми большое количество чисел,. На одну страницу печатного текста должно быть не более 1-2 чисел. Во время экскурсии нужно соблюдать дружеский тон и зрительный контакт с экскурсантами. Жесты должны быть естественными, лучше двумя руками.
В заключении экскурсии можно порекомендовать ребятам книги о природе. Для младших школьников, например, книги Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет» и «О природе для больших и маленьких», М.И. Нагибиной «Природные дары для поделок и игры» и «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры», А.А. Плешакова «Зеленые страницы» и другие. Экскурсия заканчивается просмотром фильмов, сделанных обучающимися Центра с использованием природных материалов. Примерный текст экскурсии представлен в Приложении 1.
Таким образом, экскурсия по выставке должна иметь культурно-познавательную составляющую, вызывать эстетическое и морально-психологическое удовлетворение экскурсантов. Это достигается за счет полноты и достоверности информации, а так же логического построения выступления. Только в этом случае она будет выполнять свои основные функции: информационную, коммуникативную, расширение кругозора, досуговую. Сочетание эколого-биологических знаний и возможностей прикладного творчества, а также анимации, создают для этого необходимые условия.
2.4. Методические материалы по реализации межпредметной интеграции на занятиях естественнонаучной направленности.
Учитывая сложившуюся современную ситуацию, необходимо эффективно использовать потенциалы анимационной и прикладной деятельности в рамках экологического воспитания детей, так как они обладают широкими возможностями для проявления личностной инициативы обучающихся, ориентации личности в социальных отношениях и развития навыков социально-коммуникативного взаимодействия.
Объем информации, который получают дети на занятиях эколого-биологической направленности, постоянно увеличивается. Педагог может облегчить усвоение материала, интегрируя в процесс обучения анимационное и прикладное творчество.
Эстетическое воспитание играет огромную роль в формировании экологического сознания. Результаты эстетического воспитания будут тогда успешнее, когда они тесно связаны не только с общественно важной, но и с предпочитаемой обучающимися деятельностью, например, прикладным творчеством и анимацией.
Чтобы формирование экологической культуры обучающихся происходило более эффективно, педагогу необходимо:
формировать у детей практические навыки и умения природоохранной деятельности;
использовать межпредметную интеграцию в целях прочного усвоения и закрепления изучаемого материала;
создать благоприятную учебную среду, где каждый ребенок находится в ситуации успеха;
проявлять личную заинтересованность к экологическим проблемам современности;
использовать формы и методы работы, характерные для прикладного творчества и анимации с целью усиления эмоционального воздействия занятий естественнонаучной направленности на обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя общий итог проделанной работы, хотелось бы еще раз подчеркнуть актуальность данной методической разработки. Современное общество предъявляет высокие требования к системе, как общего, так и дополнительного образования в воспитании гражданина, который знает и любит окружающий его мир. Участие детей и молодёжи в работе творческих объединений естественнонаучной направленности учреждений дополнительного образования детей в данном случае наиболее эффективно воспитывают их гражданскую позицию, а занятия прикладным творчеством и анимацией ещё больше повышают её эффективность.
Если знакомить ребенка с раннего детства с природой родного края, воспитывать желание сохранить ее для последующих поколений, это будет способствовать развитию активной творческой личности. Прикладное творчество и анимация дают возможность развивать у детей творческие способности. Являясь наиболее доступным для детей видом деятельности, прикладное творчество имеет глубокий социальный смысл и является средством нравственного и эстетического воспитания детей особенно в сочетании с изучением природы родного края.
Это открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности детей, поиска, исследования, развития творческой и познавательной активности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Использование преимуществ межпредметной интеграции на занятиях объединений естественнонаучной направленности в высшей степени целесообразно и дает неизменно хорошие результаты. Занятия, связанные с изучением природы требуют от детей самостоятельного поиска, развития и направленности их интересов на общественно значимые проблемы. Параллельно с этим использование элементов прикладного творчества и анимации способствует раскрытию творческого потенциала, возможности к самореализации, формировании активной жизненной позиции.
В центре анимационного творчества «Перспектива» созданы благоприятные условия реализации экологического воспитания детей средствами анимации и прикладного творчества Предложенные варианты программ показывают преимущества межпредметной интеграции на занятиях эколого-биологической направленности, а результаты деятельности детей (изготовленные анимационные фильмы, разработка и реализация проектов эколого-биологической направленности, участие в выставках прикладного творчества и кинофестивалях и пр.) доказывают эффективность данной методики.
Использование прикладного творчества и анимации на занятиях эколого-биологической направленности способствует повышению воспитательного потенциала учебного процесса и дает возможность использовать эту систему в учреждениях дополнительного образования.
Каким будет наш край, сможем ли мы сохранить его природу – ответ на этот вопрос во многом зависит от того, как подрастающее поколение будет относиться к природе родного края, сможет ли применять полученные знания на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список специальной литературы
Борсук О.А. Культурный ландшафт: изучение, сохранение –Дополнительное образование и воспитание, №2, 2008.
Евстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин. – «Культура и традиции», 1997.
Закон «Об образовании». – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2013.
Иванов В.С. Эстетическое воспитание детей в детском творческом объединении «Деревянная мозаика» – Дополнительное образование и воспитание, №7, 2008.
Казарчук Г.Н. Развитие экологических представлений у дошкольников – Дошкольная педагогика, №1, 2009.
Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. – Линка-пресс, 1996.
Крюкова Н.С. Нетрадиционные формы познания малой родины. –Дополнительное образование и воспитание, №8, 2008.
Меликсетян. А.С. Мозаика из дерева. – М., 1969.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 192с.
Нейгруц Т.В. Интеграция образовательных программ художественно-эстетической направленности в образовательном пространстве учреждений дополнительного образования – Дополнительное образование и воспитание, №9, 2008.
Николаева С.Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996.
Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей». Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М.: Новая школа, 1993.
Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристик- Образование и общество. - 2009. - N 1. - С. 9-13.
Соснин В.А. Красникова Е.А. Социальная психология. – М., 2004.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983.
Федотов Г. Сухие травы. – М., Аст-пресс, 1997.
Экология и культура: от прошлого к будущему. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 27-29 ноября 2009 года. – Ярославль, 2009.
Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес. – М., Гринпис России, Сибирский экологический центр, 2006.-48с.
Для педагога
Баранов И.А. и др. Родной край.- Ярославль, 1989.
Борсук О.А. Культурный ландшафт: изучение, сохранение -Дополнительное образование и воспитание, №2. 2008.
Захаров В.П. Книга юного дубосажателя. – М.:МСоЭС, 2002.- 20 с.
Крюкова Н.С. Нетрадиционные формы познания малой родины. -Дополнительное образование и воспитание, №8, 2008.
Лес и человек: перспективы сотрудничества. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Лес и человек. Перспективы сотрудничества» - М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005.-124с.
Лесной бюллетень №34.Февраль, 2007
Лесной бюллетень №37. Май, 2008.
Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. - Яр.: Академия развития, 1997.-224с.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Яр.: Академия развития, 1997.-192с.
Нейгруц Т.В. Интеграция образовательных программ художественно-эстетической направленности в образовательном пространстве учреждений дополнительного образования - Дополнительное образование и воспитание, №9, 2008.
Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природного материала. - Ярославль: Академия развития, 2000.-190с.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М.,.-98с.
Стишковская Л.Л. О чем говорят животные. – М., Агропромиздат,1989.-192с.
Литература для детей и родителей
Амоков В.Б. Искусство аппликации. – М.: Школьная Пресса, 2002.
Выгонов В.В., Гилямова Э.М., Захарова И.В. Аппликация. - М.: Издательский Дом МСП, 2000.
Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, снега, теста, пластилина. - Ярославль: Академия развития, 1998.
Гусарова Н.Н. Технология изонити для дошкольников. – С.-П.: Детство-пресс, 2005.
Гусарова Н.Н. Аппликация для дошкольников. – С.-П.: Детство-пресс, 2005.
Детская коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. М.: ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА, 2004.
Дмитриев Ю. Кто в лесу живет и что в лесу растет. – М., 2000.
Дмитриев Ю.О природе для больших и маленьких. – М., 2001.
Долженко Г.И. 100 оригами. - Яр.: Академия развития, 2001.
Дорожин Ю. И др. Первые уроки дизайна. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Ефремов Ю. Стихи, сказки, загадки. - Ярославль, 1958.
Ищук В.В., Нагибина М.И. Подарите детям праздник. - Ярославль: Академия развития, 2000.
Каченаускайте Л. Аппликация. – М.: АСТ, 2003.
Коллекция идей. Журнал для умелых ребят. – М.: ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА, 2006-2010
Мастерим с детьми. Детский журнал. №13. - БПВ – Бештельсервис, 2006
Махмутова Х.И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи. – М.: Школьная пресса, 2004.
Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим, как маги. - Ярославль: Академия развития, 1998.
Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. - Ярославль: Академия развития, 1997.-224с.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: Академия развития, 1999.-192с.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: Академия развития, 2000.-206с.
Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природного материала. - Ярославль: Академия развития, 2000.
Открытки своим руками: шаг за шагом: пер. с англ. – М.:АСТ: Астрель, 2006.
Савинов Е. Чудесная книга. Стихи. Ярославль, 1959
Тойбнер Армин. Веселые весенние штучки. Простые идеии для всей семьи. – Гамбург: Фрешферлаг, 2008
Уолтер Хелен. Узоры из бумажных лент. М.: Ниола –Пресс, 2007.
Ярославль и ярославцы. Пособие для учащихся.- Ярославль, 2005.
Приложение 1
Текст экскурсии «Природная мастерская»
Дорогие ребята! Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие в природную мастерскую. Мы часто мечтаем о чудесах. А они рядом, и их так много, нужно лишь научиться замечать. Вспомните какое-нибудь чудо, так поразившее вас в лесу, в поле, у озера или реки. Согласитесь, обидно, когда удивительное рядом, а ты его не замечаешь, не привык вглядываться в то, что тебя окружает. Давайте посмотрим на экспонаты выставки и сделаем для себя интересные открытия.
По щучьему велению, по нашему хотению оказались мы с вами на Сатурне. Какие здесь необычные деревья и цветы! Давайте посмотрим, из каких природных материалов они созданы? А это уже другая планета – Марс. Как называются жители этой планеты? Правильно – марсиане. При изготовлении этой работы тоже использовались сосновые шишки, веточки и желуди.
Такие же природные материалы использовались и при оформлении следующей работы – «Ледниковый период». Одним из героев этого мультфильма является Белка. Все вы, наверно, знаете, что белки очень любят орехи. Потешно смотреть, как зверек ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая дольше качается. Значит, на этой ветке и орехи. Причем на еду и про запас белка отбирает самые лучшие орехи. Зимой она не всегда отыскивает свои запасы, и тогда на месте беличьей кладовой весной появляются всходы орешника.
А какие еще животные делают запасы на зиму? Обратите внимание на следующую работу. Это мышка, которая делает запасы на зиму. Она тоже сделана из шишки, но из какой? Правильно, сосновой. Всем шишкам свойственны общие черты: они хорошо поддаются обработке и склеиванию, могут храниться долгие годы. Сосна и ель – это хвойные растения. Какие хвойные растения вы еще знаете? (Можжевельник, кедр, лиственница). Перед вами работа «Совушка-Сова», сделанная из кедровых орешков в технике аппликация, а вот кот – из шишек лиственницы. Чем лиственница отличается от других хвойных растений? Осенью листья дерева желтеют, и стоит она как будто вся золотая. Нигде в других странах нет таких обширных лесов из лиственницы, как в нашей стране.
Осенью меняют окраску многие деревья. На березе и липе листья становятся золотисто-желтыми, на рябине – красновато-бурыми, на дубе – бронзовыми, на осине и клене – желтыми и оранжевыми. Перед нами аппликации из листьев. Листья каких деревьев вы узнаете в этих работах? Изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках наступает в разное время. Раньше других начинает изменяться окраска листьев у березы. Почти одновременно с березой расцвечиваются листья рябины и липы. Затем окраску меняет осина, за ней тополь. Старые деревья раньше изменяют окраску, чем молодые. Чтобы сохранить собранные листья, их кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять. При изготовлении аппликации очень важно продумать сочетание фона и листьев. Умело подбирая листок к листку, совмещая их с семенами, лепестками цветов и другими засушенными материалами, нужно разложить композицию на фоне, проверить расположение всех деталей. После этого детали можно наклеивать клеем ПВА.
Вот еще одна аппликация. Она называется «Ежик». Здесь использованы не только листья, но и другие природные материалы. Какие? (семена клена и ясеня, березовая кора). Для работы желательно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, т.к. она более плотная, крепкая и гибкая. Под березой растут подберезовики. Какие еще съедобные грибы вы знаете? Нужно уметь собирать грибы: осторожно срезать ножом или выкручивать. Образовавшуюся ямку необходимо присыпать листьями или хвоей. Нельзя разрывать землю вокруг найденного гриба, брать незнакомые или старые червивые грибы. Давайте рассмотрим работу «Грибная полянка». Плоды какого дерева ребята использовали для изготовления шляпок грибов? Мы с вами вспомнили еще одно лиственное дерево – каштан. Из листьев этого дерева сделана и следующая композиция – «Аквариум». В природе рыбы летом откладывают икру. Из икринок постепенно развиваются мальки, которые к осени становятся взрослыми рыбами. Рыбки в следующей композиции сделаны из ракушек. Ракушки – удивительно красивый, разнообразный по форме и цвету материал. В зависимости от места обитания форма и цвет ракушек меняются. Окраска многих домиков моллюсков делает их незаметными в окружающей среде. Створки ракушек хорошо склеиваются клеем и обрабатываются различными инструментами.
Какие материалы, кроме ракушек использованы для изготовления следующей композиции – «Лягушка»? (камешки, сухие растения). На редком пруду нет лягушек. Может быть, вам удавалось полюбоваться тем, как лягушка охотится? Неподвижно сидит она на берегу, ожидая, чтобы какое-нибудь неосторожное насекомое подлетело к ней поближе. Быстрым прыжком она бросается вперед и выкидывает изо рта свой длинный язык. Добыча схвачена - и ловкий охотник снова сидит неподвижно, как ни в чем не бывало. А знаете ли вы, что на островах Зондского архипелага живет настоящая летающая лягушка? У нее на лапках натянуты перепонки, которые позволяют ей планировать с дерева на дерево. Она, наверно, даже могла бы поселиться в лесном домике. Давайте перенесемся из водного царства в лесное и рассмотрим этот домик поближе. В основе этой композиции – ветка дерева. Для создания композиции лучше использовать ветки сосны, ели, сирени. Они упруги и при высыхании не так легко ломаются. Сбор веток – работа, требующая времени, терпения, аккуратности. Деревья нужно беречь и для поделок собирать сухие, но не слишком пересохшие ветки. В следующей композиции – «Волшебный лес» - ветки использовались при изготовлении некоторых частей фантастических существ: рук, ног, шеи и т.д. Часто этот природный материал используется при изготовлении букетов и цветочных композиций. Вот несколько таких работ. Назовите, пожалуйста, плоды, которые использовались для их изготовления.
Плоды использованы и для изготовления героев следующей композиции – «Чипполино и дядюшка Тыква». Кто догадался, какие? Это декоративные тыквы. Они бывают разной формы и оттенков. Этот материал легко обрабатывается и, высыхая, хорошо сохраняется.
На этом наше небольшое путешествие в природную мастерскую заканчивается. Мы познакомились с различными природными материалами, помогающими творить чудеса. Посмотрели, что из них можно сделать. Надеемся, что после посещения выставки у вас возникнут новые идеи, и вы создадите замечательные поделки, подарки вашим родным и друзьям. Природа может научить нас многому, нужно только внимательнее к ней относиться и шаг за шагом делать удивительные открытия.